Биография роберта александера шумана

Рихард Вагнер

Один из величайших оперных композиторов и один из ведущих композиторов-романтиков XIX века (Вильгельм), Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года. Его отец, местный полицейский, через полгода умер, а мать вышла замуж за актера и драматурга Людвига Гейера. В следующем году семья переехала в Дрезден. Вагнер начал обучение в Дрездене. Отчим в 1821 году умер, и в 1827-м семья вернулась в Лейпциг. Тяга к музыке пробудилась у Вагнера очень рано. С 1828 года он начал брать уроки композиции. С 1831 года он поступил в Лейпцигский университет и учился музыке у Кристиана Теодора Вайнлига, кантора церкви Святого Фомы. Талант Вагнера так поразил Вайнлига, что тот отказался принимать плату за обучение.

В 1833 году Вагнер стал хормейстером в Вюрцбурге. Там он написал свою первую оперу «Феи» (при жизни композитора эта опера так и не была поставлена). В 1834 году Вагнер занял пост музыкального директора Магдебургской оперы. В этом театре играли вторую оперу композитора «Запрет любви», написанную по комедии Шекспира «Мера за меру». Но финансовый крах театра поставил Вагнера в очень сложное положение. Долги преследовали композитора всю жизнь.

Одна из лучших исполнительниц Вагнера певица Лилиан Нордика в костюме Брунгильды. Сцена из оперы «Валькирия»

В 1839 году он оказался вынужден бежать из Риги, поскольку за три года пребывания там он и его жена Кристина Вильгельмина «Минна» Планер наделали огромных долгов. После короткого пребывания в Лондоне (шторм на море вдохновил композитора на создание «Летучего голландца») семья Вагнеров отправилась в Париж. Во Франции Вагнер жил до 1842 года, а потом вернулся в Дрезден, где состоялись премьеры опер «Летучий голландец» и «Тангейзер».

В 1849 году Вагнер снова переехал — поддержка майского восстания против короля Фридриха Августа II Саксонского не прошла ему даром. Следующие двенадцать лет Вагнер с женой прожили в Париже и Цюрихе. Финансовую поддержку композитору оказывал Ференц Лист. За эти годы был написан «Лоэнгрин» (впервые эту оперу в 1850 году в Веймаре поставил Лист) и сделаны первые наброски «Кольца нибелунгов».

В 1861 году Вагнеру позволили вернуться в Германию, и он поселился в Пруссии, в городе Бибрихе. Жизнь его была непростой, пока ему не удалось найти влиятельного покровителя: король Людвиг II Баварский пригласил композитора в Мюнхен и оплатил его долги. Благодаря этому в 1865 году состоялась премьера «Тристана и Изольды» — первая после «Лоэнгрина».

В это время у Вагнера завязался роман с Козимой фон Бюлов, внебрачной дочерью Ференца Листа. В 1870 году после смерти жены Вагнера Минны и развода Козимы они смогли пожениться.

Баварскую аристократию раздражало то влияние, какое Вагнер оказывал на короля Людвига. В декабре 1875 года композитору снова пришлось покинуть Германию. Он отправился в Швейцарию, где продолжил работу над своими операми. В Швейцарии он задумал построить новый оперный театр в Байрейте и приехал в этот город в 1872 году. Сбор средств на новый театр занял много времени, но на помощь снова пришел щедрый король Людвиг. Фестшпильхаус (Фестивальный театр) был построен в 1876 году и открылся премьерой «Кольца нибелунгов». С тех пор Байрейтский фестиваль музыки Вагнера проходит ежегодно.

Последние годы жизни Вагнер провел преимущественно в Италии. Там в 1882 году он завершил работу над своей последней оперой «Парсифаль». Рихард Вагнер умер 13 февраля 1883 года в Венеции. В XX веке репутация Вагнера серьезно пострадала из-за его антисемитизма (хотя у самого композитора было много друзей среди евреев) и связей его родственников с Адольфом Гитлером и нацистами после 1933 года.

Музыка

Переехав в Лейпциг, Роберт Шуман начал посещать уроки фортепиано Фридриха Вика, который сулил ему карьеру знаменитого пианиста. Но жизнь вносит свои коррективы. У Шумана развивался паралич правой руки – проблема заставила юношу отказаться от мечты стать пианистом, и он перешел в ряды композиторов.


Роберт Шуман в молодости

Существует две очень странные версии причин, по которым у композитора начала развиваться болезнь. Одна из них — тренажер, изготовленный музыкантом самостоятельно для разминки пальцев, вторая история еще загадочнее. Ходили слухи, что композитор пытался удалить сухожилия на руке с целью достижения виртуозности игры на пианино.

Но ни одна из версий не доказана, они опровергнуты в дневниках жены Клары, которую Роберт Шуман знал, так сказать, с детских лет. Заручившись поддержкой наставника, Роберт Шуман в 1834 году основал издание «Новая музыкальная газета». Печатаясь в газете, критиковал и высмеивал равнодушие к творчеству и искусству под вымышленными именами.


Рояль Роберта Шумана

Композитор бросил вызов депрессивной и убогой Германии того времени, вкладывая в свои произведения гармонию, краски и романтизм. Например, в одном из самых знаменитых циклов для фортепиано «Карнавал» одновременно присутствуют женские образы, пестрые сценки, карнавальные маски. Параллельно композитор развивался в вокальном творчестве, жанре лирической песни.

Отдельного внимания заслуживает повествование о создании и сама работа «Альбом для юношества». В день, когда старшей дочери Роберта Шумана исполнялось 7 лет, девочка получила в подарок тетрадь с названием «Альбом для юношества». Тетрадь состояла из сочинений знаменитых композиторов и 8 из них были написаны Робертом Шуманом.


Композитор Роберт Шуман

Композитор придавал значение этой работе не потому, что любил своих детей и хотел порадовать, ему претил художественный уровень музыкального образования – песни и музыка, которые дети изучали в школе. В альбом вошли пьесы «Веcенняя песня», «Дед Мороз»,«Веселый крестьянин»,«Зима», которые, на взгляд автора, легкие и понятные для детского восприятия.

В период творческого подъема композитором написано 4 симфонии. Основная часть произведений для фортепиано состоит из циклов с лирическим настроением, которые связаны одной сюжетной линией.


Памятник Роберту Шуману

При жизни музыка, написанная Робертом Шуманом, не воспринималась современниками. Романтичная, утонченная, гармоничная, задевающая тонкие струны человеческой души. Казалось бы, Европа, окутанная чередой изменений и революций, не в силах была оценить стиль идущего в ногу со временем композитора, всю жизнь боровшегося за то, чтобы, не боясь, смотреть в глаза новому.

Коллеги «по цеху» тоже не воспринимали современника – Мендельсон отказывался понимать музыку бунтаря и мятежника, Ференц Лист, будучи чутким и романтичным, включал в концертную программу только произведение «Карнавал». Музыка Роберта Шумана сопровождает современное кино: «Доктор Хаус», «Дедушка легкого поведения», «Загадочная история Бенджамина Баттона».

Проблемы со здоровьем и смерть

Биография Шумана была насыщена разнообразными событиями, композитор оставил после себя богатое музыкальное и литературное наследие. Такая одержимость своим делом и жизнью не могла пройти бесследно. Примерно в 35 лет у композитора стали проявляться первые признаки серьезного нервного расстройства. Два года он ничего не писал.

И хотя композитору оказывали различные почести, приглашали на серьезные должности, он уже не мог вернуться к прежней жизни. Нервы его окончательно расшатались.

В 44 года композитор впервые после приступа затяжной депрессии попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись с моста в Рейн. Его удалось спасти, но особых перемен в его самочувствии не наблюдалось. Два года Шуман провел в психиатрической больнице и умер в 46 лет. За все это время композитор не создал ни одного произведения.

Кто знает, как сложилась бы жизнь композитора, если бы он не повредил пальцы на руке и все-таки стал пианистом… Возможно, Шуман, биография которого оборвалась в 46 лет, прожил бы более долгую жизнь и не помешался бы умом.

Кстати, существует версия, что композитор повредил свои пальцы, создав самодельный тренажер для них по типу инструментов Генри Герца и Тициано Поли. Суть тренажеров в том, что средний палец руки привязывался к бечевке, которая крепилась к потолку. Этот инструмент призван был тренировать выносливость и амплитуду раскрытия пальцев. Но при неумелом использовании можно и порвать сухожилия таким образом.

