Как рассказать про ноты?
Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.
Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.
Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.
Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).
Ноты из детских фильмов
«Мама и Витя против Диких гитар»
- Вступление
- Вторая песня Белоснежки
- Вторая песня Бабы Яги
- Песня Кащея
- Песня Кота Матвея
- Песня Лешего
- Песня Печки
- Песня Старичка-лесовичка
- Песня Яблоньки
- Песня погони
- Песня темы Волшебника
- Песня волшебника
- Первая песня Бабы Яги
- Первая песня Бабы Яги
- Первая песня Белоснежки
- Песенка-спор
- Тема сказочного леса
- Третья песня Белоснежки
- Финал
- Походная песня
- Песня Диких Гитар
- Песня о волшебниках
Прочие
- Где музыка берёт начало (Чехарда)
- Добрый жук (Золушка)
- Когда мои друзья со мной ( По секрету всему свету)
- Мама (Волк и семеро козлят)
- Лесной олень (Ох уж эта Настя)
- Прекрасное далеко (Гостья из будущего)
- По секрету всему свету ( По секрету всему свету)
- Три белых коня (Чародеи)
- Лев и брадобрей (Мери Поппинс)
- Песня Красной Шапочки (Приключения Красной шапоски)
Ноты из мультфильмов
Разные
- Абракадабра
- Антошка (Антошка)
- Белые кораблики (Площадь картонных часов)
- В лесу родилась ёлочка
- Весёлая Карусель
- Весёлые гуси (Два весёлых гуся)
- Ведет дорога (Вагончик)
- Все козлята любят петь (Волчья шкура)
- Дождь пойдет по улице (Речка, которая течет)
- Кабы не было зимы (Каникулы в Простоквашино)
- Колыбельная медведицы (Умка)
- Кораблик (Первые встречи)
- Край, в котором ты живешь (Край в котором ты живешь)
- Крейсер Аврора (Аврора)
- Лягушачья ламбада (Лягушка-путешественица)
- Мы живем в гостях у лета (Шапка-невидимка)
- Настоящий друг (Тимка и Димка)
- Не волнуйтесь понапрасну (Бюро находок)
- О Робин Гуде (Отважный Робин Гуд)
- Огромный собачий секрет (Большой секрет для маленькой компании)
- Облака ( Трям — здравствуйте!)
- Песенка Винни Пуха (Приключения Винни Пуха)
- Песенка зайца и волка на карнавале (Ну погоди!)
- Песенка Лошадки (Лёгкий хлеб)
- Песенка Свистулькина (Незнайка в Солнечном городе)
- Песенка о лете (Дед Мороз и лето)
- Песенка о мечте (Лоскутик и облако)
- Песенка деда мороза (Дед Мороз и лето)
- Песенка Мамонтенк (Мама для Мамонтенка)
- Песенка ослика (Большой секрет для маленькой компании)
- Песенка львенка и черепахи (Как львенок и черепаха пели песню)
- Песенка Пишичитая (Наш друг Пишичитай)
- Песенка про кузнечика (Приключения Незнайки)
- Песенка слона (Споры и раздоры)
- Песенка четырех друзей (Кораблик)
- Песенка Умки (Умка ищет друга)
- Песня о счастье (Буренушка)
- Песня солдат (Каша из топора)
- Улыбка (Крошка Енот)
- Хорошо и плохо ( Кто, ребята, у нас хороший?)
- Чунга-чанга (Катерок)
«Бременские музыканты»
- Песенка друзей
- Баюшки-баю
- Говорят, мы бяки-буки
- Дуэт короля и принцессы
- Придворная песня Трубадура
- Песня охраны
- Песня разбойников
- Песня Гениального сыщика
«Голубой щенок»
- Вступление
- Паника
- Дразнилка
- Песня черного кота
- Песня рыбы-пилы
- Песня бывалого моряка
- Песня Злого пирата
- Песня голубого щенка
Про Кота Леопольда
- Неприятность эту мы переживем (Лето кота Леопольда)
- Если добрый ты (День рождения Леопольда)
- Песенка о дружбе ( Леопольд и Золотая рыбка)
тексты, ноты, минус, плюс
— есть караоке — есть ноты — есть минус (фонограмма без голоса) — есть плюс (фонограмма с голосом) — есть аккорды
Пусть всегда будет солнце
-
Солнечный круг, небо вокруг –
Это рисунок мальчишки…
Лавата (песенка-игра)
-
Мои ручки хороши,
Хороши, хороши…
Я маленькая девочка
-
Маленькими, маленькими ножками
Топаю по сказочной Земле…
Считалка-умывалка
-
Можно мыться в жаркой бане,
Можно дома — в белой ванне…
Подари улыбку
-
Я улыбаюсь солнцу и морям,
Жизни и свету отдаю себя…
Пропала собака
-
Висит на заборе, колышется ветром,
Колышется ветром бумажный листок…
Песня о собаке из т/ф «Приключения Электроника»
-
Если меркнет свет в окошке,
Hа душе скребутся кошки…
Горошинки цветные
-
Горошинки цветные в ладошки соберу
И превращу горошинки в весёлую игру…
Маленькая страна
-
Есть за горами, за лесами
Маленькая страна…
Красная Шапочка
-
Красную шапочку мне подарили,
Шапочкой Красной назвали меня…
Песенка про поросят
-
Нас двенадцать поросят
Родилось зимою…
Свет добра
- За годом год обходят стрелки круг,
Душа поёт, ей подпевает друг…
Пусть будет так!
-
Если желаем друг другу хорошего,
Пусть будет так!..
Если весело живётся, делай так!
-
Если весело живётся,
Делай так! (хлоп-хлоп)…
Звездочка моя
-
Только взгяну на ночное небо —
Радует красота…
Живое храните в ладонях
-
Живое храните в ладонях
От встречи до новой встречи…
Альбом нарисованных сказок
-
Целый альбом нарисованных сказок
В старых игрушках своих отыскала…
Краски
-
Я прошу только дать мне краски,
Я окрашу разноцветными нитями небо…
Зажги свою звезду
- Сколько звезд озаряют высь,Знаем мы их по именам!..
Гимн дворцу
-
Есть город России, который стал дорог,
Который себя распахнул для друзей…
Города в облаках
- Если строить города в облаках,По улицам будут летать самолёты…
Ласковая сказка
- Вечер хороший в нашем окне,Сказку читает бабушка мне…
Давайте рисовать!
- Я нарисую новый дом!А я — трубу на доме!..
Пирожки
- Я пеку, пеку, пекуДеткам всем по пирожку.
Фотоохота
- Поутру идем из дома,Чуть алеет край небес…
Северный полюс
-
Смотрите, смотрите, снега и снега.
Четвертые сутки бушует пурга…
Зимняя шуба
-
Снег пойдет и перестанет,
Незаметно он растает…
Веселый воробей
-
Как-то с другом Васей
Cпешили мы домой…
Оранжевая песня
-
Оранжевое небо, оранжевое море,
Оранжевая зелень, оранжевый верблюд…
Большой хоровод
-
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить…
Подари улыбку миру
- Пусть зажгутся в небе звёзды,И на сцене вспыхнет свет…
Знакомство с музыкальными инструментами и пение
Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:
- дудочка;
- детская гитара;
- барабан.
Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.
После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту
Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот
Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:
- Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
- Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.
Рекомендованы для обучения вокалу
«Песенки и песни» М.И. Ройтерштейн сборник (6,14 mb)
«Белый снег белешенький» Неизвестный автор (35,04 kb)
«Бессмертный полк» В. Беляев, сл. В. Скифа (264,16 kb)
«Большой хоровод» Б. Савельев, сл. А. Хайта (187,55 kb)
«В лесу родилась елочка» обработка К. Колоновиц (327,80 kb)
«Вместе весело шагать» В. Шаинский, сл. М. Матусовского из к/ф «И снова Анискин» (147,06 kb)
«Дело было в Каролине» Р. Бойко, сл. В. Викторова (331 kb)
«Дружат дети всей земли» Д. Львов-Компанеец, сл. В. Викторов (1,28 mb)
«Дружба» В. Сидоров, сл. А. Шмульян (106,24 kb)
«Если с другом вышел в путь» (10,79 kb)
«Золушка» И. Цветков, сл. И. Резника (43,90 kb)
«Как прекрасен этот мир» Д. Тухманов, сл. В. Харитонова (260 kb)
«Колобок» Г. Струве, сл. В. Татаринова
«Колокольчики» Детская рождественская песня (170,47 kb)
«Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка» Е. Крылатов, сл. Ю. Яковлева (166 kb)
«Крылатые качели» из к/ф «Приключения электроника» Е. Крылатов, сл. Ю. Энтин (480,810 kb)
«Лев и брадобрей» М. Дунаевский, сл. Н. Олев (160,32 kb)
«Леди совершенство» М. Дунаевский (237,49 kb)
«Любим мы бродить по лужам» Слова и музыка Сергея Смирнова , текст песни
«Микроб» Т. Огороднова-Духанина, сл. Огдена Нэша, перевод Г. Кружкова (293 kb)
«Моя Россия» Г. Струве, сл. Н. Соловьевой (360,50 kb)
«Музыка» А. Калныньш, сл. В. Пурвса, русский текст О. Улитиной (6 mb)
«Мы за мир» С. Туликов, сл. А. Жаров (150,80 kb)
«Наш букварь» А.Пахмутова, сл. Н.Добронравов (69,27 kb)
«Наш край» Д.Кабалевский, сл. А. Пришельца (126,04 kb)
«Нелепый случай» М. Славкин, сл. В. Голяховский (104 kb)
«Нотный бал» Г. Струве, сл. Н. Соловьевой
«Облака» слова песни (11,08 kb)
«Песенка лошадки» из м/ф «Легкий хлеб» И. Тамарин, сл. В. Берестова
«Песенка про папу» В. Шаинский, сл. М. Танича (2,12 mb)
«Песенки и песни» М.И. Ройтерштейн сборник (6,14 mb)
«Песня друзей» из м/ф «Бременские музыканты» Г. Гладков, сл. Ю. Энтин (11,81 kb)
«Песня о волшебниках» из т/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» Г. Гладков, сл. В. Лугового
«Пестрый колпачок» Г. Струве, сл. Н. Соловьевой (110 kb)
«Под Рождество» 3. Филатова, сл. П. Морозова (76,86 kb)
«Простая песенка» В. Дементьев, сл. В. Семернина
«Пусть всегда будет солнце!» А. Островский, сл. Л. Ошанин (605,31 kb)
«Расскажи, мотылек» А. Аренский (92 kb)
«Робот Бронислав» (12,39 kb)
«Рыжий, рыжий, конопатый» из м/ф «Веселая карусель» Е. Ботяров, сл. Э. Успенского (196 kb)
«Сердце отдай России…» слова и музыка С. Смирнова (645,56 kb)
«Серебристые снежинки» Андрей Варламов, сл. Раисы Паниной (361,44 kb), текст (11,67 kb)
«Скрипка» Р. Бойко, сл. Е. Михайловой
«Сны» Р. Бойко, сл. Е. Михайловой
«Судак-чудак» С. Смирнов, сл. Б. Заходера
«Творите добрые дела!» В. Беляев, сл. Мерловой (40,21 kb)
«У Катеньки-резвушки» Ц. Кюи, слова народные (73 kb)
«Учитесь держаться в седле» Г. Струве, сл. В. Орлова
«Учил Суворов» А. Новиков, сл. М. Левашова
«Ходила младешенька» русская народная песня в обработке Н. Римского-Корсакова
«Часовые стоят» Д.Кабалевский, сл. волгоградского школьника В.Шляхова (131,37 kb)
Полезные советы родителям
Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:
- использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
- играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
- устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
- в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
- хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.
Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.
Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?
Для начала подготовим все, что нам понадобится:
- нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
- вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.
Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.
Обучение должно проходить в несколько этапов:
- Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
- Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
- Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
- После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
- На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
- После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.
Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.
Нотные сборники
«Земля полна чудес»,ноты, песни для дошкольников. |
|
«Перелетный возраст» Детские песни. Евгения Зарицкая. |
|
«Хлопайте в ладоши» Детские песни. Евгения Зарицкая. |
|
«Взлетная полоса» Детские песни. Евгения Зарицкая. |
|
«Белая Русь» Санкт-Петербург 2017 г. |
|
«Только музыка и дети» 2017 г. |
|
Вышел клавир мюзикла Евгении Зарицкой ( либретто Александра Мазина) «РЕПКА» в издательстве «Композитор» СПб. | |
«Город твой и мой». Сборник песен о Санкт-Петербурге для детей и CD, 2006 г. |
|
«Дети выбирают мир», 2010 г., Санкт-Петербург, издательство «Музыкальная палитра» |
|
«Сказочная карусель» и CD песни для младшего и среднего возраста с фонограммами +1 и –1 (приложение к нотному сборнику), Санкт-Петербург, издательство «Музыкальная палитра» |
|
«Спи, ангелочек, усни» CD с 4 фонограммами (-) 2005 г |
|
«Земля полна чудес», г. Ленинград, фирма «Мелодия», 1989 |
|
«День рождения» |
|
Двухтомник «Отражение» (для старших) |
|
«Первый шаг» для маленьких исполнителей и слушателей |
|
Караоке «Земля полна чудес» (форма заказа). |
|
«Детский альбом» Евгении Зарицкой издательство Весть-ТДА Москва 2008 |
|
«Дети выбирают мир» издательство Весть-ТДА Москва 2010 |
|
«Солнце в круг» издательство Весть-ТДА Москва 2009 |
|
«Только музыка и дети» СПб 2008 |
|
К 30-летию шоу-шруппы «Саманта». Евгения Зарицкая. «Только музыка и дети». |
|
К 30-летию шоу-шруппы «Саманта». Евгения Зарицкая. «Взлетная полоса». |
|
Лучшие хиты открытых конкурсов исполнителей новой детской песни «День Рождения»: |
|
CD — 9 выпуск, Санкт-Петербург, 2007 г. |
|
CD — 10 выпуск,Санкт-Петербург,2008 г. |
|
CD — 11 выпуск,Москва, 2009 г. |
|
Готовится юбилейный MP3 к юбилейному конкурсу. |
|
Издаются песни в методическом журнале «Музыкальная палитра», других сборниках песен для детей из репертуара «Саманты» |
Музыкальные спектакли
«Ежик» — мюзикл, с фонограммами (+) и (-)
«Звезда Вифлеема» — опера, с фонограммами (+) и (-)
«Дитя XXI века» — мистерия, с фонограммами (+) и (-)
«Репка» — мюзикл, с фонограммами (+) и (-)
C заявками обращаться
по телефонам: (812) 323-19-14
по электронной почте: [email protected]
Как и когда начинать заниматься музыкой?
В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели:
- развитие понимания высоты и тембра звуков;
- прослушивание и анализ музыкальных произведений;
- игру на детских музыкальных инструментах;
- пение.
С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.
Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет
Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.
Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:
- Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
- Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.
Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.
Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.