Краткое содержание либретто. Пролог
Пышно празднуются крестины маленькой принцессы по имени Аврора в королевстве Флорестана. Добрые феи, посетившие праздник и принесшие дары малышке, по очереди исполняют свои танцы.
Внезапно въезжает повозка, запряженная отвратительными крысами, — злую фею Карабос забыли пригласить на крестины, и она явилась сама. Испуганная королевская чета просит прощения у волшебницы, но та приготовила страшное проклятие для Авроры. Принцесса, предсказала она, заснет навеки, уколовшись веретеном в день своего совершеннолетия. Добрая фея Сирени смягчает приговор: Авроре предстоит заснуть лишь на сто лет, и проснется она от поцелуя прекрасного принца, который станет ее мужем.
Творческая и личная жизнь
Многие концерты Чайковского были написаны во время работы в консерватории. Опера «Ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро».
Стоит кратко отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой. Не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. С тех пор супруги жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.
В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.
За двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского – опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония.
В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу – пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».
После материальной помощи Надежды фон Мекк, композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.
Наконец в биографии Петра Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.
«Щелкунчик» в Петербурге
Каким бы сложным ни был уходящий 2022 год, театры продолжают верстать афиши и ждут любимых зрителей в своих залах. В конце года в этих залах традиционно прозвучит великая музыка Чайковского. У зрителей есть множество вариантов, где посмотреть «Щелкунчика» в Петербурге и подарить себе настоящий праздник в преддверии Нового года и Рождества.
-
Классическая постановка Василия Вайнонена в Мариинском театре
-
Балет Михаила Шемякина в Мариинском театре
-
Балет Начо Дуато в Михайловском театре
-
Спектакль Академии русского балета им. А. Я. Вагановой в БКЗ «Октябрьский»
-
Спектакль Театра русского балета им. Анны Павловой
-
«Щелкунчик, или рождественские сны и видения Мари Штальбаум» в Большом театре кукол
-
Рождественский спектакль в театре «Кукольный формат»
-
Спектакль Петербург-концерта на сцене Екатерининского собрания
-
«Щелкунчик и мышиный король» в Театре сказки
-
Спектакль Театра марионеток им. Е. С. Деммени
Жанр сценической музыки
К началу XVIII века практически каждая европейская армия имела свой марш, звучавший на мирных парадах, поднимавший дух солдат во время военных действий. Он стал таким же атрибутом, как форменное обмундирование или общевойсковое знамя.
Минорные и мажорные мотивы с чеканным темпом входят в состав симфоний, опер и сюит, исполняющихся на струнных или клавишных инструментах. Большое значение маршу придавали Глюк, Гендель и Рамо, а также Моцарт, Шопен, Бетховен и Шуберт. Марши писали русские композиторы Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский и многие другие.
Четвертый акт
Заключительные сцены спектакля проходят на берегу. Девушки, которым Одетта приносит печальное известие, горюют. Зигфрид взывает о прощении — ведь его обманули. Он готов даже принять смерть вместе с любимой.
На озере разыгрывается буря, вздымаются огромные волны. Зигфрид, стремясь вернуть девушку, которая не хочет простить его, срывает с ее головы венец. Его подхватывает Ротбарт, обернувшийся в филина. Одетта и Зигфрид гибнут в разыгравшейся стихии.
В более позднем варианте либретто концовка переделана в хэппи-энд: Дева-лебедь и принц борются и побеждают злого волшебника — ведь ничто не может победить настоящую любовь. Одетта снова становится девушкой.
В словаре Словарь иностранных слов
I
а, м.
1. Способ строго размеренной ходьбы в строю. Церемониальный м.
2. Походное движение войск. Трехдневный м. Войска на марше.||Ср. МАРШ-МАНЁВР» title=’МАРШ-МАНЁВР, МАРШ-МАНЁВР это, что такое МАРШ-МАНЁВР, МАРШ-МАНЁВР толкование’>МАРШ-МАНЁВР.
3. Музыкальное произведение четкого ритма, предназначенное для коллективного шествия. Строе-вой м. Похоронный м. Маршевый — относящийся к маршу, маршам.II
междом.
Команда, приказ двигаться. Шагом м.! Сейчас же м. домой!III
а, м.
Часть лестницы между двумя площадками. Лестничные марши. Маршевый — относящийся к маршу, маршам.IV
а, м., геогр.
Полоса низменных побережий морей (шириной до 30км), затопляемая в периоды наиболее высоких приливов.||Ср. ВАТТЫ» title=’ВАТТЫ, ВАТТЫ это, что такое ВАТТЫ, ВАТТЫ толкование’>ВАТТЫ, ЛАЙДЫ» title=’ЛАЙДЫ, ЛАЙДЫ это, что такое ЛАЙДЫ, ЛАЙДЫ толкование’>ЛАЙДЫ, ЛАНДЫ» title=’ЛАНДЫ, ЛАНДЫ это, что такое ЛАНДЫ, ЛАНДЫ толкование’>ЛАНДЫ, ПОЛЬДЕРЫ.
В словаре Д.Н. Ушакова
МАРШ, марша, ·муж. (·франц. marche).1. Поступь, способ ходьбы в строю. Церемониальный марш. Форсированный марш.2. Поход, передвижение войск. Трехдневный марш.| Военный маневр. «Предполагалось сделать фланговый марш влево.» Л.Толстой.3. Музыкальное произведение, под звуки которого совершается движение войск, маршировка. «Музыка этого романса была любимым церемониальным маршем в его полку.» Салтыков-Щедрин. Траурный марш Шопена.4. Часть лестницы между двумя площадками. Подняться на два марша.II. МАРШ, межд. в знач. повел. (·франц. marche — иди!). «Иди! пошел! убирайся! Марш отсюда! Бери шапку, шубу и вместе март!» Достоевский.• Шагом марш! (воен.) — команда для начала движения, маршировки.
Марш Мендельсона
Конечно, при упоминании слова «марш» большинство людей вспомнят о музыкальном произведении, написанном Якобом Мендельсоном.
При этом мало кто знает, что он был написан для шекспировской постановки «Сон в летнюю ночь». Интересно, что впервые этот марш был исполнен для новобрачных через четыре года после премьеры в 1847 году в Великобритании.
Видимо, молодоженам просто понравилась мелодия, либо они были заядлыми театралами.
Популярность к маршу Мендельсона пришла спустя еще 11 лет, именно тогда его сыграли на бракосочетании короля Пруссии и английской принцессы. Именно с той поры марш Мендельсона стал популярнейшей мелодией, которая неизменно сопровождает свадебные церемонии по всему миру.
Якоб Мендельсон в общей сложности написал более сотни произведений, среди которых есть кантаты, симфонии и концерты, однако человечеству он запомнился, благодаря одному-единственному «хиту» – непродолжительному отрывку из созданного им спектакля.
Марш «Прощание славянки»
«Прощание славянки» известен каждому жителю России. Под него принято провожать и встречать военных. Исполняется он и в другие важные моменты, например, на праздниках и парадах.
Сочинил этот марш Василий Агапкин, скромный трубач, служивший в кавалерии. В 1912 году он привез ноты в Симферополь, где передал их военному капельмейстеру Якову Богораду. Музыкант высоко оценил произведение молодого трубача и даже помог адаптировать его для оркестрового исполнения.
Рекомендуем вам почитать:Лучшие рок-композиции
Считается, что название марша также принадлежит Якову Богораду. Первое издание «Прощания славянки» вышло с обложкой, на которой была изображена юная девушка, прощающаяся с солдатом на фоне Балканских гор.
Впервые марш прозвучал в Тамбове на строевом смотре в 1913 году, а в 1915 его уже знали во всем мире. В настоящее время «Прощание славянки» считается одним из символов российской музыкальной культуры.
Марсельеза
Марсельеза является одним из знаменитейших маршей Великой Французской Революции. В настоящее время «Марсельеза» является гимном Франции: она считается одним из самых красивых и пламенных гимнов во всем мире. Изначально «Марсельеза» носила название «Военный марш Рейнской армии».
Интересно, что написан он был в рекордные сроки: на его сочинение потребовалась всего одна ночь. В 1792 году Клод де Лиль, военный инженер, настолько вдохновился происходящими на родине изменениями, что написал пламенную песню, призывавшую к свободе, борьбе с тиранами всех мастей и независимости.
Всего через несколько недель марш уже был на устах всех революционно настроенных французов.
В России есть свой собственный вариант «Марсельезы» – так называемая «Рабочая Марсельеза», которая была создана в 1875 году. После революции 17-го года эта песня некоторое время была гимном молодой Советской Социалистической Республики.
«День Победы»
«День Победы» является одним из символов великого триумфа советского народа над фашизмом и, конечно же, вряд ли найдется хотя бы один человек, чье сердце не начинало бы биться чаще при звуках этой чудесной мелодии.
Однако сразу после создания марша он был забракован.
В конкурсе на лучшую песню по случаю 30-летнего юбилея Победы авторам «Дня Победы», Давиду Тухманову и Владимиру Харитонову, сказали, что песня получилась слишком уж легкомысленной и бравурной.
Может быть, мы так и не услышали бы этот чудесный марш, если бы не храбрость Льва Лещенко.
В 1975 году, невзирая на запрет со стороны начальства, он все же спел полюбившуюся ему песню на концерте, посвященном Дню милиции.
И произошло чудо: на следующий день редакции всех радиоканалов были буквально завалены письмами с просьбами поставить в эфир известный марш, тронувший сердца всех фронтовиков.
Сегодня «День Победы» – настоящий гимн мужеству и стойкости, который исполняется не только в России, но и во многих других странах мира.
Второе действие
Миновало столетие. Принц Дезире и его свита, увлекшись азартом охоты, случайно попали в эти края. Вдруг скалы раздвигаются, возникает, а затем исчезает образ спящей Авроры, нежной и прекрасной. Принц очарован ею. Появившаяся фея Сирень приглашает принца в ладью, и они плывут сквозь густой лес. Так принц попадает во дворец. Вокруг запустение, пыль и паутина. Король, королева и все приближенные крепко спят. Принц окликает Аврору, но та не пробуждается, лежа на кровати под своим балдахином.
Тогда Дезире целует принцессу. И она открывает глаза. А вместе с ней просыпаются все вокруг. Ярким пламенем загораются камин и свечи. Исчезает паутина.
Психология марша
Можно с уверенностью сказать, что, кроме дисциплинарной и устрашающей функции, строевой шаг был отличным механизмом подавления воли индивида. Синхронность, жёсткий порядок, ответственность и чёткость действий приводили солдат в некое состояние транса. Строевой шаг или триумфальный марш — это нечто подобное психоделическому церемониальному танцу с зацикленными движениями, монотонными действиями под ритмичную музыку и неестественной синхронностью, доведённой до автоматизма. Кроме того, эта дисциплина – явная демонстрация силы и преданности, если мы говорим о показательном выступлении.
В книге «Дисциплина и наказание» Мишель Фуко дискутирует на тему развития современной уголовно-исполнительной системы (восемнадцатого века) и того, как реформы в системе наказания были использованы для создания властных отношений для эффективного контроля. Имеется в виду, что многие из описанных им реформ были направлены на такой объект, как человеческое тело, которое и стало тем самым «объектом власти». Вместо пыток, тело стали использовать как объект манипуляции, но в форме обучения и повиновения как средство банального политического контроля.
Дисциплины, что затрагивают область контроля человеческого тела посредством регулирования движений в пространстве, неразрывно сосуществовали вместе с этим самым человеческим телом и постоянно совершенствовались. И снова такие дисциплины стали актами принуждения, манипуляции жестами и поведением человека — и в конечном итоге сформировали некую «политическую анатомию», которая превращала человеческое тело в «послушное тело». Для армии эти техники контроля вылились в строевой шаг (или марш), чтобы создать из множества индивидуумов (солдат) единое тело, подчинённое инструкциям и приказам командира.
Лучшие марши
14:29, 23 января 2016 1 2 1163
Марши вроде как особо и не отнесешь к классической музыке, а? У меня лично они всегда ассоциировались с военным оркестром. И при всей моей любви к оркестрам, военные марши казались как бы и не музыкой, а чем-то ну вроде … речевок, помогающих в колонне идти в ногу.
Но это – впечатления давние и, как теперь я понимаю, совсем не обоснованные. Дабы опровергнуть своё же собственное ошибочное мнение, я приведу сейчас примеры потрясающе красивых, просто-таки лучших маршей. Некоторые из них являются составляющей известных опер.
А что это значит? Значит, что марши – самая что ни на есть классическая форма музыки!
Итак, поехали:
Невозможно не начать список лучших маршей с известных и любимых “Прощание славянки” и “Триумф победителей”.
Мне кажется, что как ни в каких других произведениях, в этих сконцентрирована вся красота жанра, торжественность и ощущение праздника.
За границей, кстати, эти марши многими воспринимаются как музыкальный символ России.
Этот замечательный образец – тоже музыкальный символ, только другой страны, а именно – Австрии. Вообще с ним связаны две очень милые традиции.
Понятное дело, всем известный марш Мендельсона. Но имеется ещё не такой распространенный образец – из оперы Вагнера Тангейзер, лично мне он очень нравится.
Марши из других классических произведений.
Вот небольшой списочек, который при желании, вы можете также расширить и дополнить своими любимыми произведениями:
- Чайковский Щелкунчик
- Свиридов Метель
- Глинка Руслан и Людмила
- Верди Аида
Вот этим последним – моим любимым и лучшим маршем я и хочу закончить этот пост:
Мои читатели, обоснованно или нет, но я считаю нас единомышленниками! В группе Культурные экспедиции вы найдете больше информации об истории и культуре разных стран, включая актуальную афишу. Вы так же сможете делать свои публикации, если вы в теме, конечно:)
Самые известные марши, Музыкальный класс
Марш — это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.
Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки. Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет.
На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе. Есть и такие произведения в данном музыкальном жанре, которые не утрачивают своей популярности с момента создания и до наших дней. Далее рассмотрим самые известные марши за всю историю этого жанра.
Еще одни знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном и является третьей частью из четырёх Сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор.
Это произведение одновременно смешало в музыке такие чувства как горе, тоска, грусть и безнадёжность, что не могло оставить слушателя равнодушным. Именно сам автор стал первым человеком, которого похоронили под звуки этого произведения.
Впоследствии эта музыка звучала все чаще на похоронах у различных народов мира, что принесло известность данному маршу.
Русский марш, созданный трубачом Василием Агапкиным в 1912-1913 годах. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. Под его звуки провожают людей в дальнее путешествие, на военную службу, также марш символизирует проводы на войну. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.
Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова, изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – дня победы.
Самый знаменитый марш Французской революции (1789-1794 гг.) написанный в 1792 году Руже де Лилем изначально именовался «Военный марш Рейнской армии». После того как в Париж вошёл батальон добровольцев из Марселя в июне 1792 года, напевая слова этого марша, он и получил своё знаменитое название «Марсельеза». А через год был выбран официальным гимном Франции.
Такое разнообразие естественно не может остаться без внимания великих композиторов. Марши можно обнаружить в крупных произведениях М. Глинки, Л. Бетховена, П. Чайковского, М. Мусоргского и многих других гениальных композиторов.
- Автор – Станислав Колесник
- Пожалуй, самый популярный в мире марш – Свадебный марш Мендельсона. Для поднятия настроения прослушайте полную версию марша:
А есть еще одна разновидность марша-прощальный или как говорили в старину-отходный марш. Отходный марш-редкость, сейчас их не осталось. Русское интермеццо — автор В Дмитриев по сути отходный марш, других я не нашел.
Передвижение войск и боевых отрядов
Что такое марш с точки зрения военной стратегии? Так называют организованную передислокацию войсковых соединений, цель которой — выход на новые рубежи в максимально сжатые сроки. Люди и военная техника в условиях марша передвигаются самоходными колоннами или перевозятся на автопоездах. Если такая переброска войск производится в военное время, марш может иметь направление вдоль фронта, к фронту или в тыл. Для обеспечения секретности активные действия совершаются под покровом темноты, а в светлое время суток войсковые колонны останавливаются на привал в районах с ограниченной видимостью.
Премьера балета
Премьера «Щелкунчика» состоялась 18 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра. Она вышла громкой.
«Трудно представить себе что-нибудь скучнее и бессмысленнее «Щелкунчика»
«Для танцовщиц в балете было весьма мало, для искусства — ровно ничего. Даже музыка оказалась довольно слабою»
«Невообразимая по безвкусию постановка»
Таковы были первые отзывы критиков о прошедшей премьере. Впрочем, и сам Чайковский признавался, что балет ему не нравится, постановка вышла аляповатой. Композитор даже вспоминал, что на премьере «ему было сложно смотреть на сцену».
Сцена из балета «Щелкунчик», Мариинский театр, 1892 г.
Были и положительные рецензии. И не от кого-нибудь, а от самого Александра Бенуа, одного из известнейших критиков конца XIX века. Он побывал на генеральной репетиции спектакля и отметил:
«Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка… великолепна и в балете даже слишком великолепна — глаза устают от этой роскоши».
Даже получив тонны разгромной критики и, по сути, провалившись, «Щелкунчик», тем не менее, закрепился в репертуаре Мариинского театра больше чем на 30 лет.
Разновидности музыкальных маршей
Мелодика марша может быть веселой и задорной, звучать помпезно и торжественно, содержать элементы пафоса и скорби. Музыка военных парадов отличается четким организующим ритмом. Похожим, но более мягким звучанием наполнены революционные марши («Марсельеза», «Интернационал», «Варшавянка» и др.).
Говоря о значении марша в жизни человека, можно отметить не только социальные и эстетические аспекты. Известно, что музыка способна влиять на здоровье души и тела. Марш, благодаря своей ритмичности, избавляет от депрессии, заряжает энергией, укрепляет мышцы, увеличивает их подвижность. Прослушивание бодрой музыки, исполняемой на духовых и ударных инструментах, способствует очищению бронхов и легких, упорядочивает сердечный ритм и кровообращение, благотворно влияет на работу печени.
Политическая анатомия
Для армии, которая регулярно выставляет напоказ свои войска, марширование является ещё одной демонстрацией себя как высокопрофессионального дисциплинированного института власти. И это даже несмотря на то, что парадное марширование не выполняет никакой полезной функции на поле боя: в мирное время парад — это доказательство абсолютной готовности армии и подчинения любым приказам. Весь этот маскарад в мирное время действует как психологический инструмент наравне со сдерживающим фактором, который доступно доносит главную идею: армия готова, она сильная и обучена.
Вскользь рассмотрим такую демонстрацию на примере Северной Кореи, которая очень часто устраивает парады по поводу и без. Во время представления войска смешиваются с отрядами детей и простыми рабочими, которые совершают ритуальные движения подобно танцам, образуя гигантские фигуры из тел
Всё это привлекает внимание прессы, и такие сюжеты освещаются в новостях, хотя бы потому, что это визуально привлекательно; само действие способно поразить размахом и масштабностью. Но сообщение, которое доносится через подобный show-off, – явное свидетельство готовности армии к угрозе извне
Разумеется, корейцы – не новаторы. Немецкие парады времен 1930-х годов были поистине потрясающими. Они чётко сформировали психологический инструментарий прямого воздействия на народ, заставляя людей чувствовать себя сильными, гордиться своей страной, оставаться преданными политическому курсу и вдохновляя на сплочённость ради общей цели. Как мы хорошо знаем, это всё не пустые слова, и без преувеличения можно сказать, что так оно и было.
Наконец, есть ещё один аспект строевой дисциплины — марширование в качестве наказания. За провинность одного командир наказывает весь отряд, выгоняя на плац солдат и заставляя их маршировать на месте. Это изнурительное действие провоцирует стресс и отлично справляется с карательной функцией. Подобные наказания сильно отпечатываются в памяти солдат, формируя намеренно негативное восприятие армии как института.
Краткое изложение либретто. Первое действие
В основе балета «Щелкунчик» Чайковского лежит рождественская история, поэтому действие начинает развиваться накануне, в Рождественский сочельник. В доме доктора Штальбаума собираются гости. Вслед за взрослыми в комнату приходят и дети в предвкушении рождественских подарков. Последним из гостей оказывается крестный детей доктора Мари и Фрица. Это кукольный мастер, часовщик и изобретатель Дроссельмейер. Он дарит девочке Щелкунчика и рассказывает, что эта игрушка, помогающая теперь раскалывать орехи, была настоящим Принцем, но злобный Мышиный король заколдовал его.
Брат Мари Фриц заставляет Щелкунчика разгрызть слишком твердый орех, и тот ломается. Огорченная Мари жалеет сломанную игрушку, а друзья Фрица, забавляясь и надев маски мышей, дразнят ее.
Но вот праздник закончен, все расходятся. Комната с новогодней елью пуста и залита таинственным лунным светом. Мари тихонечко пробирается к оставленному здесь и уже полюбившемуся ей Щелкунчику. Приходит и Дроссельмейер. Теперь он добрый волшебник и оживляет игрушки. Преображается и интерьер: стены раздвигаются, елка увеличивается в размерах. Становятся в строй бывшие игрушечные солдатики, которыми командует Щелкунчик. Предстоит бой с армией Мышиного короля.
Но мышей становится все больше и больше — силы явно неравны. Мари в отчаянии запускает своей туфелькой в предводителя войска серых грызунов, чем обращает его в бегство. Этот бой выигран. И лицо Щелкунчика начинает меняться — внезапно из уродливой игрушки он превращается в прекрасного принца.
Большой толковый словарь
1. МАРШ, -а; м. 1. только ед. Способ ритмической, мерной ходьбы в строю. Торжественный м. войск. Церемониальный м. Пройти маршем перед трибуной. 2. Передвижение войск походным порядком из одного района в другой. Ночной м. Ускоренный м. Находиться на марше. Вступить в бой с марша (сразу после похода, передвижения). Марш-бросок (быстрое, ограниченное временем передвижение войск). 3. Музыкальное произведение в чётком ритме и в размеренном в соответствии с шагом такте. Походный м. Траурный м. Оркестр заиграл м. Идти под м. Звуки марша. 4. Часть лестницы между двумя площадками. Лестничный м. Ступенька марша. Подняться на два марша вверх. Маршевый (см.). 2. МАРШ, межд. . 1. Употр. как команда для начала движения в строю. Вперёд, м.! При указании на способ передвижения. Бегом м.! Шагом м.! Рысью м.! 2. Разг. Употр. для обозначения решительного требования срочно отправиться, пойти куда-л. М. домой! М. отсюда! Сейчас же м. в магазин за молоком! 3. в функц. сказ. Обозначает требование быстро отправиться, идти куда-л. Купил хлеба и м. домой! Вырастил огурцы и м. на рынок! МАРШАЛ, -а; м. . 1. В современной России: воинское звание выше генеральского, персонально присваиваемое Президентом России лицам высшего командного состава за выдающиеся заслуги в руководстве войсками; лицо, носящее это звание. М. России. М. артиллерии. М. авиации. 2. В армиях некоторых стран: высшее воинское звание или чин; лицо, носящее это звание. М. Франции. Маршальский, -ая, -ое. М-ое звание. М-ая звезда. М. жезл. МАРШАЛЬСТВО, -а; ср. Звание, чин маршала. МАРШЕВИК, -а; м. Проф. Военнослужащий, отправляемый из запаса в действующую армию для её пополнения. МАРШЕВЫЙ, -ая, -ое. 1. к Марш (1.М.). М. порядок строя. М. ритм. 2. Отправляемый из запасных войск в действующую армию для её пополнения (о воинских частях). М. батальон. М-ая рота. ◊ Маршевый двигатель. Спец. Основной двигатель летательного аппарата, имеющий большую продолжительность работы по сравнению с другими двигателями того же аппарата. МАРШИРОВАТЬ, -рую, -руешь; нсв. Идти, ходить маршем (1.М.; 1 зн.). М. строем. М. в колонне. М. по площади. М. с оружием в руках. Физкультурники маршировали на параде. Марширование, -я; ср. Маршировка, -и; ж. Разг. Маршировочный, -ая, -ое. М-ое учение. МАРШ-МАРШ, межд. Устар. В русской кавалерии: команда к самому быстрому движению. Марш-марш; марш-маршем, в зн. нареч. Очень быстро. Помчаться марш-марш. Поскакать марш-маршем. МАРШРУТ, -а; м. 1. Путь следования кого-, чего-л. (обычно заранее намеченный и с указанием пунктов остановок). Определить м. похода. Ехать по маршруту Псков — Новгород — Тверь — Москва. М. путешествия. Изменить м. Выйти на м. (начать следование по намеченному пути). 2. Обозначенный определённым индексом (обычно цифровым), определённый путь следования какого-л. вида пассажирского транспорта. Автобусные маршруты. Троллейбусный м. номер 10. Трамвайный м. 3. Ж.-д. =Маршрутный поезд. Воинский м. Станцию проследовал м. с тракторами. Маршрутный, -ая, -ое. М-ая карта. М. указатель. М-ая остановка. М. автобус. ◊ Маршрутный поезд. Разг. Товарный поезд, идущий без изменения состава и веса груза до места назначения. Маршрутная съёмка. Вид топографической съёмки, имеющей целью изобразить путь следования и местность, прилегающую к дороге. МАРШРУТИЗАЦИЯ, -и; ж. Ж.-д. Организация грузовых перевозок маршрутными поездами. М. перевозок массовых грузов. МАРШРУТКА, -и; мн. род. –ток, дат. –ткам; ж. Разг. Маршрутное такси.