«жил-был анри четвёртый…»

Начало пути

История хора Донских казаков Сергея Жарова, главным образом, связана с именем его основателя и многолетнего руководителя. Действительно, именно благодаря личности Жарова хор получил мировую славу и признание.

Сергей Алексеевич Жаров не был потомственным казаком. Он родился в 1896 году в городе Макарьеве Костромской губернии в купеческой семье. В 10 лет поступил в Московское Синодальное училище хорового пения, директором которого тогда был А. Кастальский. В этом прославленном учебном заведении в течение 11 лет Жаров осваивал искусство церковного пения и управления хором. Его учителями были такие признанные мастера, как С. Смоленский, П. Чесноков, В. Калинников, Н. Данилин и многие другие выдающиеся представители русской певческой школы начала ХХ века.

В училище Жаров ничем не выделялся. Он был хоть и талантливым, но по отзывам некоторых преподавателей достаточно ленивым учеником. «С Жаровым было очень трудно. Способен? Может быть. Лентяй? Да еще какой!» — вспоминал о нем Константин Шведов. Сам Жаров признавался впоследствии, что никогда не любил учиться, а хотел сам учить, руководить и воспитывать.

Окончив в марте 1917 года Синодальное училище, Жаров, как и многие другие выпускники, поступил в Александровское военное училище, где готовили младших офицеров для действующей армии. Шла Первая мировая война. Уязвленный обвинением со стороны сослуживца-поляка в недостаточном патриотизме, Жаров добровольцем записался на фронт, но побывать на полях сражений ему так и не пришлось. По сохранившимся сведениям после выхода России из Первой мировой войны и подписания сепаратного мирного договора он вернулся в родной Макарьев, где работал учителем пения до 1919 года.

В Гражданскую войну Жаров служил пулеметчиком в третьей Донской дивизии генерала Федора Абрамова, а также выполнял обязанности полкового регента. Священник Димитрий Васильев вспоминал, что пулеметчиком он был искусным, а регентом аккуратным и талантливым и «исполнял свою обязанность при богослужениях не в силу приказаний, а в силу своего сердечного влечения». Несмотря на то что состав полкового хора постоянно менялся и песнопения часто исполнялись с листа, без спевок, под руководством Жарова хористы всегда пели слаженно и проникновенно, и их пение побуждало к молитве, возгревало надежду, заставляло позабыть об опасности.

В 1920 году последнее сопротивление Донских войск было сломлено. Казаки отступили в Крым, который вскоре перешел в руки красных частей. Началась поспешная эвакуация Донского корпуса, в составе которого 15 ноября на пароходе «Екатеринодар» Жаров покинул Родину, как оказалось, навсегда. Следующий этап его жизни начался в 60 километрах от Стамбула в турецкой деревне Чилингир.

«Мы не в изгнаньи, мы в посланьи»

В эмигрантской прозе Газданов выделял лишь одного автора – В. В. Набокова. А Н. Н. Берберова в Набокове видела оправдание не только этого поколения, но эмигрантской словесности в целом.

Однако это было скорее показательным исключением, уникальной особенностью писательского «Дара».

Замечание 3

«Дар» — лучший и последний роман Набокова, написанный на русском языке.

Набоков выстраивает свой художественный мир, в котором главной темой стало изгнание, автопсихологический образ художника, поэта – доминантой мира, а память о России стала лейтмотивом. Набоков, в конце концов, эмигрировал еще раз, уже из русской литературы, и стал англоязычным писателем и американским профессором.

При всех сложностях зарубежные писатели чувствовали долг перед русской культурой. Присуждение И. А. Бунину Нобелевской премии было тожеством всей русской литературы. В совей речи Бунин благодарил за присуждение этой награды изгнаннику и выступал за защиту «свободы мысли и совести» как аксиому писательского труда.

Для многих русских литераторов, которые оказались в эмиграции, девизом стал афоризм Берберовой: «Мы не в изгнаньи, мы в посланьи». Собственное творчество писатели воспринимали не просто как обращенное к немногочисленным читателям слово, а как послание, обращенное в будущее.

Русскую литературу в эту непростую эпоху объединял язык, человеческое измерение и верность классическим традициям. Несмотря на существование в разных условиях, русская литература 20 века была едина.

Изгнание или смерть

Вместе с тем несложно представить, что могло ждать всех этих людей, если бы они остались в Советской России.

Также по теме


«Диссидентов сейчас нет»: ветеран ФСИН — о работе в лагерях для политзаключённых во времена СССР

Почему современных оппозиционеров нельзя сравнивать с советскими диссидентами, как сидели настоящие политзаключённые во времена…

Экономист Николай Кондратьев — близкий друг изгнанного Сорокина, автор теории экономических циклов и один из создателей НЭПа — был расстрелян в 1938 году.

Ещё один участник «Помгола», экономист и социолог Александр Чаянов — расстрелян в 1937 году.

Одного из высланных, историка-медиевиста (специалиста по истории Средних веков. — RT) Льва Карсавина советская власть настигла в 1944 году в Вильнюсе. После включения Литвы в состав Советского Союза его сначала отстранили от преподавания, а в 1949 году арестовали и обвинили в участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти. В марте 1950 года Карсавин был приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Через два года историк умер от туберкулёза в спецлагере для инвалидов в Коми АССР.

Хорошо известны слова Льва Троцкого, который так прокомментировал акцию высылки неугодных властям за границу: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». Но, как свидетельствует история, избавляясь от интеллигенции, Советская власть парадоксальным образом спасла жизни тех, от кого избавилась. 

К практике изгнания из страны диссидентов в СССР вернулись лишь в брежневские годы, но не в таких масштабах. Тогда советского гражданства лишили Солженицына, Войновича, Ростроповича и некоторых других деятелей культуры и искусства.

Возвращение

Хор пользовался огромным и заслуженным успехом. За все время его существования он объехал несколько раз весь мир, дал около 10 000 концертов. Мастерством жаровцев восхищались не только русские эмигранты, но и признанные корифеи мировой музыкальной культуры. Выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов очень любил хор и не раз поддерживал Жарова в его новаторских аранжировках и неожиданных прочтениях русских песен. В письме Емельяну Клинскому он писал: «Хор Жарова доставил мне истинное наслаждение, исполнив в закрытом концерте ряд моих любимых духовных песнопений. Хорошо поют они духовную музыку!». Федор Шаляпин вместе с хором давал концерты и высоко ценил певческое мастерство казаков. Выдающийся русский композитор К.Н. Шведов отзывался о хоре так: «Хор Жарова — исключительный. Великолепная, разнообразная звучность, богатство нюансов, виртуозность исполнения, необычная, какая-то стихийная выносливость хора — вот главные его достоинства».

Итальянский композитор Джакомо Пучини уговаривал Жарова приехать с концертом в Италию, обещая помощь и всестороннюю поддержку. Русские эмигранты называли жаровских хористов не иначе как подвижниками, чей подвиг заключался в сохранении и возвеличивании русского искусства перед «всеми языками».

У Жарова была мечта выступить на Родине, но она так и не осуществилась. В СССР эмигранты как носители дореволюционной культуры были врагами советской власти, тем более что хор исполнял не только народные песни, но и церковную музыку. По тем же причинам пластинки с записями хора не могли появиться в Советском Союзе до падения коммунизма. Когда же редкие записи проникали сквозь «железный занавес», то они моментально расходились в узком кругу филофонистов.

Сегодня наследие Донского казачьего хора Сергея Жарова возвращается в Россию. Настало время, чтобы имена выдающихся русских людей, сохранивших в изгнании традиции русского хорового пения, узнали на Родине, потому что нигде, кроме России, творчество Жарова не может быть понято до конца и оценено по достоинству. За время своего существования жаровцы записали массу пластинок, про них и с их участием снимали фильмы и видеоклипы. В наши дни, когда, кажется, ничто не мешает тому, чтобы великий хор, наконец, услышали на Родине, возникает ряд сложностей и проблем другого рода: права на воспроизведение записей принадлежат западным звукозаписывающим фирмам, и для того, чтобы слушатели в России могли оценить хор Жарова во всем многообразии его репертуара, теперь требуется приложить немало усилий. В 2007 году стараниями протоиерея Андрея Дьяконова, иеромонаха Евфимия (Моисеева), а также известного музыковеда Светланы Зверевой в государственный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки была передана большая часть личного архива Сергея Жарова, всего около 3000 единиц. С 2003 года в России началось издание компакт–дисков жаровского хора. Сборники церковных песнопений и русских народных песен были выпущены издательством «Русская лира» (Санкт-Петербург), Московским Подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и продюсерским центром Игоря Матвиенко. В 2004–2006 годах по благословению Преосвященного Владыки Лонгина издательство Саратовской епархии подготовило серию дисков с записями хора. Были изданы три знаменитые фонограммы, которые занимают особое место в дискографии хора Жарова: литургия, песнопения Великого Поста, песнопения Святой Пасхи. Когда-то они были записаны с той целью, чтобы русские эмигранты, разбросанные по всему миру и не имеющие возможности посещать православный храм, могли хотя бы в записи услышать православное богослужение, но, как и многие другие пластинки хора, разошлись по миру миллионными тиражами. Сейчас к изданию готовится ряд других архивных записей церковных песнопений, романсов и народных песен.

«Войну любил он страстно…»

На самом деле нет. Генрих страстно желал покоя. И 13 апреля 1598 года сделал огромный шаг к установлению мира в стране — издал Нантский эдикт о религиозной терпимости. Эдикт, оставив католицизм государственной религией, объявил свободу вероисповедания по всей стране. Гугеноты получили право занимать государственные должности, обращаться за рассмотрением дел в парламент и содержать армию. В их распоряжение переходило около 100 замков и крепостей.


Генрих Наваррский и прекрасная Фоссёза. («Дилетант»)

Ещё до подписания эдикта Генрих путем подкупа и переговоров усмирил недовольную часть дворянства. А сразу после него завершил опрометчиво начатую им тремя годами ранее войну с Испанией.

Если исключить короткий конфликт с Савойей, и подавленные в зародыше попытки саботажа маршала Бирона и герцога Бульонского, в стране наступили абсолютные мир и спокойствие.

Генрих стремился облегчить жизнь простолюдинов. Он в корне изменил административную и управленческую системы, урезал налоги, ограничил власть дворянства.
По его приказу агроном Оливье де Серр написал объёмный труд «Le Thеâtre d’agriculture» о том, как выращивать кукурузу, свёклу и тутовник. Саженцы этих растений крестьянам раздавали бесплатно, а также обучали основам шелководства, что способствовало созданию первых мануфактур.

«Чтобы каждый мой подданный мог в воскресенье сварить себе курицу» — такой была мечта Генриха IV.

Иван Шмелев

Не все представители интеллигенции слышали «какофонию восстания» во время октябрьских событий. Многие восприняли революцию как победу справедливости и добра. Поначалу Иван Шмелев тоже был доволен октябрьскими событиями. Однако он быстро разочаровался в власть имущих. А в 1920 году произошло событие, после которого писатель перестал верить в идеалы революции. Единственный сын Шмелева, офицер царской армии, был расстрелян большевиками.

В 1922 году писатель с женой уехали из России. На тот момент Бунин уже был в Париже и в переписке не раз обещал ему помочь. Шмелев провел несколько месяцев в Берлине, затем уехал во Францию, где провел остаток своей жизни.

Один из величайших русских писателей последние годы жизни провел в бедности. Он умер в возрасте 77 лет. Похоронен, как и Бунин, в Сент-Женевьев-де-Буа. Известные писатели и поэты — Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Тэффи — нашли свое последнее пристанище на этом парижском кладбище.

Владимир Набоков

Писатель происходил из богатой аристократической семьи. В 1919 году, незадолго до захвата Крыма большевиками, Набоковы навсегда покинули Россию. Им удалось убрать некоторые фамильные драгоценности, что спасло их от нищеты и голода, на которые были обречены многие русские эмигранты.

Владимир Набоков окончил Кембриджский университет. В 1922 году он переехал в Берлин, где зарабатывал на жизнь изучением английского языка. Иногда он публиковал свои рассказы в местных газетах. Среди набоковских героев много русских эмигрантов («Защита Лужина», «Машенька»).

В 1925 году Набоков женился на девушке из русско-еврейской семьи. Работала редактором. В 1936 году ее уволили: началась антисемитская кампания. Набоковы уехали во Францию, поселились в столице и часто бывали в Ментоне и Каннах. В 1940 году им удалось бежать из Парижа, который был оккупирован немецкими войсками через несколько недель после их отъезда. На лайнере Champlain русские эмигранты достигли берегов Нового Света.

В США Набоков прочитал лекцию. Он писал на русском и английском языках. В 1960 году вернулся в Европу, поселившись в Швейцарии. Русский писатель умер в 1977 году. Могила Владимира Набокова находится на кладбище Кларенс в Монтрё.

Александр Куприн

После окончания Великой Отечественной войны началась волна реэмиграции. Тем, кто уехал из России в начале 1920-х годов, обещали советские паспорта, работу, жилье и другие льготы. Однако многие эмигранты, вернувшиеся на родину, стали жертвами сталинских репрессий. Куприн вернулся еще до войны. К счастью, его не постигла участь большинства эмигрантов первой волны.

Александр Куприн уехал сразу после Октябрьской революции. Во Франции вначале он в основном занимался переводами. Он вернулся в Россию в 1937 году. Куприн был известен в Европе, советские власти не могли справиться с ним, как с большинством белых эмигрантов. Однако больной и престарелый писатель стал орудием в руках пропагандистов. Он трансформировался в образ раскаявшегося писателя, вернувшегося, чтобы прославить счастливую советскую жизнь.

Александр Куприн умер в 1938 году от рака. Похоронен на Волковском кладбище.

Чилингир

Чилингир, которому казаки впоследствии дали название «лагерь смерти», стал местом дислокации эвакуированных казачьих войск. Условия, в которых жили казаки, были ужасными. Голод, грязь, холера… «Мы жили в бараках и землянках,— вспоминал Жаров.— Весь лагерь находился в крайне антисанитарном состоянии. Из-за нехватки пресной воды часто пили воду прямо из ручья, в котором стирали белье». Но несмотря на все лишения и невзгоды среди воинов чувствовался необыкновенный религиозный подъем. Для поддержания духа войска начальник дивизии отдал приказ из всех полковых хоров собрать лучших певцов в один большой хор, регентом которого был назначен Жаров. Так в гнетущей атмосфере отчаяния и смерти родился знаменитый Донской казачий хор.

Работа с хором велась в маленькой тесной землянке. Ноты писались по памяти от руки, аранжировки делал сам Жаров. В деревне не было церкви, и литургия совершалась крайне редко. Чаще всего хор пел на отпеваниях и панихидах — в лагере казаки сотнями умирали от голода и болезней.

В марте 1922 года было принято решение о переселении казаков на греческий остров Лемнос. Но с переселением уклад их жизни нисколько не изменился, впереди была полная неопределенность. Жаров упорно продолжал начатую работу с хором, аранжируя новый репертуар и постоянно устраивая спевки.

Наконец поступил приказ о переводе казаков на работы в Болгарию. К тому времени хористы были собраны в один взвод, поэтому в Софию отправились все вместе.

Пребывание в лагере Чилингир и на остове Лемнос — особая страница в истории Донского казачьего хора. По выражению автора одной зарубежной русскоязычной газеты, именно тогда хор «вырос и оперился». Три десятка лучших голосов «православного тихого Дона» были собраны под руководством выпускника Синодального училища хорового пения, чтобы в скором времени заставить самые известные концертные залы мира аплодировать снова и снова.

Федор Шаляпин

Известный оперный певец покинул Россию, можно сказать, не по собственному желанию. В 1922 году он был на гастролях, которые, как показалось властям, затянулись. Затянувшиеся выставки в Европе и США вызвали подозрения. Владимир Маяковский тут же отреагировал, написав гневное стихотворение, в котором были такие слова: «Я буду первым кричать — возвращайся!».

В 1927 году певец пожертвовал выручку от одного из концертов детям русских эмигрантов. В Советской России это было воспринято как поддержка белогвардейцев. В августе 1927 года Шаляпин был лишен советского гражданства.

В ссылке он много выступал, даже снялся в кино. Но в 1937 году ему поставили диагноз лейкемия. 12 апреля того же года скончался известный российский оперный певец. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

Почему русские начали массово покидать родину?

В октябре 1917 года в Петрограде произошли события, которые в советской науке характеризуются как великая октябрьская социалистическая революция. В современной науке эти события все чаще обозначаются как государственный переворот. В результате власть в столице России захватили большевики.

Уже после февральской революции 1917 года многие жители страны не приняли произошедших перемен, упразднения самодержавия. Однако тогда еще вопрос о дальнейших порядках в стране откладывался до созыва Учредительного собрания, новое временное правительство не предпринимало радикальных реформ.

После октябрьских событий большевики стали издавать декреты, которые реализовывали их коммунистическую программу. Происходило коренное переустройство общественных порядков. В начале 1918 года большевики разогнали Учредительное собрание. Их идеология основывалась на признании классовой борьбы и необходимости подавлять выступления общественных групп, которых они считали противниками своих мер.

В результате представители разных слоев населения не признали декреты новой власти в столице и вступили с ней в борьбу. Они сформировали массовое белое движение, которое вело гражданскую войну с большевиками. Война завершилась в начале 20-х годов. В ней победили большевики, красное движение.

В результате всех этих событий Россию покинуло большое количество людей. Они имели разное социальное положение и относились к разным категориям населения: это были дворяне, представители духовенства, купцы, предприниматели, чиновники, военные, офицеры, казачество, интеллигенция. Большевики считали их противниками коммунистических порядков и боролись с ними. Пребывание в России грозило многим из них арестом по идеологическим причинам. С другой стороны, многие из них не хотели принимать новые порядки. Все эти причины привели к их массовому выезду из страны.

Аркадий Аверченко

До революции жизнь писателя значительно развивалась. Он был главным редактором юмористического журнала, пользовавшегося огромной популярностью. Но в 1918 году все в корне изменилось. Издательство было закрыто. Аверченко отрицательно отнесся к новому правительству. С трудом ему удалось добраться до Севастополя, города, в котором он родился и провел свои ранние годы. Писатель отплыл в Константинополь на одном из последних пароходов за несколько дней до взятия Крыма красными.

Сначала Аверченко жил в Софии, затем в Белгороде. В 1922 году уехал в Прагу. Ему было трудно жить вдали от России. Большинство произведений, написанных в эмиграции, пронизаны тоской человека, который вынужден жить вдали от родины и лишь изредка слушает родной язык. Однако в Чехии он быстро завоевал популярность.

В 1925 году Аркадий Аверченко заболел. Несколько недель он провел в городской больнице Праги. Он умер 12 марта 1925 года.

Публичность, рожденная Октябрем

Советская власть сама родилась из протестных демонстраций. Первая русская революция началась зимой 1905 года после расстрела войсками мирного шествия петроградских рабочих. В ответ на неоправданную жестокость властей Россия начала митинговать. Где-то манифестации проходили мирно, где-то переходили в вооруженные столкновения. В итоге абсолютная российская монархия сменилась парламентской, а народ получил некоторое подобие конституции — Манифест об усовершенствовании государственного порядка. В 1917-м прокатилась новая волна демонстраций, стачек и восстаний — и царский режим окончательно пал.

Придя к власти, большевики учли собственный опыт уличной политики и не стремились предоставить оппозиции какую бы то ни было политическую трибуну. Из-за разгоравшейся Гражданской войны новая власть боялась, что мирные манифестации выльются в уличные бои, но уже к концу 1920-х опасения по поводу контрреволюционного восстания сошли на нет. Представители оппозиционных партий — от анархистов до монархистов — либо сидели в тюрьме, либо уехали из страны, либо даже думать боялись о политике, чтобы не повторить судьбу первых и вторых.

«Он славный был король…»

Королём Генрих IV действительно был славным, французский историк Гонзаг Сен-Бри называл его «единственным королём, кто мог бы стать хорошим президентом».
Генриха было за что любить. Умён, любознателен, деятелен и хорош собой. Отважный гугенот. Или всё-таки католик?

Его мать, Жанна д’Альбре, стремилась вырастить сына образцовым протестантом, в то время как отец, Антуан де Бурбон, делал всё, чтобы тот стал идеальным католиком (хотя сам какое-то время тоже был гугенотом). О визитах к психологу тогда никто не слышал, поэтому Генрих балансировал между двух огней, довольно легко меняя веру.

В 1561 году Антуан де Бурбон был назначен генерал-лейтенантом Франции и привез восьмилетнего сына ко двору. Вместе с королевскими детьми Генрих начал посещать католические мессы.

Но служба Антуана при парижском дворе продлилась недолго: в ноябре 1962 года он получил смертельное ранение при осаде Руана (захваченного протестантами). Генриха, которому к этому моменту ещё не исполнилось и девяти, после смерти отца домой не отпустили — тогда уже вовсю шла первая религиозная война, и видный маленький гугенот (хотя и вроде бы сменивший веру), остался в Париже как ценный заложник.


Генрих IV — победитель Лиги в виде Марса. Жакоб Бюнель, 1605−1606 годы. («Дилетант»)

В 1564—1566 годах Генрих сопровождал королевскую семью в Великой поездке по Франции, а ещё спустя год его мать все-таки добилась от Екатерины Медичи разрешения отпустить сына в Беарн. И совсем скоро Генрих уже принимал участие в своих первых сражениях на стороне гугенотов, а после гибели дяди — принца Луи де Конде — в битве при Жарнаке стал формальным лидером французских протестантов (в 13 лет!). В реальности руководство гугенотским сопротивлением перешло к адмиралу Колиньи.

Третья религиозная война закончилась в 1570 году подписанием Сен-Жерменского мира. Хотя вроде бы победили католики, гугеноты получили серьёзные послабления — им разрешили проводить службы везде, кроме Парижа. Как считается, именно на переговорах после войны было решено скрепить хрупкий мир свадьбой дочери короля Франции Маргариты и Генриха из Беарна.

Генрих сопровождал королевскую семью в поездке по Франции

Жанна д’Альбре была вынуждена согласиться на этот брак и даже приехала готовить свадьбу в ненавистный ей католический Париж. Но до дня свадьбы (и до Варфоломеевской ночи) она не дожила — мать Генриха умерла 9 июня 1572 года, как считается, от туберкулёза, обычное дело в то время. С этого момента Генрих стал королём Наварры — под именем Генрих III.

После кровавой Варфоломеевской ночи Генрих оказался в заложниках у своих тёщи и шурина, которые принудили его вновь перейти в католицизм. Ему даже пришлось участвовать в осаде гугенотской Ла-Рошели.

Только в 1576 году, во время охоты, ему удалось бежать. Не без колебаний, но он вновь отрёкся от католической веры — публично. На стороне протестантов он принял участие в шестой и седьмой религиозных войнах.


Битва при Жарнаке. Миниатюра 16 века. («Дилетант»)

Судьба иногда смеётся даже над королями. В 1584 году умирает Франсуа, младший сын Екатерины Медичи. А у короля Франции Генриха III нет детей. И в результате Генрих Наваррский, как прямой потомок Людовика IX, становится наследником французского престола.

Бунтуют Гизы, Генриху III — королю Франции! — приходится бежать из Парижа. Он соединяется с другом детства Генрихом Наваррским (разница в возрасте у них всего в два года), и они вместе осаждают Париж.

В 1589 году Генрих III умирает после покушения. И перед смертью своим наследником он называет Генриха Наваррского.

До трона было ещё долгих пять лет: Генрих воевал, захватывал города (стараясь не разрушать католических церквей и не обижать жителей), вёл переговоры с католиками (папа римский успел отлучить его от церкви) и в конце концов торжественно отрёкся от протестантизма. Считается, что именно при отречении, в базилике Сен-Дени, он произнёс знаменитую фразу «Париж стоит мессы!».

В 1594 году Генрих Наваррский стал королём Франции.

«Ещё любил он женщин…»

Да ещё как!

Если про какого-то из монархов и можно было бы сказать «целомудренный», то к Генриху IV это явно не относилось. За его жизнь у него было две жены, восемь «официальных» и не меньше 25 второстепенных любовниц.

С Маргаритой Валуа Генрих развёлся после почти 30 лет брака. Развод был по обоюдному согласию — супруги жили отдельно, у каждого была своя собственная, и весьма насыщенная, личная жизнь. На этот развод Генрих решился под влиянием юной Габриэль д’Эстре, дочери начальника артиллерии Франции Антуана д’Эстре. Результатом их романа стало рождение двух сыновей и дочери. Король планировал жениться на Габриэль, но внезапно на четвёртой беременности у неё случился выкидыш, на следующий день после которого она умерла. При дворе поговаривали, что абсолютно здоровую Габриэль, которой только исполнилось двадцать шесть, отравили. В память о ней Генрих даже носил траур.

Но не со всеми своими пассиями Добрый король обращался по-доброму: Диане д’ Андуэн, преданной ему до самой смерти, обещал жениться, но слова не сдержал; Франсуазе де Монморанси-Фосс на момент их романа вообще было 13 лет, и после того как девочка забеременела, её отослали от двора подальше; девственность маркизы Генриетты де Вернёй Генрих купил у её родителей, письменно пообещал жениться, если девушка родит ему наследника. Но все эти слова не мешали ему одновременно вести переговоры о браке с Марией Медичи.

Король был должен миллион экю банку Медичи, а брак избавлял его от кредитных обязательств. Жениха даже на свадьбе не было, его по доверенности представлял герцог де Бельгарт. Несмотря на постоянные измены и скандалы, в браке родилось три сына (первенец Людовик стал впоследствии королём Франции — Людовиком XIII) и три дочери.

Основные направления 1 волны эмиграции

Первая волна русской эмиграции в основном направлялась в Европу. Сначала очень многие ехали туда через Турцию. В этой стране и особенно в ее столице оставалось много эмигрантов.

В Европе сначала многие прибывали в Германию, большое число русских в начале 20-х годов проживало в Берлине. Значительное число эмигрантов поселилось во Франции. Очень скоро именно Париж стал считаться основным центром выехавших из России. В Берлине в середине 20-х годов их число заметно уменьшилось.

Много русских эмигрантов проживало в Чехословакии. Ее столица Прага была еще одним крупным центром эмиграции. Многие селились в балканских странах: в Югославии, в Болгарии, в Греции. Белград и София стали значимыми центрами русской эмиграции. Еще одним направлением выезда был северный Китай. Сюда ехали многие из Сибири. Здесь центром эмиграции был Харбин.

Белая эмиграция в Европе

По сведениям из разных источников в Европу уехало около двух миллионов человек из России в ходе 1 волны эмиграции. Они выселялись постепенно, этот процесс находился в зависимости с событиями гражданской войны в России. Например, поражение на юге страны белой армии генерала Антона Ивановича Деникина в начале 1920 года привело к массовому выезду многих людей в Европу. В конце 1920 года после поражения на юге России белой армии барона Петра Николаевича Врангеля тоже произошло выселение большого количества жителей страны из крымских портов в европейские государства.

В целом временем наиболее активного движения эмиграции в Европу из России следует считать 1919–1920 года. При этом нужно учитывать, что началась она раньше и продолжалась еще в последующие годы. Выезжали из России как сухопутным транспортом, так и на кораблях. По морю, например, многие отправились с юга страны после поражения Врангеля в Турцию и из нее в разные европейские государства

Турция в ходе первой волны эмиграции имела важное значение как перевалочный пункт в Европу.

Покинувшие Россию люди первое время не думали надолго оставаться вне своей родины. Они полагали, что ситуация может измениться, и они скоро вернутся. Поэтому первые годы эмигранты старались жить обособленно от других жителей Европы, чтобы не ассимилироваться.

Постепенно ситуация стала меняться. Советская власть в России осталась после гражданской войны, шло переустройство страны по новым порядкам. Поэтому эмигрантам нужно было определиться, останутся ли они в Европе или вернутся на родину при советском правительстве. Некоторые приняли решение возвратиться. Очень многие остались за границей. Стараясь сохранить свою культуру, они по обстоятельствам и личному желанию сближались с европейцами.

Белая эмиграция в Китае

В Китай эмигрировало примерно четыреста тысяч человек. Переселения в эту страну тоже во многом зависели от хода событий гражданской войны в Сибири, на Дальнем Востоке и на Урале.

Значительное количество людей уехало в Китай после поражения белой армии адмирала Александра Васильевича Колчака в начале 1920 года. Потом осенью 1920 года вследствие поражения войск атамана Григория Михайловича Семенова произошел следующий массовый выезд в Китай из России. В конце 1922 года после окончательного утверждения советской власти в Сибири и на Дальнем Востоке состоялось еще одно крупное по численности участников переселение в Китай.

Все эти выезды происходили в основном сухопутным транспортом, несколько тысяч человек выехало по морю. В Китае, как и в Европе, сначала эмигранты жили более обособленно. После завершения гражданской войны и сохранения власти у большевиков многие стали уезжать в другие страны и части света: в Европу, в Америку, в Австралию. Многие эмигранты вернулись в Россию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: