Транспортировка инструмента
Так как этот музыкальный инструмент достаточно больших размеров, то и с транспортировкой его могут возникать проблемы. Ведь, согласитесь, под мышкой его не понесешь, и в сумку не положишь. Также при его перемещении нужно учитывать такие факторы, как влажность и температура, которые тоже могут негативно воздействовать на инструмент. Поэтому непосредственно для его перевозки были разработаны специальные кейсы.
Контрабас – самый крупный (более 2 метров в высоту) представитель смычково-струнных музыкальных инструментов.
Предком контрабаса считается контрабасовая виола, на которой было пять струн. Изобретателем контрабаса является итальянец Микеле Тодини (середина XVII века). Мастер создал инструмент, взяв за основу конструкцию виолы и ее квартовый строй (к слову, контрабас сейчас является единственным смычковым инструментом с подобным строем). Но в отличии от своего предшественника, контрабас не имел ладов и самой низкой струны. Первое оркестровое применение контрабаса датируется 1699 годом – тогда инструмент был задействован в опере Дж. Альдровандини «Цезарь Александрийский». Но, несмотря на удачный «дебют», в последующие несколько десятилетий об инструменте забыли. И только в середине XVIII столетия контрабас начал вытеснять басовые виолы. В последствии контрабасист стал обязательным участников в большинстве оркестров. В последующие двести лет предпринимались попытки усовершенствовать инструмент (например, октобас Жана Батиста Вийома и др.), но лишь бас-гитара смогла «свергнуть» контрабас из абсолютного властвования в басовом диапазоне. Но и сейчас контрабас очень популярен среди исполнителей джаза и рокабилли, а его место в симфоническом оркестре до сих пор неразменно.
Модификаций контрабаса сейчас используется мало: четырех и пятиструнные, акустические и электрические. Ближайшими родственниками контрабаса являются октобас (укрупненная модификация) и бас-гитара (производный инструмент). Современный процесс усовершенствования контрабаса касается преимущественно его деталей: струн, смычков, подгрифника и т. д.
Четырехструнный контрабас со стандартным квартовым строем владеет диапазоном более трех октав – от ми контроктавы до соль первой октавы. Но на практике верхний порог применяемых нот – си первой октавы (более высокие ноты используют преимущественно лишь в соло). Контрабас является самым низким по звучанию в семействах скрипок и виол (если не считать редко используемый в наше время октобас). Тембр контрабаса низкий и густой, а сустейн незначительный, из-за чего инструмент редко используется в качестве лидирующего. Но встречаются и музыканты, которые исполняют на нем виртуозные сольные партии. В таких случаях применяется повышенный строй контрабаса (вверх на один тон). Нотная запись партий инструмента производится, как правило, на октаву выше реального звучания.
На контрабасе играют либо сидя (в оркестре), либо стоя (при сольном исполнении). К контрабасу применимы смычковые способы игры на скрипке, но с поправками и ограничениями, связанными с большими размерами инструмента. Распространены два основных способа смычковой игры на контрабасе – немецкий (смычок держат «сбоку», большой палец располагается на трости) и французский (смычок держат «сверху», большой палец располагается под тростью). Кроме того, на контрабасе можно исполнять пиццикато (техника пальцевых щипков, характерна для джазовых музыкантов) и слеп (шлепковая техника, популярна среди контрабасистов рокабилли и сайкобилли).
Наиболее выдающимися контрабасистами за всю историю существования инструмента являются Иоганнес Шпергер, Доменико Драгонетти, Джованни Боттезини, Рэй Браун, Чарльз Мингус, Евгений Колосов и др.
Среди известных контрабасовых произведений можно отметить «Концерт для контрабаса (часть 1 и часть 2)» Джованни Боттезини, «Пять этюдов для контрабаса» Доменико Драгонетти, «Трио для скрипки, альта и контрабаса» Франка Прото, «Gravy Waltz» Рэя Брауна.
25 YouTube-каналов, чтобы научиться играть на музыкальных инструментах
- 20+ историй от людей, которые хотели спокойно снимать жилье, а не вот это все
- 15+ доказательств того, что студенческая жизнь круче голливудского блокбастера
- 8 причин, по которым я больше не верю в то, что все успешные женщины обязаны водить машину
- Я выросла в состоятельной семье и хочу рассказать, как богатое детство аукнулось мне спустя годы
- Продавцы магазинов дорогой одежды откровенно рассказали, что на самом деле происходит за дверями бутиков
- 20+ кадров, которые позволяют заглянуть за кулисы современного кино и увидеть то, о чем молчат режиссеры
- 14 безобидных, на первый взгляд, привычек, которые мешают вписаться в коллектив
- Дизайнеры утверждают, что через 10 лет мы будем носить совсем иной тип одежды. И речь идет не о моде
- 20+ случаев из практики бригады скорой помощи, по которым можно снимать комедийные сериалы
- 15 фактов о фильме «Собачье сердце», которые раскрывают участников картины с новой стороны
- 15 самых сложных вопросов из игры «Кто хочет стать миллионером?» (Игроки осилили только 4)
- 15 звезд, на которых уже все поставили крест, но всего лишь одна роль вознесла их обратно на пьедестал
- 16 СМС-переписок, которые могли произойти только с родителями
- 14 функциональных вещей для женщин, которые будут незаменимы в 2020 году
- Я работаю психологом и расскажу о тревожных звонках, которые помогут разоблачить слабого специалиста
- 20+ невест надели свадебные платья своих мам и бабушек и нисколько об этом не пожалели
Пианино[править]
В музыкальных школах, по неизвестным причинам, даже желающих научить выстукивать на бубне «Катюшу» заодно учат играть на пианино, величественно называя его «Фортепиано», что, наверное, что-то символизирует. Поэтому конкурентов в пианинщине ждите ещё больше, чем в гитарщине. А ещё, когда вы с друзьями решите съездить, например, на природу, то среди ребят с гитарами вы со своим пианино будете глупо смотреться. Но если вас не пугают косые взгляды, конкуренция и тяжёлый труд, можете остановиться именно на этом инструменте. Или даже на рояле, который отличается большими габаритами, козырным названием и, в теории, лучшим звучанием. К тому же в рояле можно спрятать несравненно больше награбленного, нежели в пианино.
На пианино можно играть двумя способами — как на ударном инструменте (при закрытой крышке) и как на клавишном (при открытой). Поскольку играть на пианино, как на клавишном инструменте — это плоско, неоригинально и неинтересно, ниже приведён способ игры на ударном фортепиано.
Убедитесь, что крышка пианино закрыта. Во избежание покушений на ваш инструмент со стороны плоских, неоригинальных и неинтересных личностей, пропагандирующих такой же стиль игры, намертво припаяйте крышку к самому инструменту. Убедитесь, что крышка не поднимается. На всякий случай заставьте её цветами, игрушками и гирями, оставив небольшой незаставленный кусок для собственной игры. Ударьте по этому фрагменту рукой. Потом другой рукой. Потом третьей. Продолжайте до тех пор, пока руки не закончатся, затем начните сначала. Для того чтобы усложнить произведение, одной из рук бейте посильнее, а другой — послабее. Кроме того, попробуйте тихонько приговаривать что-то вроде «Тумта-тумта, тумба-тумба» с постоянно меняющейся интонацией. Можете также взять в одну руку крышку от кастрюли. С помощью этих нехитрых руководств вы наверняка сможете выстучать из пианино какую-нибудь запоминающуюся мелодию, а при удачной игре ещё и вызвать Доброго духа, мистера Проппера или милицию.
Зюскинд, Патрик, биография, интересные факты, фильмография, театральные постановки, музыка
Имя | Патрик Зюскинд |
Оригинал имени | Patrick Süskind |
Дата рождения | 26.3.1949 |
Место рождения | Амбах |
Род деятельности | прозаик, киносценарист |
Жанр | роман, новелла, пьеса |
Дебют | «Контрабас» (1981) |
Па́трик Зю́скинд (Patrick Süskind, родился 26 марта 1949 в Амбахе) — немецкий писатель и киносценарист.
Биография
Патрик Зюскинд родился в 1949 в семье писателя Вильгельма Эмануэля Зюскинда. Получил музыкальное образование, изучал историю в Мюнхенском университете. Позднее учился в Экс-ан-Провансе (Франция). Переменил много профессий — работал в патентном отделе фирмы Siemens, тапером в танцевальном зале, тренером по настольному теннису.
Успех пришёл после выхода его первого произведения, одноактного монолога «Контрабас». В 1985 вышел роман «Парфюмер», который стал известнейшим произведением автора. На сегодняшний день произведение переведено более чем на 46 языков. Кроме этого Зюскинд написал несколько киносценариев.
Интересные факты
- В драме «Контрабас» фестивальной премьерой «Золота Рейна» дирижирует, как «лучшее из лучшего», Карло Мария Джулини, ― в действительности Джулини Вагнера не любил, никогда не дирижировал его операми, и вряд ли Зюскинд этого не знал.
- Бернд Айхингер просил у Патрика Зюскинда права на экранизацию романа «Парфюмер. История одного убийцы» на протяжении 15 лет.
- Литературного агента Патрика Зюскинда зовут Гизин Любен.
- В автобиографической «Повести о господине Зоммере» Зюскинд пишет, что у главного героя есть брат, который старше его на 5 лет: у Патрика действительно есть старший брат на 5 лет старше его — Мартин Зюскинд (умер в 2009).
- Первое предложение романа «Парфюмер. История одного убийцы» похоже на первое предложение из повести Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас. Из старой хроники».
Театральные постановки
- 2000 — «Контрабас», Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина; режиссёр Елена Невежина, исполнитель — Константин Райкин
- 2007 — рок-опера «Парфюмер», театр «Новая опера». Музыка Игоря Демарина, либретто Юрия Рыбчинского
Звучание
Бытует мнение, что чем больше музыкальный инструмент, тем громче, громогласнее и грубее у него звук. Контрабас уверенно опровергает этот стереотип. Сам он на самом деле довольно велик, но обладает при этом небольшой силой звука, зато его тембр необыкновенен и всегда узнаваем.
Звучание контрабаса — густое, плотное, сочное, а тон его даже иногда напоминает голос человека. Звук этого инструмента самый низкий среди всех оркестровых струнных. Вместе с фаготами и тубой он формирует необходимую гармоническую основу того, что исполняет весь оркестр.
Диапазон звучания у контрабаса неширок – ограничен всего четырьмя октавами, но настоящий мастер способен работать с ними по-настоящему виртуозно, искусно получая и достаточно высокие ноты.
Нотный текст для контрабаса пишется в разных ключах, обычно в басовом. А еще это сегодня именно тот уникальный струнно-смычковый, что строится по квартам, а не по квинтам.
Впечатляющие размеры контрабаса во многом определяют требования к музыканту, который возьмется работать с ним, и саму манеру игры. Контрабасист вряд ли будет больше своего контрабаса, но точно должен обладать большими руками и хорошими, растянутыми пальцами.
Исполнять быстрые пассажи на нем непросто, хотя наиболее талантливые музыканты на это вполне способны – только послушайте, например, «Полет шмеля» или другие известные произведения на этом инструменте.
Николай Римский-Корсаков — полёт шмеля
С чего начать обучение игре на гитаре
С чего начинается обучение игре на гитаре? С постановки цели. Как тривиально, правда? Согласен, но как научиться играть на гитаре и правильно выстроить занятия, если вы не видите конечную цель?
Для начинающих музыкантов есть несколько разных сценариев:
- вы хотите исполнять на гитаре любимые песни, петь их в компании друзей, словом — хотите научиться играть на гитаре на базовом уровне и не стремитесь стать невероятно успешной рок-звездой в ближайшем будущем;
- вы хотите стать профессиональным музыкантом, работать в студии, выучить музыкальную теорию, научиться читать ноты, мечтаете колесить по гастролям в качестве сессионного музыканта или неистово поливать виртуозные импровизационные соло на электрогитаре вместе с такими же безумцами, которые из всех жанров музыки признают исключительно фри-джаз.
Как вы понимаете, в первом и втором случае нужно прилагать разные усилия. Если в первом случае занятий по 2-3 часа в день в течение пары недель достаточно, чтобы научиться парочке трюков, овладеть базовыми аккордами и каким-нибудь боем, а за пару месяцев таких занятий вы вполне сможете научиться играть несколько простых мелодий, то во втором случае речь идёт об усердных занятиях 24/7 как минимум в течение нескольких лет.
Несмотря на то, что этапы обучения в этих двух направлениях будут сильно отличаться — ваше обучение игре на гитаре в любом случае начнётся с нескольких основных моментов, с которыми так или иначе сталкиваются как любители, так и профессионалы:
- вам прежде всего нужен подходящий инструмент;
- вы должны научиться зажимать основные аккорды на гитаре;
- вам нужно научиться играть основные виды гитарного боя.
Если вы выбрали гитару в качестве хобби — этого скромного набора будет вполне достаточно, чтобы научиться играть любимые песни и простые мелодии. Для этих задач сгодится любой самоучитель игры на гитаре, онлайн-школа или курс — в сети есть масса бесплатных гайдов. Полезную информацию для обучения и приобретения базовых навыков игры на инструменте вы найдёте на сайте akkords.pro. На одноимённом YouTube-канале есть обучающие видеоуроки, где я показываю в медленном темпе, как играть ваши любимые треки, чтобы вы могли их с лёгкостью повторить.
- лёгкие песни на гитаре;
- песни на гитаре без баррэ.
Лёгкие композиции на гитаре
В этом плейлисте вы найдёте самые лёгкие песни на гитаре для начинающих. Как правило, в этих композициях используются простые аккорды и несложный бой, поэтому все треки из этого плейлиста даже новичок сможет сыграть без особенных затруднений.
Композиции на гитаре без баррэ
Этот плейлист предназначен для начинающих гитаристов, которые ещё не овладели приёмом «баррэ». Здесь нет сложных аккордов и если вы уже выучили базовые аккорды на гитаре — в этом плейлисте вы точно найдёте множество популярных музыкальных произведений, которые помогут в освоении инструмента.
Если же вы настроены серьёзно и ваша цель — стать профессиональным гитаристом, то вам в любом случае помимо всего прочего стоит начать брать уроки игры на гитаре у грамотного преподавателя или репетитора, который будет видеть вашу цель так же чётко, как её видите вы. Помимо этого, хороший учитель просто обязан знать, как привести вас к этой цели самым кратчайшим путём. Найти такого грамотного наставника крайне сложно, но если вам посчастливилось его найти — я вас от всей души поздравляю. Преподаватель поставит вам правильную технику, которая позволит сыграть произведения любого уровня сложности.
Ещё один важный момент, на котором хочется остановиться — профильное образование. Умение учиться самостоятельно — это прекрасный навык, однако, игра на гитаре для начинающих — это всегда масса вопросов и набор типичных ошибок, которые совершает большинство самоучек. Я ни в коем случае не агитирую вас прямо сейчас всё бросить и бежать поступать в музыкальное училище, чтобы научиться играть на гитаре пару-тройку любимых треков. В наше время уроки игры на гитаре с нуля доступны в интернете каждому желающему, но вам придётся самому по крупицам собирать информацию, которая к тому же может быть неверной и даже помешать вам освоить базовые навыки игры на инструменте.
История контрабаса
Какой симфонический оркестр обходится без такой значимой музыкальной фигуры, как контрабас? Этот струнный смычковый музыкальный инструмент, обладающий глуховатым, но глубоким тембром украшает своим звучанием камерные ансамбли и даже джаз. Некоторые умудряются заменить им бас-гитару. С каких времён чудесный контрабас завораживает и очаровывает публику по всему свету, представляя собой сразу все языки мира, и, не нуждаясь в переводчике?
Контрабасовая виола.Наверное, контрабас единственный в мире музыкальный инструмент, у которого история создания и внедрения его в массовую культуру пестрит такими пробелами. Первые упоминания об этом струнном инструменте относятся к эпохе Возрождения.
Прародителем контрабаса считаются виолы, к чьему семейству причисляют контрабас и, по сей день. Контрабасовую виолу впервые изобразил на своей картине «Брак в Кане» венецианский живописец Паоло Веронезе ещё в 1563 году. Эту дату и считают отправной точкой для отсчёта истории контрабаса.
В XVII веке контрабасовые виолы были впервые включены в оркестр для оперы Клаудио Монтеверди «Орфей» и упомянуты в количестве двух штук в партитуре. В то время было сделано и качественное описание самого инструмента Михаэлем Преториусом, тогда же и выяснилось, что у контрабасовой виолы было 5-6 струн.
Становление контрабаса самостоятельным музыкальным инструментом.Контрабас в своем современном виде появился в середине XVII века. Его изобретателем стал итальянский мастер Микеле Тодини.
Важно
Сам он считал, что создал большую виолоне, но назвал ее — контрабас. Нововведением стал четырёхструнный строй.
Так контрабас и стал «перебежчиком» из одного семейства – виол в другое – скрипок, по мнению немецкого инструментоведа Курта Закса.
Документально подтверждено первое внедрение контрабаса в оркестр произошло в Италии. Сделано это было в 1699 году композитором Д. Альдровандини в опере «Цезарь Александрийский» на премьере в театре Неаполя.
Самое интересное, это постепенное сращивание двух понятий — «виолоне» с «контрабасом». По этой причине в Италии контрабас носил название «Violone», в Англии — Double bass, в Германии – der Kontrabass, а во Франции – Contrebasse.
Только в 50-х годах XVIII века виолоне наконец стало контрабасом. Примерно в то же самое время европейские оркестры стали отдавать предпочтение контрабасу.
В XVIII веке он «дорос» до сольных выступлений, но с тремя струнами на инструменте.
В XIX веке развивать данное музыкальное направление продолжили Джованни Боттзини и Франц Зимандль. А уже в XX веке нашлись их продолжатели в лице Адольфа Мишека и Сергея Кусевицкого.
Два века постоянной борьбы за существование привели к созданию гениального музыкального инструмента, способного соперничать с мощным органом. Стараниями великих музыкантов в настоящее время миллионы людей с нескрываемым удовольствием следят за ловкими движениями рук маэстро по струнам.
Использование
Прежде всего, данный инструмент является оркестровым. Его роль – усиливать басовые партии, создаваемые виолончелями, создать ритмическую основу для игры прочих струнных «коллег».
Происхождение новых музыкальных жанров позволило задействовать инструмент в джазе, кантри, блюзе, блюграссе, роке. Сегодня он вполне может называться незаменимым: его активно использует эстрадные исполнители, музыканты нестандартных, редких жанров, большинство оркестров (от военных до камерных).
Запись и исполнение
Запись
Запись партий для контрабаса производится на октаву выше действительного звучания. При сольном строе (на тон выше) партия записывается на малую септиму выше действительного звучания.
Постановка рук
Постановка рук, в основном, схожа с постановкой на скрипке.
В игре на контрабасе используют только три пальца из-за квартового строя: первый, второй и четвёртый (кроме большого), только в редких случаях в широкой позиции используется третий. По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. От прижима пальцем длина колеблющейся области струны уменьшается, за счет чего повышается частота, то есть получается более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются при указании аппликатуры нулем.
От касания струны почти без нажима в определенных местах получаются флажолеты. Расположение прикладывания пальцев левой руки называется аппликатурой.
Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем сложнее в ней чисто играть.
Существует два самых известных способа держания смычка:
- Немецкий способ, при котором смычок держат не «сверху», а как бы «сбоку»: из-за этого колодочка больше по ширине. Большой палец находится на трости.
- Французский способ, при котором смычок держат сверху, способ похож на французский у скрипки. Большой палец находится под тростью.
Ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку. На контрабасе в норме можно брать одновременно на соседних струнах два звука (так называемые двойные ноты), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные ноты) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при открытых струнах, и используются как правило в сложных сольных произведениях.
Позиция левой руки
- Открытые струны — пальцы левой руки не зажимают струны, то есть контрабас извлекает четыре ноты разделенные квартами: E1, A1, D, G.
- Позиции — пальцы зажимают струны. Применяются полупозиция, 1-я—4-я позиции (т. наз. позиции оркестрового грифа, где применяется 1-й, 2-й и 4-й пальцы), 5-я и далее (т. наз. позиции сольного грифа или позиции ставки), а также различные широкие позиции, где применяется ещё и 3-й палец (крайними пальцами можно охватить малую терцию).
Штрихи
Основные приёмы:
- Detaché — каждая нота извлекается отдельным движением смычка, путём изменения его направления;
- Martélé — штрих, выполняемый головкой смычка давя с силой;
- Staccato вниз и вверх смычком — отрывистое движение смычка с остановкой (отличается от мартле тем, что на одно движение смычка можно играть много звуков, чаще два, четыре, восемь);
- Staccato volant — разновидность стаккато. При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн;
- Spiccato — штрих, извлекаемый броском смычка на струну, получается короткий отрывистый звук;
- Ricochet-saltato — штрих, выполняемый ударами волоса поднятого смычка по струне, как правило исполняется непрерывной группой;
- Tremolo — многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух не соседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия.
- Legato — связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует.
- Col legno — удар древком смычка по струне. Вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.
- Апояндо- щипок пальцем, после которого палец кладется на соседнюю струну.
Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (пиццикато). Также имеет место и пиццикато левой рукой, которое применяется в основном в сольной литературе.
Также существует специальный способ выделения обертона из состава тембра звучащей струны — флажолет. Исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (две октавы) и т. п.
На контрабасе легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение открытых струн. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей (их можно играть в широкой позиции).
Техника игры
В упрощенном объяснении можно услышать про контрабас, что такое устройство — это большая скрипка. Действительно, несмотря на внушительные размеры (инструмент может достигать двух метров в высоту), на нем играют смычком. При этом используется особая техника, при которой смычок находится на весу. Из-за размеров инструмента и расположения струн на нем у музыканта достаточно ограниченная техника. На контрабасе невозможно выполнять сложные пассажи, играть гаммы и делать быстрые скачки.
В джазе и родственных ему жанрах на этом инструменте играют методом слэпа или пиццикато — перебирают пальцами струны так, чтобы они издавали глухие характерные щелчки. В этом случае инструмент задает ритм композиции и может использоваться в ансамблях, не имеющих ударных.
Уроки контрабаса онлайн — Моя Мечта — Международная онлайн школа музыки
Контрабас – самый крупный и самый низкий по звучанию из струнно-смычковых инструментов. Он используется в симфоническом оркестре, камерных ансамблях и в джазовой музыке. Контрабас зачастую заменяет бас-гитару в ритм-секции. На онлайн уроках контрабаса вы овладеете техникой игры на этом инструменте и научитесь грамотному исполнению своих партий.
В нашей школе онлайн обучение игре на контрабасе проводится по Skype. Занятия могут проходить в виде регулярных уроков по расписанию, либо в виде консультаций по свободному графику. Вы выбираете программу обучения, которую мы адаптируем под ваш музыкальный уровень (от нулевого до профессионального) и ваши пожелания. Возможные программы обучения изложены ниже:
1. Базовый онлайн курс игры на контрабасе
Длительность курса: 48 занятий по 60 мин + пробный урок
Курс проводится для взрослых и детей от 10 лет, с «нуля». В программу базового курса входит:
- техника игры на контрабасе (постановка игрового аппарата)
- простые штрихи (стаккато, пиццикато)
- нотная грамота (чтение нот и ритма с листа)
- игра по нотам несложных произведений
- понятие басовой партии
- настройка и уход за инструментом
2. Углубленный онлайн курс игры на контрабасе
Длительность обучения по данной программе зависит от возраста, графика занятий, выполнения домашних заданий, ваших начальных музыкальных навыков.
Курс рассчитан на взрослых и детей от 10 лет, предварительная подготовка не требуется. В программу углубленного курса входит:
- базовый курс игры на контрабасе
- чтение с листа
- знакомство с более сложными штрихов и приемов игры (деташе, мортлестаккато воланто, тремоло, кол легно, алояндо и т.д.)
- флажолет
- игра усложненного по мелодии и ритмам репертуара
- развитие мелодического, тембрового и гармонического слуха
Репертуар подбирает ваш преподаватель контрабаса. Он будет составлен из произведений классической и современной музыки, а также джазовых партий.
3. Индивидуальный курс игры на контрабасе
Длительность обучения зависит от вашего уровня подготовки, количества произведений и целей обучения, которые вы можете сразу указать в заявке:
- разучивание одного или нескольких произведений на контрабасе на базовом уровне
- подготовка к экзаменам по классу контрабаса (зачетам, годовым или выпускным экзаменам, а также для поступления в средние и высшие учебные музыкальные заведения)
- освоение какого-либо навыка или техники игры на контрабасе (чтение с листа, джазовая техника, аранжировка)
- и так далее
Для детей от 4 до 7 лет мы рекомендуем начать с подготовительных уроков музыки. Качественная подготовка позволит вашим детям в дальнейшем успешно осваивать контрабас.
В дополнение к дистанционным урокам контрабаса мы рекомендуем также посещать онлайн уроки сольфеджио. Комплексный подход к занятиям музыкой эффективен и интересен, а еще позволяет получить скидку на обучение
Подать заявку на уроки
Светлана Соболева, ударные
Мое обучение музыке началось в 51-й музыкальной школе на Полежаевской. Я не знала, какой инструмент предпочесть, но озарение на меня нашло, когда я впервые услышала звук ксилофона.
Светлана Соболева. Фото: face of future
Уже в восемь лет меня отправили на концертную площадку (фактически сразу после постановки рук). На ксилофон брали только мальчиков, а для меня это обстоятельство означало своего рода вызов – мне хотелось их превзойти. Существует мнение, что у девочек в большинстве своем отсутствует врожденное чувство ритма, поэтому на ударные приглашают сильный пол. Но с этим клише давно можно спорить.
Я работаю в оркестре двенадцать лет, и сравнивая на слух чувство ритма у исполнителей разных полов, могу сказать, что у женщин оно действительно другое, однако это нельзя преподносить как недостаток. Наоборот, женщины гибче и внимательнее.
Если вы начнете штудировать видеозаписи с классической музыкой, сделанные в последние несколько лет, то удивитесь, как составы оркестров пополнились женщинами-ударницами. Это не локальная тенденция. Женщины действительно все активнее осваивают сферы, куда им был закрыт вход. Не могу дать объективную оценку этому процессу, но есть же и другие наблюдения: мужчины чаще выбирают флейты, арфы, и эти инструменты в их руках звучат иначе.
Притеснений со стороны мужчин-музыкантов я никогда не наблюдала. Во время учебы в консерватории дирижеры в младшем и старшем оркестрах проявляли ко мне должное уважение, доверяли, давали возможность как ответственному лицу распределять роли в группе.
Чаще сталкиваешься с удивлением коллег, для которых женщина на ударных – нечто экзотическое, вызывающее любопытство.
Я не скажу, что не знаю неудач. Случалось всякое. Мне просто нравится быть участником увлекательного музыкального процесса, расти вместе с коллективом, открывать в себе скрытые возможности (например, когда после единственной репетиции выходишь на сцену и играешь сложный материал так, словно учил его несколько месяцев).
Мне как музыканту важно, чтобы я могла показать себя в партии с артистической позиции. Стравинский, к примеру, нетривиально подходил к написанию партий литавр, оттого интересно исполнять этого композитора. Порой я чувствую, что для нужного звучания мне немного не хватает силы, и возникает желание чуть набрать мышечную массу
Порой я чувствую, что для нужного звучания мне немного не хватает силы, и возникает желание чуть набрать мышечную массу.
Конечно, очень многие моменты в моей процессии зависят от дирижера. Невозможно найти двух маэстро, которые бы выдвигали одинаковые требования. Ударник – правая рука дирижера, его опора, поэтому необходимо всегда быть в диалоге с ним, уметь предложить что-то свое.
Интересно, что произведенный звук инструмента отличается от того, что слышит человек на расстоянии пяти метров. Эти тонкости корректируются на репетициях – необходимо изучить акустику зала, привыкнуть к ней, понять, как сгладить разницу между звучанием.
В нашем оркестре в группе равноправие: двое мужчин и две женщины. Мы нашли общий язык, стремимся поддерживать друг друга, чувствуем необходимость в сплоченности. Такой поход в чем-то напоминает принципы поведения на дороге: если ты – водитель за рулем, то нет разницы – мужчина ты или женщина. Мы среднеполые.
Конечно, есть какие-то правила, есть внутренние ограничения: женщина, к примеру, никогда не встанет играть на тарелках. Это чисто мужской инструмент. Тарелки тяжелые, их неудобно глушить.
Мой преподаватель Виктор Борисович Гришин говорил, что у ударника должно звучать несколько ключевых инструментов – литавры, тарелки и виброфон. Для девушек, к сожалению, тарелки остаются вне досягаемости. Но есть отважные дамы, которые все-таки решаются играть на них.
Светлана Соболева. Фото из личного архива
Ударные инструменты в современной академической музыке – это огромный простор для творчества. Здесь открываются поистине неограниченные возможности для поисков разных звучаний – приходилось играть и монетами в стакане, бить молотком по металлической коробке, проводить смычком по клавише виброфона (возникает красивое металлическое эхо). А когда литаврой делаешь глиссандо и одновременно проводишь смычком по лежащей на ней тарелке, рождается звук, похожий на рев слона.
Это увлекательно, но мне как музыканту, для которого первостепенно задачей является исполнение классического репертуара, хочется вышколить свою игру так, чтобы она была идеально ритмичной, тембрально эталонной.