Источники проблем на новом инструменте
Как это ни парадоксально, но проблемы могут быть и на новом инструменте. Здесь уже в силу вступают немного другие факторы, о которых будет рассказано ниже.
Производитель
Гитары от бюджетных производителей не отличаются каким-то особенным качеством. Разумеется, очень часто попадаются и достойные инструменты, однако ультрадешевые инструменты, скорее всего, имеют в себе встроенные проблемы с грифом. Из-за этого даже новая гитара может вести себя странно, и особенно это касается высоты струн, поскольку именно в этом месте дерево испытывает больше всего стресса.
Магазин
В магазине гитары хранятся на складе, где не всегда поддерживаются хорошие условия для их нахождения. Из-за этого даже новые залежавшиеся инструменты могут быть с уже встроенными проблемами – чаще всего, с неправильно выгнутым и поведенным грифом. Именно поэтому лучше всего проверять гитару перед покупкой.
Транспортировка инструмента
При заказе инструмента из другой страны может существовать риск деформации дерева из-за естественных изменений во влажности воздуха и его температуре. Для того, чтобы избежать этого, гитары обычно тщательно упаковывают, и если пренебречь этим, то вы можете получить инструмент с неполадками, хотя по факту он был только что извлечен из коробки.
Подробный ответ.
В паспорте на любое новое фортепиано или в сопроводительных документах к нему указано необходимое количество настроек для инструмента. Все они рекомендуют настраивать фортепиано не реже чем раз в 6 месяцев.
Почему именно столько? Есть ли разница по частоте настроек у старого и нового пианино? В каких случаях фортепиано приходится настраивать чаще?
Об этом и некоторых других нюансах связанных с регулярным обслуживанием фортепиано читайте дальше.
Регулярность настройки пианино и игровая нагрузка
Если быть точным, то раз в 6 месяцев пианино рекомендуется настраивать при минимальных нагрузках. Если же игровая нагрузка средняя или выше средней, интервалы между настройками значительно сокращаются.
Определить примерные интервалы между настройками и другими техническими работами можно по следующей таблице.
Таблица периодичности настройки, регулировки и ремонта фортепиано, поможет поддерживать пианино или рояль в форме.
Вид технического обслуживания и ремонта |
Среднесуточная продолжительность игровой нагрузки на инструмент в течение года, (Часов в сутки) |
||||
1 час в сутки |
1-3 часа в сутки |
4-6 часов в сутки |
7-10 часов в сутки |
11-15 часов в сутки |
|
Настройка | 2 раза в год | 3-4 раза в год | 5-8 раз в год | 9-12 раз в год | 14-18 раз в год |
Регулировка | 2 раза в год | 3-4 раза в год | 5-8 раз в год | 9-12 раз в год | 14-18 раз в год |
Чистка | 1 раз в 2 года | 1 раз в год | 1 раз в год | 2 раза в год | 2 раза в год |
Текущий ремонт | 1 раз в 2-3 года | 1-2 раза в год | 2-3 раза в год | 4-6 раз в год | 7-10 раз в год |
Средний ремонт | 1 раз в 10-15 лет | 1 раз в 6-10 лет | 1 раз в 4-6 лет | 1 раз в 2-3 года | 1 раз в 1-2 года |
Капитальный ремонт | 1 раз в 20-25 лет | 1 раз в 15-20 лет | 1 раз в 10-15 лет | 1 раз в 8-10 лет | 1 раз в 6-8 лет |
Регулировка анкера
Анкер – это длинный металлический стержень, находящийся внутри грифа, который регулирует его прогиб.и препятствует деформации под натяжением струн. Чаще всего он отстроен хорошо и трогать не нужно, но если гитара дребезжит при средней силе игры, то придется повозиться.
Как понять, что «виноват» именно анкер? Для этого существует специальная проверка: зажмите любую струну на первом ладу и ее же в месте крепления грифа к корпусу (приблизительно 20-21 лад). Теперь посмотрите на расстояние между порожком на 7 ладу и струной. В идеале оно составляет 1-3 миллиметра. Если это не так, то придется осуществить настройку анкера. Для этого нужно следовать следующему алгоритму:
- Ослабьте все струны.
- Открутите болты на шторке.
- Вставьте шестигранный ключ и подтяните анкер.
В какую сторону крутить ключ? По часовой стрелке – выпрямление грифа, против – выгибание. Если вам что-то еще осталось непонятно – ниже мы разместили онлайн-видео с подробным описанием.
После работы с анкером гитару можно настроить и приступить к игре. Но, есть большая вероятность, что через пару дней придется вновь прибегнуть к настройке, так как струны создадут давление которое может привести к небольшой деформации. В этом нет ничего страшного.
Если вы все сделали верно, но струны по-прежнему дребезжат или дребезжит только часть струн, тому есть несколько причин:
- Нужно заменить струны, так как их обмотка износилась (если струнам больше 6 месяцев);
- неправильно отстроен бридж гитары. Он может быть выше или ниже нормы;
- неправильно отстроены седла на бридже, возможно они опущены;
- износился верхний порожек грифа, или он не от этой гитары;
- деформация грифа. Это решается только заменой грифа.
Настройка гитары
Этот музыкальный инструмент остается крайне распространенным среди тех, кто не занимается исполнительской деятельностью профессионально. Разумеется, это классическая шестиструнная гитара. Когда она новая или на ней недавно были заменены струны, настраивать ее приходится частенько. Да и позднее, после неаккуратного перемещения и в результате перепадов температуры, может понадобиться коррекция ее звучания.
Если под рукой есть специальный камертон для гитары, задача серьезно упрощается, ведь каждая издаваемая нота соответствует отдельной струне. Но если в распоряжении имеется лишь классическая разновидность, придется немного потрудиться и напрячь свой слух. Звук, издаваемый камертоном, должен соответствовать тону первой струны, зажатой на пятом ладу. Когда это будет достигнуто, можно продолжить. Для этого каждая последующая струна зажимается на пятом ладу настраивается в унисон с предыдущей. Это несложно, но требует определенной практики. Исключение составляет лишь третья, для которой используется третий лад.
Кстати, если в распоряжении гитариста нет камертона, то можно послушать обычные телефонные гудки, они тоже соответствуют ноте «ля». Самостоятельно можно также регулировать струны скрипки, виолончели и подобных им инструментов. Ну а настройка пианино или рояля настолько сложна, что лучше доверить это дело профессионалам.
Как настроить гитару 6-струнную
Те, кто не знает, как настроить гитару 6 струнную, в первую очередь должны усвоить, что она основана на унисонности (одинакового) звучания определенных струн и ладов гитары.
При натяжке струн происходит повышение звука, при ослаблении — понижение. Настройка инструмента, осуществляется с учетом нот и струн: «ми» —1, «си» — 2, «соль» — 3, «ре» — 4, «ля» — 5, «ми» — 6.
Альтернативным строем подстройки может быть:
- D#G#C#F#A#D# — ниже на полтона;
- DGC FAD — на тон ниже;
- Дроп D: DADGBE — хард-рок;
- CGCGCE — в тональность до мажор.
- DADF(диез)AD — в тональность ре мажор.
Классический способ настройки (по пятому ладу)
Метод основывается на настройке первой струны (самой тонкой) «ми». Для чистоты звучания можно использовать камертон. Первоначально звук извлекается с настраивающего аппарата и прослушивается. Затем он извлекается на инструменте. После происходит сравнение. Если звучание ноты не соответствует звучанию камертона, то при помощи вращения колков добиваются соответствия. От настройки первой струнки зависит правильное звучание остальных.
Следующий этап — зажимается струна:
- 2 на 5 ладу (должна звучать в унисон с 1 открытой);
- 3 на 4 ладу (со 2 открытой);
- 5 на 5 ладу (с 4 открытой);
- 6 на 5 (с 5 открытой).
При отсутствии камертона, можно сделать вручную, начиная уже со 2 струны, продолжив процесс по вышеуказанной схеме.
Настройка гитары тюнером
Простейший способ самостоятельной настройки — использование тюнера. Электронная аппаратура, продается в картонной коробке. Звук извлекается с открытой струны, затем происходит проверка по дисплею аппарата. На нем показываются особенности, как правильно настроить гитару — ослабить натяжение колков или увеличить. Для начинающих гитаристов — удобный способ, не требующий слуховой практики. Этим методом настраивается как акустика, так и электрогитара.
Однако точность измерения аппаратуры не дает такой же гарантии на инструменте, так как частота звучащих струн имеет определенный диапазон.
Теоретически, настройка 1 струны должна быть на 329.63 герц. Но ее звучание на практике бывает не всегда очень ровным.
Настройка без тюнера
Имеется несколько способов нестандартной настройки шестиструнной гитары. У каждого из них свои особенности:
- Имеющие пианино, настройку инструмента могут осуществить с его помощью. На клавиатуре находят ноты, которые соответствуют не зажатым струнам и добиваются одинакового звучания.
- Подстройку гитары можно осуществлять также при помощи нестандартного режима — под собственный голос, манеру исполнения. Для этого имеется специальный камертон, позволяющий сделать это профессионально.
- Другой вариант — взять голосом определенную ноту и начать подстройку с нее. Можно начинать с 5 струны.
- Использовать обычную телефонную трубку. Гудок, исходящий из аппарата, издает звук ноты «ми» (E). Исходя из этого настраивается первая струна, соответственно которой налаживаются остальные.
Настройка через приложение
https://youtube.com/watch?v=ttfHkquh5wo
В сети имеются мобильные приложения, которые можно скачать. Например, GuitarTuna. Являются бесплатными. Несложны по восприятию. Бывают с применением кабеля линейного входа — для электрогитары, с наличием встроенного микрофона — для акустического инструмента.
Настройку через компьютер необходимо начинать с подбора тюнера, затем:
- подключается микрофон;
- запускается приложение (при правильной работе, высвечиваются буквы);
- инструмент подносится к микрофону;
- струна задействуется.
После этого настраивающая аппаратура указывает необходимые действия — повышение или понижение струнки. Колки регулируются до тех пор, пока индикатор не приблизится к центру.
Настройка гитары по флажолетам
Метод предназначен для профессиональных исполнителей, поскольку считается сложным. Это извлечения звука-обертона (флажолета), который предпочтительней брать на 5, 7, 12 ладах инструмента.
Для этого необходимо:
- Кончиком пальца прикоснуться к 6 струнке, находящейся над 5 ладовым порожком.
- После извлечения правой рукой звука, моментально убирается со струны палец левой руки.
- Сразу извлекается флажолет над 7 ладовым порожком 5 струны.
Звучание должно получиться в унисон.
Возможные ошибки и нюансы при настройке
Необходимость пилить пазы для струн | Это делается специальными пилками или надфилями. Толщина пропила должна точно совпадать с толщиной струны, иначе они будут разъезжаться, от чего пострадает качество игры. Поэтому не рекомендуется пропиливать пазы первым попавшимся под руку предметом. |
Когда нижний порожек лучше не трогать | Если музыкант не играет дальше 3-й позиции и у него нет веских причин снимать эту деталь, лучше ее оставить. |
Что сложнее точится – кость или пластик | Костяной порожек точится труднее, поэтому требует терпения. Зато пластиковый нужно точить аккуратно и не спешить, поскольку он легко поддается заточке и есть риск перестараться. |
Итак. Способ первый, он же основной
Начинаю свой рассказ.
Струна первая, она же самая тонкая и если смотреть сверху на гриф, то самая тонкая. Когда она нигде не зажата на ладах, то есть отрыта, то при извлечении звука она должна давать МИ первой октавы. Раньше настраивали по ноте Ля первой октавы. Это когда 1-я струна зажата на V-м ладу.
Продавались в то далёкое время прошлого XX-го века в музыкальных магазинах металлические V-образные камертоны, которые при ударе по нему и издавали эту Ля.
Учитывая, допустим, что мы в лесу, то примерно, на слух подтягиваю первую струну. При постоянной тренировке и опыте, уже примерно слышишь эту самую Ми первой октавы или Ля то же октавы.
Потом себя перепроверял. Частенько даже не приходилось перестраивать.
Первую струну настроили. Теперь на очереди вторая.
- Прижимаю 2-ю струну на V-м ладу.
- Извлекаю звук на 1-й струне, затем на 2-й.
- Сравниваю.
- Если слышится, что 2-я ниже, то её подтягиваю
- Если слышится, что 2-я выше строем, то ослабляю
- Добиваюсь унисонного звучания открытой 1-й и зажатой на V-м ладу и 2-й струн.
В идеале это у меня получится нота Ми первой октавы.
Хорошо. Со второй струной разобрался. Перехожу к 3-й.
- Прижимаю 3-ю струну на IV-м ладу.
- Извлекаю звук на открытой 2-й струне, затем на 3-й.
- Сравниваю.
- Если слышится, что 3-я ниже, то её подтягиваю
- Если слышится, что 3-я выше строем, то ослабляю
- Добиваюсь унисонного звучания открытой 2-й и зажатой на IV-м ладу и 3-й струн.
В данном случае должна получиться нотка Си малой октавы.
Чего хотел добился, перехожу к 4-й струне.
- Прижимаю 4-ю струну на V-м ладу.
- Извлекаю звук на открытой 3-й струне, затем на 4-й.
- Сравниваю.
- Если слышится, что 4-я ниже, то её подтягиваю
- Если слышится, что 4-я выше строем, то ослабляю
- Добиваюсь унисонного звучания открытой 3-й и зажатой на V-м ладу 4-й струн.
В этом варианте у меня получается нота Соль малой октавы.
Когда меня всё устроило и с четвёртой струной, перехожу к настройке 5-й.
- Прижимаю 5-ю струну на V-м ладу.
- Извлекаю звук на открытой 4-й струне, затем на 5-й.
- Сравниваю.
- Если слышится, что 5-я ниже, то её подтягиваю
- Если слышится, что 5-я выше строем, то ослабляю
- Добиваюсь унисонного звучания открытой 4-й и зажатой на V-м ладу и 5-й струн.
Это у меня получилась нотка Ре малой октавы.
То, что я называю где и какая ноты находятся — это так для справки
Вдруг кому то важно и интересно знать. Да, в общем, пригодится на будущее
Всё идёт по плану мистер Фикс.
Перехожу к настройке 6-й, самой толстенькой струне на гитаре.
- Зажимаю 6-ю струну на V-м ладу.
- Извлекаю звук на открытой 5-й струне, затем на 6-й.
- Сравниваю.
- Если слышится, что 6-я ниже, то её подтягиваю
- Если слышится, что 6-я выше строем, то ослабляю
- Добиваюсь унисонного звучания открытой 5-й и зажатой на V-м ладу 6-й струн.
А это должна получиться нотка Ля большой октавы.
Есть контакт. Готово. Я молодец. Очень надеюсь на то, что вы тоже молодец. А сейчас, чтобы немного убедиться, что я всё сделал хорошо и правильно, маленькая проверка по ходу пьесы.
Одновременно извлекаю звук из 1-й и 6-й струн, открытых. Они должны зазвучать, как говорят «в две октавы», так первая струна — это нота Ми первой октавы, а шестая открытая — это нота Ми (самая низкая нота на гитаре), но только большой октавы. И между ними у нас как раз расстояние в две октавы.
Уф. Хорошо. Слух радует.
А для того, чтобы самопровериться. Вдруг вы решите сразу подобным способом настроить свой музыкальный инструмент, предлагаю небольшое видео с этапами настройки всех струн.
Что вы думаете про такой способ настройки? Считаете ли его анахронизмом? Приглашаю поделиться своим мнением и историями из жизни. Это бывает порой очень поучительно.
А есть ещё второй способ для настройки вообще и проверки первого. Для того, чтобы расширить свои знания и навыки прочитайте статью
P. S. Если же вы хотите купить хорошую гитару с крепким желанием научиться играть как Паганини или хотя бы как Пако де Люсия, то несколько необходимых советов вас ждут в моей книге.
На этом всё. Пока, пока. Удачи, терпения и у вас всё получится.
Ваш Дмитрий.
Читайте далее:
1.
2.
3.
4.
5.
#полезные советы #гитара для новичка #уроки гитары #гитара с нуля #развлечения и досуг
Настройка
После вышеописанного процесс настройки, наверное, понятен. В качестве тюнера используется любая программа (например, бесплатная программа для iPad). При настройке удерживаем соответствующую ноту для разблокировки струны, затем слегка ударяем по струне и смотрим на экран. Программа показывает название ноты в буквенном виде (нотам Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль соответствуют буквы ABCDEFG) и отклонение частоты от номинальной. Отклонение корректируется небольшими движениями ключа, т.к. каждой клавише соответствует 3 струны, действие нужно повторять 3 раза. Учитывая количество клавиш фортепиано, процесс получается весьма долгий и кропотливый.
Определенные сложности есть лишь с басовыми нотами — толстые витые струны имеют большое количество обертонов, и тюнер часто не может определить правильную частоту. Так что для самых низких регистров проверка на слух все же остается актуальной. Это не так уж сложно, достаточно сыграть октаву с верхней, правильно настроенной нотой, диссонанс сразу чувствуется, если он есть. Да и если будет небольшое несоответствие, это не так уж критично, нижние регистры практически не используются в реальной игре.
О функциональности обертоновых биений
Из всего вышесказанного можно сделать крайне важный вывод. Напряжённость в интервалах полностью зависит от общего количества слышимых в них биений. Из таблицы 1 видно, что обертоновые биения выстроились в чёткую количественную функциональную систему. Наш слуховой опыт в напряжённости интервалов полностью подтвержден четкой функциональностью биений. Музыкантам, теоретикам музыки и особенно композиторам необходимо помнить, что функциональность биений в интервалах – главная выразительная функция в гармонии, так как из интервалов состоят все аккорды и любые сочетания гармонических звуков. По всей вероятности, всё развитие музыки на протяжении тысячелетий шло в поисках и в осознании функциональности обертоновых биений как самой тонкой и в тоже время самой мощной выразительной функции гармонии.
Как опустить струны
Изменять высоту струн в случае, если гитара исправна и не имеет повреждений или деформации. Необходимо:
- Измерить расстояние от грифа до струны на 12-ом ладу;
- Ослабить струны, предварительно зафиксировав их снизу;
- Выставить анкер в положение, в котором он не будет влиять на гриф (то есть в положение, где он прокручивается без усилий);
- Оставить инструмент в спокойном состоянии минимум на два часа;
- Выровнять гриф с помощью анкера;
- Отрегулировать высоту косточки: с помощью напильника или любого абразивного материала спилить высота, в зависимости от того, на какое расстояние нужно опустить струны;
- Установить струны обратно на гриф (после этого этапа инструмент снова нужно оставить на два часа);
- Настроить струны и проверить их звучание (струны не должны задевать лады).
Инструменты для настройки пианино
Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.
Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.
Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.
Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).
6- , 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.
Какие бывают диаметры отверстия ключа
В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.
Сменные головки и рукоять
Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.
Рукояти могут быть Г- , или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.
Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).
Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.
Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.
Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.
Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.
Как выбрать смычок для скрипки?
Прежде всего, нужно смириться с тем, что ни в коем случае нельзя покупать смычок и скрипку “на вырост”. Ведь играть на громоздком инструменте на порядок сложнее, нежели на маленьком. Более того, не стоит думать, что вашему малышу сразу стоит учиться на полноразмерной скрипке с соответствующим смычком, так как небольшая звучит слабее и хуже. Это мнение ошибочно.
Если малышу от 5 до 8 лет, его рост составляет 120-135 см, а длина руки 445-510 мм, то идеальным решением будет смычок для скрипки ¼. Как сделать замеры? Мерить руку нужно от центра открытой ладони до плеча.
Перейдем к выбору качественного смычка
Во-первых, оцените вид смычка. Убедитесь, что на нем нет трещин. Если вы выбираете смычок бюджетной категории, то рискуете купить дефектный смычок, так как такие смычки покрыты непрозрачным лаком, и разглядеть трещины трудно.
Старайтесь подобрать смычок с натуральным конским волосом белого цвета. Оцените вращение винта при натяжении волоса – если вращение плавное и не требует усилий, смычок подходит.
Также проверьте, чтобы резьба была в порядке. Часто попадаются смычки с сорванной резьбой, это производственный брак. Убедитесь в исправности резьбы прямо в магазине, иначе потом возникнут трудности, если вы захотите вернуть смычок обратно.
Если смычок находится в натянутом состоянии, трость касается волоса. Другой способ проверить смычок: натяните волос до выпрямления трости. В таком состоянии слегка ударьте им по ладони. Признаками некачественного смычка будет: сильный отскок, отсутствие отскока, ослабление натяжения после удара.
Еще один тест на проверку: поставьте смычок на струну без извлечения звука и наклоните в правую и левую стороны. Качественный смычок не будет соскакивать или двигаться слишком резко.
Литература [ править | править код ]
1. Богино Г. Современная настройка фортепиано // Музыкальное искусство и наука. – (Вып.1.). – М.: Музыка, 1970. — С.191-218.
2. Порвенков В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов. — М. , 1980.
3. Фадеев И.Г., Аллон С.М. Ремонт и настройка пианино и роялей. — М. , 1973.
4. Сергеев М. В. О профессионализме настройщиков фортепиано // Общество и цивилизация. 2015. Т. 1. С. 142—158.
У многих, кто занимается музыкой, стоят дома старые советские фортепиано 20−30-летнего возраста. Можно ли настроить их в домашних условиях? Попробуем разобраться.
Для начала немного теории. Наверное, все знают, что за основу при настройке музыкальных инструментов используют тон ноты «Ля», частота которой составляет 440 Гц. Соотношение частот фактически является логарифмическим, частота ноты каждой следующей октавы вдвое больше предыдущей (Ля второй октавы имеет частоту 880 Гц и пр). Нотный строй называется равномерно темперированным, в нем каждая октава делится на 12 равных «долей», частота тона определяется по формуле F (i) = F0*2^(i/12), где F0 — начальная частота, а i — номер полутона. Таким образом, можно определить частоту любой ноты на клавиатуре фортепиано, в этом плане гармония вполне проверяется алгеброй. Из этого следует вполне практический вывод: раз звук может быть математически подсчитан и измерен, значит, и процесс настройки вполне может быть запрограммирован и поручен компьютеру.
Теперь вернемся к настройке фортепиано. Разумеется, настроить инструмент на слух без опыта невозможно, не зря раньше этим занимались исключительно настройщики-профессионалы. Сейчас все стало несколько проще: существуют как приборы-тюнеры (их цена колеблется от 1 тыс.р. за любительские модели, до 30 тыс.р. за профессиональные), так и программы для различных платформ (ПК, смартфоны, планшеты). Их суть довольна проста, они показывают на экране частоту ноты и ее отклонение от точного значения. Дальше, как говорится, дело техники. К технической части и приступим.