Сочинение на тему: Образ Чацкого в комедии «Горе от ума», 9 класс
Пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» является известным произведением русской литературы. В рассказе затронуты вопросы образования и воспитания. Безусловно, главным героем этого произведения является честный, очень открытый, искренний, обладатель хорошего образования и ума — Чацкий Александр Андреевич.
Несмотря на то, что Чацкий искренне любит дочь хозяина дома, у него совсем иные социальные идеи и разногласия во взглядах с окружением дома Фамусовых и местных жителей. Он не терпит лицемерия и несправедливости в людях, всегда говорит правду, не боится обвинять и высмеивать пороки светского общества, в котором не может найти себе места. Чацкий жаждет честно служить своему отечеству, но недоволен своим окружением, которое не понимает его страданий.
Чацкий – обладатель неоднозначного характера. Он часто идет на конфликт с людьми, с которыми ему приходится общаться. В данной пьесе образ Чацкого показан в виде вспыльчивого, высокомерного молодого и моментами даже бестактного дворянина. Его возмущает общество, в котором он существует. Он осуждает и высмеивает безнравственность этого общества. Для него дело чести – бороться с несправедливостью, которую он видит. Это служит хоть и слабым, но все же оправданием такого сложного характера героя. Он не в состоянии контролировать свое возмущение и эмоции по этому поводу. Окружение нашего героя не в состоянии понять его. Он очень умен. Ему сложно существовать в обществе, в котором он оказался. Не случайно пьеса имеет название «Горе от ума».
Герой старается не смешивать решение важных дел с развлечениями. Он противник обсуждения дел на баллах, Чацкий считает, что всему отведено свое время и место. Он не желает преклоняться ни перед кем. Служить он рад, но прислуживать кому-либо для него — тошно.
Возлюбленная Чацкого предпочла ему человека, который намного уступает нашему герою в образованности. Он так и не смог понять: почему судьба так безжалостна к людям, которые руководствуются велением своей совести и души?
Образ героя очень драматичен. Чацкий в меньшинстве. Его взгляды и убеждения не находят должной поддержки среди его окружения и даже своей возлюбленной. Ему приходится отступить и уехать, но он не отступает от своих убеждений и не предает свои взгляды.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Образ Чацкого в комедии «Горе от ума», 9 класс» читают:
Сочинение на тему «Век нынешний, век минующий» («Горе от ума»)
Сочинение на тему «Горе от ума», 9 класс
Сочинение на тему: Почему Чацкий обречён на одиночество? («Горе от ума»)
Популярные страницы
Сочинение на тему «Человек и общество»
Человек – это главный элемент общества, который постоянно с ним взаимодействует. С раннего детства мы начинаем социализироваться, приспосабливаться и жить Читать далее…
Сочинение на тему «Тарас Бульба», 7 класс
Тарас Бульба – очень смелый, уверенный в себе и мужественный казак. Он – настоящий патриот. Всю свою жизнь он защищал Читать далее…
Сочинение по картине Поленова «Золотая осень», 3 класс
Вариант №1 Передо мной картина Василия Поленова «Золотая осень». От неё просто невозможно оторвать взор, настолько прекрасно всё на этом Читать далее…
Сочинение на тему «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый»
Вне зависимости от того, кем мы являемся сейчас, сколько нам лет, к какому социальному статусу мы принадлежим в данный момент, Читать далее…
Сочинение на тему «Доброта и жестокость»
Доброта и жестокость — два абсолютно противоположных понятия, как, например, белый и черный, земля и небо, ад и рай. Очень Читать далее…
Сочинение по картине Герасимова «После дождя» (Мокрая терраса), 6 класс
На картине А.М. Герасимова «После дождя» изображена терраса в летний день. Совсем недавно прошёл дождь, а возможно и гроза. Всё Читать далее…
Взлеты и падения
Многими годами позже критики будут насмехаться над пианистом, который в детстве играл по кабакам и не получил никакого начального музыкального образования кроме «уличного».
Вряд ли это так уж задевало Дьердя Циффру – ведь уже в девять лет, когда многие дети того времени только шли в школу и все еще играли с куклами, маленький виртуоз поступил в академию Ференца Листа в Венгрии. Стоит ли упоминать, что он стал самым юным студентом этого высшего музыкального заведения, куда обычно шли в возрасте от 14 до 17 лет.
