Как выучить ноты с ребенком?

Как рассказать про ноты?

Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.

Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.

Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.

Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).

Учим песни на 3-х аккордах

Теперь, когда глаз наметан и мы без труда находим клавиши До, Фа и Соль можно попробовать сыграть что-нибудь.

Для этого нам потребуется еще немного усилий – освоим трезвучия.

Трезвучие – это аккорд из трех звуков. Давайте попробуем построить трезвучие от ноты До. Взгляните что получится:

Вы видите, что клавиши нажаты через одну

Важно сразу привыкать играть правильными пальцами. Используйте Большой палец, Средний и Мизинец. Теперь построим трезвучие от ноты Фа

Принцип тот же – нажимаем через одну:

Теперь построим трезвучие от ноты Фа. Принцип тот же – нажимаем через одну:

И осталось трезвучие от ноты Соль:

Левая рука будет играть бас – ноту от которой мы строим аккорд, но на октаву ниже, в Малой октаве:

Теперь пробуем соединить левую и правую руки вместе. Сейчас мы будем играть таким образом: бас-аккорд, бас-аккорд:

На этих трех аккордах можно сыграть следующие песни:

  • «Гуси»
  • «Маленькой елочке»
  • «Делу время» — А. Пугачева
  • «Светит месяц, светит ясный»
  • «Колыбельная» В. Моцарт

А если взять 3 других аккорда, например, трезвучие от нот Ля, Ре, Ми:

То можно сыграть еще много замечательных песен, как эти:

  1. Цыганочка
  2. А. Пугачева «Миллион алых роз»
  3. Народная песня «Коробейники»
  4. Sex Bomb

Как мотивировать себя

У всех бывает творческий кризис или эмоциональный спад. В такие моменты себя необходимо зарядить позитивом и найти источник мотивации. Способы могут быть самими разными, и каждый может найти свой источник вдохновения. Если вы знаете что вас вдохновляет, пользуйтесь этим. Если нет, я дам несколько советов, которые когда-то помогли мне самому.

1) Поставьте себе цель

Древняя мудрость гласит: «Когда корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Помните об этом и обязательно ставьте себе цель. Нельзя браться за дело, не имея конкретной цели. Если вы хотите научиться играть на пианино, вам нужно решить чего именно вы хотите: подбирать музыку на слух, играть по нотам, а может быть вам достаточно будет выучить пару-тройку произведений? Когда вы шаг за шагом двигаетесь к цели, избежать творческого кризиса гораздо проще. Вы знаете, как должен выглядеть результат, вы видите на каком уровне находитесь сейчас. Это дает вам понимание, какие шаги осталось проделать чтобы достичь цели.

Будьте реалистами. Не берите непосильных задач. На одном энтузиазме долго не протянешь, поэтому выбирайте такие произведения, которые вы сможете осилить в достаточно короткие сроки. Идите от малого к великому.

2) Смотреть видео

Смотрите видеоролики, на которых музыкант играет вашу любимую музыку. Хорошо если на видео видны руки и клавиши. Кроме удовольствия, из таких видео можно почерпнуть не мало полезного. Но будьте разумны, не сравнивайте себя с другими музыкантами, умоляя свои достижения. Вы можете сравнивать себя только с самим собой – собой вчерашним. А легкое чувство зависти должно вас по-хорошему заводить = мотивировать.

3) Играйте под фонограмму

Массу положительных эмоций может вызвать игра под фонограмму. Это что-то вроде караоке, только вместо вокала вы играете на инструменте. Найти фонограмму, или минус, как ее еще называют, можно в интернете. Это занятие здорово развивает мелодический слух, а кроме того доставит вам немало удовольствия, смотрите сами:

https://youtube.com/watch?v=KSnZzLMu_ws%3F

Этот минус вы можете скачать тут Скачать

4) Публичные выступления

Этот пункт подойдет не всем, но попробовать должен каждый.

Выступление перед публикой – это выброс адреналина и, как следствие, стресс. Одни легко с ним справляется, а для других это трясущиеся руки, и целый день «отходняка». Люди повсюду ищут острые ощущения: кто-то прыгает с парашютом, а кто-то участвует в мотогонках… Публичные выступления имеют такой же эффект. Артисты сначала привыкают к сцене, а потом жить без нее не могут. Певец заявляет о завершении публичной деятельности, но через пару месяцев снова на сцене – в этом нет ничего удивительного.

Попробуйте выступить перед друзьями или родными. Быть может это ваш путь. К тому же, опыт выступления перед публикой, может быть полезен в обычной жизни.

Заключение

Научиться играть может каждый, главное иметь желание и упорно заниматься по 30 минут в день. Как говорят мастера фортепианного искусства: «Занимаясь каждый день, ты делаешь по одному шагу вперед. Пропустив один день занятий, ты делаешь 3 шага назад».

https://youtube.com/watch?v=9Cw4wZ0ez-U%3F

Мне нравится эта статьтя99Не нравится статья7

Обучение или подготовка?

В узком смысле слова под подготовкой понимают только подготовку ребенка к обучению в музыкальной школе. Но есть ли смысл ставить вопрос так узко?

Известно, что слух у эмбриона человека начинает формироваться в 4,5 месяца. Исходя из этого, вопрос о подготовке снимается сам собой. Абсолютно все, что слышит ребенок, повлияет на его слух и другие музыкальные способности. Звуковое окружение будет готовить его к обучению музыке, а насколько богатым и качественным будет это окружение – зависит от родителей.

Не случайно психологи советуют мамам разговаривать с еще не родившимся малышом, петь и играть ему, слушать спокойную, мелодичную музыку. Это стимулирует не только развитие слуха, но и общее развитие младенца.

Для слушания не подходит музыка резкая, слишком экспрессивная, грубая, пугающая

Что касается стилей, то это не важно. Джазовая, классическая, народная, звуки природы в записи, — все это подойдет

То же самое нужно делать с новорожденным. До 3-3,5 лет органы чувств и мозг развиваются так интенсивно, как это не повторится никогда больше в жизни человека. Мозг обрабатывает огромные объемы информации, и чем больше «пищи» он получает, тем более тонким и совершенным становится восприятие. То, что упущено в эти годы, очень трудно наверстать (есть даже мнение, что «после трех» заниматься с ребенком «уже поздно»).

Необходимо создать вокруг малыша музыкальную атмосферу. Есть много детских музыкальных инструментов (маленькие клавиши, барабаны и другие шумовые инструменты, простейшие дудочки)

Приобретите несколько из них, только обратите внимание на качество инструментов. Они должны быть сделаны крепко, добротно, а нешумовые инструменты должны обладать чистым строем

Научите ребенка обращаться с инструментами. Покажите, как барабанить палочками, как сыграть пальчиками на клавишах несколько звуков друг за другом, как извлечь звук из дудочки. Когда малыш освоится, придумывайте игры с инструментами, стучите на барабане, подыгрывайте под пение, под музыку, устройте маленький оркестр.

А еще важно учить ребенка двигаться под музыку, это развивает чувство ритма. Дети сами по себе подвижны, и требуется лишь направить их непоседливость в верную сторону

Если дома есть фортепиано или другие «взрослые» инструменты, обеспечьте к ним свободный доступ, объясняя при этом не только, как играть на инструменте, но и как за ним ухаживать. Тогда ребенок поймет, что взрослые инструменты – не просто игрушки.

Очень хорошо давать ребенку слушать живую музыку. Играйте сами, если умеете, берите детей на концерты, если есть такая возможность.

Практика

Все известные музыканты технически сложные места сначала отрабатывают, играя произведение на поверхности стола. Слушают стук пальцев, тренируются для того, чтобы пальцы были одинаково крепкими. Если стук одинаковый, значит и звук будет одинаковый.

Для удобства объяснения упражнений пальцы пронумерованы следующим образом: большой — первый, указательный — второй, средний — третий, безымянный — четвертый, мизинец — пятый

Вот несколько упражнений без инструмента, после которых в момент игры ваши руки будут вам очень благодарны.

Упражнение 1

Представляем, что в руке тенистый мяч. Опускаем руку на стол, мысленно держа мяч в руке, опираемся на второй палец. Поднимаем и опускаем по очереди первый и третий. Повторяем несколько раз. Затем опираемся на третий палец, играем вторым и четвертым по очереди. Опираемся на четвертый, играем третьим и пятым. И в обратной последовательности.

При кажущейся простоте упражнение очень сложное. Оно помогает привыкнуть каждому пальцу действовать по одиночке в режиме многозадачности.

Упражнение 2

Чтобы развить чувствительность по очереди соединяем 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцы, и подушечками словно катаем хлебные шарики.

Упражнение 3

Как и в предыдущем упражнении соединяем 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцы, по очереди каждым пальцем с силой давим на подушечку большого пальца. Повторяем несколько раз. Это поможет сделать пальцы крепкими и послушными.

Упражнение 4

Снова берем в каждую руку воображаемый теннисный мяч и с силой давим кончиками ногтей на поверхность стола. Так укрепляется мышечная память, тело запоминает, как правильно нужно располагать руки на клавиатуре фортепиано.

Гимнастика для рук

Гимнастика для рук

Обучение игре на фортепиано будет эффективным при соответствующей подготовке рук к предстоящей работе.

Комплекс упражнений  для исправления ощущения дискомфорта в руках:

  1. Упражнение «Угроза». Сжать кулак и провести движение кистью руки. Это поспособствует расслаблению суставов. Как вариант, можно выполнять упражнение локтевым суставом.
  2. Упражнение «Мельница». Для исходного положения руки опустить вниз, чтобы почувствовать максимальное расслабление игрового аппарата, начиная от плеча. Теперь следует имитировать движение лопастей мельницы руками, сохраняя при этом синхронность.
  3. Упражнение «Вкручивание лампочки». Кисти рук задействуются активно, имитируя процесс вкручивания лампочки. Поочередно упражнение осуществляется во внутреннюю и внешнюю стороны.

Описанные выше упражнения не отнимают много времени и сил, но при регулярном их выполнении можно рассчитывать на качественную игру. Проработка мышц и суставов кистей рук, их расслабление перед каждым занятием поспособствует устранению физического дискомфорта.

Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?

Для начала подготовим все, что нам понадобится:

  • нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
  • вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.

Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.

Обучение должно проходить в несколько этапов:

  1. Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
  2. Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
  3. Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
  4. После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
  5. На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
  6. После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.

Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.

Искусство игры на фортепиано: Механика и принцип извлечения звука

Детально знакомимся с механикой инструмента, чтобы понять физические особенности извлечения звука и процесс:

  1. Нажим клавиши — молоточек ударяется в три идентичных струны;
  2. От физического воздействия струны вибрируют (звучат);
  3. Если клавишу отпустить — специальный механизм заглушит струну;
  4. В случае если клавишу придержать, струны будут звучать, пока не перестанут вибрировать.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Демонстрацию механики фортепиано следует проводить на рояле, поскольку там наглядно просматривается внутреннее строение инструмента.

Сколько стоят занятия по фортепиано?

Итак, вы окончательно осознали, что хотите заниматься на фортепиано и готовы найти время на выполнение еженедельных упражнений. После покупки первого пианино или синтезатора начинается более ответственный этап – поиск преподавателя. Обычно есть 2 пути: найти государственную музыкальную школу для детей или частную для взрослых: обратиться к индивидуальному репетитору.

Новичкам имеет смысл брать сразу годовой курс. За меньший период вы вряд ли достигните видимых результатов. А вот для решения точечных задач больше подойдут мини-курсы. Но, прежде чем оплачивать уроки на месяц или даже год вперёд, мы советуем провести пробное занятие, чтобы понять, подходит ли вам репетитор. Чаще всего оно бывает бесплатным.

Занятия по фортепиано – это серьёзная статья расходов, но польза от уроков окупает все затраты (фото freepik)

Если преподаватель разделяет ваши взгляды на музыку и готов предложить вам интересную программу, то это верный признак того, что работа с ним будет плодотворной. Можно смело оплачивать курс и приступать к занятиям. Но почему мы рекомендуем платить за весь курс целиком?

Дело в том, что при покупке абонемента, стоимость часового урока ниже. Безусловно, цены варьируются в зависимости от города и уровня репетитора. Услуги опытного педагога с хорошим образованием и многолетним стажем стоят дороже, чем занятия со студентом музыкального училища. Но большинство предложений находится в диапазоне от 1000 до 2000 рублей.

Знакомство с музыкальными инструментами и пение

Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:

  • дудочка;
  • детская гитара;
  • барабан.

Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.

После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту

Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот

Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:

  1. Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
  2. Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.

Аккомпанемент решает все

От аккомпанемента зависит характер и настроение музыки. Можно сыграть одну и ту же песню по-разному:

Мелодия не менялась, но вы заметили, что с каждым новым витком, музыка меняла настроение. Обусловлена эта перемена аккомпанементом, который состоит из фактуры и ритма.

Ритм – это череда длинных, коротких звуков и пауз.

Фактура — это способ, которым мы играем — аккордами, арпеджио и так далее.

Перед тем как играть какую-либо музыку, подумайте, какое настроение вы хотите передать? В зависимости от этого выбирайте нужный аккомпанемент. Вот несколько способов которые можно использовать:

3 упражнения для расслабления рук и плеч, выполняемых стоя

Игра «Шалтай-болтай»

Эта игра помогает освободить плечевой пояс, локти и кисти.

Встаньте прямо с опущенными руками, слегка нагнувшись вперед, попросите ребенка повторить действие.

Приговаривайте:

«Шалтай-болтай висел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне».

В такт словам покачивайте руками в одном направлении. Ребенок, наблюдая за вами, сделает то же самое. Постепенно наклон корпуса можно увеличивать.

Игра «То березка, то рябина»

Упражнение на расслабление корпуса и рук.

Встаньте и поднимите руки вверх, одновременно напевая песню «То березка, то рябина». Предложите ребенку представить, что его руки – это веточки дерева, которые плавно покачиваются из стороны в сторону. Покажите пример, и пусть ребенок повторит это действие под песню.

Игра «Пружинки»

Упражнение на разработку кистей рук.

Упражнение делается стоя у стены. Ученик упирается в стенку всеми пальчиками, потом отталкивается от нее, возвращается обратно

Важно обращать внимание на то, чтобы пальчики не были прямыми и жесткими, а мягко пружинили

Сколько стоит обучение в нашей школе?

Игра на фортепиано (или других музыкальных инструментах) и развитие музыкального вкуса у детей – очень важный момент формирования разносторонней личности. Стоит ли жалеть денег на развитие ребёнка? Может лучше позаботиться о духовной и культурной жизни своих детей, чем покупать очередную игрушку?

Оплатить можно всю стоимость абонемента после пробного занятия, или оставить предоплату и внести оставшуюся сумму на следующем уроке. Есть возможность заморозки абонемента, если ребёнок временно не может посещать уроки (длительность заморозки зависит от абонемента). С помощью банковской рассрочки можно оплатить абонемент помесячно.

3 этап – запись нот на нотном стане

Для записи букв и цифр есть специальные тетрадочки – в клетку или в линейку, наверняка ваш ребенок об этом уже знает! Объясните ему, что для записи нот тоже есть специальная бумага – с нотными станами.

Обратите внимание, что нет нужды сразу учить ребенка запоминать ноты на нотном стане, сначала нужно просто потренироваться в написании нот. Нотный стан состоит из пяти линеек, ноты можно писать:. А) на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку;

А) на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку;

Б) в промежутках между линейками, над и под ними;

В) подряд – на линейках и между ними без пропусков;

Г) на добавочных маленьких линеечках и между ними.

Все эти способы написания нот нужно обязательно попробовать и ребенку, и взрослому. Никакие скрипичные и басовые ключи на этом этапе не нужны. Правда следует объяснить самый главный принцип – высокие ноты располагаются выше, чем низкие (тот же принцип лесенки).

Анастасия Ч.

Направления:
Вокал — эстрада, этно/фолк, поп, инди, рок, экстрим техники (база);
аккомпанемент — гитара/укулеле, фортепиано (доп.);
Теория музыки;
Музыкальная терапия.

Образование:
Приднестровский Государственный Университет им. Т.Г. Шевченко (Молдова) — Музыкальное образование и искусствоведение;
Прешовский Университет (Словакия) — Музыкальное творчество и композиция.

Доп. Образование:
в области Психологии и коучинга (когнитивная псих., схематерапия и психодинамика, арт-терапия);
прошла обучающие курсы/мастер классы по Экстримальным техникам звукоизвлечения.

Опыт преподавания:
более 7 лет.

Что думают учёные об игре на пианино?

На первый взгляд кажется, что у науки и искусства нет ничего общего. Наука опирается на логику и систему знаний, она отражает мир в чётких понятиях и категориях, в то время как искусство – это творческая деятельность, построенная на эмоциональных образах.

Неудивительно, что многих специалистов по всему миру очень интересует воздействие разных видов искусства на организм человека. В том числе они проводят исследования, которые подтверждают влияние музыки на здоровье людей, как физическое, так и психологическое.

Доказано, что уроки фортепиано стимулируют память и улучшают координацию движений. Это связано с тем, что музыканты постоянно работают с тремя каналами восприятия информации из пяти: зрительным, аудиальным и кинестетическим. Кроме того, они постоянно запоминают нотные тексты, что тренирует их мозг.

Уроки фортепиано – это не только про умение музицировать, но и про навыки коммуникации, открытость и стремление к самовыражению (фото freepik)

Но на этом эксперименты учёных не закончились. Им удалось выяснить, что классическая музыка помогает справляться с бессонницей. Эффект расслабления достигается за счёт того, что мозг концентрируется на гармоничных звуках, а не на проблемах повседневной жизни, которые и мешают уснуть.

Помимо этого, было установлено, что музыка облегчает физическую боль. Исследования в этой области показали, что пациентам в больницах требовалось меньше обезболивающих средств, если они слушали её регулярно. Мы не призываем вас к самостоятельным экспериментам, но советуем поиграть на фортепиано или включить спокойные мелодии, чтобы справиться, например, с легкой головной болью.

С помощью музыкальной терапии современные врачи добились хороших результатов в лечении болезни Альцгеймера и других расстройств памяти. Сразу скажем, что эти патологии необратимы, но занятия фортепиано могут замедлить или остановить развитие такого рода заболеваний.

В одном из исследований был приведён интересный пример 101-летней пианистки. Она страдала от болезни Альцгеймера и не узнавала даже своих близких, но без труда играла по памяти более 400 фортепианных пьес. Ни одному учёному не удалось ещё раскрыть все тайны нашего мозга, но этот пример наглядно демонстрирует влияние музыки на когнитивные способности человека.

Анастасия С.

Образование:
ГИТИС, артист музыкального театра

Опыт преподавания:
6 лет

О себе:
Я ещё студенткой Учебного театра «ГИТИС» играла в спектаклях: «Сотворение», «Кто я?», «Класс — концерт», «Весь этот … мюзикл». На сцене Центра на Страстном приняла участие в мюзикле «Синяя Борода» и хореографическом спектакле «История на три оборота», снялась в короткометражных фильмах Андрея Корфа «Кастинг. Монолог» и «Твой Антонка», а также в фильме Арины Розовой — «Луна». А еще я — чемпион по арт-фехтованию! Преподаю не только вокал, но и сценречь, и актерское мастерство. На уроках вокала люблю, когда ученик легко, свободно себя чувствует, и от этого идет к результату с радостью!

Знаки альтерации – изменения высоты тона звука

Полутон – наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез,  при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по  одной общей струне.Расположение полутонов на пианино

Нет, # – это не значок тонального набора на телефоне. Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:

  • Ми # = Фа
  • Фа b = Ми
  • Си # = До
  • До b = Си

Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Знаки альтерации

Действие знаков альтерации на высоту нот такое:

  • Диез – повышает высоту ноты на полтона
  • Бемоль – понижает на столько же
  • Дубль-диез – повышает на целый тон
  • Дубль-бемоль – понижает на столько же
  • Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия – “ключевые” и “встречные” или “случайные”. Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:

фа-до-соль-ре-ля-ми-си

Бемоли при ключе записываются в таком порядке:
си-ми-ля-ре-соль-до-фа

Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез “фа” будет повышать все поголовно ноты “фа”, во всех октавах и на всей длине пьесы.

Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.

Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона.  Ну об этом, думаю, вы уже догадались Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.

Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.

0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках

Музыка – это искусство, а каждое из искусств говорит на своём собственном языке. Так, языком живописи являются краски и линии, языком поэзии – слова, ритмы и рифмы, для танца важны движения, красивые позы и мимика. Язык музыки – это музыкальный звук. Так вот, повторим еще раз, что только записанный на бумаге музыкальный звук и называют нотой.

Музыкальных звуков существует очень много, они разные – высокие и низкие. Если выстроить все звуки подряд  начиная с низких звуков и до самых высоких, то получится музыкальный звукоряд. В таком звукоряде все звуки выстроились словно «по росту»: низкие – это большие, рослые нотки, как медвежата, а высокие – маленькие, как птички и комарики.

Так вот, звукоряд может быть большим по составу – звуков в нем просто море. Например, на клавиатуре фортепиано можно взять и сыграть аж целых 88 звуков. Причем, если мы играем на фортепиано подряд, то нам кажется, будто бы мы поднимаемся по ступенькам музыкальной лестницы. Попробуйте и послушайте сами! Слышите? Это очень ценное ощущение!

Совет! Если у вас в доме инструмента фортепиано или какого-либо его аналога (синтезатора) не имеется, то разыщите для себя виртуальную клавиатуру или установите приложение «Пианино» на свой телефон.

Учим песни на 3-х аккордах

Теперь, когда глаз наметан и мы без труда находим клавиши До, Фа и Соль можно попробовать сыграть что-нибудь.

Для этого нам потребуется еще немного усилий – освоим трезвучия.

Трезвучие – это аккорд из трех звуков. Давайте попробуем построить трезвучие от ноты До. Взгляните что получится:

Вы видите, что клавиши нажаты через одну

Важно сразу привыкать играть правильными пальцами. Используйте Большой палец, Средний и Мизинец

Теперь построим трезвучие от ноты Фа. Принцип тот же – нажимаем через одну:

И осталось трезвучие от ноты Соль:

Левая рука будет играть бас – ноту от которой мы строим аккорд, но на октаву ниже, в Малой октаве:

https://youtube.com/watch?v=nF5inz6A578%3F

Теперь пробуем соединить левую и правую руки вместе. Сейчас мы будем играть таким образом: бас-аккорд, бас-аккорд:

https://youtube.com/watch?v=CZ5a2MKX7_0%3F

На этих трех аккордах можно сыграть следующие песни:

  • «Гуси»
  • «Маленькой елочке»
  • «Делу время» — А. Пугачева
  • «Светит месяц, светит ясный»
  • «Колыбельная» В. Моцарт

https://youtube.com/watch?v=rhUQvFTluec%3F

А если взять 3 других аккорда, например, трезвучие от нот Ля, Ре, Ми:

То можно сыграть еще много замечательных песен, как эти:

  1. Цыганочка
  2. А. Пугачева «Миллион алых роз»
  3. Народная песня «Коробейники»
  4. Sex Bomb

https://youtube.com/watch?v=Lfu_qqpkgnE%3F

4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце

На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы.

Есть два способа рисования скрипичного ключа:

  1. начинать со второй линейки и заканчивать крючком;
  2. начинать снизу, с крючка и заканчивать на второй линейке.

Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ.

Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане.

Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию:

Назвать и записать пять нот, которые встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы, возможность перехода в следующую октаву ребенку нужно объяснить.
Назвать и записать пять нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО)

Здесь следует обратить внимание ребенка на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она пишется на добавочной линейке. Ребенок должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и впоследствии сразу ее распознавать.

  1. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся на линейках (ДО, МИ, СОЛЬ и СИ). «До, ми, соль, си – на линеечках сидят» – есть такая попевка-считалочка.
  2. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся между линейками (РЕ, ФА, ЛЯ, ДО).

Таким же образом постепенно (только не в тот же день и не за один раз) можно освоить ноты второй октавы. Слишком сильно торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой не стоит, чтобы не пропал интерес.

Аккомпанемент решает все

От аккомпанемента зависит характер и настроение музыки. Можно сыграть одну и ту же песню по-разному:

https://youtube.com/watch?v=o0MTO2E-HHc%3F

Мелодия не менялась, но вы заметили, что с каждым новым витком, музыка меняла настроение. Обусловлена эта перемена аккомпанементом, который состоит из фактуры и ритма.

Ритм – это череда длинных, коротких звуков и пауз.

Фактура — это способ, которым мы играем — аккордами, арпеджио и так далее.

Перед тем как играть какую-либо музыку, подумайте, какое настроение вы хотите передать? В зависимости от этого выбирайте нужный аккомпанемент. Вот несколько способов которые можно использовать:

https://youtube.com/watch?v=LgZj5au-F94%3F

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: