Слайд 2Элегия «Море» В. ЖуковскийСвою знаменитую элегию «Море» В.А. Жуковский создал в
1822 году — в зрелый период его творчества. К этому времени поэт уже не обращается к мотивам сентиментализма, а развивает именно романтическую идеологию. Стихотворение «Море» занимает центральное место в творчестве автора, оно становится эталоном русского романтизма.
МореЭлегия
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Каким Вы увидели море?Назовите средства художественной выразительности, которые использует поэт для создания образа моря.Какие бы краски Вы использовали, если бы рисовали картину по мотивам элегии В. Жуковского?Как связаны море и небо? Почему эта связь так интересна поэту?Как бы Вы сформулировали основную мысль стихотворения?
Темы
- Главная тема элегии «Море» – невозможность любви. И в этом проявляется автобиографичность, свойственная большей части лирики поэта. Он не мог жениться на своей возлюбленной – М.А. Протасовой. Молодые люди не решились венчаться без благословления матери и остались добрыми друзьями. Таким образом, аллегория в элегии более оптимистична, нежели судьба самого писателя, ведь разлучающая сила лишь на время вторгается в союз неба и водной пучины, ему же заключить брачный союз с возлюбленной не дано. Возможно, образ моря и получился настолько психологичным потому, что автор перенёс на него свои собственные переживания.
- Из вышерассмотренной темы вытекает мотив борьбы. Противостояние моря и туч является кульминацией стихотворения. Но, даже одержав победу, оно уже никогда не будет спокойным: море обречено всегда бояться, что мгла в любой момент может снова попытаться отнять его счастье.
- Кроме того, в произведении звучит тема одиночества. Не просто так лирический герой обращается к морю – он одинок, он радуется, что стихия счастлива в любовании небом, но в то же время чувствует и тревогу стихии. Водная пучина тревожится о своей светлой лазури, боится её потерять снова и остаться в одиночестве, может быть, навсегда.
Популярные темы сообщений
-
История развития геометрии
Один из самых сложных предметов, как в школе, так и в университете является геометрия. Все это, потому что эта наука заставляет думать, мыслить логически, доказывать. Геометрия — наука, сведения о которой люди получили еще в самой древности.
-
Экологические проблемы
Чем стремительнее происходит технический прогресс и внедрение все большей численности технологий во все сферы жизни людей, тем современному человеку становится комфортнее жить. Автомобили и самолеты позволили нам путешествовать по миру в тысячи
-
Охрана труда
Не секрет, что большую часть своей жизни человек проводит на рабочем месте. Обычный рабочий день длится в среднем 8 часов. Поэтому очень важным фактором являются не только комфортные условия для высокой продуктивности,
-
Город Королёв
Все знают великого самого первого космонавта из СССР, Гагарина Юрия Алексеевича, который на корабле Восток-1 совершил первый в мире полёт в такое неизвестное на то время пространство как космос. Действительно, имя этого человека было,
-
Малая медведица-созвездие
Ночное ясное небо прекрасно своим звездным разнообразием. Еще с давних времен люди, любуясь небосклоном, присваивали определенным группам звезд разные названия, искали в их очертаниях сходство с предметами или животными.
Слайд 3Романтический образ моря – тема стихотворения. Перед нами морская стихия с
ее красотами, звуками. В романтических картинах моря переданы переход от штиля к шторму, лазурный, небесный оттенок морской поверхности в хорошую погоду, отражение в водах при ночном ясном небе луны и звезд.
Море в стихотворении Жуковского одушевлено, наделено таинственной духовной жизнью, родственной чувствам и настроению лирического героя. При этом море для Жуковского – стихия, загадочно-непонятная в своей сущности. Поэт пытается понять «тайну» моря («Открой мне глубокую тайну твою»). Такое романтическое мироощущение лирического героя обусловило жанр стихотворения (элегия).
Само море не может открыть свою «тайну», ибо оно «безмолвно». Тем не менее, поэт, который видит в непрерывном движении водной стихии признаки внутренней тревоги и смятения, постигает эту «тайну»: источник постоянного движения, изменения моря – небо. Два существа («необъятное» море и столь же безграничное небо), ощущая свою родственность, духовно тяготеют друг к другу.
Поэта волнует взаимоотношение двух бездн – морской и небесной. Море неразрывно связано с небом, по-своему зависимо от него. Ведь море у Жуковского несвободно, в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в «земной неволе», оно может лишь наслаждаться видом «далекого», «светлого» неба и стремиться к нему своею душой. Любовь к небу – это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом
А. С. Пушкин
Автор считал В. А. Жуковского своим учителем, наставником. Созданные им произведения отличаются дерзким стилем, непримиримой мятежной подачей. Во время одесской ссылки Пушкин пишет стих «К морю» (1824 г.), в котором находит свою репрезентацию желание автора избавится от душевной моральной неволи, вырваться, освободиться. Обращение к морю становится отражением порыва к беспредельной свободе, абсурдной борьбе с реальностью, зависимостью от материального, социального бытия.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Море для поэта — бескрайнее пространство, свободная стихия, символ безудержности и свободы, с которым автор прощается. Стих стал завершающим произведением в романтическом творчестве Пушкина. Обращение к морю на «ты» — общая черта в произведениях Жуковского и Пушкина. Пушкин относится к морю как к другу юношества, а теперь прощается, не воплотив свои желания и мечты.
Ранее, в 1823 г. автор написал стихотворение «Кто, волны, вас остановил…», где в центре событий главные романтические символы — симбиоз моря и грозы.
«Арион» — стих, схожий по тематике, чувствам, вербализации с произведением «Пловец» Жуковского. В обеих поэзиях море – символ жизни. Подтекст «Ариона» рассказывает о декабристах. Этих людей морские волны (или сама жизнь?) выносят не туда, куда им нужно добраться, но они плывут, сопротивляясь. С течением сражаться сложно, но все же возможно. И вот грянула гроза – восстание, в котором выжили лишь те, кто покорился воле волн, вынесших их уже безвольными и покорившимися судьбе на берег.
Слайд 12 Описание моря в рассказе Максима Горького « Мальва»Море — смеялось.Под
легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море — тем, что отражало его ликующий свет.Ветер ласково гладил атласную грудь моря; солнце грело ее своими горячими лучами, и море, дремотно вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух соленым ароматом испарений. Зеленоватые волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали на него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его.
Герои и их характеристика
Главным героем элегии является море. Рассмотрим, какими способами поэт рисует образ моря. Мало сказать, что стихия олицетворена, она антропоморфна. Море живое, оно дышит, но самое главное, обладает всеми психологическими качествами человека. Оно влюблено в ясное небо, когда оно отражается в его водах – море счастливо и безмятежно. Но порой эту идиллию нарушают тучи, скрывающие небо от любующихся вод. Водная гладь остро реагирует на разлуку с небом: она сопротивляется, пытается противостоять «враждебной мгле», чтобы вновь обрести своё счастье.
После того, как вообразил себе эту картину, лирический герой стихотворения догадался, какую тайну скрывает море. Теперь он чувствует своё родство с ним — он понял море, а море – его. Возможно, он переживает ту же трагедию, потому и стоит над бездной…Всё это сближает действующих лиц: оба склонны к созерцанию, они чувствуют одну боль на двоих.
Джузеппе Верди
Итальянский композитор известен прежде всего своими операми. Он стал национальной славой Италии, его творчество является кульминацией развития итальянской оперы. Его достижения и заслуги как композитора нельзя переоценить. Его произведения до сих пор, спустя столетие после смерти автора, остаются наиболее популярными, повсеместно исполняемыми, известными как знатокам, так и любителям классической музыки.