Существует еще одна версия, по которой Шуману пришлось лечиться от сифилиса модным тогда способом — вдыхать пары ртути, что вызвало побочный эффект в виде паралича пальцев. Но жена Шумана не подтвердила ни одну из этих версий.

Любовь Роберта и Клары

Роберт и Клара

Братская нежность к этой талантливой девочке, дочери учителя Шумана, со временем перешла в глубокое сердечное чувство. Молодые люди поняли, что созданы друг для друга: у них были одинаковые жизненные цели, одинаковые художественные вкусы. Но это убеждение не разделялось Фридрихом Виком, который считал, что муж Клары должен прежде всего обеспечить ее материально, а этого от неудавшегося пианиста, каким был в глазах Вика Шуман, нечего ждать. Боялся он и того, что замужество помешает концертным триумфам Клары.

«Борьба за Клару» продолжалась целых пять лет, и лишь в 1840 году, выиграв судебный процесс, молодые люди получили официально разрешение на брак. Роберт и Клара Шуман

Этот год биографы Шумана называют годом песен. Шуман создал тогда несколько песенных циклов: «Любовь поэта» (на стихи Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» – цикл, написанный в качестве свадебного подарка Кларе. Идеалом композитора было полное слияние музыки и слова, и он действительно достиг этого.

Так начались счастливые годы жизни Шумана. Горизонты творчества расширились

Если раньше его внимание было почти целиком сосредоточено на фортепианной музыке, то теперь вслед за годом песен наступает пора симфонической музыки, музыки для камерных ансамблей, создается оратория «Рай и Пери». Шуман начинает и педагогическую деятельность в только что открывшейся Лейпцигской консерватории, сопровождает Клару в ее концертных поездках, благодаря которым его сочинения завоевывают все более широкую известность. В 1944 году Роберт и Клара проводят несколько месяцев в России, где их встретило теплое, дружеское внимание музыкантов и любителей музыки

В 1944 году Роберт и Клара проводят несколько месяцев в России, где их встретило теплое, дружеское внимание музыкантов и любителей музыки

Биография

Он родился 8 июня 1810 года в Цвиккау, Саксония, сын книгоиздателя и писателя Августа Шумана (1773-1826).

Первые уроки музыки Шуман получил у местного органиста Иоганна Кунца; в возрасте десяти лет он начал сочинять, в основном в области хоровой и оркестровой музыки. Он посещал гимназию в своем родном городе, где познакомился с произведениями Дж. Байрона и Жан Поля и стал их фанатичным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем нашли отражение в музыке Шумана. Уже в детстве он профессионально занимался литературой и писал статьи для энциклопедии, которую издавал его отец. Он серьезно интересовался литературой и вычитал обширный латинский словарь. А литературные школьные эссе Шумана были написаны настолько хорошо, что были опубликованы посмертно в качестве приложения к сборнику его зрелых публицистических работ. На определенном этапе своей юности Шуман даже колебался, какую карьеру сделать — литературную или музыкальную.

В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перевелся в Гейдельбергский университет. По настоянию матери он хотел стать юристом, но все больше ощущал тягу к музыке. Его привлекла идея стать концертирующим пианистом. В 1830 году он принял разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки игры на фортепиано у Ф. Вика и уроки композиции у Х. Дорна.

Во время учебы у Шумана постепенно развился паралич среднего пальца и частичный паралич указательного пальца, так что ему пришлось отказаться от идеи карьеры профессионального пианиста. Широко распространено мнение, что это нарушение было вызвано использованием тренажера для пальцев, который Шуман якобы сконструировал сам, по образцу «Дактилиона» Генриха Герца (1836) и «Счастливых пальцев» Тициана Полли, которые были очень популярны в то время. Другая необычная, но широко принятая теория гласит, что Шуман пытался удалить сухожилия на руке, соединяющие безымянный, средний и мизинец, чтобы добиться невероятной ловкости рук. Ни одна из теорий не нашла подтверждения, и обе были опровергнуты женой Шумана. Сам Шуман приписывал развитие паралича чрезмерному сочинительству и чрезмерной игре на фортепиано. Современное исследование музыковеда Эрика Сэмса, опубликованное в 1971 году, предполагает, что паралич мог быть вызван вдыханием паров ртути, которые врачи Шумана в то время рекомендовали для лечения сифилиса. Однако в 1978 году медицинские эксперты подвергли сомнению и эту версию и предположили, что паралич мог быть вызван хроническим сдавливанием нерва в области локтевого сустава. По сей день причина синдрома Шумана неизвестна.

Шуман также интенсивно занимался композицией и музыкальной критикой. Поощряемый Фридрихом Виком, Людвигом Шунке и Юлиусом Кнорром, Шуман сумел основать один из самых влиятельных музыкальных журналов будущего, Neue Zeitschrift für Musik, который он редактировал в течение нескольких лет и в котором регулярно публиковал статьи. Он зарекомендовал себя как поборник нового и борец против устаревших практик, против «филэллинов», которые своей отсталостью и узостью мышления тормозили развитие музыки и представляли собой бастион консерватизма и буржуазии.

Суть творческой мысли Шумана

Шуман больше, чем любой другой композитор, смог воплотить истинную природу романтизма. Он воспринимал музыкальные структуры прежних лет как слишком ограниченные, а потому прилагал много усилий, чтобы разорвать этот круг. В силу его эстетических предпочтений и интеллектуальной глубины ему удалось это сделать.

Он взывал к духовной человечности. Как следствие, при жизни его едва ли понимали должным образом. Это сейчас его работы рассматриваются как смелое и оригинальное явление своего времени.

Несмотря на всю свою новизну, его творчество было тесно связано с традиционной немецкой музыкальной классикой.

Фортепианные произведения Шумана представляют собой концептуальные сюжетные линии из сценок, танцев, масок и женских образов. Кроме того, в его циклах также часто встречаются музыкальные портреты различных композиторов тех времен.

Реализовал Шуман свои идеи и в вокальном творчестве. При этом необычайно высокой была роль инструментального сопровождения.  Но в то же время Шуман крайне негативно относился к виртуозному франтовству и всячески его бичевал в своих публикациях.

Женитьба

Октябрь 1838-го года ознаменовался переездом в Вену. Но его проживание в Вене длилось совсем недолго, и очень скоро он вновь перебрался в Лейпциг. В следующем году он получил звание доктора философии, а 12 октября  сочетался браком с дочерью своего учителя, Кларой Вик, которая к тому же была замечательной пианисткой.

Клара Шуман (1819-1896), супруга Роберта Шумана

В год своего бракосочетания Шуман опубликовал 140 своих композиций. Следующие несколько лет они прожили вполне счастливо, и у них родилось восемь детей. Жена часто исполняла музыку мужа, а тот сопровождал ее в гастрольных поездках.

Но в 1844-м году, когда он вместе со своей женой был в гастрольной поездке в Москве и Санкт-Петербурге, а потом переехал в Дрезден, у него стали проявляться первые признаки нервного расстройства. И лишь спустя пару лет он смог вновь начать писать музыку.

Последние годы жизни

В Голландии Шуман пытался покончить с собой, бросившись в Рейн

В 1850-1853-е годы он стал городским директором музыки в Дюссельдорфе, но на своем месте не удержался из-за постоянных разногласий с руководством. Поэтому, когда срок контракта подошел к своему завершению, его не стали возобновлять, а вместо этого Роберт вместе со своей женой переехал в Голландию. Его там приняли очень радушно, но в следующем году у него вновь проявились признаки тяжелой депрессии, и он пытался покончить с собой, бросившись в Рейн.

Его спасли, но поместили в психиатрическую клинику. Там он прожил до 1856-го года. То есть, до года своей смерти.

После его смерти его дело продолжили другие передовые музыканты тех времен, среди которых и Петр Чайковский, и Рубинштейн, а также представители «Могучей кучки».

Родители

Роберт родился 8 июня 1810 года в немецком городке Цвиккау, расположенном в живописной Саксонии.

Глава семейства, Фридрих Август Шуман, был сыном обедневшего священника из Ронненбурга. Обладал от природы поэтическим талантом. Однако бедность, в которой протекали его детские и юношеские годы, заставили парня расстаться с мечтами о поэзии и заняться торговым делом. Окончив школу, он поступил на службу к одному купцу в качестве ученика. Но торговля была ему крайне противна, в то время как книгами Фридрих Август зачитывался до сумасшествия. В конце концов, он ушёл от купца, вернулся домой к родителям и занялся литературным делом. Написанный им роман не был опубликован, но стал поводом для знакомства с книготорговцами. Шумана пригласили работать помощником в книжную лавку, и он с радостью согласился.

В скором времени Фридрих Август познакомился с очаровательной девушкой Иоганной Кристианой Шнабель, которую полюбил всем сердцем. Их браку воспротивились родители невесты из-за крайней бедности жениха. Но настойчивый Шуман за год так усердно потрудился, что скопил денег не только на свадьбу, но и на открытие собственной книжной лавки. Когда торговые дела пошли особенно успешно, Фридрих Август перевёл их в город Цвиккау, где открыл магазин под названием «Братья Шуманы».

Мама Роберта Шумана, Иоганна Кристиана, в отличие от замкнутого и серьёзного мужа была женщиной весёлой, горячей, иногда вспыльчивой, но очень доброй. Она занималась домом и воспитанием детей, которых в семье было пятеро – сыновья (Карл, Эдуард, Юлий, Роберт) и дочь Эмилия.

Будущий композитор был самым младшим ребёнком в семье. Мать после его рождения впала в какой-то экзальтированный восторг и сосредоточила на Роберте всю свою материнскую любовь. Она называла младшенького ребёнка «светлой точкой на своём жизненном пути».

Проблемы со здоровьем и смерть

Биография Шумана была насыщена разнообразными событиями, композитор оставил после себя богатое музыкальное и литературное наследие. Такая одержимость своим делом и жизнью не могла пройти бесследно. Примерно в 35 лет у композитора стали проявляться первые признаки серьезного нервного расстройства. Два года он ничего не писал.

И хотя композитору оказывали различные почести, приглашали на серьезные должности, он уже не мог вернуться к прежней жизни. Нервы его окончательно расшатались.

В 44 года композитор впервые после приступа затяжной депрессии попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись с моста в Рейн. Его удалось спасти, но особых перемен в его самочувствии не наблюдалось. Два года Шуман провел в психиатрической больнице и умер в 46 лет. За все это время композитор не создал ни одного произведения.

↑ Годы жизни

Шуман прожил не слишком длинную жизнь, отмеченную печатью и страданиями тяжелой и мучительной болезни. Он родился 8 июня 1810 года, а умер 29 июля 1856 года. Его родная семья была совершенно не музыкальной. Он родился в семье книгопродавца, где помимо него было четверо старших детей. С семи лет мальчик начинает заниматься музыкой у местного органиста, а в 12 лет он попытался создать собственное музыкальное произведение.

Родители мечтали, чтобы их сын стал юристом и Роберт потратил несколько лет на учебу, чтобы угодить им, но оказалось, что его призвание к музыке гораздо сильнее желания угодить родителям и устроить благополучное будущее для себя. Учась в Лейпциге на юридическом факультете, она все свободное время посвящал музыке.

Его знакомство с Францем Шубертом, путешествие в итальянскую Мекку искусства – Венецию, восторг от посещения концертов Паганини, укрепили в нем желание посвятить себя музыке. Он начинает брать уроки фортепьяно у Фридриха Вика, где знакомится со своей будущей женой Кларой, ставшей его верной единомышленницей и спутницей до конца жизни. Ненавистная юриспруденция остается в стороне, и Шуман полностью посвящает себя музыке.

Его стремление стать пианистом закончилось практически трагически

Для увеличения беглости пальцев, что очень важно для исполнителя, Шуман сделал операцию, которая оказалась неудачной, и он потерял возможность сделать карьеру музыканта. Но теперь он все свое время посвящал сочинительству музыкальных произведений. Вместе с другими молодыми музыкантами Шуман начинает выпускать журнал «Новая музыкальная газета»

Для этого журнала Шуман пишет большое количество критических статей о современном музыкальном искусстве

Вместе с другими молодыми музыкантами Шуман начинает выпускать журнал «Новая музыкальная газета». Для этого журнала Шуман пишет большое количество критических статей о современном музыкальном искусстве.

Произведения Роберта Шумана, начиная с самых первых произведений, полны романтизма, идиллической мечтательности и наполнены отголосками его собственных чувств. Но, не смотря на столь модный для его времени налет сентиментальности, в нем было развито стремление к материальному успеху. Особенно это проявилось, когда Шуман решил создать семью. Его избранницей стала Клара Вик, дочь его музыкального педагога и наставника. Клара была одаренной и очень успешной пианисткой, поэтому союз этих двух музыкально талантливых людей был очень гармоничным и счастливым.

Практически каждый год в семье Роберта и Клары появлялся очередной ребенок, всего их было восемь. Но это не помешало супругам успешно гастролировать по европейским городам. В 1844 году они посетили с концертами Россию, где им был оказан очень теплый прием. Его супруга была удивительной женщиной! Сама прекрасная пианистка, она, сознавая необыкновенный талант своего мужа, постаралась оградить его от бытовых сложностей, и Шуман смог полностью посвятить себя сочинительству.

Шестнадцать счастливых супружеских лет подарила судьба Шуману, и только тяжелая душевная болезнь омрачала этот счастливый союз. В 1854 году болезнь обострилась и даже добровольное лечение в передовой клинике не помогло. В 1856 году Шумана не стало.

Детство и юность

Композитор родился 8 июня 1810 года на территории Саксонии (Германия). У мамы и папы Шумана была интересная история любви. Их родители были против брака из-за бедности отца Роберта. В итоге мужчине удалось доказать, что он достоин руки их дочери. Он много работал, накопил на свадьбу и открыл собственное дело. Таким образом, Роберт Шуберт был долгожданным ребёнком. Его воспитывали в любви и заботе.

Кроме Роберта, родители воспитывали ещё пятерых детей. С раннего детства Шуман отличался непокорным и весёлым характером. Нравом он был похож на мать. Женщина обожала баловать детей, а вот глава семейства был молчаливым и замкнутым человеком. Он предпочитал воспитывать своих наследников в строгости.

Когда Роберту было 6 лет, его отправили учиться в школу. Педагоги твердили родителям о том, что мальчик обладает лидерскими качествами. В этот же период времени открылись его творческие способности.

Через год мама поспособствовала тому, чтобы Роберт научился играть на фортепиано. Вскоре мальчик проявил наклонности ещё и к сочинению композиций. Он начал писать оркестровую музыку.

Глава семейства настаивал на том, чтобы Шуман свою жизнь посвятил литературе. Мама настаивала на получении юридического образования. Но молодой человек видел себя исключительно в музыке.

После того как Роберт побывал на концерте популярного пианиста Игнаца Мошелеса, он окончательно понял, чем хочет заниматься в будущем. У родителей не оставалось шансов после значительных побед Шумана в музыкальной сфере. Они сдались и благословили сына на занятие музыкой.


Robert Schumann (Роберт Шуман): Биография композитора

Межвоенный период

Он Робера Шумана, путе из Мозеля (1929) .После Первой мировой войны Эльзас-Лоррейн был возвращён Франции, а Шуман стал французским ценом в 1919 году.

Шуман стал активен во французской политике. В 1919 году он был впервые избран в качестве члена Палаты депутатов по региональному списку и позже занимал пост депутата от Тьонвиля (Мозель) до 1958 года, с междуречьем во время войны. Внёс крупный вклад в драп и парламентский ход повторного введения французского Гражданского и Торгового кодексов французским парламентом, когда регион Эльзас-Лорраин, находившийся тогда под властью Германии и, таким образом, немецким законодательством, вернулся во Францию. Гармонизация регионального закона с французским получила название “Lex Schuman”. Шуман также расследовал и терпеливо раскрепощал послевоенную коррупцию в сталелитейной промышленности Лоррейна и в Эльзасе и на железнодорожных путях Лоррейна, которые были куплены за дерзкую цену могущественной и влиятельной семьёй де эля в том, что он назвал в парламенте “пил “.

Популярность музыканта Robert Schumann

На волне популярности он создал четыре симфонии. Новые композиции были наполнены глубокой лирикой, а также связаны одной сюжетной линией. Личные переживания заставили Шумана сделать короткий перерыв.

Большинство работ Шумана критиковали. Творчество Роберта не воспринимали за чрезмерную романтичность, гармонию и утончённость. Тогда на каждом шагу была жёсткость, войны и революции. Общество просто не могло принять такую «чистую» и душевную музыку. Они боялись смотреть в глаза чему-то новому, а Шуман, наоборот, не боялся идти против системы. Он был самобытен.

Один из ярых противников Шумана был Мендельсон. Он откровенно считал Роберта неудачником. А Ференц Лист проникся произведениями маэстро, и даже включил некоторые из них в концертную программу.

Примечательно, что творчеством Шумана активно интересуются современные поклонники классики. Композиции маэстро можно услышать в фильмах: «Доктор Хаус», «Дедушка лёгкого поведения», «Загадочная история Бенджамина Баттона».

Международный конкурс имени композитора

Биография Шумана и его творчество настолько популярны в музыкальном мире, что нередко организовываются именные конкурсы и награды в честь знаменитого композитора. Еще в 1956 году в Берлине был проведен первый конкурс для исполнителей академической музыки, который называется Internationaler Robert-Schumann-Wettbewerb.

Первое мероприятие было приурочено 100-летию со дня смерти композитора, и первым победителями конкурса стал представитель ГДР Аннерозе Шмидт в номинации «Фортепиано», а также представители СССР: Александр Ведерников, Кира Изотова в номинации «Вокал». Впоследствии конкурсанты из СССР практически каждый год занимали призовые места вплоть до 1985 года. После развала Советского Союза лишь в 1996 году конкурс удалось выиграть представителю из России – Михаилу Мордвинову в номинации «Фортепиано».

Детство

Шуман рос шаловливым и весёлым ребёнком. Мальчик был очень симпатичным, с тонко очерченным личиком, которое обрамляли белокурые длинные локоны. Он был не только любимым маминым сыночком, но и баловнем всего семейства. Взрослые и дети спокойно терпели проказы и капризы Роберта.

В шестилетнем возрасте мальчика отдали в школу Денера. Среди одноклассников Шуман сразу же стал выделяться и первенствовать. Во всех играх он был вожаком, а когда играли в самую любимую – в солдатики, Роберт непременно избирался полководцем и руководил сражением.

Нельзя сказать, что в школе Шуман учился блестяще, но его богатая творческая натура проявилась сразу. Обнаружив у ребёнка отличный музыкальный слух, в семилетнем возрасте родители отдали его к местному органисту обучаться игре на фортепиано. Помимо музыкальности проявились в Роберте и отцовские гены, мальчик сочинял стихи, чуть позже трагедии и комедии, которые разучивали с товарищами и демонстрировали, иногда даже за умеренную плату.

Как только Роберт обучился игре на фортепиано, сразу же стал импровизировать и писать музыку. Поначалу он сочинял танцы, которые кропотливо записывал в толстую нотную тетрадку. Самое уникальное, что у него получалось делать на музыкальном инструменте, – изображать при помощи звуков черты характеров. Он таким образом рисовал на фортепиано своих друзей. Это выходило так здорово, что мальчишки, собравшись вокруг юного композитора, покатывались от смеха.

Лучшие произведения Шумана: 10 основных пьес великого композитора

Карнавал

Двадцать увлекательных фортепианных миниатюр, изображающих гуляк в масках на Карнавале, фестивале перед Великим постом, включая музыкальные портреты Паганини и Шопена. Карнавал демонстрирует практически все личные и музыкальные качества молодого Шумана в той или иной форме, а ряд произведений представляет собой музыкальные портреты друзей композитора и важных современников.

Крейслериана

Kreisleriana – это набор из восьми сольных фортепианных пьес, посвященных Шопену и вдохновленных персонажами из рассказов немецкого писателя-романтика ЭТА Хоффмана. Шуман считал «Крейслериану» одним из своих лучших произведений, и это произведение остается одним из основных элементов романтического сольного фортепианного репертуара.

Kinderszenen

Набор из тринадцати восхитительных пьес для фортепиано, ностальгически напоминающих «Сцены из детства», не путать с более поздним «Альбомом для юношества», который был разработан специально для детей! «Träumerei» («Сновидение»), № 7, – одно из самых известных произведений Шумана.

Études Symphoniques

Фортепианные вариации потрясающего мастерства и удивительной спонтанности, учитывая, что Шуман потратил на работу несколько лет. Этюды считаются одними из самых сложных произведений Шумана для фортепиано (вместе с его «Фантазией до мажор» и «Токката») и во всем фортепианном репертуаре.

Концерт для фортепиано с оркестром

Концерт ля минор для фортепиано с оркестром, соч. 54 – единственный фортепианный концерт Шумана и одно из самых сокровенных его масштабных произведений. Его жена Клара заметила: «Фортепиано настолько искусно переплетено с оркестром, что невозможно представить одно без другого». Несомненно лучшее произведение Шумана.

Симфония No 3 (‘Рейнская’)

Симфония № 3 («Рейнская») – один из последних великих шедевров Шумана. «Рейнская» симфония была вдохновлена ​​счастливыми воспоминаниями Шумана о поездке в Рейнскую область с его женой Кларой. Традиционно симфонии имеют только четыре части, но в этой работе Шуман расширил условную структуру до пяти частей. Темы «Рейнской» симфонии позже были переработаны Брамсом в его «Симфонии № 3».

Симфония No. 4

Желание Шумана полностью интегрировать симфонию достигает своего апогея в Симфонии № 4, наиболее формально новаторской из его симфоний. В каждом движении нити исходной темы остаются присутствующими и важными для структуры всей симфонии. Четыре части должны воспроизводиться без перерывов и вместе образуют единый крупномасштабный формальный дизайн.

Dichterliebe

Dichterliebe («Любовь поэта»), классический сеттинг из 16 стихотворений, выбранных из популярного сочинения «Buch Der Liede» Генриха Гейне, широко считается лучшим песенным циклом Шумана. Набор песен является выражением любви Шумана к своей жене Кларе, но также и их борьбы, поскольку отец Клары выступал против их брака. За счастьем в первых четырех песнях следует приступ отчаяния и разочарования в следующих четырех песнях.

Frauenliebe Und-Leben

Frauenliebe Und-Leben («Любовь и жизнь женщины») – это наиболее восхитительно вдохновленный цикл песен Шумана, который волшебным образом передает неизменную преданность женщины своему мужу. Восемь стихотворений в этом цикле представляют развивающийся взгляд на любовь и жизнь, описывая любовь женщины к своему мужчине от первой встречи, до их брака и его смерти.

Фортепианный квинтет

Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор Шумана считается одним из его лучших сочинений и главным произведением камерной музыки девятнадцатого века. Фортепианный квинтет, составленный для фортепиано и струнного квартета, произвел революцию в инструментарии и музыкальном характере фортепианного квинтета, и этот инструментарий позже был популяризирован известными композиторами, включая Брамса, Франка, Дворжака и Элгара.

Узнайте больше о лучших произведениях великих композиторов.

3 110

Родились в один день

Дата рождения: 08.06.1810. Возраст: 210. Знак зодиака: Близнецы (информация о знаке). Гороскопы для Близнеца: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 40 дней.

ВУЛИЧЕНКО Екатерина Владимировна

Актриса

1 место

АБДУЛЛА (ВАРНИНА) Сюзанна

Певица, победительница шоу “Артист” в 2014 году

2 место

СТОРЧАК Сергей Анатольевич

Заместитель Министра

3 место

ЯКИН Александр Владимирович

Актер

4 место

ПОРУБЕЛЬ Екатерина Олеговна

Актриса

5 место

АУГ Юлия Артуровна

Актриса

6 место

МЕДВЕДЕВ Юрий Митрофанович

Заместитель руководителя

7 место

ЛОГИНОВ Антон Владимирович

заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области

8 место

ЕЛАХОВСКИЙ Денис

Телеведущий

9 место

КОРШУНОВА Клавдия Александровна

Актриса

10 место

ВАСИЛЬЕВ Сергей Александрович

Член Правления, заместитель Председателя

11 место

АХМЕТОВ Спартак Галеевич

Депутат Государственной Думы

12 место

ОСЬМАКОВ Василий Сергеевич

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации

13 место

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: