История
Ранняя схема вертикального клавесина (клавицифериума). Арно де Зволле, c. 1430
Иоганн Себастьян Бах — Прелюдия до мажор, BWV 846 Исполняет Роберт Шретер на французском клавесине Доменико Скарлатти — Соната ре минор K. 9, Аллегретто В исполнении Марта Гольдштейн на итальянском клавесине Иоганн Себастьян Бах — Английская сюита No. 1 ля мажор, BWV 806 — прелюдия Исполняет Марта Гольдштейн на фламандском клавесине Адриано Банкиери — Битва Исполняет Сильвия Кинд на клавесине образца начала 20 века. |
|
Проблемы с воспроизведением этих файлов? Видеть помощь СМИ. |
Клавесин был изобретен, скорее всего, в позднем средневековье. К 16 веку итальянские мастера клавесинов изготавливали легкие инструменты с низким натяжением струн. Другой подход был использован в Южные Нидерланды начиная с конца 16 века, особенно Ruckers семья. Их клавесины имели более тяжелую конструкцию и давали более мощный и характерный звук. Среди них были первые клавесины с двумя клавишными, которые использовались для транспозиция.
Фламандские инструменты послужили образцом для строительства клавесина 18-го века в других странах. Во Франции двойные клавиатуры были адаптированы для управления различными струнными хорами, что сделало инструмент более гибким в музыкальном плане. Инструменты высших достижений французской традиции от таких производителей, как Семья Бланше и Паскаль Таскин, являются одними из самых почитаемых клавесинов и часто используются в качестве моделей для создания современных инструментов. В Англии Киркман и Шуди фирмы производили сложные клавесины большой мощности и звучности. Немецкие строители расширили звуковой репертуар инструмента, добавив шестнадцать футов и два фута хоры; в последнее время эти инструменты служат моделями для современных строителей.
В конце 18 века клавесин был вытеснен пианино и почти исчез из поля зрения на протяжении большей части XIX века: исключением было его продолжающееся использование в опере для сопровождения речитатив, но фортепьяно иногда и там его вытесняло. В двадцатом веке попытки возродить клавесин начались с инструментов, в которых использовалась фортепианная технология, с тяжелыми струнами и металлическими каркасами. Начиная с середины 20 века, представления о создании клавесина претерпели серьезные изменения, когда такие строители, как Фрэнк Хаббард, Уильям Дауд, и Мартин Сковронек стремился восстановить строительные традиции периода барокко. Клавесины этого типа исторически обоснованной строительной практики доминируют на современной сцене.
Клавесин
КЛАВЕСИН Французский clavecin, от позднелатинского clavicymbalum, от латинского clavis — ключ (отсюда ключ) и cymbalum — цимбалы — клавишный инструмент. Он известен с 16 века (строительство началось в 14 веке), первые сведения о клавесине относятся к 1511 году; самый старый из сохранившихся инструментов итальянского производства датируется 1521 годом.
Клавесин развился из псалтири (путем преобразования и установки клавишного механизма).
Первоначально клавесин имел прямоугольную форму и по внешнему виду напоминал «свободный» клавикорд. В отличие от последнего, он имел струны разной длины (каждая клавиша имела свою струну, настроенную на определенный тон) и более сложный механизм клавиатуры. Струны клавесина заставляли вибрировать, приводя их в движение с помощью птичьего крыла, прикрепленного к толкателю. При нажатии клавиши ползунок на заднем конце поднимался, и пружина зацепляла струну (позже вместо птичьей пружины стали использовать кожаный ползунок).
Компас и диапазон шага [ править ]
В целом ранние клавесины имеют меньший диапазон, чем более поздние, хотя есть много исключений. Самые большие клавесины имеют диапазон чуть более пяти октав , а самые маленькие — менее четырех. Обычно самые короткие клавиатуры давали расширенный диапазон баса с « короткой октавой ». Традиционный диапазон высоты звука для 5-октавного инструмента — F 1 –F 6 (FF – f).
Тон настройки часто принимается равным A 4 = 415 Гц, что примерно на полутон ниже, чем современная стандартная концертная высота A 4 = 440 Гц. Принятое исключение — репертуар французского барокко, который часто исполняется с а = 392 Гц, снова примерно на полтона ниже. См. « Трактат о гармонии» Жана-Филиппа Рамо (1722 г.) , Книга первая, глава пятая, для понимания французского барочного строя; «Поскольку большинство этих полутонов абсолютно необходимы при настройке органов и других подобных инструментов, была составлена следующая хроматическая система». В настоящее время настройка инструмента обычно начинается с установки ля; исторически это началось бы с C или F.
Некоторые современные инструменты имеют клавиатуру, которая может сдвигаться в сторону, что позволяет игроку выровнять механизм со струнами с частотой A = 415 Гц или A = 440 Гц. Если используется настройка, отличная от равной темперации, инструмент требует перенастройки после сдвига клавиатуры.
Дело [ править ]
Деревянный корпус удерживает на месте все важные элементы конструкции: фиксатор, деку, сцепные устройства, клавиатуру и домкрат. Обычно он имеет прочное дно, а также внутренние распорки для сохранения формы без деформации под натяжением струн. Ящики сильно различаются по весу и прочности: итальянские клавесины часто имеют легкую конструкцию; более тяжелая конструкция встречается в более поздних фламандских инструментах и в инструментах, созданных на их основе.
Фальшивый внутренний-внешний клавесин из Немецкого музея в Мюнхене . Фальшивый внутренний корпус начинается справа от клавиатуры и продолжается назад лишь настолько, чтобы обеспечить прорезь для поддержки направляющей домкрата.
Футляр также придает клавесину внешний вид и защищает инструмент. Большой клавесин — это в некотором смысле предмет мебели, поскольку он стоит отдельно на ножках и может быть оформлен так же, как и другая мебель того места и того времени. С другой стороны, ранние итальянские инструменты были настолько легкими по конструкции, что с ними обращались скорее как со скрипкой: хранили для хранения в защитном внешнем футляре и играли на них, вынув их из футляра и положив на стол. Такие столы часто были довольно высокими — до конца 18 века люди обычно играли стоя. В конце концов, клавесины стали строиться только с одним корпусом, хотя существовала и промежуточная стадия: ложное внутреннее-внешнее, который по чисто эстетическим причинам был построен так, чтобы внешний вид содержал внутренний в старом стиле. Даже после того, как клавесины стали самозакрывающимися объектами, они часто поддерживались отдельными стойками, а некоторые современные клавесины имеют отдельные ножки для улучшения портативности.
Многие клавесины имеют поднимающуюся крышку, крышку клавиатуры и пюпитр для нот и партитур.
Клавесины украшались множеством различных способов: простой буйволовой краской (например, некоторые фламандские инструменты), бумагой с набивным рисунком, кожаными или бархатными покрытиями, шинуазри или иногда очень сложными росписями.
Эволюция
С начала 17 века вместо жильных использовались металлические струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн.
В 17-18 вв. для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), которые располагались террасообразно одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше), а также с регистровыми переключателями для расширения дискантов, октавного удвоения басов и изменения тембровой окраски (лютневый регистр, фаготовый регистр и др.).
Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями. На некоторых клавесинах для большего тембрового разнообразия устраивалась 3-я клавиатура с какой-либо характерной тембровой окраской, чаще напоминающей лютню (так называемая лютневая клавиатура).
История
Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина (clavicembalum
, от лат. clavis
— ключ или позже клавиша
и cymbalum — цимбалы) фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия). Самое раннее изображение — на алтаре кафедрального собора в немецком городе Миндене , датируемое 1425 годом . Первое практическое описание клавесиноподобного инструмента (клавикорд со щипковым механизмом) с чертежами дал голландец Арно из Зволле около 1445 года .
У клавесина, в зависимости от модели могут быть следующие регистры:
-
8-футовый (8`)
— регистр, звучащий соответственно нотной записи; -
лютневый
— регистр характерного носового тембра, напоминающий пиццикато на смычковых инструментах; обычно не имеет своего ряда струн, а образуется из обычного 8-футового регистра, струны которого при переключении рычажка приглушаются кусочками кожи или войлока с помощью специального механизма; -
4-футовый (4`)
— регистр, звучащий на одну октаву выше; -
16-футовый (16`)
— регистр, звучащий на одну октаву ниже.
Мануалы и их диапазон
В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы , причем в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали. В XVI веке диапазон расширился до 4 октав (от C большой октавы до C 3-й: C — C’’’), в XVIII веке — до 5 октав (от F контр-октавы до F 3-й: F’ — F’’’).
В XVII-XVIII веках для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) мануалами (клавиатурами), которые располагались террасообразно одна над другой, а также с регистровыми переключателями для октавного удвоения и изменения тембровой краски .
Типичный немецкий или нидерландский клавесин XVIII века имеет два мануала (клавиатуры), два набора струн 8` и один набор струн 4` (звучащих октавой выше), которые благодаря имеющимся переключателям регистров могут использоваться по отдельности или совместно, а также механизм копуляции мануалов (копула
), позволяющий задействовать регистры второго мануала при игре на первом.
Толкачик
-
A
— исходное положение, демпфер на струне. -
B
— нажатие на клавишу: поднятие толкачика, демпфер освобождает струну, плектр приближается к струне. -
C
— плектр защипнул струну, струна звучит, высоту выскакивания толкачика контролирует ограничитель, обитый снизу войлоком. -
D
— клавиша отпущена, толкачик опускается, при этом лангетта отклоняется в сторону (10), позволяя плектру почти беззвучно соскользнуть со струны, затем демпфер заглушает вибрацию струны, а лангетта с помощью пружины возвращается в исходное состояние.
На рисунке 2 изображено устройство верхней части толкачика: 1 — струна, 2 — ось лангетты, 3 — лангетта (от фр. languette), 4 — плектр, 5 — демпфер.
Толкачики установлены на конец каждой клавиши клавесина, это отдельное приспособление, которое вынимается из клавесина для починки или регулировки. В продольном вырезе толкачика на оси крепится лангетта (от фр. languette
), в которой закреплён плектр — язычок из вороньего пера, кости или пластика (дюралиновый плектр Delrin — на многих современных инструментах), круглый или плоский. Кроме одного плектра делались и сдвоенные латунные плектры, которые располагались один над другим. Два защипывания подряд не улавливались слухом, но свойственную клавесину колючую атаку, то есть острое начало звука, такое устройство делало более мягкой. Чуть выше язычка — демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии на клавишу толкачик выталкивается вверх, и плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит плектру вернуться в исходное положение без повторного защипывания струны, а вибрация струны заглушается демпфером.
Варианты
Девственницы
Знаменитая картина Яна ВермеераЛеди, стоящая у девственницы
Девственница — это меньшая и более простая прямоугольная форма клавесина, имеющая только одну струну на ноту; струны проходят параллельно клавиатуре, которая находится на длинной стороне корпуса.
Спинет
Спинет — это клавесин, струны которого расположены под углом (обычно около 30 градусов) к клавиатуре. Струны расположены слишком близко друг к другу, и гнезда не могут поместиться между ними. Вместо этого струны расположены парами, а гнезда находятся в больших промежутках между парами. Два домкрата в каждом зазоре обращены в противоположных направлениях, и каждый захватывает струну, прилегающую к зазору.
Английский дневник Сэмюэл Пепис несколько раз упоминает свой «треугольник». Это был не тот ударный инструмент, который мы сегодня называем треугольником ; скорее, это было название спинетов с октавным тоном, которые были треугольной формы.
Clavicytherium
Clavicytherium — это клавесин с декой и струнами, установленными вертикально лицом к игроку, тот же принцип экономии места, что и пианино. В клавицифериуме гнезда перемещаются по горизонтали без помощи силы тяжести, поэтому действия клавицифериума более сложны, чем у других клавесинов.
Арнольдом Дольметшем
Оттавино
Оттавини — это маленькие спинеты или девственницы высотой четыре фута. шаг. Клавесины с октавным тоном были более распространены в раннем Возрождении, но позже их популярность уменьшилась. Однако оттавино оставалось очень популярным в качестве домашнего инструмента в Италии до 19 века. В Нидерландах оттавино обычно использовалось в паре с 8 ‘ virginals, заключенными в небольшой отсек под декой более крупного инструмента. Оттавино можно было снять и положить поверх девственницы, создавая, по сути, двойной ручной инструмент. Их иногда называют «мать и дитя» или «двойные» девственницы.
Педальный клавесин
Иногда изготавливались клавесины, которые включали в себя другой набор или наборы струн внизу и на которых играли ногами. управляет педальной клавиатурой, которая запускает нажатие самых низких клавиш клавесина. Хотя не существует известных дошедших до нас педальных клавесинов XVIII века или ранее, из Adlung (1758): нижний набор обычно из 8-ми струн «… построен как обычный клавесин, но имеет протяженность только в две октавы. разъемы похожи, но они получат выгоду, если их расположить спиной к спине, поскольку две октавы занимают столько же места, сколько четыре в обычном клавесине. До 1980 года, когда Кейт Хилл представил свою конструкцию педального клавесина, большинство педальных клавесинов были построены на основе конструкций существующих педальных пианино XIX века, в которых инструмент такой же ширины, как и педальборд. Хотя они в основном предназначались для практических занятий органистов, некоторые пьесы, как полагают, были написаны специально для педального клавесина.. Однако набор педалей может усилить звучание любой пьесы, исполняемой на инструменте, как показано на нескольких альбомах Э. Пауэра Биггса.
Другие варианты
archicembalo, построен в 16т h века, имел необычную раскладку клавиатуры, рассчитанную на вариант системы настройки, востребованный композиционной практикой и теоретическими экспериментами. Чаще использовались инструменты с разделенной диезой, также разработанные для приспособления к системам настройки того времени.
складной клавесин был инструментом, который можно было сложить, чтобы сделать его более компактным, что облегчало путешествие с ним.
Внешние ссылки
Инструменты
- Несколько исторических клавесинов из коллекции Метрополитен-музей
- Три исторических клавесина из коллекции Мемориала Ганса Адлера в Университете Витватерсранда
История
Итальянское клавесиностроение в XVI и XVII веках by Shortridge
Слушайте
Изображения
Клавесин Фото, фотографии ранних струнных клавишных инструментов
Организации
Британское общество клавесинов
Взгляд мастера
Музыка
- Партитуры с участием клавесина : партитуры в Международном проекте библиотеки музыкальных партитур
Техническая информация
О клавесинах. Изготовитель клавесина Пол Й. Ирвин рассматривает вопрос о необходимом и достаточном компасе и других технических деталях инструмента в этом разделе своего информационного сайта.
Средства массовой информации
Выступления Марта Гольдштейн. Иоганн Себастьян Бах, Лютневая сюита ми минор, BWV 996. Прелюдия-Престо Allemande Courante Сарабанда Бурр Жига |
|
Проблемы с воспроизведением этих файлов? Видеть помощь СМИ. |
Выступления Марта Гольдштейн. Иоганн Себастьян Бах, Лютневая сюита до минор, BWV 997. Прелюдия Fuge Сарабанда BWV 997 — Жига |
Выступления Марта Гольдштейн. Иоганн Себастьян Бах, Прелюдия, фуга и аллегро ми-бемоль мажор, BWV 998. Прелюдия Fuge Аллегро |
Выступления Феликс Сковронек (флейта) с Марта Гольдштейн. Иоганн Себастьян Бах, Соната для флейты си минор, BWV 1030. 1. Анданте 2. Largo e Dolce 3. Престо |
Выступления Гергей Шаркози также находятся в свободном доступе.
Происхождение
Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425 год). Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. Около 1810 года практически вышел из употребления. Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX-XX веках.
Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция.
Они имели 8` регистр (реже два регистра 8` и 4`), отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака на этих клавесинах была отчетливее, а звук — более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов.
Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года работали представители семьи Рукерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами. Французские, английские, немецкие клавесины XVII века сочетают в себе признаки фламадских и нидерландских моделей.
Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева. С 1690-х во Франции производились клавесины того же типа, что и инструменты фирмы Рукерс. Среди французских клавесинных мастеров выделялась династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин.
Наиболее значительными английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов был Гамбург; среди изготовленных в этом городе инструменты с 2` и 16` регистрами, а так же с 3 мануалами. Необычно длинная модель клавесина была разработана Й.Д.Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII века.
Во 2-й половине XVIII века клавесин стал вытесняться фортепиано. Около 1809 фирма Киркман выпустила свой последний клавесин. Инициатором возрождения инструмента стал А.Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 в Лондоне и вкоре открыл мастерские в Бостоне, Париже, Хейслмире.
Выпуск клавесинов наладили так же парижские фирмы Плейель и Эрар. Плейель начала производить модель клавесина с металлической рамой, несущей толстые, туго натянутые струны; на инструментах этого типа Ванда Ландовска воспитала целое поколение клавесинистов. Бостонские мастера Фрэнк Хаббард (Hubbard) и Уильям Дайд (Dowd) первыми начали копировать старинные клавесины.
Компас и диапазон высоты тона
В целом, более ранние клавесины имеют меньшие диапазоны, чем более поздние, хотя есть много исключений. Самые большие клавесины имеют диапазон чуть более пяти октав, а самые маленькие — менее четырех. Обычно самые короткие клавиатуры давали расширенный диапазон баса с «короткой октавой ». Традиционный диапазон высоты звука для 5-октавного инструмента — F 1–F6(FF – f ‴).
Шаг настройки часто принимается равным A 4 = 415 Гц, примерно на полутон ниже, чем современная стандартная концертная высота звука A 4 = 440 Гц. Принятое исключение — репертуар французского барокко, который часто исполняется с а = 392 Гц, снова примерно на полтона ниже. См. Жан-Филиппа Рамо Трактат о гармонии (1722) , Книга первая, глава пятая, для понимания французского барочного строя; «Поскольку большинство этих полутонов абсолютно необходимы при настройке органов и других подобных инструментов, была составлена следующая хроматическая система». В наши дни настройка инструмента обычно начинается с установки ля; исторически это начиналось с C или F.
Некоторые современные инструменты построены с клавиатурами, которые могут сдвигаться в сторону, что позволяет игроку выровнять механизм со струнами при A = 415 Гц или A = 440 Гц. Если используется настройка, отличная от одинаковой темперации, инструменту потребуется перенастройка после сдвига клавиатуры.
История инструмента
Лютня настолько древняя, что назвать точное место и время ее происхождения невозможно. Первое найденное археологами изображение инструмента, похожего на современную лютню, выцарапано на глиняной табличке возрастом примерно 1500 лет до н.э. На подобных инструментах играли древние греки, римляне, египтяне, жители Балкан.
В VII веке лютня стала популярна в Азии, ее оценили по достоинству персы и византийцы. В VIII веке с мавританским войском инструмент попал на Пиренейский полуостров. С XIV века лютнисты появились в Германии и Италии. Тогда же лютня стала необычайно востребованной. На многочисленных средневековых иллюстрациях можно увидеть лютнистов.
В Средневековье это был аккомпанирующий инструмент разной величины с 4–5 спаренными струнами. Ударяли по струнам посредством плектра. В XV веке от использования медиатора отказались, что повысило интерес к инструменту. Именно тогда были написаны сотни сольных пьес для лютнистов. В конце периода Ренессанса количество спаренных струн достигло 10-ти, а в эпоху барокко — 14-ти и даже 19-ти.
XIX век — период забвения лютни. Сохранились лишь немногочисленные региональные разновидности: немецкие, восточноевропейские, скандинавские. В XX веке английский лютнист и историк искусств Арнольд Долмеч решил заново популяризировать забытый инструмент. Уже в 1970-е лютнистов стали приглашать для участия в концертах.
случай
В деревянном ящике находятся все важные конструктивные элементы: фиксатор, дека, сцепные устройства, клавиатура и домкрат. Обычно он имеет прочное дно, а также внутренние распорки для сохранения формы без деформации при натяжении струн. Ящики сильно различаются по весу и прочности: итальянские клавесины часто имеют легкую конструкцию; более тяжелая конструкция встречается у более поздних фламандских инструментов и произведенных на них.
Фальшивый внутренний-внешний клавесин из Немецкого музея в Мюнхене . Фальшивый внутренний корпус начинается справа от клавиатуры и продолжается назад лишь настолько, чтобы обеспечить прорезь для поддержки направляющей домкрата.
Футляр также придает клавесину внешний вид и защищает инструмент. Большой клавесин в некотором смысле является предметом мебели, поскольку он стоит отдельно на ножках и может быть оформлен так же, как и другая мебель того места и того времени. С другой стороны, ранние итальянские инструменты были настолько легкими по конструкции, что с ними обращались скорее как со скрипкой: они хранили для хранения в защитном внешнем футляре и играли на них, вынув их из футляра и положив на стол. Часто такие столы были довольно высокими — до конца 18 века обычно играли стоя. В конце концов, клавесины стали изготавливаться только с одним корпусом, хотя существовала и промежуточная стадия: ложное внутреннее-внешнее , которое по чисто эстетическим причинам было построено так, как если бы внешний корпус содержал внутренний, в старом стиле. Даже после того, как клавесины стали самозаклепленными объектами, они часто поддерживались отдельными стойками, а некоторые современные клавесины имеют отдельные ножки для улучшения портативности.
Многие клавесины имеют поднимающуюся крышку, крышку клавиатуры и пюпитр для нот и партитур.
Клавесины украшались множеством различных способов: простой буйволовой краской (например, некоторые фламандские инструменты), бумагой с набивным рисунком, кожаными или бархатными покрытиями, шинуазри или, иногда, очень сложными росписями.
Устройство
Первоначально клавесин имел четырёхугольную форму, в XVII веке приобрёл крыловидную продолговатую треугольную форму, вместо жильных стали применяться металлические струны. Струны его расположены горизонтально, параллельно клавишам, обычно в виде нескольких хоров, причем группы струн разных мануалов находятся на разных высотных уровнях. Внешне клавесины обычно изящно отделывались: корпус украшался рисунками, инкрустациями и резьбой. В эпоху Людовика XV отделка клавесина соответствовала стильной мебели того времени. В XVI-XVII веках выделялись по качеству звука и своему художественному оформлению клавесины антверпенских мастеров Руккерсов.
Регистры
Звук клавесина — блестящий, но мало певучий, отрывистый, не поддающийся динамическим изменениям , то есть плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. Для изменения силы и тембра звука, в клавесине может быть более одного регистра, которые включаются ручными переключателями, рычажками, находящимися по бокам клавиатуры. Ножные и коленные переключатели регистров появились в конце 1750-х годов.
У клавесина, в зависимости от модели могут быть следующие регистры:
-
8-футовый (8`)
— регистр, звучащий соответственно нотной записи; -
лютневый
— регистр характерного носового тембра, напоминающий пиццикато на смычковых инструментах; обычно не имеет своего ряда струн, а образуется из обычного 8-футового регистра, струны которого при переключении рычажка приглушаются кусочками кожи или войлока с помощью специального механизма; -
4-футовый (4`)
— регистр, звучащий на одну октаву выше; -
16-футовый (16`)
— регистр, звучащий на одну октаву ниже.
Мануалы и их диапазон
В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы , причем в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали. В XVI веке диапазон расширился до 4 октав (от C большой октавы до C 3-й: C — C’’’), в XVIII веке — до 5 октав (от F контр-октавы до F 3-й: F’ — F’’’).
В XVII-XVIII веках для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) мануалами (клавиатурами), которые располагались террасообразно одна над другой, а также с регистровыми переключателями для октавного удвоения и изменения тембровой краски .
Типичный немецкий или нидерландский клавесин XVIII века имеет два мануала (клавиатуры), два набора струн 8` и один набор струн 4` (звучащих октавой выше), которые благодаря имеющимся переключателям регистров могут использоваться по отдельности или совместно, а также механизм копуляции мануалов (копула
), позволяющий задействовать регистры второго мануала при игре на первом.
Толкачик
На рисунке 1 изображена функция толкачика (или прыгунка), цифрами обозначены: 1 — ограничитель, 2 — фетр, 3 — демпфер, 4 — струна, 5 — плектр (язычок), 6 — лангетта, 7 — ось, 8 — пружина, 9 — толкачик, 10 — отклонение лангетты с плектром.
Рисунок 2 |
-
A
— исходное положение, демпфер на струне. -
B
— нажатие на клавишу: поднятие толкачика, демпфер освобождает струну, плектр приближается к струне. -
C
— плектр защипнул струну, струна звучит, высоту выскакивания толкачика контролирует ограничитель, обитый снизу войлоком. -
D
— клавиша отпущена, толкачик опускается, при этом лангетта отклоняется в сторону (10), позволяя плектру почти беззвучно соскользнуть со струны, затем демпфер заглушает вибрацию струны, а лангетта с помощью пружины возвращается в исходное состояние.
На рисунке 2 изображено устройство верхней части толкачика: 1 — струна, 2 — ось лангетты, 3 — лангетта (от фр. languette), 4 — плектр, 5 — демпфер.
Толкачики установлены на конец каждой клавиши клавесина, это отдельное приспособление, которое вынимается из клавесина для починки или регулировки. В продольном вырезе толкачика на оси крепится лангетта (от фр. languette
), в которой закреплён плектр — язычок из вороньего пера, кости или пластика (дюралиновый плектр Delrin — на многих современных инструментах), круглый или плоский. Кроме одного плектра делались и сдвоенные латунные плектры, которые располагались один над другим. Два защипывания подряд не улавливались слухом, но свойственную клавесину колючую атаку, то есть острое начало звука, такое устройство делало более мягкой. Чуть выше язычка — демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии на клавишу толкачик выталкивается вверх, и плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит плектру вернуться в исходное положение без повторного защипывания струны, а вибрация струны заглушается демпфером.
Устройство
Клавесин имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам.
На конце каждой клавиши стоит толкачик (или прыгун). На верхнем конце толкачика лангетта в которой закреплен плектр (язычок) из пера (на многих современных инструментах — из пластмассы), чуть выше плектра — демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии клавиши толкачик поднимается, плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит плектру вернуться на место под струну без повтороного защипывания струны. Вибрация струны заглушается демпфером.
Для регистровки, т.е. изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы (в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали); в XVI веке он расширился до 4 октав (C — c«`), в XVIII веке до 5 октав (F` — f«`).
Типичный немецкий или нидерландский клавесин XVIII века имеет 2 мануала (клавиатуры), 2 набора струн 8` и один набор струн 4`(звучащих октавой выше), которые могут использоваться по отдельности или совместно, а так же механизм копуляции мануалов. Ножные и коленные переключатели регистров появились в конце 1750-х. У большинства инструментов есть т.н. лютневый регистр характерного носового тембра (для его получения струны с помощью специального механизма немного приглушаются кочками кожи или войлока).
дальнейшее чтение
- Боалч, Дональд Х. (1995) Мастера клавесина и клавикорда, 1440–1840 гг., 3-е изд., С обновлениями Андреаса Х. Рота и Чарльза Молда, Oxford University Press, ISBN 0-19-318429-X. Каталог всех сохранившихся исторических инструментов, созданный на основе работ Боальха в 1950-х годах.
- О’Брайен, Грант (1990) Ruckers, клавесин и девственная строительная традиция, Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-36565-1. Охватывает инновации семьи Рукерс, основоположников фламандской традиции.
- Сковронек, Мартин (2003) Чембалобау: Erfahrungen und Erkenntnisse aus der Werkstattpraxis , Fachbuchreihe Das Musikinstrument 83, Бергкирхен: Бочинский, ISBN 3-932275-58-6. Исследование (написанное на английском и немецком языках) строительства клавесина ведущей фигурой в современном возрождении исторически аутентичных методов строительства.
- Цукерманн, Вольфганг (1969) Современный клавесин: инструменты ХХ века и их создатели, Нью-Йорк: Октябрьский дом, ISBN 0-8079-0165-2
- Новая роща: ранние клавишные инструменты. Макмиллан, 1989 г. ISBN 0-393-02554-3. (материалы отсюда также доступны в Интернете на Grove Music Online )
Компас и диапазон высоты тона
В целом более ранние клавесины имеют меньшие размеры. диапазоны чем более поздние, хотя есть много исключений. У самых больших клавесинов диапазон чуть более пяти октавы, а у самых маленьких — до четырех. Обычно самые короткие клавиатуры получали расширенный диапазон низких частот с «короткая октава «. Традиционный диапазон высоты звука для 5-октавного инструмента — F1–F6 (FF – f ‴).
Тон настройки часто принимается равным A4 = 415 Гц, что примерно на полтона ниже современной стандартной концертной высоты звука A4 = 440 Гц. Принятое исключение — репертуар французского барокко, который часто исполняется с а = 392 Гц, снова примерно на полтона ниже. Видеть Жан-Филипп Рамо с Трактат о гармонии (1722) , Книга первая, глава пятая, для понимания французской настройки в стиле барокко; «Поскольку большинство этих полутонов абсолютно необходимы при настройке органов и других подобных инструментов, была составлена следующая хроматическая система». В наши дни настройка инструмента обычно начинается с установки ля; исторически это начиналось бы с C или F.
Некоторые современные инструменты имеют клавиатуру, которая может сдвигаться в сторону, что позволяет игроку выровнять механизм со струнами с частотой A = 415 Гц или A = 440 Гц. Если используется настройка, отличная от равной темперации, инструмент требует перенастройки после сдвига клавиатуры.