Ноты для музыкальной литературы

Как выбрать музыку?

— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю.
Это, например, Шопен, Григ, Моцарт,
Чайковский. Их музыка просто красива,
мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства
с классикой можно прийти на концерт из
фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов,
мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные
произведения доступны для
восприятия. Они поэтичные и трогательные.

Можно
начинать по-другому — с концерта вокальной
музыки. Это могут быть арии из опер,
романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно
развивается. Поэтому новичку легче
проследить ход мыслей автора.

Лучше
всего начинать слушать классику с
программной музыки — той, которая имеет
название, литературную программу, сюжет.
Например, можно послушать даже такого
«сложного» композитора, как Ференц Лист.
У его симфонической поэмы «Прелюды»
есть программа, которую чаще всего печатают
в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим
поинтересоваться и прочитать ее. Тогда
вы все услышите! И мечты «героя» о любви,
и как от отдыхает на природе от житейских
бурь, и сами эти бури — грозные и
воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры
такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди.
Программную музыку слушать и воспринимать
намного проще, ведь можно следить за
сюжетом.

Запомните: нельзя любить все жанры,
все эпохи. Кому-то нравится звучание
рояля, кому-то скрипки, а есть любители
хоровой музыки. Начинайте
с того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг в
мемуарах «Как писать книги» говорил:
«Если вы хотите научиться писать
книги, вы, в первую очередь, должны их
читать». Вывод: чтобы полюбить
классическую музыку, надо не бояться
ее слушать.

Наталья Горявенко. Фото белгородской филармонии

Онлайн-уроки музыки

Тренд на онлайн-обучение не обошел стороной музыку. С одной стороны, занятия по видеосвязи имеют определенные неудобства в связи с отсутствием живого контакта между учеником и учителем и техническими неполадками и сбоями интернет-связи. Но с другой выводят любого преподавателя на общероссийский и даже мировой рынок. Набирать учеников можно, разместив информацию о себе на сайтах “Авито”, “Юла”, profi.ru, hh.ru, “Яндекс.Услуги” и на других подобных платформах. Благодаря росту популярности сервисов видеосвязи вроде Skype или Zoom вы можете зарабатывать на преподавании своего предмета из любого места земного шара, где только есть стабильный интернет.

В отличие от рядовых видеоуроков при обучении игре на музыкальных инструментах есть определенные нюансы. Например, возникает необходимость периодически менять ракурс камеры. Ведь порой при офлайн-занятиях учителю, чтобы следить за игрой ученика, нужно обойти его с другой стороны. Как, например, в случае с игрой на фортепиано. Поэтому при дистанционном обучении нередко приходится просить учеников развернуть камеру.

«Философия новой музыки»

«Философия новой музыки» Адорно выросла из эссе о Шенберге, в котором он хотел подвергнуть анализу функцию современной музыки и функцию композитора. Позже выбор только одного композитора или одной школы показался Адорно недостаточным для рассмотрения всей «новой», модернистской, музыки. Поэтому для решения этой задачи он выбрал творчество двух композиторов: Шенберга и Стравинского, у которых яснее всего, по мнению Адорно, выразились «идеи самих произведений», которые и являются предметом анализа философии музыки. В результате книга композиционно строится на противопоставлении двух разных композиторских техник: первый раздел называется «Шенберг и прогресс», второй — «Стравинский и реставрация». Из названий разделов ясно, что Адорно был приверженцем додекафонной техники Новой Венской школы, предводителем которой был Шенберг.

Для Адорно философия музыки возможна только как философия новой музыки. Ретроградная теория музыки, с помощью которой критика сковывала композиторский дар и навязывала ему свое некомпетентное суждение, с возникновением новой музыки уже не позволяет судить о произведении с общих позиций. Критике приходится иметь дело с индивидуальной образной системой и судить ее по ее же законам. Ярость публики, направленная против новой музыки, объясняется Адорно желанием ускользнуть от «тотального просвещения»: «Пугающие публику диссонансы говорят только о ее собственном состоянии».

Точно так же, как изношенность и банальность уменьшенного септаккорда легко распознавались с определенного момента в 19 веке даже не слишком подготовленным слушателем, можно говорить об изношенности всей тональной системы. Адорно настаивает, что та публика, которой недоступна музыка Новой Венской школы, имеет поверхностное представление и о сонатах Бетховена, составленное из превратно усвоенных ассоциаций и идей при совершенно неусвоенной музыкальной структуре. Изначальный «бушующий» импульс, заложенный, например, в романтизме, буржуазная публика превращает в предмет интерьера. Таким образом, если публика восстает против этого импульса, то она уничтожает как раз то, что на словах стремится защищать. Шостаковича, Стравинского и Бриттена Адорно характеризует «общим вкусом к безвкусице» и «наивностью от необразованности». В сущности, в этой концепции выражается отождествление общественного процесса и развития музыки. Метод Шенберга понимается, прежде всего, как путь «познания, свободного от искусства».

Методы погружения в музыку

Мы выбрали несколько эффективных методик для тех, кто хочет начать слушать музыку.

Последовательно слушать признанных классиков

Самый традиционный способ знакомства с академической музыкой. Те, кто его практикует, рекомендуют слушать знаковые произведения в хронологическом порядке, выбирая эпохи, наиболее близкие по духу и останавливаясь на них.

Слушать близких по духу

Не всем подходит Моцарт и Бах. Есть классические композиторы, работы которых более созвучны жизни современного человека, например, Шостакович, Малер и Стравинский. Интересных композиторов и исполнителей можно найти в любом жанре.

Подбирать музыку по настроению

Ещё один способ познакомиться с музыкой – выбирать произведения, соответствующие эмоциям и настроению слушателя. Если говорить о классике, то для сосредоточенной работы подойдёт Бах, в минуты гнева Вагнер или Бетховен, когда хочется трагедии Брамс, для романтики Дебюсси, в период душевной смуты Шуберт и Шопен, когда весело Моцарт.

К сожалению, добиться абсолютного объективного восприятия музыки невозможно. На наш музыкальный опыт влияют наши предпочтения, переживания и память. В этом нет ничего плохого, но если вы хотите добиться большей объективности, замещайте лишнюю информацию полезной: культурным контекстом, сведениями об авторе и его творческом процессе.

Еще больше музыкальных принтов

? Назовите топ-10 произведений, которые, по-вашему, должен знать каждый

Я считаю, что никто ничего никому не должен. Вся эта модальность, чувство обязанности, по-моему, сильно испортили репутацию академической музыке. Я могла бы перечислить совершенно условный список сочинений чуть-чуть вне оттоптанного списка бестов с «Временами года» и «Осенней песнью» Чайковского, которые, по-моему, очень приятно послушать каждому начинающему и любопытному слушателю.

Из такой музыки я составила отдельный плейлист для спецпроекта «Шедевры мировой классики» — кажется, он называется «Для новичков», — поэтому расскажу про 10 произведений из него.

10. Скрипичный концерт Эриха Вольфганга Корнгольда (1945)

Корнгольд начинал как серьезный академический композитор, а в результате стал оскаровским лауреатом за киномузыку. В концерте слышно и одно, и другое: он восхитительный, сладкий и хрупкий, с патетикой и полным Индианой Джонсом в конце.

9. Песня «К Миньоне» Франца Шуберта (1815)

Что сказать об этой песне? В немецком языке рифмуются «herz» («сердце») и «schmerz» («боль»). Не представляю музыки, говорившей бы об этом яснее.

Главная героиня оратории — аллегорическая Красота — на протяжении сочинения проходит слегка пугающий путь от жизнелюбивой кокетки до истовой монахини. Эта фантастическая ария — последний его отрезок, дорога прямо на небо.

7. «Музыка в двух измерениях» Бруно Мадерны (1952)

Для любителей странной электронной музыки с чмоканьем, бульканьем и вздохами — убедиться в том, что все началось на 20 лет раньше, чем вы привыкли думать.

6. «Фантазия на одну ноту» Генри Пёрселла (1680)

Представьте музыку, странноватую, реликтовую и непонятную по состоянию на 1680 год. Представьте музыку для пяти виол — вымершего ансамбля, модного на заре эпохи Стюартов. Представьте клубок голосов, змеящихся вокруг гудящего, как телеграфный провод, дрона. В общем, отличная штука.

5. Соната для двух фортепиано и ударных Белы Бартока (1937)

Знойная и экзотическая, какой-то гибельной красоты. В ХХ веке вообще написано много роскошной музыки для перкуссии, но этот опус, по-моему, лучший.

4. «В сторону лебедя» Леонида Десятникова (1995)

Звуковое воплощение 1990-х годов — ранимая, романтичная, хаотическая, любовно перебирающая осколки музыка. Режет как скальпель.

3. Фантазия «Чувства К. Ф. Э. Баха» Карла Филиппа Эмануэля Баха (1787)

Был немецкий музыкальный критик, разницу между XVII и XVIII веками в музыке объяснявший таким обобщением, мол, сначала все писали про объективное, внеположное себе, а потом переключились на субъективное, на первое лицо. Отец и сын Бах аккурат по разные стороны этого разлома. Бесхитростно названная «Чувства К. Ф. Э. Баха», эта музыка Баха-младшего каждый раз поражает меня своей меланхолической красотой

2. «Прелюдия, фуга и вариация» Сезара Франка (1860–1962)

Крауд-плизерный потенциал этого сочинения просто раздавливает: с момента, как я впервые его услышала, я недоумеваю, почему до сих пор эта музыка не стала навязшим в зубах хитом почище адажио лже-Альбинони.

  1. Квартет для струнных № 1 Иоганнеса Брамса (1869)

Когда я делала плейлист «Для новичков», я решила представить, что ставлю музыку друзьям. Как всегда бывает в таких случаях, начинаешь с чего-то любопытного и необычного, стараешься вытащить каких-то зайцев из шляпы. А в конце вечеринки настройки слетают и звучит то, что составляет твою основу. В моем случае — эта музыка.

«Исторические этюды»

Книга советского музыковеда Соллертинского посвящена жизни и творчеству композиторов эпохи романтизма Автор успешно избегает клишированной интонации, свойственной биографиям романтиков — особенно в советской музыковедческой литературе. Творчество композиторов представлено в «Исторических этюдах» не самыми известными их произведениями. Например, у Бетховена Соллертинский рассматривает провалившееся в первой постановке единственное его оперное произведение «Фиделио».

Стремление Соллертинского к живому и небанальному изображению композиторов и их творчества вполне соответствует духу той эпохи — жестоких композиторских «войн» и выразительного «имиджа» творца. Хорошо показан хайп, возникший вокруг «Ифигении» Глюка, который заставил Париж забыть об Американской революции, на долгое время вытеснил литературные и политические темы из салонов и театральных фойе, вызвав взаимные оскорбления в журнальной полемике. В войне между «вагнерианцами» и «брамсиацами» Антона Брукнера причислили к первым из-за его большой любви к Рихарду Вагнеру. В то же время, Брукнер в своих симфониях стоял на позиции «абсолютной музыки», т. е. чистого искусства, что в корне противоречило основной концепции Вагнера о смерти непрограммной музыки и синтезе музыки и поэзии. Так Брукнер оказался «чужим среди своих».

Мне всё равно не понятно

— Если в классической
музыке что-то непонятно, то надо «копать»
глубже. К примеру, Иоганн Бах. Его музыка полна тайнописи! У Баха
есть «Токката и фуга ре минор», «Шутка»,
знаменитые клавирные или скрипичные
концерты, которые нравятся всем с первого прослушивания. Но это малая
часть баховской музыки, это даже не
верхушка айсберга.
Остальные его произведения сложнее.

Книги

— В поиске книг о
музыке, нужно исходить из своего
плейлиста. Вам нравится, к примеру,
Шопен. Ищите книги о нем, о его жизни,
судьбе, расширяйте свое представление
о любимом, или пока понравившемся
композиторе. Если вы прочтете книжку польского
исследователя Ярослава Ивашкевича о Фридерике Шопене, то
вы многое узнаете о нем. Кстати, есть замечательная серия «Жизнь замечательных людей».

Передачи и лекции

— Хорошо рассказывает
о классике Артем Варгафтик, музыковед
московской филармонии. У него был большой
цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится
Михаил Казиник. В интернете есть сотни
его фильмов о музыке с привлекательными
названиями «Эффект Моцарта», «Эффект
Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме
того, у него есть серия книг «Тайны
гениев». Все это очень доступно,
увлекательно, классно!

Есть различные
образовательные сайты: «Магистерия»,
Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической
музыке, где размещаются лекции, рассказы
о музыке и не только. Можете найти также
уже переведенные выступления Леонарда
Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики.

Московская
филармония имеет специальный абонемент
«Мама, я меломан» — это серии ночных
концертов с предварительной лекцией о
каждом. Их записи есть в интернете, на
сайте московской филармонии.
Зарегистрируйтесь и станьте слушателем
этих лекций. Там музыковеды замечательно
рассказывают о произведениях.

Шпаргалки

Это картинки-справочники для быстрого освежения в памяти на самые важные знания в музыке. Можете как смотреть их на сайте, щелчком по ссылкам, так и скачивать себе.

Названия файлов английскими буквами, чтобы ссылка была опрятной и понятной. У себя на компьютере можете назвать их по-русски. Форматы файлов — pdf, png и jpg.

Теория музыки

1. Ноты и клавиши пианино — соотношение нот на нотоносце и клавиатуре. То же в png.2. Ноты и струны гитары — соотношение нот на нотоносце, табулатурах и на грифе. 3. Ноты на грифе гитары — буквенное обозначение нот на грифе.4. Таблица аккордов на нотоносце — разные виды трезвучий от каждой ноты.5. Таблица аккордов на клавишах пианино — разные виды трезвучий от каждой ноты.6. Таблица аккордов в тональностях — буквенные обозначения трезвучий по ступеням.7. Таблица открытых аккордов — на гитаре. Открытые — когда есть не зажатые струны.8. Кварто-квинтовый круг — для определения тональностей и знаков при них.9. Шпаргалка гитариста — табулатуры и рисунки положения рук

10. Guitar Chord Dictionary — программа словарь созвучий и ладов на гитаре. Описание: понятный внешний вид, режимы трезвучий и ладов, взаимодействие с грифом мышкой, озвучанивание выбранного трезвучия, 3000 видов созвучий, их обращений и разных расположений на грифе, показ нот на грифе в виде пальцев, нот и музыкальных промежутков, выбор из инструментов с 4, 5 и 6 струнами + своя настройка вида грифа.

Звукорежиссура

1. Ноты и частоты — соотношение диапазонов на клавишах и в частотах.2. Таблица частот — инструменты и их частотные диапазоны. То же по-английски.3. Инструменты в спектре — сводная картина мест их в частотных диапазонах.4. Инструменты в пространстве — сводная картина их в 3х измерениях.

9. Изучайте теорию музыки.

Теория музыки расширит ваше понимание музыки и, следовательно, даст вашему мозгу больше элементов для синтеза в музыкальные идеи. Она заставит вас по-другому взглянуть на обычные аккордовые прогрессии, и вы сможете логически развивать простые идеи.

Вам не нужно изучать все сразу, достаточно просто понять некоторые основы, чтобы повысить качество ваших материалов и музыкально понимать, что вы делаете. Например, вы можете начать с теории мажорного аккорда или минорной аккордовой прогрессии и выучить различные формы для их воспроизведения.

Может показаться, что это модное слово, но теория музыки — это смысл, стоящий за всем, что мы делаем в музыке. Это пойдет только на пользу вашему сочинению песен, и вы больше не застрянете на одних и тех же четырех аккордах.

Вот список того, что, по нашему мнению, поможет вам в написании песен прямо сейчас:

  • Ритм:
    Временные подписи, внебитовые ритмы и т.д.

  • Чтение музыкальных листов:
    Клише, длительности нот, ритмы и т.д.

  • Аккордовые прогрессии:
    Общие аккордовые прогрессии, каденции, формы аккордов и т.д.

  • Шкалы:
    Мажорные и минорные гаммы, ключи.

Музыкальный вендинговый автомат

Первый музыкальный автомат, позволяющий проигрывать песни за деньги появился в Сан-Франциско еще в 1889 году. В те времена 1 песня оценивалась в 50 центов. Больше 130 лет спустся такие аппараты не исчезли, а только усовершенствовались. Обычно музыкальный вендинг напоминает банковский терминал со специальным ПО и купюроприемником. Внося денежные средства, можно заказать одну из загруженных в память песен и даже исполнить ее в караоке. Причем, у таких автоматов есть как ретро-версии, устанавливаемые в заведениях с соответствующей по духу тематикой, либо современные умные версии, где выбор песни и оплата заказа происходит через мобильное приложение.

Как зарабатывать сегодня на музыкальном вендинге? Есть три основных варианта:

  • взять в аренду 1 квадратный метр площади в каком-либо общественном заведении, а всю выручку оставлять себе;

  • сдать автомат в аренду самому заведению;

  • сдавать автомат в аренду на различные мероприятия, например, на свадьбы, детские праздники, шоу и корпоративы.

Размер дохода будет во многом зависеть оттого, насколько удачно вы пристроите музыкальный автомат. 

Лучшие книги о классической музыке

Составили подборку интересных книг про классическую музыку. Это чтобы вы в ней разбирались еще лучше:) Подобранные нами издания подойдут как совсем «чайникам», которые еще не умеют отличать Моцарта от Баха, так и продвинутым слушателям, готовым еще больше углубиться в философию нот. В прикрепляемой статье список книг с нашей краткой аннотацией и ссылками на скачивание.

Начинаем мы от самой простой и легкой литературы, которая подойдет совсем «зеленым» слушателям, а заканчиваем сложной – для искушенных музыковедов. Надеемся, что каждый найдет для себя свою книгу.

Кратчайшая история музыки

Дарен Хенли

Самая простая и понятная книга на страницах которой вы познакомитесь с великими композиторами и их основными произведениями.

Также в начале издания представлена очень удобная таблица, где композиторы расположены в хронологическом порядке, а сбоку дана краткая справка об исторических событиях, происходящих на их веку.

Из минусов – довольно сумбурно представлен XX и XXI век, где автор намешал рок-музыкантов и кинокомпозиторов с Арво Пяртом и Филипом Глассом.

Скачать в формате: fb2 | mobi | epub

Классическая музыка для чайников

Коллектив авторов

Несмотря на свое шуточное название, для начинающих слушателей это, пожалуй – самая занимательная книга. В ней очень емко описывают особенности музыкального творчества того или иного композитора.

Всегда представлены интересные музыкальные рекомендации к прослушиванию.

Помимо этого из книги можно узнать краткую историю музыкальных инструментов, а также поверхностно ознакомиться с нотной грамотой.

Скачать в формате: pdf

ТТайная жизнь великих композиторов

Элизабет Ланди

В меру юмористическая книга, к фактам которой нужно относиться с осторожностью. Но зато она раскрывает неформальную жизнь известных нам музыкальных деятелей

Помимо того, что Бетховен был грязнулей, а Чайковский геем, вы узнаете о том, что Ференц Лист – настоящая рок-звезда XIX века, а Пуччини воровал трубы из органа, чтобы на вырученные от сдачи металлолома деньги купить себе сигарет.

Скачать в формате fb2 | epub | mobi

ММузыка всем

Леонард Бернстайн

Это текстовый вариант телепередач известного музыкального просветителя, великиого дирижера и посредственного композитора – Леонарда Бернстайна. Музыку он понимал великолепно и искусно делился этим с народом. Данная книга – идеальное пособие по вопросам того, что вообще такое – Музыка.

Скачать в формате: pdf

ДДальше – шум. Слушая ХХ век

Алекс Росс

Уникальная книга, написанная музыкальным критиком Алексом Россом. Все о сложной музыке ХХ века, издание поможет понять модернистскую фактуру и углубиться в общие культурные настроения эпохи. Очень полезная книга как для обывателей, так и студентов. Ну и по совместительству это настольная книга администраторов канала:)

Скачать в формате fb2 | epub | mobi

ММузыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи

Автора: Марина Раку

Серьезное научное издание, исследовавшее изменчивое отношение к классической музыке в СССР. В ней приведено много цитат музыкальных критиков и композиторов. И сама позиция исследования музыки с точки зрения политической пропаганды – захватывает. Книга требует внимания и усидчивости. Она для тех, кто серьезно углублен в тему искусства.

Скачать в формате fb2 | epub | mobi

1. Будьте проще.

Это один из тех советов, которые легче сказать, чем сделать. Вполне понятно, что вы одержимы идеей написать песни, которые потрясут вашу аудиторию, но ирония заключается в том, что подавляющее большинство хитов
поп-
и
рок-музыки
в основном просты. Аккордовые прогрессии легко воспринимать и двигать телом, а тексты песен не отличаются сложностью.

Мы думаем, что нам нужен какой-то революционный
лирический контент
, благодаря которому наше имя будет звучать повсюду, но возьмите наши любимые песни за всю историю, и вы поймете, что они пережили время, потому что были просты для запоминания.

Важно то, что вы хотите сказать своей аудитории. Когда вы
пишете песню
, думайте о своих слушателях и сделайте так, чтобы им было просто понять ваше послание и запомнить ваши мелодии

Именно это делает многие поп-хиты запоминающимися и незабываемыми.

8. Изучите ссылки на свои треки.

Во время написания песни очень полезно держать в голове ссылку на трек. Используйте песню, которая вдохновляет вас на то направление, в котором вы хотите писать песню. Изучите ритм, разберите басовую линию и проанализируйте аккордовые прогрессии. Это даст вам возможность сравнить свою песню по качеству звучания и общей завершенности.

Это обычная практика среди музыкальных продюсеров. Когда вы работаете с ними, они обычно просят предоставить им эталонный трек. Это дает им представление о том, как будет развиваться песня, и в целом облегчает процесс работы.

Вы можете использовать этот совет в любой момент вашего процесса, даже если вы не пишете музыку. Возьмите свои любимые песни и разберите их от названия до заставки. Постепенно узнайте, что делает их великими песнями, и вы найдете эту информацию готовой, когда будете писать песню в следующий раз.

Качественный звук

Качественный звук зависит от инструментов и аппаратуры музыкантов. Для слушателей музыки в записи это в первую очередь звуковой файл без перекодировок, а не дорогие колонки или наушники (впрочем, они тоже важны). 

Потеря качества звука происходит из-за сжатия файлов. Оно используется в популярных форматах MP3, MP4 и AAC. В случае с MP3 размер значительно уменьшается с помощью избавления от лишней информации. При этом инструменты и вокал становятся пресными, полная звуковая картина купируется. MP4 и AAC тоже калечат звук, хоть и меньше.

Предельно чистое звучание можно получить, прослушивая файлы в цифровых форматах максимально высокого разрешения, например, в MQS, WAV и FLAC. Для прослушивания последнего разрабатывают профессиональные плееры. Они дорогие, но разница между прослушиванием такого формата и MP3 стоит того.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: