Николай андреевич римский-корсаков

Опера и зрелое творчество

Желая продолжить деятельность на ниве искусства, Римский-Корсаков вновь попал под руководство Балакирева. По рекомендации своего преподавателя он продолжил трудиться над Первой симфонией и серьезно ее переработал. Произведение композитора исполнили в 1865. Но это был лишь первый шаг на пути к творческим высотам.

Н. Римский-Корсаков в юности

В ранние годы своей активности Римский-Корсаков ориентировался на сочинения зарубежных композиторов, таких как Г. Берлиоз и Ф. Лист. Однако в его работах прекрасно уживались зарубежные и русские народные мотивы, что в итоге стало визитной карточкой композитора.

В 1867 году из-под пера Николая Андреевича вышло произведение «Садко». Позже его фрагменты частично вошли в структуру одноименной оперы. А еще через год на свет появилась сюита «Антар». Римский-Корсаков вошел в период профессионального, зрелого творчества.

Помимо композиции он занимался рутинными вопросами: оркестровкой, инструментовкой чужих произведений. В первую очередь, работ коллег по музыкальному сообществу.

В начале 70-х Римский-Корсаков нащупал свою нишу. Он стал трудиться в жанре оперы. Впоследствии именно эта композиционная форма стала его излюбленной. Уже в 1872 году из-под пера талантливого музыканта вышла его первая опера «Псковитянка» по драме Льва Мея.

Дебютная работа в жанре стала известной и узнаваемой. Римский-Корсаков получил свою порцию славы и был признан широкой общественностью. В том числе профессиональными кругами.

Немногим до этого музыканта приняли профессором Санкт-Петербургской консерватории. Начиная с 70-х, он получил еще и административные должности: директора музыкальной школы, инспектора и пр. Также Римский-Корсаков занимался дирижированием, управлял оркестрами.

Несмотря на явный успех, композитор быстро понял, что для действительно серьезного творчества ему не хватает специального образования. Николай Андреевич начинает усиленно изучать дисциплины, которые преподают в консерватории.

Покрыть недостаток формальной подготовки ему удается довольно быстро. В результате музыкант смог усовершенствовать свою композиторскую технику. Старания не прошли даром и на свет появилась Третья симфония и еще ряд произведений.

В период нового десятилетия, в 80-е Римский-Корсаков берется за творчество со свежими силами. После долгой работы на свет появляются две оперы: «Снегурочка», а также «Майская ночь». Не считая других произведений, в иных жанрах.

В период 80-х Николай Андреевич помимо композиторской деятельности занимался административными вопросами, много дирижировал.

Кропотливая работа, труд без устали сыграли свою роль. Из-за перенапряжения и груза личных проблем Римский-Корсаков впал в состоянии творческого кризиса.

Спад активности композитора пришелся на начало 90-х. В этот период он много читал, интересовался философией, писал статьи и публицистические материалы. Практически не сочинял, пытаясь найти выход из кризисного состояния.

Возвращение к профессиональному творчеству произошло на удивление быстро. Уже в середине 90-х Н. А. Римский-Корсаков взялся за активное сочинительство. Судьба будто бы вознаградила его за терпение и позволила наверстать упущенные годы.

Вторая половина десятилетия стала временем исключительной творческой активности композитора. Одно за другим из-под его пера выходили новые произведения.

В числе работ того периода можно назвать оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», «Ночь перед рождеством», «Садко». Все с неизменным постоянством становились известны практически сразу после первого исполнения.

В последующие годы Николай Андреевич написал еще 7 крупных опер. Он работал до самого конца своего жизненного пути.

Помимо композиторской деятельности и музыкальных талантов, сочинитель известен как человек с активной общественной позицией, сторонник перемен и справедливости.

Реакционные, репрессивные действия царской администрации, давление власти, а также революционные события 1905-1907 года, что последовали позже, Римский-Корсаков воспринял с воодушевлением. Он открыто поддерживал студентов, которые выступали против ужесточения правил, а также казарменных порядков в университетах.

В знак протеста он уволился из Санкт-Петербургской консерватории и вернулся на должность, только когда события более-менее утихли, и власть пошла на уступки. Это отдельно характеризует композитора как личность.

Литература

  • Вересаев В. Спутники Пушкина. Т. 1.
  • Руденская М. П., Руденская С. Д. Они учились с Пушкиным. — Л., 1976. — С. 181—187.
  • Черейский Л. А. Пушкин и его окружение. — Л.: Наука, 1975. — С. 196.
Дата смерти 26 сентября 1820(1820-09-26)
Место смерти Флоренция
Страна Российская империя Российская империя
Профессии композитор
Первый выпуск Царскосельского Императорского лицея
Александр Бакунин • Сильверий Броглио • Владимир Вольховский • Александр Горчаков • Павел Гревениц • Константин Данзас • Антон Дельвиг • Семён Есаков • Алексей Илличевский • Сергей Комовский • Александр Корнилов • Николай Корсаков • Модест Корф • Константин Костенский • Вильгельм Кюхельбекер • Сергей Ломоносов • Иван Малиновский • Аркадий Мартынов • Дмитрий Маслов • Фёдор Матюшкин • Павел Мясоедов • Александр Пушкин • Иван Пущин • Николай Ржевский • Пётр Саврасов • Фёдор Стевен • Александр Тырков • Павел Юдин • Михаил Яковлев

корсаков николай александрович бердяев, корсаков николай александрович булганин, корсаков николай александрович загряжский, корсаков николай александрович лукашенко

Опера

Самыми важными сочинениями считаются оперы, которые были написаны композитором. Он принялся за их создание после того, как в 1873 году оставил службу во флоте. Первым подобным музыкальным произведением стала опера «Псковитянка», затем Римский-Корсаков написал «Майскую ночь», которая была создана по мотивам содержания одноимённой повести Н. В. Гоголя.

В 1881 году была представлена опера «Снегурочка» — самое главное произведение Римского-Корсакова, написанное по пьесе А. Н. Островского.

Интересным фактом является то, что в 1896 году композитор написал оперу «Садко», которая начала пользоваться известностью и популярностью как у критиков, так и у любителей классической музыки.

Начало творчества Римского-Корсакова

Через три года вернувшись в Санкт-Петербург, Николай Андреевич снова налаживает контакты с кружком Балакирева. Именно тогда он знакомится с А.П. Бородиным, Л.И. Шестаковой (сестрой Глинки) и П.И. Чайковским.

Под влиянием Балакирева, Римский-Корсаков продолжает работать над своей Первой симфонией. В это же время из-под его пера выходят «Увертюра на русские темы» (1866), «Сербская фантазия» (1867), симфоническая картина «Садко» (1896), Вторая симфония («Антар», 1868 г.) и ряд ярких поэтичных романсов. Всего им было написано 79 романсов.

Учитывая биографию Римского-Корсакова, который был из военно-морского рода, ему на генетическом уровне передалась любовь к морю. До него никто даже не пробовал изображать морскую стихию в музыкальных красках.

С помощью необычных приемов ему удавалось виртуозно предавать особенности моря и всего, что с ним связано. Позже эти идеи стали перенимать и другие знаменитые композиторы.

Интересен факт, что Римский-Корсаков обладал так называемым цветным слухом. То есть он каждую тональность видел в определенном цвете. Эта уникальная особенность называется синестезией. Таким образом, ми мажор у него соотносился с синим цветом. Поэтому все «морские» произведения написаны у него именно в ми мажоре.

Место Римского-Корсакова в истории русской музыки[править | править код]

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составил сборник «Сто русских народных песен», 1877: гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, — «40 народных песен», 1882). Увлечение фольклором, древнеславянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1879), «Снегурочка» (по А. Н. Островскому, 1881) — любимое музыкальное произведение Римского-Корсакова, которое он считал своим лучшим творением, «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1895). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики — искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости.

Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически

Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) — беспощадная сатира на царское самодержавие.

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже…»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе — либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.

Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра — «Испанское каприччио» (1887) и симфоническая сюита «Шехерезада» (1888). Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в том числе вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря».

Творчество Римского-Корсакова ярко национально. Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки: расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой — сложные лады (в том числе характерный звукоряд — гамма Римского-Корсакова, оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью.

Важное просветительское значение имела дирижёрская деятельность Римского-Корсакова, пропагандировавшего произведения русских композиторов. Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» М.Мусоргского; Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки).

Биография Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков – знаменитейший композитор, чьи оперы до сих пор не сходят со сцен первых театров Европы и мира. Узнаваемый стиль Римского-Корсакова – простота и спокойное внутренне величие; а его духовные произведения снискали у публики не меньшую любовь, чем светская музыка.

Николай Андреевич родился в 1844-ом году семье государственного служащего, занимавшего высокие посты во вверенной ему Новгородской губернии. Мать будущего композитора была дочерью помещика и крепостной крестьянки; но ни занятость отца, ни низкое происхождение матери не повлияли на обстановку в семье отрицательно. Николай Андреевич рос, окружённый любовью и заботой глубоко религиозных людей. Приглашённые на дом учителя преподавали мальчику грамоту и музыку, и, хотя последняя довольно рано вошла в круг интересов Римского-Корсакова, предпочтение он отдавал музыке церковной и народной.

Переезд будущего композитора в Санкт-Петербург был связан со смертью его отца. Юноше было восемнадцать лет; он быстро вошёл в артистические – прежде всего, музыкальные – круги столицы того времени. Главное событие этого периода, безусловно, — встреча Римского-Корсакова с Милием Алексеевичем Балакиревым, композитором, в кружке которого и сформировались музыкальные и общеэстетические вкусы Николая Андреевича. Балакирев оказывал своим ученикам – в числе которых был и Модест Петрович Мусоргский – всяческую поддержку, помогал им найти свои сильные стороны и определить свою дорогу в музыкальном мире.

Под влиянием, вероятно, опыта и авторитета своего старшего брата, Воина, Николай Андреевич, окончив в Петербурге Морскую академию, отправился на военно-морскую службу. В условиях такого путешествия не оставалось времени для сочинительства; но опыт посещения других стран и величие морских просторов Римский-Корсаков запечатлел позже в своих «Морских пейзажах».

Вернувшись в столицу, Николай Андреевич снова сходится с кружком Балакирева, к которому успели присоединиться многие молодые композиторы, среди них – Пётр Ильич Чайковский и Александр Сергеевич Даргомыжский. Римский-Корсаков возобновляет работу над симфонией, оставленную им из-за службы. Эта симфония была завершена и исполнена в 1865-ом году.

Следующие два года композитор трудится над оперой «Садко». В ней нашли выражение тенденции, мотивы и музыкальные взгляды Римского-Корсакова, ставшие впоследствии определяющими для всего его творческого пути. В будущем композитор не единожды обращался к сказочному материалу в поисках вдохновения.

После краткого перерыва в творчестве ради изучения философии в 1890-х годах, композитор вернулся к бурной деятельности – на рубеже веков создаются оперы («Моцарт и Сальери», «Ночь перед Рождеством» и др.) и отдельные симфонические произведения.

Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался в своей загородной усадьбе под Петербургом в 1908-м году. Ныне эта усадьба реконструирована и объединена с соседними владениями композитора в мемориальный музейный комплекс.

3, 4, 5 класс

Интересные факты и даты из жизни

Это интересно: 497,Биография Карла Фридриха Гаусса — рассказываем детально

Интересные факты

  • Во время обучения Николая в Морском кадетском корпусе директором учебного заведения назначили Воина Андреевича, его брата.
  • Римский-Корсаков мог писать музыку без инструмента. Так, большая часть оперы «Сервилия» была написана во время зарубежного путешествия композитора с супругой, когда рояль ему был недоступен.
  • «Могучая кучка» распалась к 1874 году. Более того, пути ее членов разошлись и творчески, и личностно: Римский-Корсаков перестал тесно общаться с Мусоргским, а с Кюи и Балакиревым отношения охладились вплоть до полной неприязни.
  • В 1898 году чета Римских-Корсаковых была приглашена в московскую квартиру Л.Н. Толстого. Между писателем и композитором возник ожесточенный спор об искусстве. Толстой доказывал, что вся музыка вредна и позорна, а Николай Андреевич не менее жестко ему оппонировал.
  • Постановка «Царской невесты» фактически спасла Московскую частную оперу от полного разорения и краха. С.И. Мамонтов на тот момент находился под арестом и был объявлен банкротом.
  • В 1910 году в рамках «Русских сезонов» Михаил Фокин поставил в парижской Гранд-Опера балет «Шехеразада» на музыку сюиты Римского-Корсакова. В 1993 году балет был возобновлен в России, с 1994 года – в репертуаре Мариинского театра.
  • С большой любовью и абсолютной удовлетворенностью композитор относился только к двум своим операм – «Снегурочке» и «Царской невесте».
  • Санкт-Петербургская консерватория, в которой более 35 лет преподавал Н.А. Римский-Корсаков, сейчас носит его имя.
  • Два самых вдающихся ученика Римского-Корсакова, Стравинский и Прокофьев, неоднозначно отзывались о его занятиях. Игорь Федорович по-человечески любил своего учителя, но не находил в его музыке глубины и не разделял его атеистических убеждений. Сергей Сергеевич считал занятия с мастером поверхностными, ему недоставало взаимного общения. Именно поэтому Прокофьев не называл себя учеником Римского-Корсакова. Вместе с тем музыка «Сказания…» и «Снегурочки» потрясли и творчески вдохновили молодого композитора.
  • Римский-Корсаков – 26-й по частоте исполнения оперный композитор в мире. В прошлом сезоне постановки его опер были показаны более 650 раз. Самая исполняемое произведение – «Царская невеста», она входит в сотню самых популярных опер мира.
  • Мариинский театр чтит исторические связи с произведениями Римского-Корсакова: в его текущем репертуаре 8 опер композитора и балет «Шехеразада».
  • Из 10 представителей шестого поколения потомков композитора только двое – Андрей Владимирович и Александр Владимирович носят его фамилию. Они – праправнуки Владимира Николаевича, его третьего сына. Среди праправнуков самого Н.А. Римского-Корсакова – Ольга Фаворская, певица и композитор.

Творчество

Римский-Корсаков в дальнейшем увлекся изучением фольклора, после чего он создал симфоническую картину «Садко». Кстати, его музыкальный материал позднее был использован для создания одноименной оперы. Талантливый композитор использовал свои новаторские подходы, благодаря чему музыка звучала фантастически.

Современники считают, что от природы композитор был наделен цветным слухом, что позволило ему создавать потрясающие произведения. Из-под пера талантливого музыканта появилась сюита «Антар». Постепенно Николай начинает осваивать оперный жанр. Первая полноценная опера была написана им в 1872 году. Она получила название «Псковитянка». Премьера произведения состоялась в Мариинском театре.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

В.А Серов.
Портрет композитора
Н.А.Римского-Корсакова. 1898. 

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (6.03.1844-7.06.1908),
русский композитор, дирижер, педагог,
музыкальный и общественный деятель. Во время
учебы в петербургском Морском корпусе занимался
музыкой под руководством Ф. А. Канилле. С 1861
Римский-Корсаков — член балакиревской группы
“Могучая кучка”, с 1871 — профессор Петербургской
консерватории, в 1883-94 — управляющий Придворной
певческой капеллой.