Как и в случае с многими виртуозами, для Дьердя тоже нашелся гениальный преподаватель, сумевший раскрыть весь его потенциал. Циффру обучал Эрнест фон Донаньи, считавшийся в те времена чуть ли не лучшим преподавателем музыки в Европе, или, по крайней мере, лучшим в Венгрии. Также Циффра брал уроки у известного пианиста Дьердя Ференци, а для оплаты обучения играл в ночных клубах.
Пожалуй, Циффра один из немногих виртуозов XX века, который мог похвастаться не только знанием классики, но и великолепным исполнением джазовых композиций.
Молодой виртуоз был готов прикоснуться к славе, начав концертную деятельность, что сулило известность и большие гонорары, способные прервать его полуголодное существование (его отец и сестра к тому времени уже умерли от голода), но тут в планы пианиста вмешалась война.
Фактически взяв в заложники молодую жену Дьердя Зулейку и их малолетнего сына, венгерские власти в 1942 году отправили Циффру на фронт. Поначалу молодой виртуоз бился в составе пехотного подразделения, позже – был переведен в танкисты.
Воспользовавшись счастливым случаем, музыкант дезертировал, не желая проливать кровь за чужие ценности. И так, благодаря судьбе, или даже музыке, избравшей виртуоза из тысяч других, Циффра выжил – единственный из всего батальона.
Голод, холод и нищета
Дьердь Циффра родился в семье венгерских цыган, зарабатывавших на жизнь музыкой. Его отец играл на литаврах в ресторанах и кафе Парижа в начале XX века, но это не помогло ему спастись от тюрьмы, куда власти Франции посадили «гражданина враждебного государства» с началом Первой мировой войны.
Мать и сестер Циффра депортировали в Венгрию почти голыми, с пятью килограммами багажа. Семья смогла найти в себе силы жить, превозмочь нищету и воссоединиться после кровавого завершения первой Великой войны.
Дьердь не видел ужасов войны, он родился осенью (5 ноября) 1921 года, однако от ужасов личных его это не уберегло.
Гусар Минский
Ротмистр Минский — молодой и блестящий офицер, который волей судьбы возвращался домой через почтовую станцию смотрителя. Он остановился, чтобы поменять лошадей и был очарован юной дочерью смотрителя Дуней. Чтобы провести с девушкой больше времени и очаровать её, гусар притворился больным и отлёживался на станции несколько дней.
Безусловно, для человека чести это довольно легкомысленный и даже низкий поступок: соблазнить и увезти девушку, обманув её доверчивого отца. Однако при этом Минский не действовал против воли Дуни, не имел злого умысла поразвлечься с девушкой, а затем оставить её.
В то же время Минский не пожелал объясняться со смотрителем или считаться с его чувствами. Но существует ряд обстоятельств, которые частично оправдывают персонажа:
- Гусар принял смотрителя у себя и попросил прощения за обман.
- Попытался объяснить невозможность для Дуни и её отца вернуться к старому образу жизни.
- Дал бедному смотрителю денег, чтобы как-то компенсировать его горе после расставания с Дуней.
- Женился на Дуне, сделав её барыней.
Сюжет
Для того чтобы ответить на вопрос, кто же такой Чацкий, побежденный или победитель, необходимо вспомнить сюжет комедии, её действующих лиц и основные поворотные моменты. Краткое содержание четырех действий комедии таково: сначала читатель знакомится с домом Фамусова Павла Афанасьевича, чиновника, управляющего казенным местом. Здесь служанка Лиза, с которой Павел Афанасьевич заигрывает, дочь Фамусова Софья и Молчалин, его секретарь. Между двумя последними имеется связь, которой отец не одобряет: он велит секретарю знать свое место, гулять подальше от покоев молодой девушки и быть благодарным за предоставленное место и чин.
Обычное течение жизни нарушает приезд Александра Андреевича Чацкого – молодого мужчины, который раньше был влюблен в Софью, но потом уехал странствовать. Как оказалось, он все ещё испытывает чувства к дочери Фамусова и, не зная, что она влюблена в Молчалина, постоянно подтрунивает над последним. Этот любовный треугольник будет являться двигателем действия на протяжении всей комедии. Девушка окажется той, кто разнесет весть о сумасшествии Чацкого, и все примут это за чистую монету, потому что на протяжении всей комедии главный герой будет говорить людям правду в глаза, вскрывать пороки и разоблачать недостойное поведение светского общества.
В результате Чацкий поймет, что Софья любит Молчалина — этого недостойного, готового на все ради продвижения по службе, негодяя. И это она, та, кого он любил, распространила о нем нелепый слух. Обманувшийся в своих ожиданиях и словно внезапно прозревший, Чацкий садится в карету и уносится прочь из лицемерного московского общества – на поиски такой части света, «где оскорбленному есть чувству уголок».
Краткая характеристика
Николай Карамзин одним из первых начал транслировать в своих произведениях внутренний мир человека, его особенности и противоречия.
Это достаточно прогрессивная идея для того времени, где жил и вторил автор новеллы. В произведении затрагивается тема любви, личного достоинства, низменности человеческих душ. «Бедная Лиза» — новелла, которая полна психологизма. Одним из ведущих персонажей здесь является Эраст.
Он — ветреный и своенравный человек. Характер Эраста — это результат воздействия окружения, в котором он вырос. Одна из главных проблем персонажа — его круг общения, не отличающийся высокими нравами. Согласно описанию Карамзина, Эраст предстает перед читателем, как приятный хорошо одетый молодой человек с добрыми глазами и ветреным. Девушка же, которая была им любима, на данный момент живет в страдании.
Образ Чацкого
Кто же такой Чацкий? Побежденный или победитель? Выяснить это не представляется возможным без анализа всех характеристик главного героя. Это человек, который положительно умён, остёр на язык, наблюдателен, активен, остроумен. Но его способность широко мыслить в итоге сыграла против него, о чём говорит само заглавие произведения. Вне зависимости от того, каков в финале Чацкий (побежденный или победитель), не отнять у него того, что он честен и умеет искренне любить.
Александр Андреевич увидел мир, выучился, прочел много книг, даже знался с министрами, но разошёлся с ними. Фамусов замечает, что он хорошо пишет, переводит. Смелый, открытый, правдивый, Чацкий – это «новый человек», способный положить на алтарь своей борьбы за идею все силы и средства. В этом философия героя была очень похожа на жизненную позицию его создателя – Александра Сергеевича Грибоедова.
Голод, холод и нищета
Дьердь Циффра родился в семье венгерских цыган, зарабатывавших на жизнь музыкой. Его отец играл на литаврах в ресторанах и кафе Парижа в начале XX века, но это не помогло ему спастись от тюрьмы, куда власти Франции посадили «гражданина враждебного государства» с началом Первой мировой войны.
Мать и сестер Циффра депортировали в Венгрию почти голыми, с пятью килограммами багажа. Семья смогла найти в себе силы жить, превозмочь нищету и воссоединиться после кровавого завершения первой Великой войны.
Дьердь не видел ужасов войны, он родился осенью (5 ноября) 1921 года, однако от ужасов личных его это не уберегло.
Позже
Венгрия была союзником Оси во время Второй мировой войны. Цифра только что женился на своей жене Солейлке, которая была беременна, когда он поступил на военную подготовку. Его часть отправили на русский фронт. Был взят в плен русскими партизанами и содержался в плену. После войны он зарабатывал себе на жизнь, играя в барах и клубах Будапешта, гастролировал с европейским джаз-бэндом с 1947 по 1950 год и получил признание как превосходный джазовый пианист и виртуоз.
После попытки бегства из коммунистической Венгрии в 1950 году он снова был заключен в тюрьму и подвергался каторжным работам в период 1950–1953 годов. В 1956 году Чиффра сбежал с женой и сыном в Вену, где его концерт был тепло принят. Его успешный дебют в Париже в следующем году предшествовал его дебюту в Лондоне в Royal Festival Hall, где он сыграл первый фортепианный концерт Листа и Hungarian Fantasy. который также был хорошо принят. Его карьера продолжилась концертами по всей Европе и дебютами на фестивале Ravinia (Концерты Грига и Листа с Карлом Шурихтом ) и Карнеги-холл, Нью-Йорк с Томасом Шипперсом.
Чиффра всегда выступал с большим кожаным браслетом, чтобы поддерживать связки его запястья, которые были повреждены после того, как он был вынужден нести 130 фунтов бетона на шесть лестничных пролетов в течение двух лет пребывания в трудовой лагерь.
В своей автобиографии «Пушки и цветы», описанной как «галлюцинаторное путешествие через лишения, признание, враждебность и личную трагедию», Чиффра рассказывает историю своей жизни вплоть до 1977 года. В 1966 г. он основал Музыкальный фестиваль Ла Шез-Дьё в Оверни, а через три года открыл конкурс пианистов его имени в Версале. В 1968 году он принял французское гражданство и принял имя Жорж. В 1977 году он основал фонд Cziffra Foundation, расположенный в часовне Сен-Фрамбург в Санлисе, Уаза, которую он купил и отреставрировал, чтобы помочь молодым музыкантам в начале их карьеры.
Сын Чифры, Дьёрдь Чиффра младший, был профессиональным дирижером и участвовал в нескольких концертах и записях со своим отцом. Однако его многообещающая карьера была прервана его смертью в результате пожара в квартире в 1981 году. Чиффра больше никогда не выступал и не записывался с оркестром, и некоторые критики отметили, что тяжелый эмоциональный удар повлиял на его качество игры.
Чиффра умер в Лонгпонт-сюр-Орж, Эссонн, Франция, в возрасте 72 лет от сердечного приступа, возникшего в результате ряда осложнений. из рак легкого.
Дьердь Циффра сам создал себя как музыканта
Маленький Дьердь видел, как его родные пытаются хоть как-то заработать на пропитание, выживая в небольшом городке в окрестностях Будапешта. Он и сам познал голод и нищету в полной мере. Это подстегнуло способности вундеркинда – Циффра с пяти лет начал играть по ресторанам, кабакам и цирковым представлениям, зарабатывая деньги для семьи.
Только задумайтесь – мальчик пяти лет, еле дотягивающийся до клавиш и педалей старенького, расстроенного пианино, играет залихватские мелодии среди дыма, чада, запаха алкоголя и пьяных лиц. Он делал все необходимое, чтобы выжить.
Дьердь Циффра сам создал себя как музыканта: мальчика никто не учил игре, он просто смотрел за уроками, которые давали его сестре, а потом повторял за ней. Это умение очень помогло ребенку, игравшему в барах и цирках, он мог на слух подбирать любую мелодию, напетую пьяными клиентами и достаточно свободно импровизировать на потеху толпе.
Цитатная характеристика
Характеристика главного персонажа прослеживается в следующих цитатах из новеллы:
- «Эраст был довольно богатый дворянин…».
- «Эраст — хорошо одетый молодой человек, приятного вида…».
- «Он добрый, ласковый барин…».
- «Эраст обладает изрядным умом…».
- «Несмотря на все развлечения, Эраст скучает в высшем свете…».
- «Легкомысленный и безрассудный молодой человек…».
- «Я забывают в Эрасте человека…».
Из представленной характеристики можно заметить, что о главном герое отзывались и хорошо, и плохо. Это говорит о том, что он имел зачатки совести и возможности любить. Однако алчное безрассудное дворянское общество погубило в Эрасте человеческое начало.
Жанр
Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.
Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге – трагическая судьба. Но вместе с тем драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.
Тема
Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжёлым – редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать
Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты
Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстаёт товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель – не продешевить.
Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая всё же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни она видит в поиске настоящей любви и вскоре находит её в лице Сергея Сергеевича Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.
Однако вскоре романтический флёр спадает с глаз героини и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие её, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в её душу, проявить к ней искреннее участие.
Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.
История Царя Эдипа
Царь города Фивы, Лай узнает от оракула, что его сын, который должен родиться, убьет его и женится на своей матери – царице Иокастре. Чтобы предотвратить это, Лай приказывает пастуху отнести новорожденного в горы на погибель, в последний момент ему становится жалко младенца и тот передает его местному пастуху, который отдает мальчика бездетному коринфийскому царю Полибу.
Через некоторое время, когда мальчик уже вырос, до него доходят слухи о том, что он приемный. Тогда он отправляется к оракулу, чтобы узнать правду, и тот ему говорит «чей бы ты ни был сын, тебе суждено убить своего отца и жениться на собственной матери». Тогда он в ужасе решает не возвращаться в Коринф и уходит прочь. На перекрестке он встретил колесницу, в которой сидел старик и подгонял лошадей хлыстом. Герой не вовремя посторонился и тот сверху ударил его, за что Эдип ударил старика посохом, и он замертво упал на землю.
Эдип дошел до города Фивы, у которого сидел Сфинкс и загадывал всем проходящим мимо загадку, кто не отгадывал — был убит. Эдип с легкостью отгадал загадку и спас Фивы от Сфинкса. Фиванцы сделали его королем и женили на царице Иокастре.
Через некоторое время на город обрушилась чума. Оракул предсказывает, что спасти город можно, найдя убийцу царя Лая. Эдип в итоге находит убийцу, то есть себя самого. В финале трагедии его мать вешается, а сам герой выкалывает себе глаза.
Эдип и Прометей Эсхила – что общего?
Трагедия Эсхила «Прометей прикованный» повествует о титане, который украл с Олимпа огонь и принёс его людям, за что Зевс наказывает его, приковав к горной скале.
Взойдя на Олимп, Боги боялись быть свергнутыми (как в своё время они свергли титанов), а Прометей является мудрым провидцем. И когда он сказал, что Зевса свергнет его сын, слуги повелителя Олимпа начали угрожать ему, выпытывая тайну, а Прометей гордо молчал. Кроме того, он украл огонь и дал его людям, вооружив их. То есть, пророчество получило наглядное воплощение. За это главный из богов приковывает его к скале на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень.
Прометей, так же как и Эдип, зная судьбу, идёт наперекор ей, он также горд и имеет свою позицию. Им обоим не суждено ее преодолеть, однако сам бунт выглядит смело и внушительно. Также оба героя жертвуют собой ради людей: Прометей крадет огонь, зная об ожидающей его за это каре, а Эсхил выкалывает себе глаза и уходит в изгнание, бросая власть и богатства ради своего города.
Судьба героев Эсхила и Софокла одинаково трагична. Однако Прометей знает свою судьбу и идет к ней навстречу, а Эсхил, напротив, пытается убежать от нее, но в финале осознает тщетность попыток и принимает свой крест, сохраняя достоинство.
Душевные стихи о любви, трогательные до слез
***
Друг друга быстро обгоняя, Бегут слезинки по щеке… Не плачь, любимая, родная, Прижавшись тихо в уголке.
Клянусь тебе, что не обижу Ни взглядом и ни словом я! Поверь, родная, вот увидишь, Не плачь, любимая моя…
Всегда беречь, лелеять буду Тебя, мне данную судьбой, Нигде в разлуке не забуду Любимый, нежный образ твой!
Давай, я вытру слёзы эти, Прижму тебя к своей груди… Разлуку эту не заметишь, Ты вот увидишь, только жди…
Розалия Мартысь
***
На свиданье дeвушка cпешила В туфляx на выcоких каблукаx, И в толпе cлучайнo зацeпила Шедшегo навcтречу cтарика.
Обepнулаcь: “Дeдушка, пpoститe!” Oн пoднял уcтавшиe глаза: “Mилая, куда ж вы так спeшитe?” “Ждут мeня, oпаздывать нельзя”.
“Xoрошо, кoгда вас где-то ждут, И вcтpечают c pадостью на лицах, А мoя любовь нашла пpиют Там, куда мoгу не тoрoпиться.”
Девушка взглянула на букет, И в глазаx застыло coжаленье … Он пpодолжил : “Bот уже ceмь лeт Ей нoшу ромашки в день poждeнья.
Их oна oсoбеннo любила, B вoлоcы вплeтала и в вeнок. Даже в день знакoмcтва, помню, былo Платьишко на нeй в такой цвeтoк.
Mнoгo лет мы были с ней жeнаты, Но не гаc любви волшебнoй пыл. С пeрвoй встpeчи до поcлeдней даты, Я всю жизнь eё бoготворил.”
Улыбнулcя, крeпче cжал букет, И пoшёл тихoнькo к ocтанoвке… A она смoтрела ему вcлед, Cлoвнo вниз летeла бeз cтpаxовки…
… Он там ждёт за cтoликoм в кафe, Злитcя, вeдь у них вcегo лишь вeчep … Галoчкoй помeченный в графe Meжду тренингом и важнoй встрeчей.
Да, он изначальнo не cкрывал, Kтo такой, какoй машиной “pулит”. Пoсле вcтpеч такcи eй вызывал, А она надeялась, чтo любит …
Ухмыльнувшиcь, сбрocила звонoк, Нoмеp удалила в неизвeстноcть. Знала вcё, чтo он отвeтить мoг, Толькo бoльшe eй неинтepесно.
Нужен тoт, кто будeт пoнимать, И любить, и чувcтвом дорожить. Нужен дoм, в котоpoм будут ждать … И букет ромашек …oт души.
Марина Яныкина
***
Последняя любовь — как наважденье, Как колдовство, как порча, как дурман, Последний шанс на страсть и обновленье, Прощальный утешительный обман…
В какие годы сердце горше плачет? Увы, конечно, на исходе дней… Любовь — загадка, как она дурачит — Не хватит жизни разобраться в ней…
Последняя любовь — нежданный случай, Судьба шальная нас с тобой свела. Всю жизнь я был какой-то невезучий.. А ты меня ждала, ждала, ждала..
Жизнь куролесит наворот событий, Сжимает сердце, голова пьяна, И множество незнаемых открытий Мне дарит обретенная страна…
Последняя любовь — как завещанье, Прозрение, прощенье и прощанье…
Эльдар Рязанов
***
Всё в жизни происходит не с проста. Одних бросают. Без других не могут. И создаётся в жизни суета: К гадалке кто идёт… Кто в церковь, к Богу…
Здесь не известно, прав кто, виноват. Расстались если — смысл догоняться? Да, тяжело… Глаза от слёз болят… И хочется по полной расквитаться…
Какой абсурд! Назад не возвратить. И местью ничего тут не исправить. Сумейте выжить, чтобы дальше жить- Судьба сама всё по местам расставит…
Не надо вслед проклятья посылать- Зачем до унижений опускаться? Честнее будет счастья пожелать, И по людски, по взрослому расстаться…
Но дать понять, что больше никогда Не примите назад, коль не сложилось. Бывает, не уходят никуда- У многих не расстаться получилось!
Всё в жизни происходит не с проста… И многое в сравненьи познаётся. Чтоб не коснулась жизни суета С судьбою не играйте — воздаётся!
Галина Нижник
Дочь Дуня
Следующим, кто виноват в страданиях Самсона Вырина, является его любимая дочь Дуня. В неё смотритель вложил всю заботу и нежность, на которую был способен после смерти жены. Дуня прекрасно понимала, что без неё жизнь отца начнёт угасать, но всё равно решилась уехать с Минским.
Читатели могут догадаться, почему Дуня приняла такое решение. Вряд ли в доме на станции её могло ждать какое-то светлое будущее. Девушка была бедна и незнатна, интерес со стороны Минского оказался для неё ключом к лучшей жизни. Судьба её могла быть куда более безрадостной, откажись она тогда от любви и останься верна долгу пред отцом.
Но у Дуни, как и у гусара, существуют «смягчающие обстоятельства», которые делают её вину не такой тяжкой:
- Всегда была послушной и хорошей дочерью, исполняющей родительскую волю.
- В конце концов, приехала навестить своего отца.
- Горько плакала на его могиле, прося у него прощения за то, что оставила.
Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, узнав о смерти смотрителя, пожалел потраченных зря денег, но когда ему рассказали о приезде на могилу Дуни, он подумал, что совершил поездку не напрасно и почувствовал душевное успокоение.
Стихи, берущие за душу о жизни со смыслом
***
«Вся жизнь – игра и люди в ней актеры» — Известна фраза каждому из нас. Мы все играем те иль иные роли И забываем, кто мы есть сейчас…
Мы примеряем миллионы масок. Хотим казаться лучше, чем мы есть. И забываем, что казаться мало. И забываем в чем же смысл весь…
Сорвать все маски, отыскать себя И становиться лучше, не казаться! Стараться жить по-доброму, любя – Вот жизни суть, что стала забываться!
Ирина Артлис
***
Смотрит в зеркало женщина зрелая. Отраженье смеётся с издевкою: Что ж ты стала такою несмелою Иль забыла, какой была девкою!
Русы волосы падали волнами, А глаза были синие-синие; Годы птицей промчались за окнами Смотрит в зеркало женщина сильная.
Улыбаясь, прошла через трудности, Не сгибая колен; не унизилась. Тело пусть не такое, как в юности, Но душа ещё больше возвысилась.
Седина в волосах пробивается Ты как вишня в саду переспелая. Но ведь жизнь ещё не кончается — Смотрит в зеркало женщина зрелая.
Татьяна Тройно
***
Привыкайте счастливыми быть! Просыпаться с улыбкой лучистой… И со взглядом по детскому чистым, Привыкайте друг друга любить…
Научитесь плохое не звать, Предвещая заранее беды… Вы ведите другие беседы… Научитесь душой расцветать…
Привыкайте добро замечать И ценить то, что жизнью даётся… И за счастьем бежать не придётся… Будет счастье за вами бежать!
Научитесь подвоха не ждать От людей незнакомых и близких… Ведь у всех, у высоких, и низких Есть желание – счастье познать…
Привыкайте не злиться на зло, А рискните помочь, разобраться… Если кто-то вдруг начал кусаться, Значит, в чём-то ему не везло…
Научитесь прощенья просить И прощать… Вам судьба улыбнётся. И весна в вашу душу вернётся! Привыкайте счастливыми быть…
Ирина Самарина
***
Прошу вас, люди — берегите ЖИЗНЬ, Цените каждое прошедшее мгновенье! Она хрупка… И как осенний лист Сорвется, вдруг, и улетит в кружении!!!
Прошу вас, люди, берегите ДЕНЬ, Ведь,каждый день-последним стать он может! Оставьте праздность, укротите лень — Пусть новый день достойно будет прожит!
Прошу вас, люди, берегите МИР В сердцах своих, и в помыслах, и в чувствах! Простите тех, кто вас оговорил, Кто вам завидовал, и кто вредил искусно…
Прошу вас, люди, берегите СВЕТ В своей душе, в душе подруги, друга — Других путей для счастья в жизни нет, Как нет пути из замкнутого круга!
Прошу вас, люди, как просил сам БОГ- Не растеряйте ВЕРУ в ваших душах! В конце пути всех пройденных дорог Сомненья, пусть, покой ваш не нарушат!!
Мари Ротарь
***
ЛЮДИ ПРИВЫКАЮТ КО ВСЕМУ Может быть не сразу, постепенно. Только непонятно почему Привыкают к боли и изменам.
И к тому, что предают друзья, И к тому, что близкие уходят… Говорите, привыкать нельзя? Мы и сами понимаем, вроде.
Но устроен странно этот мир – То, что раньше было невозможно, Незаметно принимаем мы, Так логично, мудро, осторожно. Ничего не поменялось тут
Просто всем нам далеко не двадцать
Ничего не поменялось тут. Просто всем нам далеко не двадцать.
Люди привыкают и живут. А куда прикажете деваться?
Петр Давыдов
***
Порой, бывает, незнакомый человек Живущий «по ту сторону планеты» Вдруг остановит твой безумный бег Простым вопросом: Солнышко, ну где ты?
И сразу, в миг, становится теплей От слов простых, пронизанных участьем И в череде уныло-серых дней Мелькнет луч солнца, разогнав ненастье
И тише боль. И легче на душе И хочется дарить тепло другому, Живущему в реальном мираже Так далеко, но близкому такому…
И чувствуешь уверенность свою И веришь в то, что нужен ты кому-то А ведь стоял почти, что на краю Отчаянья. Спасла тепла минута.
Давайте не скупиться на тепло: Нам всем важны минуты пониманья Пусть другу станет на душе светло От нашего участья и вниманья…
Остановить хочу безумный бег Слова мои улыбкою согреты Родной мой, незнакомый человек Грустить не надо…Солнышко…Ну где ты?
Людмила Шкилева
***
Относись ко мне проще. Я — ангел. Только крылья мои обгорели. Я ведь долго летала над адом, А в аду очень жарко, поверь мне!
Мне пришлось очень много увидеть, оттого и глаза не святые. Я умею теперь ненавидеть и слова знаю колкие, злые.
А душа моя — огненный факел, страсти сердце в куски разрывают.. Относись ко мне проще. Я — Ангел. Правда, ведьмой меня называют…
Биография
Дьёрдь Цифра родился в Будапеште в семье бедных венгерских цыган. Его отец, также Дьёрдь, играл на цимбалах в кабаре-холлах и ресторанах Парижа в 1910-х годах. Однако с началом Первой мировой войны он был заключён в тюрьму как гражданин враждебного государства, а его жена и две дочери депортированы в Венгрию с пятью килограммами багажа. Семья воссоединилась только после войны.
Дьёрдь-младший научился играть, наблюдая за занятиями своей сестры. Уже в пять лет хрупкий болезненный мальчик стал сенсацией баров и цирков, где исполнял импровизации на популярные музыкальные мелодии. Кроме того, он на слух подбирал и аранжировал любую мелодию, напеваемую клиентом. Заработки малыша помогали нищенствующей семье выживать, но впоследствии эти выступления стали объектом насмешки со стороны критиков.
В девять лет Цифра поступил в Академию Ференца Листа и таким образом стал самым младшим студентом за всю её историю. Его учителями были Эрнст фон Донаньи и Иштван Томан. С 1933 г. выступал в концертах в Венгрии, в 1937 г. гастролировал в Голландии и Скандинавии.
В 1942 году Цифра был призван на фронт. Венгрия воевала на стороне национал-социалистической Германии; несмотря на идеи национал-социализма, все страны-союзники Германии, в том числе сама Венгрия, активно использовали евреев и цыган на поле боя, оставляя в качестве заложников их семьи. У Дьёрдя были жена и маленький сын. Сначала он был пехотинцем, потом — танкистом, но при удобном случае дезертировал и в результате стал единственным выжившим человеком из своего батальона.
Вернулся в Венгрию в 1947 г., играл на фортепиано в барах и клубах, чтобы содержать семью. В 1950 году он был арестован по политическим мотивам. В тюрьме его подвергали издевательствам: зная, что Цифра музыкант, надзиратели били его по рукам, по пальцам, во время исполнения работ подбирали такую, которая давала большую нагрузку на кисть.
После освобождения в 1953 году Дьёрдю пришлось затратить немало усилий, чтобы восстановить нормальную работу кистей и пальцев, и в 1955 году он выиграл международный конкурс имени Ференца Листа в Будапеште.
В 1956 году пианист сбежал с семьёй в Вену, где уже в ноябре дал концерт. После выступлений в Париже и Лондоне поселился во Франции и позже получил французское гражданство (с именем Жорж; фр. Georges). Организовал восстановление орга́на в аббатстве Ла-Шез-Дье (регион Овернь) и позже основал там же фестиваль. В 1969 году в Версале организовал международный конкурс пианистов, носящий его имя.
В 1973 г. создал свой фонд с целью восстановления королевской часовни Сен-Фрамбур в Санлисе и поддержки молодых художников. С 1976 г. в зале Ференца Листа восстановленной часовни Фонд Цифры проводит ежегодные конкурсные прослушивания молодых исполнителей; среди его лауреатов — пианисты Сиприан Кацарис, Брижит Анжерер, Марк Лафоре, Паскаль Амуаель, Эмманюэль Свьерк, трубачи Ги Туврон, Ибрагим Маалуф, дирижёр Лионель Бренгье, виолончелисты Сюзан Рамон, Фредерик Лодеон, Адриен Фрас-Сомбе. С 1986 г. давал мастер-класс в Сенлисе; в числе его учеников — фр. Aquiles Delle Vigne.
Гастролировал в Европе; в 1984 г. — в США (Лос-Анджелес, Сан-Франциско) и Канаде (Торонто). К концу карьеры давал 6-7 концертов в год, посвящая своё время Фонду.
Дьёрдь Цифра умер в возрасте 72 лет, мучимый раком лёгких, от сердечного приступа. Похоронен на кладбище Санлиса рядом с сыном.
Семья
Сын — Дьёрдь Цифра (1942—1981), дирижёр; неоднократно выступал и записывался с отцом. Его карьеру называли обещающей, но в 1981 году он умер во время пожара. После этой трагедии Цифра-пианист никогда больше не работал с оркестрами.
Биография
Дьердь Цифра родился в Будапеште в семье бедных венгерских цыган. Его отец, также Дьердь, играл на цимбалах в кабаре-холлах и ресторанах Парижа в 1910-х годах. Однако с началом Первой мировой войны он был заключён в тюрьму как гражданин враждебного государства, а его жена и две дочери депортированы в Венгрию с пятью килограммами багажа. Семья воссоединилась только после войны.
Дьердь-младший научился играть, наблюдая за занятиями своей сестры. Уже в пять лет хрупкий болезненный мальчик стал сенсацией баров и цирков, где исполнял импровизации на популярные музыкальные мелодии. Кроме того, он на слух подбирал и аранжировал любую мелодию, напеваемую клиентом. Заработки малыша помогали нищенствующей семье выживать, но впоследствии эти выступления стали объектом насмешки со стороны критиков. В девять лет Цифра поступил в Академию Ференца Листа и таким образом стал самым младшим студентом за всю её историю. Среди его учителей был Эрнест фон Донаньи.
В 1942 году Цифра был призван на фронт. Венгрия воевала на стороне национал-социалистической Германии; несмотря на идеи национал-социализма, все страны-союзники Германии, в том числе сама Венгрия, активно использовали евреев и цыган на поле боя, оставляя в качестве заложников их семьи. У Дьердя были жена и маленький сын. Сначала он был пехотинцем, потом танкистом, но при удобном случае дезертировал и в результате стал единственным выжившим человеком из своего батальона.
После войны Дьердь вернулся к карьере пианиста. Но в 1950 году он был арестован по политическим мотивам. В тюрьме его подвергали издевательствам: зная, что Цифра музыкант, надзиратели били его по рукам, по пальцам, во время исполнения работ подбирали такую, которая давала большую нагрузку на кисть.
После освобождения в 1953 году Дьердю пришлось затратить немало усилий, чтобы восстановить нормальную работу кистей и пальцев. В 1956 году пианист сбежал с семьёй в Вену. Вскоре он стал широко известным музыкантом, разъезжал с гастролями по всей Европе.
Сын виртуоза, Дьердь Цифра-младший, стал профессиональным дирижёром. Несколько раз он выступал и записывался с отцом. Его карьеру называли обещающей, но в 1981 году он умер во время пожара. После этой трагедии Цифра-пианист никогда больше не работал с оркестрами.
Дьердь Цифра умер в возрасте 72 лет, мучимый раком лёгких, от сердечного приступа.
Шейбер, Матяш |