Элементы аранжировки Сеговии
Фортепианный оригинал Альбениса не может быть воспроизведён на гитаре без редактирования; оригинальная тональность g-moll не подходит, многие октавные удвоения и голоса в аккордах не могут быть воспроизведены, а оригинальная запись пьесы простирается за пределы тесситуры гитары и её динамического диапазона: длинное непрерывное крещендо от pp до fff, например, не может быть реализовано буквально.
Решая эти вопросы, Сеговия ввёл ряд отличительных элементов в свою аранжировку. Он добавил гитарное триольное движение в обрамляющих частях Allegro.
Там же он отошёл от постоянной артикуляции стаккато в оригинале, добавив выдержанные басовые ноты.
Триольное движение появляется в отрывке в конце медленной центральной части, который «ссылается» на фактуру начальной части Аллегро, возможно, непреднамеренно маскируя различия между этими частями.
И снова же, Сеговия использует триольную фигурацию в конце пьесы, где оригинал представляет упомянутое выше «импрессионистское размытие».
Секция Allegro заканчиваются «гитарным» разливом, который не может быть воспроизведён в точности на самой гитаре. Сеговия заменил его на пиццикато из восьмых с заключительным флажолетом.
В определённый момент в секциях Allegro становится невозможным сохранить одновременно верхнюю и нижнюю ноты упомянутого «фригийского» аккорда. Сеговия заменяет этот аккорд, сохраняя правильный верхний тон, но изменяет басовую ноту.
Первый способ
Не пытайтесь заучить расположения ноты для гитары по всему грифу за один день, это только вас запутает. Выучите некоторые расположения нот и повторяйте их в течение дня.
Часть первая
Этот раздел для тех, кто обрёл желание полностью овладеть инструментом, выучить все ноты для гитары и быстро ориентироваться на грифе. Разучивать ноты, желательно, не спеша, для начала достаточно будет знать набор звуков, который входит в первых три лада каждой струны. Три первых лада плюс открытые дают две октавы, так что учить есть что. Казалось бы, на грифе бесконечное число нот, но его обширность объясняется наличием повторов одних и тех же звуков на разных струнах. Всего гитарный гриф обладает тремя с половиной октавами, если отталкиваться от общего количества, а их девять, то не так уж и много. Начните играть открытые струны, параллельно напевая или проговаривая их. Произнесение вслух нот, поможет быстрее освоить их месторасположение в нотном стане и на гитаре. Ниже на картинке изображён нотный стан со звуками первых трёх (тонких) открытых струн. Буквы над нотными линейками обозначают пальцы правой руки, которыми будут извлекать звук из струн: (a) –безымянный; (m) –средний; (i) – указательный.
Следующий шаг – открытые басовые струны: «ми», «ля» и «ре». Эти ноты для гитары выходят за пределы пяти основных линеек, поэтому рисуют их на добавочных линиях, как изображено на картинке. Данное упражнение играется правой рукой, используя большой палец, обозначают его буквой (P). Очень легко запомнить следующее: для первых трёх ладов добавочные линии рисуются только для шестой и пятой струны. То есть: первый, второй и третий лад этих струн дают низкие звуки, которые рисуются на дополнительных линиях, а, уже начиная с открытой четвёртой струны – используют основные. Учитывая это, вы сможете легче распознавать ноты с добавочными линейками.
Часть вторая
После того, как были выучены ноты открытых струн и их место расположения на нотоносце, можно переходить к изучению грифа. Вы уже знакомы с названием звуков открытых струн, теперь к ним добавляем новый – «ре», он расположен на второй струне третьего лада.Следующий этап – игра перебором, используя только открытые струны, упражнение №30. Играйте, в обязательном порядке, сохраняя аппликатуру. Изображенный ниже перебор – один из самых известных и часто используемых.
Часть третья
Упражнение «нарастает» и становится немного сложнее, но при освоении нот первых трёх ладов открывается возможность играть несложные пьесы. Изучение расположения нот на грифе происходит постепенно, с каждым разом добавляя в упражнение новую ноту. В этот раз, к уже известной ноте «ре» добавляем «ля», располагается она на третьей струне второго лада, обязательно запоминаем ёё место на нотном стане.Следующее упражнение будет содержать ещё один дополнительный звук «ми», прижимается он на втором ладу четвёртой струны. Для лучшего усвоения и запоминания – произносите во время игры названия нот.
Часть четвёртая
Перед тем как начать новое упражнение – повторим звуки открытых нот. После чего выучим сразу две новых ноты: «си» пятой струны и «соль» шестой, рисуются они под первой добавочной линией, и под двумя добавочными линиями соответственно.Чтобы закрепить материал, исполним греческую и венгерскую народные песни.
Часть пятая
Теперь, когда мы знаем уже часть нот, можно ускорить процесс изучения. В следующем упражнении добавлено будет сразу три ноты «фа» и «соль» первой струны (первый и третий лад) и нота «до»струна вторая, лад первый.Для дальнейшего обучения следует перейти к практике, и шаг за шагом изучать простые пьесы. Эта система станет отличным помощником, для желающих научиться играть красивые мелодии, и разбираться в расположении звуков на гитарном грифе.
Очень старые ноты
Интересно послушать, какая музыка была в древнюю старину, но, к сожалению, тогда не существовало нотной записи, поэтому мелодии на тамошних музыкальных инструментах просто передавались с рук на руки музыкантами. Таким способом, конечно, до времен, когда изобрели ноты, мало что дошло, а до нас – и того меньше.
В этой статье приведена одна старинная запись (неизвестно, каких времен, но, ясное дело, после изобретения нотного станав XI веке). Хотя сама мелодия может исходить из более раннего времени.
Этот манускрипт с нотной записью пьесы для какого-то струнного испанского инструмента взят из журнала Alzapua и переведен мною в нотный редактор (см. ниже).
Старинный манускрипт с нотами Фанданго
А теперь то, что на этом старинном нотном листочке записано, в более современном виде (жаль только, что пьеса не имеет конца, последние такты я сам присочинил по теме). То есть, перед вами старые ноты в новом формате.
Играйте в довольно живом темпе, с хорошим настроением. Ведь фанданго – это испанский танец, а испанцы считаются довольно темпераментным народом с зажигательными мелодиями своих танцев фламенко.
А здесь – МИДИ ФАНДАНГО. Обязательно послушайте и определитесь с акцентами и ритмом.
Расположение нот на грифе 7-миструнной гитары
Помимо 6-струнной гитары определенной популярностью среди гитаристов пользуются 7-струнные инструменты.
Среди семиструнок существует два основных вида:
-
Семиструнная «цыганская» гитара (на Западе ее называют «русской»). На такой гитаре, например, играл Владимир Высоцкий. Большинство классических русских романсов написаны именно для этого инструмента. В современном музыкальном мире они практически не используются. Струны настроены следующим образом (ре, си, соль, ре, си, соль, ре). Первые шесть ладов грифа русской семиструнки выглядят так:
-
Семиструнная электрогитара. По сути это обычный всем знакомый инструмент, к которому добавлена седьмая струна, настроенная в си. Подобные инструменты используются в экстремальных стилях рок-музыки для придания гитаре тяжелого низкого звучания. Струны настроены следующим образом (ми, си, соль, ре, ля, ми, си). Первые шесть ладов грифа семиструнной электрогитары выглядят так:
Обе семиструнные гитары призваны выполнять разные задачи. Русская семиструнная применяется как аккомпанирующий инструмент в романсах и народных песнях. Семиструнная электрогитара нужна для утяжеления гитарного звука и применяется в основном в “металле”.
Еще песни И. Альбенис:
Ольга Эрдели – В подражание Альбенису (Ар. Ольга Эрдели)
04:40
Владимир Спиваков, Марина Гусак – В подражание Альбенису (ар. Дмитрий Цыганов)
03:36
Pepe Romero, Celin Romero – Albéniz Tango, Op. 165, No. 2
02:14
Pepe Romero, Celin Romero – Albéniz Tango, Op. 165, No. 2
02:14
Leandro Mogni – Albeniz — España, Opus 165, Tango
01:59
Alicia de Larrocha – Albéniz España, Op. 165 — 2. Tango
02:38
Tango Orchester Alfred Hause – Tango DAlbeniz
02:41
Pepe Romero, Celin Romero – Albéniz Tango, Op. 165, No. 2
02:15
Classical New Age Piano Masters – Isaac Albéniz — España, Opus 165 — Prelude Healing Piano Music Classical relaxation
02:37
Arthur Grumiaux, Istvan Hajdu – Tango, Op. 162 No. 2
02:36
Shlomo Mintz, Clifford Benson – Albéniz Tango, Op. 165, No. 2 — Andantino
02:25
Alicia de Larrocha – Albéniz España, Op. 165 — 2. Tango
02:35
Jorge Bolet – Albéniz Tango, Op. 165, No. 2
03:27
Alicia de Larrocha – Albeniz Sonata in D Major
03:00
Mischa Maisky, Lily Maisky – Albéniz España, Op.165 — II. Tango, Adapted by Mischa Maisky
02:47
Andor Foldes – Albéniz Variations on a Theme by Paganini, Op. 35 / Book 2 — Tango, Op. 165, No. 2
02:45
Alicia de Larrocha – Albéniz España, Op. 165 No. 2, Tango
02:52
Alfredo Campoli, Eric Gritton – Albéniz Tango — Arr. Dushkin
02:55
Shura Cherkassky – Albéniz Tango, Op. 165, No. 2 (Arr. Godowsky for Piano)
03:12
Julian Lloyd Webber, English Chamber Orchestra, Nicholas Cleobury – Albéniz Puerta de tierra, Op. 71, No. 5 (Arr. Palmer)
03:11
Shura Cherkassky – Albéniz Tango, Op. 165, No. 2 (Arr. Godowsky for Piano)
03:14
Alicia de Larrocha – Albéniz Cantos de España, Op. 232 No. 2, Orientale
03:28
Plácido Domingo, Orquesta Sinfónica de Madrid, José de Eusebio – Albéniz Merlin — Opera in Three Acts — Revised José de Eusebio — Act 1 — Oh fate uncouth!
03:31
Ida Haendel, Noel Mewton-Wood – Albéniz Malagueña, Op. 165, No. 3 (Arr. Kreisler for Violin and Piano)
03:40
Christopher Parkening – Albéniz Rumores De La Caleta
03:35
Alicia de Larrocha – Albéniz Malagueña, Op. 165, No. 3
03:34
Osvaldo Lagos – De Albeniz a Fleury
02:17
Libertad Lamarque – Tango de Albeniz
02:33
Carlos Alvarez, Orquesta Sinfónica de Madrid, José de Eusebio – Albéniz Merlin — Opera in Three Acts — Revised José de Eusebio — Act 1 — Pray, Sir Pellinore, take guard!
00:34
Coro Nacional De España, Coro De La Comunidad De Madrid, Orquesta Sinfónica de Madrid, José de Eusebio – Albéniz Merlin — Opera in Three Acts — Revised José de Eusebio — Act 1 — Who the sceptre hopes to sway
00:21
Carlos Alvarez, Alessandra Marc, Coro y Orquesta Sinfónica de Madrid, Martin Merry, José de Eusebio – Albéniz Henry Clifford (Opera in 3 Acts) — Edición crítica de José De Eusebio — Act 3 — What ho! The guard! The guard!
00:32
Coro Nacional De España, Coro De La Comunidad De Madrid, Orquesta Sinfónica de Madrid, José de Eusebio – Albéniz Merlin — Opera in Three Acts — Revised José de Eusebio — Act 1 — We have heard a rumoured word (Reprise)
00:17
Coro Nacional De España, Coro De La Comunidad De Madrid, Orquesta Sinfónica de Madrid, José de Eusebio – Albéniz Merlin — Opera in Three Acts — Revised José de Eusebio — Act 1 — We have heard a rumoured word
00:32
The Mantovani Orchestra – Tango Von Albeniz
02:55
Slava Grigoryan – Ala Albeniz
03:05
Alfonso X el Sabio, Orquesta Sinfónica de Madrid, José de Eusebio – Albéniz Merlin — Opera in Three Acts — Revised José de Eusebio — Act 1 — Egressus ejus a Patre
00:24
Mischa Maisky, Lily Maisky – Albéniz Cantos de España — No. 4 Cordoba, Addapted by Mischa Maisky
03:43
Minnesota Orchestra, Antal Doráti – Albéniz Iberia, B. 47 / Book 1 — 1. Evocación (Orch. Fernández Arbós)
03:58
Arturo Benedetti Michelangeli – Albéniz Recuerdos de viaje, Op. 71 No. 6, Rumores de la Caleta
03:53
Narciso Yepes – Albéniz España, Op. 165 — Malagueña (Arr. For Guitar By Narciso Yepes)
03:59
Aldo Ciccolini – Albéniz Iberia, Cuaderno I No. 2, El puerto
03:48
Alicia de Larrocha – Albéniz Suite española No. 2, Op. 97 I. Zaragoza
03:46
Minnesota Orchestra, Antal Doráti – Albéniz Iberia, B. 47 / Book 1 — 1. Evocación (Orch. Fernández Arbós)
03:56
Alirio Díaz – Albeniz Rumores De La Caleta (Malaguena)
03:46
Minnesota Orchestra, Antal Doráti – Albéniz Iberia, B. 47 / Book 1 — 1. Evocación (Orch. Fernández Arbós)
03:58
Alicia de Larrocha – Albéniz Recuerdos de viaje, Op. 71 No. 6, Rumores de la Caleta
03:47
Alicia de Larrocha – Albéniz España, Op. 165 No. 3, Malagueña
03:54
Narciso Yepes – Albéniz España, Op. 165 — Malagueña (Arr. For Guitar By Narciso Yepes)
03:58
Classical New Age Piano Masters – Isaac Albéniz- Opus 165 (1890) capricho catalan Relaxing Piano Music
04:01
Minnesota Orchestra, Antal Doráti – Albéniz Iberia, B. 47 / Book 2 — 6. Triana (Orch. Fernández Arbós)
04:05
Музыка по алфавиту:
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
- 0-9
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ё
- Ж
- З
- И
- Й
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Ы
- Э
- Ю
- Я
Ян Лози: Жига
Новое совершенно имя композитора для меня, на которое я наткнулся на днях в своих сборниках музыки для гитары. Полное имя – Ян Антонин Лози . Пятый ребенок в графской семье, проживавшей в то время в замке Steken (Южная Богемия, Чехия). Отец его был швейцарских корней и переехал в Прагу в 1627 году; был известным в деловых кругах человеком.
Ян с детства проявил интерес к музыке и учился играть на лютне у придворного камердинера, который оставался другом ему и в зрелые годы. Игрой графа (он унаследовал этот титул после смерти отца в 1682 году) и его сочинениями восхищались в профессиональных музыкальных кругах. Однако при жизни Яна Лози было опубликовано только одно его произведение.
Играл ли граф-лютнист на других музыкальных инструментах, неизвестно. Но имеются много произведений, которые исполняются и на барочной гитаре (5-струнная гитара тех времен), и на разновидностях лютни, и даже на скрипке. Но, возможно, это просто обработки его лютневых композиций.
Давайте познакомимся с одним из сочинений графа. Итак, Ян Лози: Жига (одна из обязательных частей сюиты).
Обратите внимание, что в некоторых местах можно было бы играть на первой струне ноты Ми и Фа (такт №2 и другие), но аппликатура поставлена для второй струны. Лучше придерживаться текста, потому что одни и те же звуки на разных струнах имеют свой тембр, отличный от других. Возможно, тот человек, который обрабатывал эту Жигу для шестиструнной гитары, хотел добиться точности воспроизведения пьесы, написанной в оригинале для лютни, на другом инструменте
Возможно, тот человек, который обрабатывал эту Жигу для шестиструнной гитары, хотел добиться точности воспроизведения пьесы, написанной в оригинале для лютни, на другом инструменте.
Также в тексте мной отмечены красно-зелеными звездочками места применения приема арпеджиато. Арпеджиато играется быстрым и легким перебором указанных звуков аккорда (последовательно, начиная с баса, а заканчивая самым верхним звуком). Арпеджиато нужно потренировать отдельно.
Еще одна трудность для начинающих гитаристов в этой пьесе – исполнение форшлагов (маленькие перечеркнутые нотки перед основными и связанные с ними легато). Форшлаги исполняются очень коротко, а их длительность входит в длительность основной ноты (если есть еще звуки с основной нотой, то вместе с ними сначала извлекается форшлаг, а только потом основная нота). Другими словами, форшлаг опережает основной звук и приходится именно на основную долю.