Для Верди самым главным в опере стала драма. В созданных композитором музыкальных образах Риголетто, Аиды, Виолетты, Дездемоны органично сочетаются яркий мелодизм и глубина героев, демократичность и изысканность музыкальных характеристик, неистовые страсти и светлые мечты. Верди был настоящим психологом в понимании человеческих страстей. Его музыка — это благородство и мощь, удивительная красота и гармония, невыразимо красивые мелодии, прекрасные арии и дуэты. Страсти кипят, комедия и трагедия переплетаются и сливаются вместе. Сюжеты опер, по признанию самого Верди, должны быть «оригинальными, интересными и… страстными, при этом страсти превыше всего остального». И большинство его работ серьезны и трагичны, демонстрируют эмоциональные драматические ситуации, и музыка великого Верди придает выразительность происходящему и подчеркивает акценты ситуации. Вобрав все лучшее, что было достигнуто итальянской оперной школой, Верди не отрицал оперных традиций, а реформировал итальянскую оперу, наполнил ее реализмом, придал ей единство целого. При этом Верди не заявлял о своей реформе, не писал статей об этом, он просто писал оперы по-новому. Триумфальное шествие одного из шедевров Верди — оперы «Аида» — пронеслось по итальянским сценам и продолжилось в Европе, а также в России и Америке, заставив даже скептиков признать талант великого композитора.
Сочинения
Романтизм — это самое волнующее направление в литературе, которое появилось в Европе и распространилось по всему миру. В нашей стране романтизм появился, благодаря Жуковскому, чье творчество позволило двигаться русской литературе в новом направлении. В основе русского романтизма было заложено созерцание и восхищение окружающим миром. У Жуковского есть яркие примеры романтизма, среди которых можно выделить его стихотворение Море. Над его анализом нам сегодня и предстоит поработать. Это позволит ученикам дать ответы по творчеству Жуковского и его стихотворению Море на ЕГЭ.
Краткий анализ стихотворения
Анализируя стихотворение Море, что изучают на уроках литературы в 9 классе, мы прослеживаем образ моря, свободного и романтичного, который раскрывается с каждой последующей строчкой стихотворения. Читатель сначала видит тихую водную стихию. Она привлекла лирического героя, который не только наблюдает со стороны, но и пытается с ним разговаривать. Наблюдая за морем, герой хочет познать тайны стихии, величественность этой безграничной водной глади. Писатель одушевляет море. Оно дышит, наделено таинственностью, которую и пытается понять наш герой. Он хочет узнать, что движет необъятное лоно и чем дышит морская грудь, тянет ли море к небесному простору. Небо же его оттеняет и дарит морю лазурные оттенки. Благодаря небу, оно горит вечерними и утренними красками, лаская золотые облака. А ночью море блестит небесными звездами, что отражаются в воде.
Но вот надвигаются темные тучи, и морская гладь начинает волноваться, а на ее поверхности появляются волны. Этими волнами море терзает мглу, пытаясь ее разогнать. Мы видим, что образ моря у Жуковского, подобен женскому образу, а небо являет собой вечность и олицетворяет нечто прекрасное. Море тянется к небу, пытаясь разорвать земные узы, да вот только не дано им воссоединиться. И даже после того, как тучи развеялись и исчезла мгла, оно испуганно волнуется. Ведь все напоминает о том, что морю невозможно соединиться с небом, и остается лишь скрывать смятение в своей бездне.
Жанр и направление
По своему литературному направлению стихотворение Жуковского относится к романтизму, а вот по жанру Море — это элегия, в которой автор делится своей душевной болью через созданный им образ.
Композиция и главные герои
Раскрывая в своей работе тему любви и одиночества, Жуковский раскрывает главную мысль и идею стихотворения. Это родство человека с природой и борьба за свое счастье. Чтобы раскрыть сюжет, автор композиционно делит стихотворение на три части. Это созерцание героем безмолвного моря. Затем буря разрушает идиллию, созданную между морем и небом. Эта буря и дает возможность понять что за тайну может хранить пучина вод.
Главным героем в стихотворении Жуковского выступает море. Оно разное. Сначала тихое и безмятежное в своей любви к небу. Затем взволнованное, когда тучи его разлучают с небом. В конце море сильное, и пытается противостоять мгле, которая украла его счастье. Кроме того мы видим, что между морем и небом любовь невозможна. Поэтому оно готово просто созерцать, любоваться и дрожать, переживая за небо.
История создания
Свое стихотворение Море Жуковский пишет в 1822 году. Это был уже зрелый период творчества поэта. А стихотворение было посвящено возлюбленной Протасовой, с которой Жуковскому было не суждено создать семью. Ведь мать девушки была двоюродной сестрой писателя, и женщина сочла такое родство серьезной причиной для отказа. Эта ситуация отразилась болью и разочарованием в душе писателя и его творчестве. Так и появилась на свет знаменитая элегия Жуковского Море.
В.А. Жуковский анализ стихотворения «Море»
А какую оценку поставите вы?
Море новаторства
Особое место жанр марины занял в работах импрессионистов, этих новаторов живописи. Вибрация влажного воздуха, брызги света, пересыпанные с мазками, изображающими воду, сливаются в пестрые ковры.
В работах их последователей и продолжателей Поля Синьяка и Жоржа Сёра радуги и блики в морской воде вспыхивают изумрудно-зелеными, фиалковыми и оранжево-золотистыми оттенками. Попробовали себя в жанре марины и сюрреалисты — Рене Магритт с его безбрежными фонами и лаконичными работами, в которых море становится вполне реальным действующим лицом и символической доминантой перед лицом Вечности.
Поделиться ссылкой
Элегия
Начнем анализ элегии «Море» как образа конкретных человеческих чувств. Условно 28 строф стихотворения можно разделить на семь неравных частей, в которых будет присутствовать и сам лирический герой, и та, о которой он постоянно думает. Размышления о любви, переданные метафорически, через образ водной стихии, составляют тему элегии. В первом четверостишии поэт передает метафорой о смятенной любви и тревожной думе свое собственное состояние, пользуясь образом моря. Во втором шестистишии также через образ стихии воды лирический герой, вопрошая море, разговаривает с любимой.
Он спрашивает, каково ей в неволе. Ласково и нежно просит открыться ему. В третьем шестистишии, одухотворяя море, поэт вспоминает дни счастья с возлюбленной, когда и утром, и вечером все ею было светозарно освещено, все было обласкано и приносило радость. В следующем четверостишии он метафорически говорит, как ведет себя человек, когда отнята у него мечта. Как он терзается и борется изо всех сил.
Так продолжается анализ стихотворения «Море». Элегия в своем предпоследнем шестистишии говорит об обманчивом покое, который наступает после борьбы с невзгодами. Это тоже метафора. Кажется, что все тревоги уходят, но вид этот обманчив. Две заключительные строфы говорят о внутреннем смятении, спрятанном глубоко, но заставляющем дрожать. Любовь с ее сомнениями, и страхом, и надеждой — тема элегии «Море» Жуковского.
Франц Шуберт
Австрийский композитор Франц Шуберт — музыкальный гений, один из лучших песенных композиторов. Ему было всего 17, когда он написал свою первую песню. За один день он мог написать 8 песен. За свою творческую жизнь он создал более 600 композиций, на стихи более 100 великих поэтов, в том числе Гёте, Шиллера и Шекспира. Поэтому Франц Шуберт в 10-ке лучших. Хотя творчество Шуберта весьма многообразно, по использованию жанров, идей и перевоплощений, преобладающим и определяющим в его музыке является вокально-песенная лирика. До Шуберта песня считалась незначительным жанром, и именно он возвел ее в степень художественного совершенства. Более того, он соединил, казалось бы, не соединяемое, песню и камерно-симфоническую музыку, что дало начало новому направлению лирико-романтической симфонии. Вокально-песенная лирика — это мир простых и глубоких, тончайших и даже интимных человеческих переживаний, выраженный не словом, а звуком.Франц Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Судьба произведений композитора не менее трагична, чем его жизнь. После смерти Шуберта осталось множество неизданных рукописей, хранившихся в книжных шкафах и ящиках родственников и друзей. Даже самые близкие люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. Некоторые произведения композитора вышли в свет лишь через полвека после его кончины. Одно из самых любимых и известных произведений Франца Шуберта — «Вечерняя серенада»:
История создания
С 1820 г. А. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция угнетала его. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Свободная стихия» сразу же пленила мужчину свободой и величием. Морское побережье стало любимым местом, куда поэт отправлялся, чтобы предаться сокровенным мыслям.
В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в родные края. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима вряд ли получит возможность еще раз побывать у моря. Анализируемое произведение было закончено в Михайловском.
Можно сделать несколько предположений, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрываются за метафорическими стихами.
Турецкий марш
Третья, заключительная часть сонаты – рондо в турецком стиле. Она больше известна как «Турецкий марш», очень узнаваема и из всех знаменитых произведений композитора, пожалуй, самая знаменитая.
Почему Моцарт назвал эту часть сонаты «Rondo alla turca»? Что общего было у австрийского композитора с Турцией? Янычарская музыка в то время была популярна в Европе. Если раньше, во время нашествия османов на Европу в середине XVII в., их военная музыка считалась варварской, то в начале XVIII в. она становится модной. Музыка исполнялась военным оркестром янычар (пехота вооружённых сил Османской империи). В состав оркестра входили большой барабан, небольшие барабанчики, тарелки, медные трубы, деревянные духовые музыкальные инструменты шалмеи, ударно-шумовой музыкальный инструмент турецкий полумесяц, или бунчук.
Интересные факты
- На турецкую тему Моцарт создал и другие произведения: оперу «Похищение из сераля» и Концерт для скрипки № 5 («Турецкий концерт»).
- Янычары не ходили строем под музыку, не маршировали. Она вдохновляла их перед боем и во время его.
- В Турции Моцарт – один из самых любимых классических композиторов.
- В Стамбуле проводится ежегодный музыкальный фестиваль имени Моцарта.
- Музыка «Турецкого рондо» в школах звучит звонком на урок и с урока.
- «Rondo alla turca» исполняется на правительственных приёмах в Турции.
- Музыка Сонаты № 11 использована в 17 кинофильмах, мультфильмах, компьютерной игре Civilization (1991).
- Существует джазовая версия «Турецкого рондо» (автор – Бенни Гудмен, 1970).
- Переложения и аранжировки этого шедевра звучат в исполнении различных инструментов, рок ансамблей, хоров и симфонических оркестров.
Музыка «Турецкого рондо» отличается бодростью, жизнерадостностью, торжественностью и в то же время изящностью.
Средства выразительности
Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой»; эпитеты – «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса»; сравнения – «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений». При помощи метафор поэт создает оригинальные образы всемирно известных людей.
Шум морских волн передается посредством аллитерации «з», «с», «ш»: «Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз».
Предыдущая
Анализ стихотворений«Как океан объемлет шар земной» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр
Следующая
Анализ стихотворений«Песня последней встречи» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, жанр
Море зовет
Художники, специализирующиеся на этом виде пейзажа, а их так и звали — маринисты, — люди особого склада. В их картинах море, а не гибнущий корабль, летящие ядра или античный храм на берегу, является главным. Все, что изображено, кроме моря, служит лишь ему одному.
Корабли из Дувра. Эдвин Хейс. 1890-е
Пожалуй, назвать самой древней мариной первобытные «макароны» — волнистые линии на покрытых глиной стенах пещер — будет несколько самонадеянно. Отдадим пальму первенства древним грекам. Именно копии их картин — морские пейзажи с парусниками и сражениями — мы видим на фресковых росписях в Помпеях и Геркулануме. А значит, и римлянам был не чужд этот жанр.
В последующие столетия море было лишь фоном для действий человека. И только аналитический XVII в. вновь вернул нам его «портреты» в работах голландцев — в то время заядлых морских путешественников.
Ян Порселлис, Симон де Влигер, Геркулес Сегерс, Ян ван де Каппелле, Людольф Бакхёйсен, Виллем ван де Велде специализировались на морских пейзажах, изображая море в его различных состояниях: от полного штиля ранним утром до бушующей ночной стихии.
В. А. Жуковский
Стихотворение «Море» (1882 год) – произведение, с которого начался творческий путь элегиста. Водная гладь – олицетворение жизненного пути, небеса – недостижимый идеал. В мире главного лирического героя пространство не подвержено законам, свободно от всех запретов. Его душа, как океан, в котором скрывается пучина и бездна. Герой элегии безустанно стремится покорить «Небесную твердь». Его море – спокойная, смиренная стихия.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Образ моря в русской поэзии 400 руб.
- Реферат Образ моря в русской поэзии 260 руб.
- Контрольная работа Образ моря в русской поэзии 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Между мечтой и душей стоит буря, как образ неестественности, чего-то лишнего, неправильного. Она тревожит океан, пытается лишить героя неба – возлюбленной, мечты. Мистическую, неделимую, таинственную сущность океана подчеркивает стиль написания стихотворения – белый амфибрахий, разделенный на строфы без рифм.
В стихотворении «Пловец» океан, море ассоциируются с жизненным путем, символизирует саму жизнь.
В «Тревожною думой наполнено ты» автор рассказывает о разных состояниях моря: спокойное, во время бури и после непогоды. Для лучшей передачи мыслей автор использует различные средства художественной выразительности:
- прием олицетворения, представления моря как живой сущности;
- прием антитезы для противопоставления земного и небесного, свободы и неволи;
- многочисленные эпитеты, инверсии, анафоры, ассонансы;
- интимизация наррации, ее диалогичность достигается посредством обращения к морю как к близкому другу, товарищу.
Людвиг ван Бетховен
Еще один великий немец Людвиг ван Бетховен был важной фигурой романтически-классического периода. О нем знают даже те, кто вообще ничего не знает о классической музыке
Бетховен — один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Великий композитор стал свидетелем грандиозных потрясений, произошедших в Европе и перекроивших ее карту. Эти великие перевороты, революции и военные противостояния нашли свое отражение в творчестве композитора, особенно симфоническом. Он воплотил в музыке картины героической борьбы. В бессмертных произведениях Бетховена вы услышите борьбу за свободу и братство людей, непоколебимую веру в победу света над мраком, а также мечты о свободе и счастье человечества. Один из самых известных и удивительных фактов его жизни — болезнь ушей переросла в полную глухоту, но несмотря на это композитор продолжал писать музыку. Он также считался одним из лучших пианистов. Музыка Бетховена удивительно проста и доступна пониманию самых широких кругов слушателей. Сменяются поколения, и даже эпохи, а музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей. Одна из его лучших работ — «Лунная соната»:
Художественные средства
Несмотря на небольшой размер, лирическое произведение насыщено художественными средствами выразительности:
эпитеты концентрируют внимание на противоположности моря и туч, мглы,
аллитерация усиливает впечатление от схватки моря со мглой,
метафоры – это символические образы,
прием рефрена поддерживает ритм,
риторические вопросы подчеркивают романтическое направление, оживляют повествование,
тропы способствуют созданию исключительных авторских образов.
Разбор текста показывает, что, благодаря художественным приемам, автором создается яркая картина морской стихии и передаются тончайшие оттенки человеческих переживаний.
Темы
Анализ произведения помогает определить печальный мотив изгнания, пронизывающий строки. Это можно заметить еще с самых первых строк, в то время как главный герой скорбит о разлуке с природной стихией. После этого герой думает о смерти Наполеона и гибели Байрона, и затем уже переходит к философским размышлениям, во главе которых по-прежнему символ моря. Автор считает, что куда бы ни направился человек, его подстерегает участь, имя которой «власть», а счастливые волны избежали подобного давления, и в этом их сила. Из-за этих рассуждений настроение приобретает оттенок безнадежности.
- Главная тема – красота природы — задает тон во всем содержании стихотворения «К морю». Автор нежно описывает дивные богатства южного края, как облик прекрасной женщины. В пейзаже он видит идеал свободы от гнета городской цивилизации и власти тиранов, говоря о полезном влиянии мира естественного на натуру человека.
- Однако основная тема стихотворения «К морю» переплетается и с рядом других тематик, таких как политика и философия. Кроме того, здесь можно отследить взаимодействие личности и общества, индивида и власти. Осознав, что народ не сможет переустроить государство, поэт начинает рассуждать о личной свободе отдельно взятых людей, отсюда и вытекает главная мысль поэта о собственном выборе внутренней свободы и ее превосходстве над попытками его заточить. Пушкин осуждает не только авторитарную власть, но и саму систему общественной иерархии, где ценность людей определяется по рангам, а не по поступкам или уму. Ей он противопоставляет силу и гармонию природы, где царят извечные закономерности мироздания, а не придуманные человеком аналоги.
Сложная аллегория
Морские пейзажи стали популярной аллегорией, обрели дополнительные смысловые оттенки, когда использовались в качестве «картины в картине». Если на традиционной для голландского искусства XVII в. жанровой картине появлялось изображение бурного морского пейзажа в сцене, где девушка читает письмо, это дополняло сюжет напоминанием о бурных волнах любви или сочувствием беспокойству героини о путешествующих близких. В изображении жилища философа морская тема оборачивалась размышлениями о бурном море бытия.
Кораблекрушение. Франсуа-Пьер-Бернар Барри. Вторая половина 1870-х гг.
Жанр, направление, размер
Произведение «К морю» вбирает черты, характерные для жанра элегии. Историческая, биографическая и философская лирика переплетаются, наделяя произведение глубоким смыслом. В стихотворении очевидна тесная взаимосвязь пейзажной и личностной тем, их специфика говорит нам о том, что данный текст написан в соответствии с канонами романтизма – глобального направления в мировом искусстве
Оно характеризуется особым вниманием творца к природе, ведь в ней, как правило, отражается его эмоциональное состояние. На языке стихий и явлений из окружающего мира поэт выражает настроение и скрытый посыл
Размер стихотворения «К морю» — четырехстопный ямб. Александр Сергеевич специально берет его за основу, потому что так читателям гораздо легче услышать приятный шум волн.
Темы элегии «Море»
Автором поднимаются вечные темы, жизненные и понятные многим.
Тема любви
Близкая Жуковскому тема любви обретает новое звучание. Безнадежность, царящая в реальности поэта, в лирическом произведении воплощается в борьбу. Море, в отличие от влюбленной женщины, сопротивляется разлучникам.
Настоящие чувства неподвластны окружающим – вот что пытается донести Жуковский.
Тема борьбы
Из описанной выше темы возникает тема борьбы, сопротивления и грядущей победы.
Кульминация произведения – попытка отнять у моря чистое небо. Далее действие идет на спад.
Ощутив страх от потери, море уже не может вернуться к прежней безмятежности. И здесь проявляется тема человеческого одиночества.
Тема одиночества
Лирический герой, взирая на внешний мир, испытывает чувство одиночества. Он понимает, что нет ничего вечного в мире. Даже в любви каждый одинок.
Слайд 17Описание моря в повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» Сколько бы ни смотреть на
море — оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса.То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитые камни. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных берегов.Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах. Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в теплую черную воду, вдруг озарялась вся, осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?
На сколько частей Вы разделили бы текст?Как назвали каждую из выделенных частей?Менялось ли Ваше настроение в каждой части? Как оно менялось?
Ференц Лист
Ференц Лист является одним из величайших композиторов мира. Он прожил относительно долгую и удивительно насыщенную жизнь, познал нищету и богатство, встретил любовь и столкнулся с презрением. Кроме таланта от рождения он обладал фантастической работоспособностью. Ференц Лист заслужил не только восхищение знатоков и поклонников музыки. И как композитор, и как пианист он получил всеобщее одобрение европейских критиков XIX столетия. Он создал более 1300 произведений и подобно Фредерику Шопену отдавал предпочтение произведениям для фортепиано. Блестящий пианист, Ференц Лист умел воспроизводить на рояле звучание целого оркестра, мастерски импровизировал, обладал фантастической памятью музыкальных композиций, ему не было равных в чтении нот с листа. У него был патетический стиль исполнения, что также отразилось на его музыке, эмоционально-страстной и героически-приподнятой, создающей красочные музыкальные картины и производящие неизгладимое впечатление на слушателей. Визитной карточкой композитора являются концерты для фортепиано. Одно из таких произведений «Годы странствий». А одно из наиболее известных произведений Листа — «Грезы любви»:
Особый колорит
Морские пейзажи отличает особый колорит, нежные оттенки красок, тонкие тональные переходы. Маринист должен знать устройство судов и верно рисовать оснастку, исправную или сорванную бурей. Картины маринистов порой производят сложное впечатление, объединяя на одном полотне и утлую лодочку с не ждущими спасения, но сражающимися за жизнь моряками, и красоту обрушивающихся на них вздыбленных волн, не желающих отпускать свою добычу.
Композиции маринистов обычно построены с низкой точки зрения, создающей ощущение обширного пространства и особого величия.
В современной живописи превалирует уже не тема противостояния человека и стихии или рассказ о человеческой стойкости перед лицом житейских бурь, но гармоничное сосуществование человека и морской стихии. Человеческие фигурки и морские обитатели кажутся единым целым в лоне матери-природы и бесконечного океана.