Память
Творческое наследие музыканта неоднократно перерабатывалось другими группами. Так, Константин Кинчев, лидер «Алисы», который одно время был дружен с Цоем, исполняет некоторые его песни на своих выступлениях.
В 2000 году состоялся трибьют «Кинопробы», в котором участвовали многие русские рок-исполнители. Симфонический оркестр Эрмитажа исполнил песни группы «Кино» на концерте, посвященном памяти музыканта.
Это не единственный подобный альбом с сочинениями автора. Позднее появились «День рождения Виктора Цоя», «Кинопробы. Рэп-трибьют» и диск «Мы вышли из кино», выпущенный к 55-летию звезды. Вячеслав Бутусов использовал текст Цоя «Дети минут» для создания песни, которая попала в трек-лист одного из альбомов «Ю-Питера». Композиция была использована в качестве саундтрека фильма Рашида Нугманова «Игла Remix».
В 1990 году после известия о гибели исполнителя появилась стена Цоя. В Москве поклонники творчества музыканта исписали надписями стену дома № 37 на Арбате (в Кривоарбатском переулке). Надписью «Цой жив» и цитатами из его песен фанаты хотели подчеркнуть любовь к популярному исполнителю. В дальнейшем стена памяти стала одной из достопримечательностей российской столицы.
Режиссеры не забыли о биографии популярного музыканта. Кинематографисты продолжают снимать фильмы о его жизни и творчестве.
В 2012 году на экраны вышел документальный фильм «Цой — Кино» режиссера Евгения Лисовского. В киноленте была обнародована песня Цоя «Атаман», до этого времени не издававшаяся. Наталия Разлогова сохранила кассету с этой композицией, сделав ее достоянием общественности.
Летом 2018 года в Каннах состоялась премьера драмы Кирилла Серебренникова «Лето», посвященной началу творческого пути Виктора Цоя, его дружбе с Майком Науменко, а также взаимоотношениям с супругой Майка Натальей. Музыкантов сыграли европейский актер корейского происхождения Тео Ю и лидер группы «Звери» Рома Зверь (Роман Билык), на роль Натальи Науменко была утверждена Ирина Старшенбаум.
Каждые 5 лет поклонники Цоя отмечают очередную юбилейную дату со дня рождения Виктора Цоя праздничными рок-концертами и акциями памяти. В 2017 году в честь юбилея на песню «Звезда по имени Солнце» в Санкт-Петербурге сняли клип одним кадром. В этот год артисту исполнилось бы 55 лет.
А в 2020-м состоялась премьера картины Алексея Учителя «Цой», в которой перед зрителями развернулся последний этап жизни музыканта. В фильме сыграли Евгений Цыганов, Паулина Андреева, Марьяна Спивак.
К 60-летию музыканта в начале 2022 года в Москве, в Центральном Манеже, была открыта выставка «Виктор Цой. Путь героя». Экспозиция была составлена из ранее неизвестных материалов из коллекций Роберта Цоя, сына артиста Александра, его друзей, коллег и преданных фанатов. Посетителям были представлены вещи лидера группы «Кино», редкие фото, личные письма, сценические костюмы, поделки и картины, созданные самим исполнителем. Проект получил поддержку от Президентского фонда культурных инициатив.
О песне…
В музыкальном бизнесе уже давно сложилась довольно интересная традиция: как правило, именно последнее произведение в карьере того или иного значимого персонажа становится культовым хитом на все времена… Почему так? Что ж… Чтобы кратко и ясно ответить на данный вопрос, достаточно привести в пример крылатое высказывание Гая Ричи: «Мёртвый рокер дороже живого…»
Очень жаль, но в отличие от экранного героя, Виктор Цой не инсценировал свою смерть… Однако по упомянутой выше традиции, изданный уже после его кончины «Чёрный альбом», ровно, как и неизданное при жизни ряда других великих авторов творчество, обрёл большую популярность. Пусть и при помощи довольно низких пиар-уловок, но пластинка разошлась внушительным тиражом… А именно — более одного миллиона копий! И именно композиция «Кукушка» стала главной жемчужиной и достойным украшением выпуска, а также — ярким олицетворением уходящей эпохи в лице одного человека… Не даром она входит во все списки лучших песен русского рока. И пусть сотни других исполнителей до дыр затёрли её нескончаемыми кавер-версиями, именно в исполнении Цоя она способна растопить лёд в сердцах слушателей.
Творческая биография Цоя
Как мы сказали ранее, первой группой Цоя была «Палата №6». На тот момент ему было всего 13 лет, и играл он не на акустической, а на басовой гитаре, купленной в комиссионке.
Конечно, профессиональной игрой это было сложно назвать, однако именно такими были первые шаги Виктора Цоя на пути к славе.
В конце 70-х годов будущий музыкант познакомился с Алексеем Рыбиным по прозвищу «Рыба». Между ребятами сразу же завязались дружеские отношения и появились общие интересы.
Вскоре они подружились с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым («Автоматические удовлетворители»).
В результате, в «Автоматических удовлетворителях», вскоре стали играть Цой и Рыбин.
Репетиции проходили в квартире Панова. Интересно, что в таком составе коллективу удавалось неоднократно ездить в Москву и участвовать в подпольных «квартирниках».
Неизвестно, как бы дальше развивалась биография Цоя, если бы не одна замечательная случайность. Однажды Цой играл свои песни в электричке. В это время по вагону проходил Борис Гребенщиков.
Когда он прослушал несколько композиций Цоя, то похвалил его, и даже пообещал помочь ему реализовать себя, как музыканта. Вскоре Борис познакомил Виктора с Андреем Тропилло, в студии которого записывались многие рок-группы.
В 1981 г. Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский образовали новый коллектив «Гарин и гиперболоиды». Интересно, что уже через несколько месяцев их приняли в Ленинградский рок-клуб.
Вскоре Олега призвали на службу, поэтому их трио превратилось в дуэт. Оставшись вдвоем, Цой и Рыбин решили изменить название коллектива на «Кино».
У Цоя неоднократно спрашивали, с чем связано столь необычное название. В большинстве случаев он отвечал, что оно просто легко запоминается и не несет в себе никакой ответственности.
Фильмы
Кинодебютом Виктора Цоя как актера стало участие в дипломной работе молодого киевского режиссера Алексея Учителя — своеобразном музыкальном киноальманахе «Конец каникул». Съемки фильма проходили на озере Тельбин в Киеве. Участие в этой картине ознаменовало для Цоя новый этап в творчестве.
Виктор Цой и Наталия Разлогова /
Популярность группы «Кино» привела к тому, что Виктора стали приглашать для участия в съемках фильмов «новой формации». Фильмография Цоя-актера составила 14 кинолент, среди которых нужно отметить важные картины того времени, в полной мере отражающие суть эпохи перемен.
Это знаменитая «Асса» кинорежиссера Сергея Соловьева, картина, наполненная терпким ощущением «начала конца», характерного в годы перестройки. Это и драматический триллер «Игла», в котором лидер группы «Кино» исполнил главную роль. Герой Цоя Моро решает вступить в схватку с наркомафией, но все оказывается не так просто. Его антипода, наркодилера Артура, сыграл Петр Мамонов. Фильм стал лидером проката 1989 года, а Виктор Цой получил титул «Лучший актер года» по результатам опроса среди читателей «Советского экрана».
Детство и юность
Виктор Цой родился летом 1962 года в ленинградской семье научно-технической интеллигенции. Отец музыканта Роберт Цой работал инженером, а мама, коренная ленинградка Валентина Васильевна, преподавала в школе физкультуру. Цой Сын Дюн (русское имя —Максим Максимович Цой), дедушка Виктора Цоя по отцу, кореец по национальности, жил в Казахстане. Несмотря на восточные корни, рост Виктора составлял 184 см (общепринятая версия).
В детстве мальчик стал проявлять интерес к рисованию, и родители, чтобы развить его талант, отдали Виктора в художественную школу, где тот проучился 3 года
В средней школе он не мог порадовать родителей успехами, а преподаватели не видели в нем способного к знаниям ученика, обращая внимание на других детей
Виктор Цой в детстве /
Уже с пятого класса круг интересов школьника резко изменился в сторону музыки. Тогда у Цоя появилась первая гитара, которую подарили ему родители. Отец показал несколько аккордов. Мальчика это увлекло. Он сам ставил себе голос, нередко занимаясь в ванной комнате вокальными распевками. Вместе с товарищами собрал первую группу «Палата № 6».
Увлечение подростка музыкой было огромным: чтобы купить 12-струнную гитару, школьник потратил все деньги, которые родители оставили ему, уехав на отдых. На последние 3 рубля Цой накупил беляшей и наелся их на голодный желудок. Результат был предсказуем, и после этого музыкант сделал единственно верный для себя вывод: никогда не есть беляши.
После девятого класса Виктор решил продолжить учебу в Ленинградском художественном училище имени В. А. Серова, чтобы стать художником-оформителем. Но страсть к изобразительному искусству быстро остыла, так как большую часть времени юноши занимала музыка. Цой был отчислен со второго курса за неуспеваемость.
Виктор пошел работать на завод, а затем устроился в Художественно-реставрационный лицей № 61, где осваивал профессию резчика по дереву. После окончания учебного заведения одно время работал в мастерской Екатерининского дворца.
Однако все эти жизненные интересы не являлись для Виктора главными. Музыка всегда была рядом, и со временем он все больше понимал, что это единственное занятие, которому хотелось бы посвятить жизнь.
История создания
Виктор Цой А теперь перейдём к самому интересному, — к истории того, как создавался один из культовых гимнов отечественного рока…
Вневременной хит, которому, к слову, было суждено получить второй виток славы в исполнении великолепной Полины Гагариной, был написан в маленькой студии, неподалёку от Юрмалы (Латвия). Именно здесь провёл своё последнее лето Виктор Цой. И хоть место это считается курортным уголком, муза не покинула легенду русского рока даже там… По воспоминаниям Юрия Каспаряна, на написание данной песни Цой пожертвовал целый день:
Юрий Каспарян и Виктор Цой Как и текст, практически вся аранжировка была сделана сами Виктором Цоем. Участники его группы только внесли небольшие корректировки, которые были необходимы для официального выпуска.
После выхода сингла у тронутых до глубины души его величием слушателей возник обоснованный вопрос: «А о чём, собственно, эта песня?» Ответа нет, так как сам её автор предпочитал не разглашать своих замыслов… Участники группы «Кино» также не знали подлинного смысла композиции. Ну или не хотели о нём говорить… Кто знает, теперь-то?
История создания трека
В 1990 году, когда родилась «Кукушка», группа «Кино» находилась на пике славы. Прошло четыре года после выхода альбома «Группа крови», успешного за рубежом. Гитарист коллектива Юрий Каспарян женился на американской певице Джоанне Стингрей. Под руководством продюсера Юрия Айзеншписа группа «Кино» побывала в Японии с концертным туром.
За два месяца до появления «Кукушки» Виктор Цой выступил на музыкальном фестивале в украинском городе Донецке и в московских «Лужниках». Впереди музыкантов ждала работа во Франции, а пока Цой и Каспарян отправились в отпуск в Латвию. Их связывала дружба и творческое взаимопонимание. Когда-то Виктор поверил в способности Каспаряна вопреки убеждению Бориса Гребенщикова, что тот не умеет играть на гитаре.
Друзья расположились в одном из домов деревни Плиеньциенс в курортной местности близ Юрмалы. Цой делал наброски песен для будущего сборника. Простой человек, бывший кочегар сочинял музыку в сарае в разгар латвийского лета. Виктор всегда писал песни в одиночестве, а коллегам давал слушать демо-записи.
Однажды артист просидел в импровизированной студии целый день. Юрий Каспарян понял, что готовится нечто особенное. Гитарист услышал «Кукушку» после трагической аварии 15 августа 1990 года, унесшей жизнь Цоя. Музыканты собрались, чтобы выпустить альбом посмертно, и разбирали его последние демо-записи. Каспарян понял, какие глубокие чувства владели другом в последние дни.
История создания
А теперь перейдём к самому интересному, — к истории того, как создавался один из культовых гимнов отечественного рока…
Вневременной хит, которому, к слову, было суждено получить второй виток славы в исполнении великолепной Полины Гагариной, был написан в маленькой студии, неподалёку от Юрмалы (Латвия). Именно здесь провёл своё последнее лето Виктор Цой. И хоть место это считается курортным уголком, муза не покинула легенду русского рока даже там… По воспоминаниям Юрия Каспаряна, на написание данной песни Цой пожертвовал целый день:
Как и текст, практически вся аранжировка была сделана сами Виктором Цоем. Участники его группы только внесли небольшие корректировки, которые были необходимы для официального выпуска.
После выхода сингла у тронутых до глубины души его величием слушателей возник обоснованный вопрос: «А о чём, собственно, эта песня?» Ответа нет, так как сам её автор предпочитал не разглашать своих замыслов… Участники группы «Кино» также не знали подлинного смысла композиции. Ну или не хотели о нём говорить… Кто знает, теперь-то?
Успешные каверы
Со временем на песню «Кукушка» было записано множество кавер-версий — как известными музыкантами и исполнителями, так и обычными людьми, поклонниками творчества Виктора Цоя и его группы… Все они — исполнены в разной манере и выдержаны в разных жанрах. Упомянем наиболее успешные из них.
Наиболее успешную и, наверное, самую проникновенную версию выпустила Полина Гагарина. К слову: её вариация стала саундтреком к фильму «Битва за Севастополь»:
Не менее удачный кавер для трибьют-альбома «Кинопробы» сделала Земфира:
Многим слушателям пришлась по душе версия «Би-2»:
А также версия Ольги Кормухиной:
Достойно прозвучала «Кукушка» и в исполнении Юрия Шевчука:
Нельзя обойти стороной версию Алины Орловой:
Конечно же, ни одна из этих версий не сравнится с уникальным звучанием Виктора Цоя… Однако, каждая из них имеет право на существование и отклик среди слушателя!
«Пачка сигарет»
В той же Алма-Ате Цой сочинил ещё две песни альбома — «Место для шага вперёд» и хитовую «Пачку сигарет».
Лично я эту песню никогда не выделял, но народу она полюбилась. Возможно, из-за красивого соло, которое придумал Юрий Каспарян (причём не в порыве вдохновения, а подбирая «с математической точностью»). А возможно, из-за лиричного текста. Например, мой друг — вовсе не поклонник КИНО, но заядлый курильщик — очень высоко оценил строчки:
Мол, как точно подметил!
Песню быстро взяли на вооружение все дворовые гитаристы. А спустя годы группа ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА записала на неё целых три кавера — русскоязычный, англоязычный и украиноязычный «Пачка цигарок».
Группа «Кино»
Дебютный альбом группы «Кино» был записан в 1982 г. при поддержке Гребенщикова в студии Тропилло. Общая продолжительность всех композиций на пластинке составляла 45 минут. Именно поэтому альбом называется «45».
После этого «Кино» выступает на сцене Ленинградского рок-клуба, а затем и совместно с «Аквариумом». Через год коллектив решил покинуть Алексей Рыбин, а его место занял Юрий Каспарян.
В таком составе был записан альбом «46», который не предназначался для всеобщего прослушивания. Изначально Цой вообще был против его распространения, однако позже изменил свое мнение.
В 1983 г. в биографии Виктора Цоя начались существенные перемены. Ему пришла повестка в армию, куда он идти совершенно не хотел.
В результате, чтобы уклониться от призыва, он инсценировал попытку самоубийства, и на протяжении полутора месяца находился в психбольнице.
Оказавшись на «свободе», он написал психоделическую песню «Транквилизатор», в которой описаны его ощущения во время пребывания в клинике.
После этого в биографии Цоя произошло множество положительных событий. С каждым годом популярность группы и самого Виктора Цоя росла с поразительной скоростью.
Музыканты давали все больше концертов и становились лауреатами разных рок-фестивалей. Позже к «Кино» присоединились барабанщик Георгий Гурьянов и бас-гитарист Игорь Тихомиров.
Именно этот состав принято считать «золотым».
В период 1984-1986 гг., было записано еще 3 альбома. Поскольку тексты песен затрагивали разные социальные темы, музыканты не редко сталкивались с противодействием со стороны властей.
Иногда в процессе выступления им отключали микрофоны, вынуждая их покинуть сцену. Однако это скорее приводило к обратному эффекту. Зрители продолжали петь вместе с Цоем, не обращая внимания на «технические неполадки».
В 1986 г. музыканты познакомились с американской исполнительницей Джоанной Стингрей, ставшей в будущем супругой Юрия Каспаряна. Она привезла из Штатов небольшую студию «Yamaha МТ 44», с помощью которой был записан альбом «Группа крови».
После выхода пластинки, «Кино» получило фантастическую популярность, объехав с гастролями весь СССР.
В 1988 г. состоялась запись пластинки «Звезда по имени солнце». И вновь успех! Это кажется невероятным, но практически все композиции из нее сразу же стали хитами.
Через год в биографии Цоя случается очередное важное событие. Группу приглашают на гастроли во Францию
Приехав туда музыканты дали ряд концертов, а также записали альбом «Последний герой».
Последний концерт группы «Кино» состоялся 24 июня 1990 г. на «Лужниках» в Москве.
В честь их выступления был зажжен олимпийский огонь. До этого его зажигали лишь во время открытия Олимпиады-80.
«Черный альбом» стал последним в дискографии группы. После смерти Цоя остальные музыканты сочли не правильным исполнять песни перед публикой с другим вокалистом.
Интересно, что цена за винил Черного альбома была на то время очень высокой – 25 руб., в то время как подобные пластинки отечественного производства стоили менее 4 руб.
Биография Виктора Цоя
Виктор Цой родился 21 июня 1962 г. в Ленинграде. Его отец, Роберт Максимович, был инженером, а мать, Валентина Васильевна, учителем физкультуры. Кроме Виктора, у родителей больше не было детей.
Детство
Еще в раннем возрасте у Цоя проявились способности к рисованию и лепке. Также маленький Витя любил читать книги, в том числе и произведения восточных авторов.
В возрасте 11 лет он стал учиться игре на гитаре. Поскольку отец умел на ней играть, он подсказывал сыну, как зажимать те или иные аккорды.
Цой в детстве и юности
Вскоре между родителями Виктора все чаще стали возникать ссоры, в результате чего глава семейства ушел жить к другой женщине. Однако спустя год он снова вернулся в семью.
Образование
В период биографии 1974-1977 гг., Цой стал ходить в художественную школу, в которой смог развить свой талант. В скором времени он со своим другом Максимом Пашковым создал там свою первую музыкальную группу.
Изначально они долго не могли придумать для нее название. Однако потом у одного из них возникла идея дать ей название «Палата №6», в честь знаменитого рассказа Антона Чехова.
Следующим учебным заведением в биографии Цоя становится Художественное училище им. Серова, в которое он поступил в 1978 г. По свидетельству преподавателей, у него были замечательные способности к рисованию.
Но поскольку Виктору было не интересно рисовать различные советские плакаты, или заниматься чем-то подобным, он стал часто прогуливать уроки. В результате его исключили за неуспеваемость.
Особые приметы Виктора Цоя
После этого Цой поступил в училище на специальность резчика по дереву.
В это время он серьезно увлекался музыкой, слушая как русских, так и зарубежных исполнителей. Ему нравились песни Михаила Боярского и Владимира Высоцкого.
Экс-музыкант «Кино» Юрий Каспарян рассказал журналистам, что Цой любил пародировать Боярского. Для этого он надевал шляпу и достаточно неплохо имитировал его голос.
Также музыкант являлся фанатом Брюса Ли, который был кумиром миллионов подростков по всему миру.
Вследствие этого Виктор Цой стал увлекаться боевыми искусствами и даже неплохо овладел нунчаками.
Смысл песни «Кукушка» Виктора Цоя
У большинства слушателей легендарной рок-группы композиция «Кукушка» ассоциируется с военной формой и молодыми людьми — солдатами. Эта песня даже является саундтреком к фильму «Битва за Севастополь». Во многих танцевальных проектах под «Кукушку» ставят хореографические постановки, связанные с военной тематикой. Но такой ли смысл вкладывал в композицию автор песни? Какие образы он представлял, когда создавал своё творение? Для того, чтобы лучше понять смысл песни, разберем ее по строчкам.
С самого начала песни мы слышим о главном символе композиции – кукушке. Мы понимаем, что речь идет не просто о птице. В данном случае кукушка – это переносное значение жизни, судьбы, неизбежного. Но почему знаменитый автор выбрал именно эту птицу для своей песни? Возможно, потому, что издавна люди верили, что кукушки способны предсказывать будущее, а точнее – отвечать на вопрос «Скажи, кукушка, сколько мне осталось жить? «. Далее нужно посчитать сколько раз птица произнесет звук «ку –ку». Но Виктор Цой не спрашивает о количестве грядущих годов. Исполнителя интересует не число прожитых дней, а их качество, которое он измерял в своем творчестве.
В следующих строках первого куплета автор легендарной песни снова обращается к птице с вопросом о том, какой путь ему следует выбрать: жить в городе или на выселках. Варианты дальнейшего места жизни, которые рассматривает лирический герой, полярные. Как известно, жизнь в городе является активной, с бешеным ритмом. Она наполнена конкуренцией, постоянной спешкой. А жизнь на выселках, напротив, — тихая, размеренная, умиротворенная. Он спрашивает не только о месте пребывания, но и об образе жизни. Есть вариант «лежать словно камень», что означает ничего не делать, ни к чему не стремиться. Или, все-таки, «гореть звездой», что подразумевает яркую, активную, насыщенную событиями жизнь.
Далее в припеве поется:
В данном случае автор обращается к солнцу, что можно интерпретировать как просьбу, относящуюся к отдельному человеку, или к судьбе, жизни, удаче. Мне кажется, последнее ближе к правде, учитывая многозначительный образ светила в композициях лидера группы «Кино». Удача отвернулась от лирического героя, и он настаивает на том, чтобы она взглянула в его сторону, осветила его путь. Образ ладони, превратившейся в кулак, также является символичным. Это означает, что автор песни выбрал путь соперничества, борьбы и противостояния.
Также следует отметить, что лирический герой сжал кулак из-за жизненных обстоятельств, не зависящих от него. Тем не менее, это говорит о том, что мужчина отныне недружелюбно настроен по отношению к обществу, жизни в целом.
Далее строки песни повествуют о следующем:
В этих строках поется о смерти в бою. По моему мнению, истинный смысл этих строк — это не поле боя в результате военных действий. Возможно, это переносное значение повседневной жизни, быта, творчества. Лирический герой повествует о том, что видные, незаурядные, творческие деятели, которые выбирали нелегкий путь борьбы и соперничества, погибли.
В заключительном куплете автор песни задает вопрос «воле вольной». Он интересуется, где и с кем она. Также он признается, что с ней хорошо, а без нее — нет.
Исходя из этого, можно судить о том, что свободным в окружающем мире мужчина себя не чувствует. Возможно, это расплата за неравное сражение со внешней средой, с обществом, где никто не желает поддерживать одинокого воина. Но можно отметить, что в этом же куплете голова и плечи названы «терпеливыми», что говорит об усталости и нежелании продолжать борьбу. Возможно ли это для человека, ладони которого превратились в кулаки, и который испытывает чувство постоянного сопротивления и сражения? Создается противоречивое мнение.
Кто записывал версии «Кукушки»
Как над черновой, так и над окончательной, студийной, версией работали три оставшихся музыканта «Кино». Первая сначала появилась в документальном фильме 1990 года, посвящённом Цою, под названием «Человек в чёрном», а затем в альбоме «Последние записи», выпущенном лейблом «Moroz records» в 2002 году. Вторая — собственно известная всем пятая песня в «Чёрном альбоме».
Песню Цоя исполняли другие известные музыканты.
В 2000 году в рамках проекта «КИНОпробы» песня была перепета и записана как группой «Би-2», так и Земфирой. Продюсер «Нашего радио» Михаил Козырев впоследствии говорил, что этого не было в планах. По его словам, Земфира не посмотрела в составленные списки, где музыканты отмечали выбранный материал. Она просто записала любимую песню. В итоге, на концерте «КИНОпроб» «Кукушку» исполняла Земфира, но на радио ещё долго крутили версию группы «Би-2».
Земфира
В дальнейшем песню записывали и исполняли такие музыканты как Алина Орлова, Руставели, Ольга Кормухина. Неоднократно на своих концертах «Кукушку» пел Юрий Шевчук c «DDT». В 2015 году в качестве саундтрека к фильму «Битва за Севастополь» её записала Полина Гагарина. В 2016 году рекордное количество просмотров на YouTube набрало видео c исполнением «Кукушки» семилетней участницы проекта «Голос. Дети» Ярославой Дегтяровой. В 2020 году на песню сделал кавер Александр Пушной — версия вошла в его альбом 2021 года.
Второй состав «Кино»
Уже летом 1984-го Виктор Цой и группа «Кино» начали записывать третий альбом – «Начальник Камчатки». Он наполовину состоял из песен с альбома «46», однако несмотря на это Александр кушнир включил и его в сотню лучших советских рок-магнитоальбомов. Название альбома является отсылкой к советскому фильму «Начальник Чукотки».
Следующие два альбома – «Это не любовь» и «Ночь» – подарили советским слушателям такие хиты, как «Мама-анархия», «Видели ночь» и «Весна». Однако наибольший успех имел шестой студийный альбом – «Группа крови», вышедший в 1988 году. Помимо заглавной песни, в него вошли такие композиции «Закрой за мной дверь, я ухожу», «Война», «Спокойная ночь», «Мама, мы все сошли с ума, «В наших глазах», «Дальше действовать будем мы», «Легенда» и др.
В середине 80-х Цой, чтобы не считаться тунеядцем, подрабатывал по мелочи. Сначала он мыл из брайндспойта помещения в бане на проспекте Ветеранов, но позже устроился работать кочегаром в котельной «Камчатка».
Хотя «Группа крови» чуть ли не полностью состояла из успешных песен, самым успешным альбомом порой называют «Звезду по имени солнце». Среди девяти песен – помимо заглавной, «Пачка сигарет», «Стук», «Печаль», «Апрель» и др. Альбом предполагалось назвать «Пачка сигарет», но название было изменено в самом конце, когда группа записала песню, ставшую титульной. Обложки изначально не было, черно-белый вариант с преломленной звездой впервые появился только в книге «Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания».
После записи альбома Цой познакомился с продюсером Юрием Айзеншписом, который вскоре стал работать с группой. Он организовывал коллективу многомилионные концерты и появления на ТВ, что поспособствовало усилению «киномании».
Организовал Айзеншпис и гастроли заграницей. Во Франции Цой и товарищи выпустили сборник «Последний герой», в который вошла культовая песня того времени «Перемен». После Франции были Штаты.
Летом Виктор с Юрием Каспаряном едут в США. Произошло это после того, как группа дала концерт в московских «Лужниках».
По возвращению из США Цой и Каспарян уехали в Юрмалу, где начали писать материал для нового альбома. Тогда-то и были записаны последние песни Виктора, в числе которых оказались «Кончится лето», «Красно-желтые дни», «Нам с тобой», «Звезда», «Кукушка», «Муравейник», «Сосны на морском берегу» и «Атаман». В «Черный альбом», изданный после смерти Виктора и ставший его творческим памятником, последние две песни не попали. И если «Сосны» потом вышли на переиздании от студии Moroz Records, то судьба «Атамана» оказалась куда сложнее.
На итоговую версию «Черного альбома» «Атаман» не попал, по одной из версий, потому, что Цой счел написанную песню чересчур похожей на творчество «Алисы» и был против ее релиза. После гибели музыканта запись акустической версии песни долгое время считалась утраченной, пока не нашлась в архиве Натальи Разлоговой. Студийный вариант песни был записан музыкантами группы при участии Игоря Вдовина в 2012 году на 50-летие со дня рождения Цоя, а еще через восемь лет композиция была издана официально на лейбле Maschina Records.
Как птенцы кукушки выживают
Маленький кукушонок ведет себя в чужом гнезде, как хозяин. Он вылупляется на несколько дней раньше своих «сводных братьев и сестер». Этого времени кукушонку хватает для акклиматизации в чужом гнезде. Он ещё слеп и гол, но инстинкт выбрасывания развит уже хорошо (эта способность заложена у кукушонка природой: на спинке имеется чувствительная зона, легкое прикосновение к которой и пробуждает инстинктивное поведение). Птенец кукушки выкидывает за пределы гнезда всё, что касается его голой чувствительной спинки — в первую очередь яйца и других птенцов. Наибольшую активность проявляет в период отсутствия приёмных родителей, когда они отлучаются за кормом. В это время «сводные» мелкие родственники теряют подвижность из-за отсутствия материнского тепла. Кукушонок расставляет как можно шире лапки и делает попытку подлезть под птенца или яичко. Если попытка заканчивается успешно, кукушонок делает несколько толчков, продвигая жертву на вогнутую спину. Потом пятится к краю гнезда, приподнимается на лапках и выкидывает содержимое спины наружу. Инстинкт действует недолго — 4 дня, поэтому кукушонок торопится. И ему это вполне удаётся. Но даже если птенцы приемных родителей не оказались «за бортом», они все равно обречены: кукушонок будет перехватывать всю еду, которую им принесут заботливые родители.
А аппетит у кукушонка просто неуёмный! Пищу он способен принимать до 300 раз в день. К вечеру уставшие родители бывают даже биты приёмышем. Он выпихивает их ногами из гнезда, злобно верещит, отправляя до глубокой ночи трудиться над его пропитанием. Прожорливый «монстр» быстро растет и часто становится гораздо крупнее своих приемных родителей. Они, возможно, и подозревают, что птенец не их, однако инстинкт продолжения рода заставляет их заботливо выращивать подкидыша.
Недавно выяснили причину, почему птицы ведут себя столь странно и необычно. Оказалось, что жёлтая окраска разинутого рта и красный цвет глотки являются для взрослых птиц очень мощным сигналом, заставляющим неродных родителей носить еду уже подросшему птенчику. На этот сигнал реагируют даже чужие птицы, которые оказались рядом — отдают корм, предназначенный своим детям.
Через три недели кукушонок благополучно покидает «родное» гнездо. И даже после того, как он встал на крыло, «родители» продолжают ещё полтора месяца снабжать неродного ребёнка пищей.
Интересные факты
- При записи «чёрного» альбома группа прибегла к звучанию драм-машины, что в отечественной рок-индустрии считалось «дурным тоном»… Однако участники «Кино» не боялись идти наперекор!
- Официальное название альбома – «Кино». Почему? Всё очень просто: обложка пластинки — полностью чёрная. И красуется на ней лишь наименование группы, написанное белым шрифтом…
- Ещё до официальной презентации альбома было украдено не меньше 10 000 его копий!
- Несмотря на высокую цену, виниловая пластинка разлетелась огромным тиражом… Во многом — благодаря «чёрному» пиар-ходу Юрия Айзеншписа: продюсер распространил красивую, но низкую легенду, якобы кассету с неизданными записями обнаружили в разбитом авто Цоя, а после — восстановили.
- Не упустил Айзеншпис возможность устроить ажиотаж и вокруг презентации альбома: космический по тем временам ценник в 150 рублей был выставлен организатором потому, что это, по его словам, было не какое-то там «массовое мероприятие», а самый настоящий «светский приём»…
Оригинал находится здесь:источник
Личная жизнь
В старшей школе Виктор Цой не пользовался популярностью у одноклассниц, всему виной была его национальность, но уже к 20 годам личная жизнь артиста изменилась. Девушки толпами дежурили у подъезда любимого музыканта. А вскоре молодой человек встретил вторую половинку. Знакомство произошло на одной из вечеринок, где присутствовал артист. Марианна была на 3 года старше Виктора. Первые полгода влюбленные ходили на свидания в парк, после чего решили жить вместе.
Музыкант женился на Марьяне (Марианне) Цой, которая родила ему сына Сашу. В будущем Александр Цой также стал рок-музыкантом. Александр оказался единственным ребенком Виктора, больше у певца детей не было. Жена музыканта взяла на себя всю хозяйственную деятельность группы, помогала с концертными костюмами и организационными вопросами.
Виктор Цой и Марьяна Цой /
В 1987 году во время работы над съемками фильма «Асса» Виктор познакомился с Наталией Разлоговой, работавшей ассистентом режиссера. Между ними вспыхнул роман, и новые отношения в итоге привели к разрушению семьи. Как потом вспоминала Марианна в интервью, они с Наталией оказались разными по характеру женщинами. Супруга воплощала собой «вулкан страстей», а последняя любовь оставалась «неприступной скалой».
Официально пара не разводилась, и после смерти музыканта Марианна взяла на себя организацию выпуска последних его записей, а также неизданных материалов. Вдова Виктора Цоя в 1999 году получила высшее образование в Санкт-Петербургском университете, где изучала японский язык. Женщина увлеклась переводами.
История любви кумира 80-х Виктора Цоя и его жены Марьяны
Накануне нового столетия у нее обнаружился рак. После удаления опухоли в груди врачи обнаружили онкологическое образование и в головном мозге. Поняв, что ничего уже сделать нельзя, Марианна Цой уехала домой умирать. Последние 3 месяца за ней ухаживали мать и супруг Александр Аксенов, более известный под сценическим псевдонимом Рикошет.
Наталия вышла замуж за журналиста Евгения Додолева, с которым эмигрировала в США. Она стала матерью двоих детей. Вернувшись в Россию, устроилась работать на Первый канал.