Музыкальному творчеству
Римского-Корсакова присущи
красочно-изобразительный характер, особая
чистота лирики, связанная с миром сказки, с
поэзией русской природы, мастерство
инструментовки, новаторство в гармонии.
Римскому-Корсакову принадлежат 15 опер. Среди них:
“Псковитянка” (1872) — первая его опера, имевшая
особенно большой успех у демократической
молодежи, “Майская ночь” (1879) и “Ночь перед
Рождеством” (1895) — по одноименным произведениям Н.
В. Гоголя, опера-сказка “Снегурочка” (1896, по
пьесе А. Н. Островского), опера-былина
“Садко” (1896), опера-балет “Млада” (1892), оперы
“Царская невеста” (1898), “Сказка о царе Салтане”
(1900), “Кащей Бессмертный” (1902), опера-легенда
“Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии” (1907, по мотивам русского эпоса), сатира
на самодержавие — “Золотой петушок” (1907).
Римским-Корсаковым созданы выдающиеся
симфонические произведения (“Испанское
каприччио”, “Шехеразада”), сочинения для
оркестра, романсы. Им завершен ряд произведений М.
П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского.
Римский-Корсаков
много выступал как дирижер оперных спектаклей и
симфонических оркестров.

В. А. Федоров

Марка СССР, выпущенная к 100-летию со Дня рождения композитора.

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844, г. Тихвин Новгородской губ. — 1908, усадьба Любенск Петербург. губ.) — композитор. Род. в старинной дворянской семье. С детства мечтая стать моряком, в 1856 поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, где легко и хорошо учился. Услышав в 1858 оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И. Глинки, к-рая произвела на него огромное впечатление, Римский-Корсаков увлекся музыкой, брал уроки фортепиано, познакомился с М.А. Балакиревым, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргским, В.В. Стасовым, позднее с А. П. Бородиным, образовавшими впоследствии кружок «Могучая кучка».
Римский-Корсаков работал над Первой симфонией, когда он окончил Морской корпус гардемарином и отправился в плавание на клипере «Алмаз», побывав во многих портах Европы, Сев. и Южной Америки. Но, где бы он ни был, всегда находил возможность уделять время любимому занятию — музыке. В 1864 был произведен в мичманы. Вернувшись из плавания, сблизился с музыкантами, стимулировавшими творческие поиски. В 1865 прозвучала Первая симфония, доработанная Римским-Корсаковом. В 1871 стал преподавать в Петербург, консерватории. В 1873 был назначен инспектором музыкантских хоров морского ведомства, а на следующий год был избран директором Бесплатной музыкальной школы; с 1883 состоял помощником управляющего придворной капеллой. Ученик Римского-Корсакова, музыковед А.В. Оссовский писал: «Как художник, Римский-Корсаков — Протей, принимающий тысячу обличий. Как некий чародей Звездочет, он вызывает перед нами по своей прихоти яркие лики реальных или сказочных людей, образы фантастических существ, рисует до осязательности конкретные картины природы, изображает неистовство бушующих стихий, но сам остается в стороне, над жизнью вызванного им мира, и, как маг, повелевает им». Выступавший в качестве дирижера оперных спектаклей и симфонических концертов, профессор Петербург, консерватории, создавший свою школу, Римский-Корсаков стал автором 15 опер, 13 симфонических и 6 хоровых произведений, романсов, дуэтов, трио, обработок народных песен и редакций произведений других композиторов, оставил огромное лит. наследие. Похоронен в Новодевичьем монастыре в Петербурге. В 1937 его прах был перенесен вЛенингр. пантеон-некрополь при Александро-Невской лавре.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.

Марка СССР, выпущенная к 100-летию со Дня рождения композитора.

Интересные факты из биографии Римского-Корсакова

  • Первым музыкальным инструментом великого композитора стал детский барабан, на котором трёхлетний Николай играл с такт с отцом, играющим на фортепиано. Маленький музыкант попадал точно в ноты.
  • И родители, и сам Николай мечтали о его офицерской карьере. О том, что его призвание — музыка, Николай Андреевич понял только в Морском кадетском корпусе.
  • Балакирев, ставший близким другом Римского-Корсакова и много помогавший ему в музыкальном творчестве, был достаточно тяжёлого характера. Это привело к тому, что в начале 90-х годов оба композитора перестали общаться друг с другом вообще.

Жизненный путь композитора

  1. В 1862 году Николай Андреевич оканчивает Морской корпус с отличными отметками и поступает на службу в чине гардемарина. Он служит на клипере под названием «Алмаз» до 1865 года и посещает множество стран Европы, Бразилию и Северную Америку. Служба не дает возможности для творчества, и он откладывает свои идеи и мысли. Это большое путешествие по морским просторам, однако, оставляет след в будущем творчестве и отразится в музыке.
  2. После возвращения в 1865 году Николай Андреевич опять входит в Балакиревский кружок, где знакомится с А.П. Бородиным, П.И. Чайковским и А.С. Даргомыжским. Римский-Корсаков опять начинает сочинять музыку. Балакирев направляет композитора на путь использования народного творчества.
  3. В 1867 году Николай Андреевич пишет музыкальную картину «Садко», частично легшую в основу будущей оперы. В этой опере Римский-Корсаков впервые использует прием симметричного лада. Он будет использовать этот прием в остальных своих сказочных произведениях.
  4. В 1869 году звучит премьера Второй симфонии композитора, вдохновленной сказкой Осипа Сенковского.
  5. 1871 год для Николая Андреевича ознаменовывается званием профессора в Санкт-Петербургской консерватории.
  6. Уже в период с 1873 по 1884 он выступает в качестве инспектора духовых оркестров Морского ведомства.
  7. Начиная с 1874 года, Николай Андреевич начинает активно заниматься дирижерской деятельностью и работает как на оперных постановках, так и на симфонических концертах.
  8. В середине 1870-х годов Николай Андреевич активно занимается собственным музыкальным образованием, так как чувствует его недостаток, несмотря на уже большую педагогическую деятельность в этой области.
  9. В период 1877-1878 годов композитор совместно с Балакиревым и Лядовым работает над редактурой известной оперы «Руслан и Людмила» композитора М.И. Глинки. Редактурой произведений других композиторов он занимается с конца 1860-х годов.
  10. В 1882 году он начинает возглавлять «Беляевский кружок» – группу композиторов и музыкантов, которые собирались на музыкальные вечера в доме М.П. Беляева.
  11. С 1886 по 1900 годы является постоянным дирижером «Русских симфонических концертов», организованных тем же меценатом и музыкантом Беляевым.
  12. В октябре 1887 года впервые звучит его «Испанское каприччо», оркестром в этот день руководил сам автор произведения.
  13. С начала 1890-х годов наблюдается спад его творческой деятельности, так как композитор увлекается изучением философии, но с середины десятилетия его активность в музыке набирает новые обороты, и он пишет свои известные оперы «Садко», «Моцарт и Сальери», «Ночь перед Рождеством» и другие.
  14. С 1906 года Римский-Корсаков избирается членом Шведской королевской музыкальной академии.
  15. В 1905-1907 годах композитор активно поддерживает революционные движения. В поддержку бастующих студентов он увольняется из консерватории и возвращается только после смены ее руководства и удовлетворения некоторых требований протестующих.
  16. В 1907 году Николай Андреевич становится членом Комитета, занимающегося организацией «Исторических русских концертов», проводившихся в Париже. На них он также выступает в качестве дирижера. В программе концертов звучат его произведения.
  17. 8 июня 1908 года в результате инфаркта миокарда Николай Андреевич скончался в Любенске в стенах своей загородной усадьбы. Его похоронили в столице на территории Новодевичьего кладбища, но в 1930-х годах прах был перенесен советскими властями при создании Некрополя мастеров искусств, находящегося в Александро-Невской лавре.

Римкий-Корсаков за работой

Революция 1905 года

В 1905 году в Санкт-Петербургской консерватории прошли демонстрации — революционно настроенные студенты требовали политических изменений и создания конституционного строя в России. Римский-Корсаков чувствовал потребность защитить право студентов на демонстрацию, особенно когда власти начали проявлять к ее участникам жестокость. В открытом письме композитор встает на сторону учащихся, требующих отставки директора консерватории. Отчасти из-за этого письма 100 студентов были выгнаны из учебного заведения, а Римский-Корсаков потерял должность профессора. Однако Николай Андреевич продолжил давать уроки дома.

Очерк жизни и творчества (автор — И. Образцова)

Глава 1. Годы юности | | | | | | | | | | | | | | |

Глава 2. «Весенние» оперы | | | | |

Глава 3. Поэт оркестра | | | | | |

Глава 4. «Садко» | | | | |

Глава 5. Новые поиски | | | | | | |

Глава 6. В преддверии революции | | | | | | | |

Глава 7. Последняя опера | | | | | | | |

Любителям музыки хорошо знаком портрет Н. А. Римского-Корсакова работы художника В. А. Серова. Великий композитор изображен за работой: левой рукой он придерживает листы рукописи, правая уже нацелилась что-то исправить. А кругом — на массивном письменном столе и этажерке — книги и рукописи… Общий тон картины — намеренно приглушенный, неяркий — рождает мысль о буднях, заполненных неустанным трудом. Подчеркнуто прямая посадка худощавой фигуры, умное, одухотворен­ное лицо, живой взгляд, который не могут притушить двойные очки, — все говорит о человеке большой воли, уверенном в правильности избранного пути. Таким был Н. А. Римский-Корсаков, своим искусством и всей своей жизнью служивший обществу.

Деятельность его поражает многообразием; он — один из великих композиторов; дирижер, пропагандировавший русскую музыку; теоретик-мыслитель, оставивший ряд трудов по теории музыки, в том числе — «Учебник гармонии» и «Основы оркестровки»: педагог, вырастивший несколько поколений музыкантов; собиратель и исследователь народного творчества; редактор многих крупнейших произведений русской музыки… Трудно представить себе, что это все делал один человек!

Многогранно и творчество Римского-Корсакова: он создал 15 опер, 10 симфонических, а также несколько камерно-инструментальных произведений, хоров, кантат, около 80 романсов. Его произведения разнообразны по характеру музыки, темам, сюжетам.

Однако, какое бы сочинение Римского-Корсакова ни рассматривать, всегда в нем выступает великий русский художник-гражданин, борец за справедливость. Римский-Корсаков умел любить и ненавидеть. Он видел прекрасное в жизни, в людях, в природе, воспевал его в своем творчестве. Так же ясно, как и прекрасное, видел он и безобразное, прежде всего несправедливость царской власти. Темы добра и зла, красоты и насилия над ней, любви к Родине и защиты ее от врага занимают центральное место в его творчестве. Отсюда и привязанность композитора к былинам, преданиям, сказкам, в которых об­разно раскрывается борьба добра и зла, утверждается вера в победу доброго начала.

Детство и юность Римского-Корсакова прошли при крепостном праве, а в конце жизни он стал свидетелем событий первой русской революции. Взгляды его сформировались в 60-х годах под сильным влиянием писателей-демократов. Их заветы — глубочайшую любовь к Родине, народу, свободомыслие и ненависть к самодержавию он пронес через всю жизнь. Высокой принципиальностью, честностью и беспощадной правдивостью отмечены вся его жизнь, творчество и музыкально-общественная деятельность. Думается, что не случайно Римский-Корсаков закончил свои воспоминания такими знаменательными словами: «Летопись моей музыкальной жизни доведена до конца. Она беспорядочна, не везде одинаково подробна, написана дурным слогом, часто даже весьма суха; зато в ней одна лишь правда». (Здесь и далее все цитаты без указания их источников приводятся по книге: Н. А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни. Музгиз, М., 1955.)

дальше »

Иллюстрация:
Валентин Серов. Портрет Н. А. Римского-Корсакова, 1898 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: