4c006a1f8eee

Детство и юность

Знаменитый композитор Niccolò Paganini родился в 1782 году в небогатой семье. Родители очень переживали за здоровье новорождённого. Дело в том, что он родился недоношенным. Врачи не давали шансов на то, что младенец выживет. Но случилось чудо. Недоношенный мальчик не только оправился, но и радовал семью своей гениальностью.

Изначально глава семейства работал в порту, но позже он открыл собственную лавку. Мама всю свою жизнь посвятила воспитанию детей. Говорили о том, что однажды женщине приснился ангел, который рассказал о том, что её сына ждёт блистательное музыкальное будущее. Когда она рассказала о сне супругу, то он не придал ему значение.

Именно отец привил Никколо любовь к музыке. Он часто играл на мандолине и занимался музыкой с детьми. Паганини-младший не увлёкся этим инструментом. Его больше интересовала игра на скрипке.

Когда Никколо попросил отца научить его играть на скрипке, то он охотно согласился. После первого занятия мальчик начал профессионально играть на музыкальном инструменте.

Детство Паганини проходило в строгости. Когда отец понял, что мальчик хорошо играет на скрипке, то вынуждал его постоянно репетировать. Никколо даже сбегал с занятий, но отец применял жёсткие меры — он лишал его пропитания. Изнурительные занятия на скрипке вскоре дали о себе знать. У Паганини-младшего развилась каталепсия. Когда врачи пришли в дом Никколо, то оповестили родителей о смерти сына. Отец и мать, которые были убиты горем, начали готовиться к похоронной церемонии.


Niccolò Paganini (Никколо Паганини): Биография композитора

Международная слава

К концу 1809 года, после того как отношения с Великой княгиней осложнились, Никколо Паганини покинул Флоренцию, чтобы начать карьеру свободного музыканта. Теперь он путешествовал по Генуе и Парме и был признан местным зрителем виртуозом. Однако за их пределами он оставался неизвестным.

Первый большой прорыв в биографии Паганини произошел, когда 29 октября 1813 года он дал свой первый концерт в миланском театре «Ла Скала»

Выступление было чрезвычайно успешным и привлекло внимание выдающихся музыкантов Европы. В течение десяти недель он выступал там же еще 6 раз

Вскоре Паганини стали считать главным скрипачом в Европе. Он дал более ста концертов в разных городах Италии, таких как Генуя, Парма, Флоренция, Турин, Неаполь, Болонья, Венеция и Рим. Это был также период, когда из-за своего невоздержанного образа жизни он много болел.

Самостоятельность

Окрепший характер, бурный итальянский темперамент Никколо приводили к столкновениям в доме. Зависимость от отца становилась все невыносимей. Никколо жаждал свободы. И воспользовался первым же пред логом, чтобы уйти от жестокой родительской опеки.

Когда Паганини было предложено занять место первого скрипача и Лукке, он его с радостью принял. С энтузиазмом Паганини отдался работе. Ему было поручено руководство городским оркестром и разрешено концертировать. С небывалым успехом выступает в Пизе, Милане, Ливорно. Восторг слушателей кружит голову, пьянит ощущение свободы. Приходят и увлечения иного порядка, которым он отдается так же пылко и страстно.

В это бурное время приходит и первая любовь. И ей скрипач отдается весь, без остатка, как и всему, что он делал. Почти на три года имя Паганини исчезает с концертных афиш. Об этом периоде он позднее не говорил. В «Автобиографии» сообщил лишь, что в ту пору занимался «сельским хозяйством» и «с удовольствием щипал струны гитары». Возможно, некоторый свет на тайну проливают пометки, сделанные Паганини на рукописях гитарных сочинений, многие из которых посвящены некой «синьоре Диде».

В конце 1804 года скрипач возвращается на родину, в Геную, и несколько месяцев занимается лишь сочинением. А затем снова едет в Лукку — в герцогство, которым правил Феличе Бачокки, женатый на сестре Наполеона Элизе. Три года служил Паганини в Лукке камерным виртуозом и дирижером оркестра.

Отношения с княгиней Элизой постепенно становились все менее официальными. Паганини посвятил ей «Любовную сцену», специально написанную для двух струн («Ми» и «Ля»). Другие струны во время игры со скрипки снимались. Сочинение произвело фурор.

Затем княгиня потребовала произведение только для одной струны. «Я принял вызов, — говорит Паганини, — и спустя несколько недель написал военную сонату «Наполеон» для струны «Соль», которую исполнил на придворном концерте 25 августа». Успех превзошел самые смелые ожидания.

Прошло почти три года службы, и Паганини начали тяготить отношения с Элизой, двором, ему вновь захотелось артистической и личной свободы. Воспользовавшись разрешением уехать на концерты, он не спешит вернуться в Лукку. Однако Элиза не выпускала Паганини из поля своего зрения. В 1808 году она получила во владение Тосканское герцогство со столицей Флоренцией. Праздник следовал за праздником. Снова потребовался Паганини. И он был вынужден вернуться. Во Флоренции прошло еще четыре года его придворной службы.

Поражение Наполеона в России резко осложнило обстановку во Флоренции, сделало пребывание там Паганини уже невыносимым. Он вновь жаждал освободиться от зависимости. Нужен был повод. И он его нашел, явившись в мундире капитана на придворный концерт. Элиза приказала ему немедленно переодеться. Паганини демонстративно отказался. Ему пришлось поспешно бежать с бала и ночью уехать из Флоренции во избежание ареста.

Покинув Флоренцию, Паганини переехал в Милан. Рецензия на концерт Паганини в октябре 1813 года в «Ла Скала», появившаяся во влиятельной «Лейпцигской музыкальной газете», познакомила Европу с именем Паганини. Журналист писал, что итальянский виртуоз «является, без сомнения, первым и величайшим скрипачом мира. Его игра поистине непостижима. Всякие пассажи, скачки и двойные ноты звучат у него так изумительно, как ни у одного другого скрипача. Он играет только ему свойственной аппликатурой наитруднейшие двух-, трех- и четырехголосные последовательности, имитирует звучание множества духовых инструментов; играет хроматические гаммы в самых высоких позициях почти у мой подставки так чисто, что это кажется совершенно невероятным. Он играет наиболее трудные фразы на одной струне ошеломляющим способом и одновременно как бы шутя исполняет ноты пиццикато на другой аккомпанируя басовыми звуками так, что ощущаешь, как будто игр несколько инструментов… Особенное признание получили его вариации называемые «Ведьмы».

Болезни и смерть

Приводящие зрителей в восторг мощные выплески таланта и энергии Паганини пагубно отражались на его здоровье. После концертов у него возникали конвульсии, замирал пульс, падала температура тела. Сам Паганини считал такое состояние следствием выхода из тела «божественно гармоничного электричества». Всё чаще ему приходилось делать перерывы в выступлениях. Слабость нарастала. Последние полгода жизни он даже не мог держать смычок. Паганини скончался 27 мая 1840 г. в Ницце, не дожив и до 58 лет.

Скандалы и разбирательства сопровождали Паганини и после смерти. У него всегда были непростые отношения с церковью, обвинявшей музыканта во многих грехах. Он не писал произведений по заказу церкви. Отказ причаститься перед смертью послужил поводом для церковного запрета на захоронение в Италии, снятого лишь 36 лет спустя. Его забальзамированное тело более года пролежало дома, после чего тайно было предано земле в местечке Валь-Польчевера. Только в 1876 г. Паганини официально похоронили в Парме.

Но его прах и тут не сразу обрёл покой. Поползли слухи, что из-под земли стали доноситься странные звуки. В 1893 г. гроб вскрыли в присутствии внука Паганини. Говорили, что лицо музыканта оказалось хорошо сохранившимся. Ещё одна эксгумация произошла 3 года спустя.

Детство и юность

Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе в семье небогатого торгового агента. Он был третьим из шести детей Антонио и Терезы Паганини. Родители сильно переживали за младенца, поскольку он появился на свет раньше срока и был болезненным и тщедушным.

Однажды Терезе приснился ангел, который предрек ее сыну блестящее музыкальное будущее. Когда женщина рассказала о сне супругу, тот невероятно обрадовался, ведь и сам обожал музыку. Игра на мандолине давала неудачливому торговцу дополнительный доход.

Отец стал первым преподавателем Никколо: с пяти лет мужчина начал учить ребенка игре на мандолине, в семь лет мальчик начал осваивать скрипку. С первых занятий стало ясно, что он одарен от природы тончайшим слухом. Поэтому детство будущего маэстро прошло в изнуряющих занятиях, от которых он даже сбегал. Но папа применял крайние меры, закрывая сына в темном сарае и лишая куска хлеба. Паганини был вынужден играть на инструменте много часов подряд, что привело к каталепсии. Врачи констатировали смерть, а убитые горем родители приступили к процедуре похорон.

Но на церемонии прощания произошло чудо: Никколо очнулся и сел в гробу. Как только сын поправился, Антонио вновь вручил ему любимую игрушку-мучительницу — скрипку. Отец прекратил самостоятельные уроки с сыном и пригласил учителя. Паганини все больше увлекался инструментом и начал писать самостоятельные произведения.

С 11 лет Никколо уже играл на богослужениях в генуэзских церквях

На юное дарование обратили внимание композитор Франческо Ньекко и капельмейстер собора Сан Лоренцо Джакомо Коста, которые взялись за его обучение

Биография[править | править код]

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (—) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин».

В пять лет отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал мальчика, если он не проявлял должного прилежания. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно упражнялся, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто. Сам Паганини никогда не упоминал, что учился у Черветто, однако его биографы, например Фетис, Джервазони, упоминают этот факт. С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В том же году он прошёл обучение у капельмейстера собора Сан Лоренцо Джакомо Коста.

В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл бурную и активную жизнь, постоянно гастролировал, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации «скряги». Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хоть размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.

27 декабря 1808 года Паганини исполнил в ложе Великого Востока Италии масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини.

В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. К тому времени он постоянно болеет, его здоровье подорвано. Несмотря на то, что скрипач прибегает к помощи многих именитых врачей, никто из них не сумел избавить его от многочисленных недугов.

В октябре 1839 года Паганини, в чрезвычайно нервном состоянии, в страшных болезнях, последний раз приезжает в родную Геную к семье.

Последние же месяцы своей жизни Паганини не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а многочисленные болезни уже не поддавались лечению. Он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.

Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года.

Творческий путь композитора Niccolò Paganini

Занятия с Джакомо определённо пошли подростку на пользу. Он не только обогатил свои знания, но и познакомился с другими талантливыми музыкантами. В творческой биографии Паганини был этап концертной деятельности.

В 1794 году состоялось первое выступление Никколо. Дебют состоялся на высшем уровне. После этого события композитором заинтересовался маркиз Джанкарлоди Негро. Известно, что он был поклонником классической музыки. Когда маркиз узнал о положении Паганини и о том, в каких условиях пропадает такой «бриллиант», он взял юношу под своё крылышко.

Маркиз был заинтересован в дальнейшем развитии своего талантливого подопечного. Поэтому оплатил парню уроки музыки, которые преподавал виолончелист Гаспаро Гиретти. Ему удалось научить Паганини особой технике сочинения композиций. Техника не предполагала использование музыкальных инструментов. Под руководством Гаспара маэстро сочинил несколько концертов для скрипки и несколько десятков фуг для фортепиано.

Детские годы

С раннего детства Никколо был хрупким и болезненным ребёнком. Проблемы со здоровьем были усугублены особенностями его детства.

Отец – Антонио Паганини, был музыкантом-любителем. Когда его надежды на музыкальную карьеру старшего сына Карло рухнули, он перенёс их на Никколо. Тот, в отличие от брата, с раннего возраста обнаружил уникальные музыкальные способности. Масла в огонь подлил вещий сон матери Никколо Терезы. Она увидела ангела, предрёкшего её сыну блестящую музыкальную карьеру. В результате Никколо практически был лишён обычного детства. Все его дни проходили в непрерывных упражнениях. Отец фанатично строго следил за этим, и даже лишал сына еды, пока тот не заканчивал разучивание очередного этюда.

Природа наградила Никколо тончайшим слухом. Кроме любимой скрипки, мальчик хорошо играл также на мандолине и гитаре. Уже в 8 лет он начал писать музыку, написав сонату и вариации для скрипки. С 1793 г. Никколо стал играть на богослужениях в местных церквях. Вскоре отец понял, что сыном должны заняться профессионалы. Ими стали Джованни Черветто, Франческо Ньекко и Джакомо Косто. Занятия с ними подготовили мальчика к первому концерту в 1895 г.

Музыка

Первый публичный концерт Паганини дал летом 1795 г. На собранные средства отец планировал отправить сына в Парму для обучения у известного виртуоза Алессандро Ролла. Когда его игру услышал маркиз Джан Карло ди Негро, он помог юноше встретиться с Алессандро.

Интересен факт, что в день, когда отец с сыном приехали к Ролла, тот отказался их принимать, поскольку плохо себя чувствовал. Рядом со спальней больного Никколо увидел партитуру концерта, написанного Алессандро, и лежащую рядом скрипку.

Паганини взял инструмент и безукоризненно сыграл весь концерт.  Услышав фантастическую игру мальчика, Ролла испытал огромное потрясение. Когда тот доиграл до конца больной признался, что уже ничему не сможет его научить.

Однако он порекомендовал Никколо обратиться к Фердинандо Паэру, который в свою очередь познакомил вундеркинда с виолончелистом Гаспаре Гиретти.  В результате, Гиретти помог Паганини усовершенствовать свою игру и достичь еще большего мастерства.

В тот период биографии Никколо с помощью наставника создал, используя только перо и чернила, «24 4-голосные фуги».

В конце 1796 г. музыкант вернулся домой, где по просьбе гастролировавшего Родольфа Крейцера с листа исполнил сложнейшие пьесы. Известный скрипач с восхищением слушал Паганини, предрекая ему всемирную славу.

В 1800 г. Никколо дал 2 концерта в Парме. В скором времени отец скрипача занялся организацией концертов в разных итальянских городах. Послушать Паганини стремились не только понимающие в музыке толк люди, но и простой народ, вследствие чего на его концертах не было свободных мест.

Никколо неустанно усовершенствовал свою игру, используя необычные аккорды и стремясь к точному воспроизведению звуков при наивысшей скорости исполнения. Скрипач упражнялся по многу часов в день, не жалея времени и сил.

Однажды во время выступления у итальянца лопнула струна на скрипке, однако он с невозмутимым видом все равно продолжил игру, вызвав бурные аплодисменты зрителей. Интересно, что для него не было в новинку играть не только на 3-х, но и на 2-х, и даже на одной струне!

В то время Никколо Паганини создал 24 фантастических каприса, совершивших переворот в скрипичной музыке.

Рука виртуоза коснулась к сухим формулам Локателли, и произведения приобрели свежие и яркие краски. Подобное не удавалось сделать ни одному другому музыканту. Каждое из 24 каприччо звучало бесподобно.

Позже Никколо решил продолжить гастролировать без отца, поскольку больше не мог терпеть его жестких требований. Опьяненный свободой он отправляется в длительные гастроли, которые сопровождаются азартными играми и любовными похождениями.

В 1804 г. Паганини вернулся в Генную, где создал 12 скрипичных и гитарных сонат. Позднее он снова отправился в герцогство Феличе Бачокки, где трудился дирижером и камерным пианистом.

На протяжении 7 лет музыкант служил при дворе, играя перед высокопоставленными лицами. К тому моменту биографии ему сильно захотелось сменить обстановку, вследствие чего он отважился на решительный шаг.

Чтобы избавиться от дворянских пут Никколо пришел на концерт в форме капитана, наотрез отказавшись переодеваться. По этой причине он был изгнан Элизой Бонапарт, старшей сестрой Наполеона, из дворца.

После этого Паганини обосновался в Милане. В театре «Ла Скала» его так сильно поразил танец колдуний, что он написал одно из самых известных своих произведений – «Ведьмы». Он продолжил гастролировать по разным странам, приобретая все большую популярность.

В 1821 г. здоровье виртуоза настолько ухудшилось, что он уже не мог выступать на сцене. Его лечением занялся Сиро Борда, который делал пациенту кровопускания и втирал ртутную мазь.

Никколо Паганини одновременно мучали лихорадка, частый кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы.

Со временем здоровье мужчины пошло на поправку, вследствие чего он дал 5 концертов в Павии и написал около двух десятков новых произведений. Затем он вновь отправился на гастроли по разным странам, но теперь уже билеты на его концерты стоили значительно дороже.

Благодаря этому Паганини стал настолько богатым, что приобрел себе титул барона, который передавался по наследству.

Интересен факт, что в свое время в масонской ложе Великого востока скрипач исполнил масонский гимн, автором которого был он сам. Стоит заметить, что в протоколах ложи есть подтверждение того, что Паганини был ее членом.

Музыка

После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, его биографию пополняли встречи с творческими людьми. В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт.

После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном. Меценат оплатил услуги нового учителя для мальчика. Им стал популярный виолончелист Гаспаро Гиретти, научивший Паганини композиторской технике и развивший в нем способность сочинять музыку без инструмента. Под таким руководством юноша создал два концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано в четыре руки.

Embed from Getty ImagesКомпозитор Никколо Паганини

В 1797-м сын с отцом организовали первый гастрольный тур. Талантливый юноша концертировал в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собирались огромные залы, люди хотели посмотреть на юного скрипача. Несмотря на тяжелые гастроли, Паганини-старший настаивал на постоянном музицировании Никколо, который уже создавал шедевральные каприччо. Тур прервали военные действия Первой итальянской кампании. Семья переехала в дом в долине Польчевера, где музыкант занялся самообразованием.

Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно. В 1801-м ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо согласился. Этот момент описывался в дневниках, где он делился впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущении крыльев за спиной. Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Жизнь гения превратилась в череду поездок, карточных игр и сексуальных приключений.

Паганини возвратился в Геную в 1804 году. Пробыв на родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. После этого вновь отправился в герцогство Феличе Бачокки, где работал дирижером оркестра и камерным пианистом. В 1808 году Никколо переехал вслед за остальными придворными во Флоренцию.

Дьявольские струны Никколо Паганини — факты и мифы о жизни легендарного скрипача

Музыкант провел при дворе Бачокки семь лет, прерывая службу только на время гастролей. В этот период скрипач написал свои знаменитые 24 каприса, каждый из которых посвящен известным артистам того времени: Анри Вьетану, Ференцу Листу и другим. Служба так тяготила молодого человека, что он решился на отчаянный поступок, чтобы избавиться от придворных пут. Явившись на концерт в мундире капитана и наотрез отказавшись переодеться, он был изгнан великой герцогиней Тосканской из дворца.

Далее творческий путь скрипача продолжился уже в Милане. В театре Ла Скала Никколо настолько очаровался увиденным танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему. «Ведьмы» стали одним из самых знаменитых произведений в его творчестве.

Музыкант завоевал известность среди европейских меломанов, посетив с гастролями Францию, Англию и Германию. В 1821-м Паганини прервал концертную деятельность из-за затяжной изматывающей болезни. Дела обстояли настолько плохо, что мужчина просил приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Она перевезла сына в Павию, где скрипача лечил Сиро Борда, назначив кровопускания, ртутную мазь и персональную диету.

Embed from Getty ImagesПортрет Никколо Паганини

Никколо терзали сразу несколько недугов: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставлял творчество: наставлял ученика и писал для него новые произведения. Постепенно хвори отступили, но виртуоз еще долгие годы страдал от надрывного кашля.

Паганини возобновил концерты только в 1824-м и выступал в самых крупных залах Старого Света. Билеты на выступления известного скрипача стоили огромных денег, но и музыкант радовал публику все новыми произведениями: «Венецианским карнавалом», сонатой для большого альта и прочими.

Гастроли окончательно подорвали здоровье Никколо, так что он прекратил концертную деятельность в 1834-м. Последние выступления маэстро состоялись в конце 1837 года. Он отыграл три концерта по просьбе князя Иларионе Спитальери. Контакт с публикой придал ему немного энергии, но маэстро уже чувствовал, как иссякает в нем жизнь.

Самостоятельность

В 1801 г. Никколо покинул родительский дом и переехал в Лукку. Здесь он стал руководителем и первым скрипачом местного оркестра. Но не только музыка неудержимо влекла его к себе. Освободившись от отцовской опеки, он с головой окунается в радости жизни, включая такие сомнительные, как карточная игра. А некая «сеньора Диде» на несколько лет даже отодвинула музыку на второй план.

С 1805 г. Паганини – придворный скрипач в Лукке. Правителем города был Феликс Бачокки. С его женой – сестрой Наполеона Элизой Бонапарт, у Никколо возникла любовная связь. Выполняя её желания, Паганини создаёт скрипичные пьесы для двух («любовная сцена») и одной («Наполеон») струны.

С 1808 г. Паганини возобновил гастрольную деятельность. Несколько раз его приглашали для выступлений в знаменитом миланском театре «Ла Скала». Увиденная на его сцене пляска колдуний из балета «Орех Беневенто» Вигано-Зюсмайера, вдохновила Паганини на создание вариаций для скрипки с оркестром «Ведьмы». Это произведение стало одним из наиболее заметных в его творчестве.

Эта дьявольски божественная скрипка Никколо Паганини

В 1814 г. с огромным успехом прошли его концерты в родной Генуе. Здесь у него возникает связь с дочерью портного Анджелиной Каванна, от которой родится ребёнок (вскоре умерший). Никколо подвергся судебному преследованию со стороны отца Анджелины и крупному штрафу.

К этому периоду относится дружба и увлечение музыкой Джоакино Россини. Паганини сочиняет Интродукцию и вариации на темы его опер «Моисей», «Танкред» и Золушка».

В 1821 г. обострившиеся проблемы со здоровьем вынудили Паганини прервать музыкальную карьеру. Он страдал от ревматизма, туберкулёза и желудочных болей. Никколо переезжает в Павию, где практиковал известный врач Сиро Борда. Лечение не сразу, но помогло. Остался, правда, «невыносимый кашель».

С 1824 г. Паганини возобновил концерты. Одновременно он создаёт новые произведения, в числе которых – 3 скрипичных концерта. Рондо «Кампанелла» из второго концерта – одно из самых популярных произведений музыкальной классики. Паганини возобновляет и отношения с бывшей любовницей – Антонией Бьянки, ставшей к тому времени известной певицей. У них рождается сын Ахилл.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: