История песни «Бери шинель, пошли домой»
Булат Шалвович сочинил слова произведения, а музыку написал композитор Валентин Левашов. Песня предназначалась для кинофильма «От зари до зари» (1975) режиссера Гавриила Егиазарова. Это драма о бригадире колхоза, которого в послевоенные годы не покидают воспоминания о войне и погибших товарищах. Его сыграл Николай Пастухов.
В кинокартине «От зари до зари» композиция «Бери шинель, пошли домой» звучит в исполнении ресторанного певца Савелия (Бориса Иванова) под аккомпанемент рояля.
Через пару лет с Валентином Левашовым связался Леонид Быков, который в то время работал над военной драмой «Аты-баты, шли солдаты…».
Композитор вспоминал об их разговоре:
Тем не менее, композиция вошла в кинокартину. Сокращённый вариант песни звучит в финальной сцене. Под неё ефрейтор Виктор Святкин, которого сыграл Леонид Быков, проводит свой последний бой.
Исполнители песни «Бери шинель, пошли домой»
Послушаем, как пел композицию автор слов песни Булат Окуджава.
Далее версия песни «Бери шинель» в исполнении Эдуарда Хиля.
Неоднократно исполнял «Бери шинель» Иосиф Кобзон.
В 2020 году для альбома-трибьюта, выпущенного к 95-летию Булата Шалвовича, немецкая инди-группа Juno17 записала кавер-версию «Бери шинель, пошли домой».
Солист Филипп Хоффман рассказывал, почему они согласились участвовать в проекте:
«Настоящее время», 2019
Он также объяснил выбор композиции:
CurrentTime.tv, 2019
Великая Отечественная война — кратко, годы 1941-1945. История песни «Бери шинель, пошли домой»
Песни военных лет — это особая летопись своего времени, берущая начало с самого 1941 года. Великая Отечественная война, если возможно говорить о ней кратко, представляет собой грозную веху в истории нашей страны, в которой смешались боль утрат и радость победы. Годы ВОВ уже давно минули, но песни военных лет звучат сегодня так же, как тогда, потрясая сердца и наполняя их верностью своей Отчизне. История Великой Отечественной войны неразрывно связана с песенными произведениями, которые слагались обо всем, что происходило в тылу и на фронте, что призывало к подвигу и согревало души. У каждой из таких композиций своя судьба, своя история. Одной из самых ярких и суровых песен в годы ВОВ стала, пожалуй, «Священная война». Впервые она была исполнена для бойцов, уходящих на фронт с Белорусского вокзала. Все люди замерли, настолько велико было потрясение.
Одними из основных переломных этапов в ходе Великой Отечественной войны стали Битва за Москву и победа под Москвой, о чем также сложено немало песен. Песни военных лет — это не только марши, но и лирические произведения. Так, для фильма «Два бойца» в 1943 году композитор Н. Богословский и поэт В. Агатов создали «Темную ночь», ставшую одной из наиболее любимых песен тех лет. Она была написана практически за сутки, на следующий день уже был снят киноэпизод. Песни военных лет согревали и поддерживали не только солдат, они помогали их матерям, женам, детям
Важно, что по окончании войны, ее тема по-прежнему тревожит. Многие авторы, наделенные талантом, пишут музыкальные произведения, посвященные тем нелегким годам
К примеру, любимая многими «Бери шинель, пошли домой» была написана Б. Окуджавой и В. Левашовым спустя 30 лет после Великой Победы. Несмотря на это, многие фронтовики считают, что эта песня наиболее полно передает ощущения, которые владели солдатами в победном мае 1945. Тогда же Р. Рождественским и М. Фрадкиным было написано замечательное произведение «За того парня».
«Мы за ценой не постоим» (1970), «Бери шинель» (1975)
Я недаром объединил две эти песни вместе, несколько нарушив хронологию цикла, ибо все они принадлежат перу Булата Окуджавы.
История первой композиции напрямую связана со знаменитым фильмом «Белорусский вокзал» (1970). Фильм начинался с встречи четырёх бывших фронтовых друзей на похоронах своего однополчанина. После чего четвёрку ждали различные передряги и испытания, призванные проверить крепость их былого военного братства…
Так появились замечательные строчки, изображающие выжженное и изрытое войной поле боя, где не осталось ничего живого, кроме солдат, которые буквально «врастают в землю тут».
Удивительно, но в постсоветские годы нашлись «интеллектуалы», прицепившиеся к строчке «Мы за ценой не постоим». Подобные придирки всегда начинаются с рассуждений о «напрасных жертвах», затем плавно перетекают в пресловутое «забросали трупами» и закономерно заканчиваются утверждениями вроде: «Надо было сдать Ленинград немцам». Ну, да Ницше им судья… Вернёмся к песне.
Изначально планировалось, что Окуджава сочинит только текст, а музыку напишет композитор кинокартины — Альфред Шнитке. Однако Окуджава был уже опытным бардом, поэтому, работая над текстом, одновременно придумал и мелодию. Без далеко идущих планов — просто так легче сочинялось.
Во время демонстрации песни перед Смирновым и Шнитке Окуджава заявил, что исполнит её пока на свою мелодию, а потом уже полностью передаст во власть профессионального композитора. Забавно, что режиссёру песня показалась не слишком удачной, а вот Шнитке понравилась. Ничего менять композитор не стал, лишь сделал оркестровую аранжировку для инструментала, который звучит в конце фильма и сопровождает документальные кадры возвращения солдат с войны на Белорусский вокзал.
Что касается собственно песни, то она также звучит ближе к концу в сцене, где четвёрка друзей приходит в гости к Рае — медсестре своего «10-го непромокаемого батальона», и просит исполнить их любимую фронтовую песню.
Сцену переснимали несколько раз. Ведь по замыслу режиссёра во время её исполнения плакать должны были только мужчины. Однако и Нина Ургант, играющая Раю, несколько раз не могла сдержать слёз. Именно под гитару в исполнении актрисы люди впервые и услышали слова:
Хотя на моей пластинке песня называлась «Мы за ценой не постоим», сейчас она чаще выходит под другим названием — «Нам нужна одна победа». Впоследствии песню исполняли и другие певцы — например, Эдуард Хиль или сам Окуджава.
К следующей песне — «Бери Шинель» — Булат Шалвович написал только слова, а композитором выступил Валентин Левашов. Это было горькое обращение солдата к своему павшему товарищу:
Первоначально песня была написана для к-ф «От зари до зари» (1975). Там она звучит в необычном месте — в… ресторане, где её исполняет ресторанный певец Савелий (актёр Борис Иванов).
Второе — более яркое — рождение «Бери шинель» пережила два года спустя. Неожиданно Левашову позвонил из Киева Леонид Быков, снимавший фильм «Аты-баты, шли солдаты»…
Тогда Левашов предложил Быкову компромиссный вариант: пусть он найдёт для фильма другого композитора, а их с Окуджавой просто упомянет. Так в фильме и появилась странные титры: «Композитор — Георгий Дмитриев, песня — Б. Окуджавы и В. Левашова».
В «Аты-баты…» песня звучит в эпилоге фильма, где кадры гибели ефрейтора Святкина, вставшего на пути танка, перемежаются со сценами на кладбище из послевоенного времени. Недаром Быков сократил оригинальный текст, начав сразу с четвёртого куплета: «А ты с закрытыми очами…».
На сайте памяти Леонида Быкова пишут, что в фильме песню исполнил Эдуард Хиль, хотя лично мне кажется, что это не его голос (послушайте другие исполнения песни Хилем). Что касается моей пластинки, то там «Бери шинель» пел Иосиф Кобзон.
«Последний Бой» (1971)
В 1971 году на экраны вышла последняя часть пятисерийной эпопеи «Освобождение» — фильм «Последний штурм». В этом фильме роль лейтенанта Ярцева сыграл Михаил Ножкин — известный более как автор слов знаменитого хита «Последняя электричка».
Вот режиссёр Юрий Озеров и попросил Ножкина написать какую-нибудь подходящую песню для своего «лихого и весёлого» персонажа. Первая предложенная песня оказалась слишком «лихой»:
Столь оскорбительный для генералов текст, конечно, никто не одобрил. И тогда родилась другая песня более соответствующая теме штурма Берлина…
Ножкин написал песню от и до — и слова, и музыку. И сам же исполнил её на экране под гитару. Звучит песня в сцене, когда советские солдаты «квартируются» в одной из берлинских квартир. Во время исполнения песни звонит телефон. Трубку поднимает хозяйка дома — старая немка — и происходит забавный диалог с комендантом Берлина:
Четвёртой на моей пластинке была песня «День Победы». Но о ней — в заключительной части цикла…
P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.