Владимир Шаинский альбом Белые Кораблики (2007)
Владимир ШАИНСКИЙ: Пусть всегда будет «Чунга-Чанга»!
Песни для детской аудитории – пожалуй, это самый сложный жанр композиторского искусства. Почему так? Дело в том, что непосредственно продать песню детской аудитории невозможно – за музыку, в любом случае, платят взрослые. Т.е., с коммерческой точки зрения, автор должен создать произведение, которое должно понравиться и детворе, и папе с мамой, и дедушке с бабушкой.
Еще сложнее со смысловым наполнением. Текст важен, но еще более важна мелодия. Можно всю творческую карьеру сочинять вполне себе сносные шлягеры для взрослой аудитории, мусоля тему «любовь-морковь» и «тоска-печаль». С ребятами и девчатами это не прокатывает. Каждая детская песня должна быть эксклюзивной с точки зрения эмоционального посыла. Возьмем, к примеру, культовый советский мультфильм про крокодила Гену и Чебурашку. Там исполняются «Пусть бегут неуклюже», «Песня Шапокляк», «Песня Чебурашки» — каждая из них представляет собой законченное драматическое произведение, каждая стала шлягером детской аудитории СССР. Добавим, музыку к ним сочинил композитор Шаинский.
Вы можете поспорить со мной, но я убежден: Владимир Яковлевич Шаинский – величайший сочинитель всех времен и народов песен для детской аудитории. По количеству хитов с ним и рядом никто не стоит, даже в мировом масштабе. Нам тут любят приводить в пример Запад, особенно в плане поп-музыки? А вы интересовались, как там обстояли дела с «детскими песнями» в 50-70-е года? Песни из мультфильмов на Западе практически не выпускали отдельными синглами, потому что слушать там просто нечего – зачастую, словесная белиберда на примитивной мелодии. Попытки некоторых известных музыкантов, например, Ринго Стара (экс-Битлз) выпустить пластинки с музыкальными сказками для детей — слушай «Scouse The Mouse» — тоже оказались провальными. Воротилами западной музыкальной индустрии был определен возрастной порог 12 лет – после чего аудитория считалась тинэйджерами и… им уже можно было впаривать песни из разряда той же «любовь-морковь». А до 12-летнего возраста дети в США и Европе подпевают рекламным песенкам, т.е. понятие «песня для детей» отсутствует вообще.
В Советском Союзе детская аудитория была избалована обилием великолепных песен. И мастером шлягеров, конечно же, являлся Владимир Шаинский. Особенностью тогдашнего времени было то, что сначала выходил художественный или мультипликационный фильм, а уже потом песни из него (при условии популярности) тиражировались на пластинке. В 70-х диски с песнями композитора выходили огромными тиражами и мгновенно раскупались.
Конечно же, Владимир Яковлевич сочинял и для взрослой аудитории. Все известны такие хиты, как «Дрозды», «А в Подмосковье», «Когда цвели сады», «Дружба — Фройндшафт», «А он мне нравится», «Идёт солдат по городу», «Обручальное кольцо», «Лада», «На дальней станции сойду», «Не плачь, девчонка», «Рассвет-чародей»…
Однако, если произнести фамилию «Шаинский», то сразу же всплывает в памяти «АБВГДейка», «Кузнечик», «Антошка» «Облака — белогривые лошадки» «Песенка мамонтёнка», «Пропала собака по кличке «Дружок», «Песня про папу», «По секрету всему свету», «Дважды два — четыре», «Крейсер «Аврора», «Когда мои друзья со мной», «Чему учат в школе», «Радионяня», «Чунга-Чанга» и многие другие детские песенки.