Композиторы-романтики

Классицизм

Классицизм — течение в художественной культуре европейских стран 17-го начала 19 веков, стремившееся к созданию возвышенных, идеальных, рационалистически четких и пластически завершенных произведений искусства по античным классическим образцам. Представители Классицизма обращались к античным сюжетам, образам и формам с целью воплощения общественно-этических идеалов современности. Художественные образы Классицизма отличались логичностью и ясностью, строгой уравновешенностью и гармоничностью. Новый этап развития Классицизма связан с передовым идейно-художественным направлением эпохи Просвещения (18 век) во Франции и других европейских странах.

Презентация на тему: » Презентация «Романтизм в музыке»» — Транскрипт:

1

Романтизм в музыке Выполнили учащиеся 8 В класса МОУ ЕСОШ 1 Качаева И. и Солодовникова О. Руководитель:Смирнова Т.Н.

2

«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» В.Сухомлинский

3

Романтизм — художественное направление, сложившиеся в конце XVIII — начале XIX века, выступающее против классицизма. Романтизм стремился к изображению идеальных героев и чувств.

4

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, её иррациональность. Заслуга романтиков заключалась в том, что они почувствовали противоречия и дисгармонию общества.

5

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы- романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

6

Наиболее яркими представителями романтической школы композиторов были…. Николо Паганини Ференц Лист Фредерик Шопен Фон Вебер Франц Шуберт Рихард Вагнер Роберт Шуман Джузеппе Верди Мендельсон

7

В России в русле романтизма работали

8

Героем романтической музыки является сильно чувствующая личность. Мир, в котором пребывает такой герой, не соответствует его идеалу, его представлениям о жизни. Поэтому основными в романтических композициях являются темы одиночества… Романтики обращаются к средневековью, идеализируя его.

9

Композиторы романтики не отказывались от классической музыки. Они продолжали развивать лучшие традиции классицизма. И все таки новый стиль имеет свои черты. Они видны в философском взгляде на окружающий мир, в выборе тематики и музыкальных средствах ее выражения.

10

После Бетховена классицизм уступил место романтизму, и Шопен стал один из главных представителей этого направления в музыке.Бетховена классицизм романтизму Фридерик Шопен польский композитор ( )

11

Фредерик Шопен до сих пор является самым гениальным композитором и виртуозом. Он возродил в музыке романтизм и ввел в нее причудливые самобытные ноты. Его произведения пронизаны любовью к родине, ее красотам, людям и обычаям. Именно Шопен определил направление развития романтического пианизма и придал ему импульс, не затухающий до сих пор.

12

Творчество романтиков в каждой стране имеет свою специфику, объясняемую особенностями национального исторического развития. Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодёжи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор живёт и будет жить в мировом искусстве.

Философская основа

Как и любое явление в мировой культуре, романтизм опирался на определенные взгляды в философии. В Германии, откуда направление распространилось по всему земному шару, в качестве такого фундамента выступили работы Готлиба Фихте и Иммануила Канта. Во главе основных учений этого периода стояла проблема творческих возможностей разума. Несмотря на то что вышеназванные труды легли в основу эстетики, с ними постоянно велась полемика, благодаря которой романтическое искусство открывало перед собой все больше возможностей.

Занимавшие прежде ведущие места концепции Бенедикта Спинозы, Джона Локка и Рене Декарта практически сразу отошли на второй план и подверглись жесткой критике. Всепоглощающий рационализм и обожествление человека как существа разумного стали для развивающегося направления неприемлемыми и уступили место воспеванию человека чувствующего.

Столь удачное немецкое направление заметил Кольридж, благодаря которому стиль романтизм проник в Англию и дальше во Францию.

Этапы развития русского романтизма

Периодизация романтизма в России, хотя и условна, но для ориентации определены следующие этапы:

  1. 1801–1815 гг. — начальный (В. А. Жуковский. «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа»);
  2. 1816–1825 гг. — зрелый (вольнолюбивая лирика и чувство разочарования в творчестве Пушкина);
  3. 1826 — 1842 гг. — последекабристский.

Последний период включает расцвет романтизма (главным образом — в творчестве Лермонтова, Гоголя, Тютчева) и его угасание, когда романтические идеи измельчали в сочинениях подражателей, мелких прозаиков и стихотворцев.

Начало романтизму положил В. А. Жуковский, в романтическом ключе писали К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков. Ранняя поэзия Пушкина и сочинения Гоголя также относятся к данному литературному направлению. Вершина романтизма — творчество М. Ю. Лермонтова, называемого «русским Байроном». Завершила романтическую эпоху в отечественной литературе философская лирика Ф. И. Тютчева.

Литературный герой

В литературе мировоззрение романтиков отражено в образе героев. Главное действующее лицо представлено сложной личностью с глубоким внутренним миром и стремлением к свободе. Яркая натура противостояла мрачной реальности. В этом проявлялся образ «лишнего человека» и раскрывалась тема одиночества.

В романтических произведениях авторы призывали восстановить единство человека с природой. Образ «благородного дикаря» иллюстрировал естественную добродетель и чувства. Герой, не испорченный цивилизацией, характеризовался простодушием и самоотверженностью.

Он также мог быть сильной личностью с необузданной энергией. В произведениях такая натура выступала против несправедливого общества, которое она считала «мировым злом». Но судьба таких личностей обычно заканчивалась трагично: им приходилось подчиняться законам мира, чтобы выжить.

Следует отметить, что романтический герой не обязательно выступал положительным персонажем. Это могла быть персона, вызывающая неприятие, однако её личность всё равно отражала тоску по идеальному миру.

Русская музыка XIX век

Эпохой древнерусского музыкального искусства можно назвать период охватывающий более 8 столетий, с момента возникновения русского государства до петровских времен. Развитие русского музыкального искусства до 18-го века происходило преимущественно в 2-х противостоящих областях — народной и церковной. К числу древнейших видов народного искусства принадлежат обрядовые и трудовые песни. Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Русская народная музыка как хоровая так и инструментальная, в те времена не записывалась. Культовое пение записывалось особыми знаками — «знаменами». На протяжении многих веков в русском церковном пении господствовало одноголосие — «знаменный роспев». Но к концу 18-го века нотная запись вытесняет знаменную и возникает стиль «партесного пения». Основными жанрами были кант и хоровой концерт

Хоровой концерт явился важной переходной ступенью от церковной к профессиональной светской музыке

Самой сложной формой русского музыкального искусства 18-го века считается «духовный концерт для хора». Встречаются произведения для 3-х, 6-ти четырехголосных хоров.

16-18 века — период зарождения русского музыкального театра. Из его многочисленных истоков можно выделить опору на традиции хорового пения, использования различных тропарей, кантов. В последней трети 18-го века в России появляется настоящий музыкальный театр.

Решающий перелом во всем укладе русской музыки происходит в 18 веке. Начинает преобладать светская музыка, вводятся современные формы профессиональной музыки — симфонические и камерные концерты, развивается домашнее музицирование.

В последней четверти 18-го века формируется национальная композиторская школа, для которой основными жанрами были комическая опера, лирический романс и вариации на русские темы.

Межвоенный период

Он Робера Шумана, путе из Мозеля (1929) .После Первой мировой войны Эльзас-Лоррейн был возвращён Франции, а Шуман стал французским ценом в 1919 году.

Шуман стал активен во французской политике. В 1919 году он был впервые избран в качестве члена Палаты депутатов по региональному списку и позже занимал пост депутата от Тьонвиля (Мозель) до 1958 года, с междуречьем во время войны. Внёс крупный вклад в драп и парламентский ход повторного введения французского Гражданского и Торгового кодексов французским парламентом, когда регион Эльзас-Лорраин, находившийся тогда под властью Германии и, таким образом, немецким законодательством, вернулся во Францию. Гармонизация регионального закона с французским получила название “Lex Schuman”. Шуман также расследовал и терпеливо раскрепощал послевоенную коррупцию в сталелитейной промышленности Лоррейна и в Эльзасе и на железнодорожных путях Лоррейна, которые были куплены за дерзкую цену могущественной и влиятельной семьёй де эля в том, что он назвал в парламенте “пил “.

Основные черты и принципы

Главная особенность романтизма — это многоликость и разноплановость направления, то есть в зависимости от страны изменялось и его выражение, связанное с национальными чертами. Цель у романтиков была одна (разрушение культа разума, раскрепощение личности в искусстве, томление по идеалу), но способы достижения разные. У каждого был свой идеал и определённая политическая позиция по отношению к общественным проблемам. Несмотря на многоликость направления, общие признаки и характеристики остаются неизменными:

В центре внимание человек и его внутренний мир;
Образ благородного дикаря в исключительных обстоятельствах – маст хэв культурного сезона;
Идея единения человека и природы – основная черта многих книг и картин;
Поклонение идеальному порядку, тяга к мечтательности и оторванности от реальности;
Демократизация: появляются герои из бедных слоев;
Баланс на грани фантастики: мистика становится модной специей к творчеству и разбавляет даже серьезные произведения;
Своеобразие символики: иносказание в тексте или на полотне – хороший тон, а прямота вульгарна;
Активный интерес к национальным мотивам.

В эпоху романтизма античные мотивы начали постепенно заменяться новыми «фишками», хотя общие черты, безусловно, сохранялись.

Романтизм. Наиболее известные произведения

  • № 1: Петр Ильич Чайковский «Лебединое озеро. Танец маленьких лебедей»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 643915

    Под эту музыку в рекламах обожают подпрыгивать упитанные дядьки в балетных пачках. Официально это один из «танцев лебедей» — Allegro Moderato, но все так упорно называли его «танцем маленьких лебедей», что именно под таким названием мелодию знают во всем мире.

  • № 2: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Вальс цветов»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 636899

    Гениальный вальс от гениального композитора. А картинка из гениального мультфильма )))

  • № 3: Николай Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане. Полет шмеля»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 620274

    Очень быстрый, очень сложный, очень известный

  • № 4: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Танец феи Драже»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 618569

    Эта мелодия на Западе считается едва ли не гимном Рождества (интересно, дело в колокольчиках или чем-то другом).

    Что примечательно, в России под Рождество все чаще звучит колокольчик Джингл Белл…

  • № 5: Феликс Мендельсон «Сон в летнюю ночь. Свадебный марш»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 616320

    Вряд ли Феликс Мендельсон мог предположить, что его музыка станет ежедневно звучать в каждом ЗАГСе России.

    Этот известнейший мотив навевает светлые грёзы множеству незамужних дам. Что примечательно, многие неженатые кавалеры боятся его как огня.

  • № 6: Петр Ильич Чайковский «Концерт № 1»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 593608

    Первые аккорды в первой части концерта являются одними из самых узнаваемых в истории музыки.

  • № 7: Рихард Вагнер «Валькирия. Полет Валькирий»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 574519

    По меркам XIX века это была очень грозная музыка, изобразившая полёт ведьм и их боевой клич.

    Однако современные музыканты легко переплюнули Вагнера на этом поприще. Впрочем, я всегда подозревал, что некоторым группам музыку пишет разная нечисть…

  • № 8: Никколо Паганини «Каприс № 24 ля минор»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 533547

    Современные музыканты часто обращаются к этой мелодии. В 1989 году группа «Ария» задействовала фрагмент «Каприса №24» для вступления песни «Игра с огнём», а текст песни обыгрывает миф, будто бы Паганини продал душу дьяволу взамен на скрипичное мастерство.

  • № 9: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Марш»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 451664

  • № 10: Франц Шуберт «Аве Мария»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 420842

    Композиция планировалась как песня «Дева озера», а получилась всемирно известная версия молитвы Ave Maria

  • № 11: Петр Ильич Чайковский «Лебединое озеро. Сцена (Тема Лебедя)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 419633

    Тема Одетты (тема Лебедя) из II действия балета «Лебединое озеро» — самый известный лейтмотив балета

  • № 12: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Китайский танец (Чай)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 411146

  • № 13: Фридерик Шопен «Соната № 2 (Траурный марш)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 402746

    Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 35 — фортепианная соната Фредерика Шопена, закончена в 1839 году, впервые опубликована в 1840 году. Наиболее известна её третья часть — Траурный марш.

  • № 14: Эдвард Григ «Пер Гюнт. В пещере горного короля»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 392064

    В пещере горного короля (норв. I Dovregubbens Hall) — композиция из сюиты норвежского композитора Эдварда Грига на пьесу Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

  • № 15: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Танец Пастушков»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 391633

  • № 16: Петр Ильич Чайковский «Евгений Онегин. Полонез»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 387942

  • № 17: Иоганн Штраус (младший) «Вальс Сказки Венского леса»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 387493

    Один из самых длинных вальсов в мире

  • № 18: Петр Ильич Чайковский «Лебединое озеро. Неаполитанский танец»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 383434

    Всегда думал, что это написал итальянец Верди или Россини, в крайнем случае француз Бизе. Ан нет…

  • № 19: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Па-де-дё. Принц и фея (Адажио)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 381886

  • № 20: Иоганн Штраус (младший) «Вальс На голубом Дунае»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 377604

    Вальс «На прекрасном голубом Дунае» стал символом Вены, и даже более того, ее неофициальным гимном.

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

https://youtube.com/watch?v=ysYEnuPvGFY

Русские писатели-романтики

Некоторые произведения русских поэтов, которые были выпущены в последнем десятилетии XVIII века, относят к раннему романтизму. Писатели отказались от сложившихся в обществе установок и использовали новые черты и элементы в своих произведениях. Главным отличием русского романтизма было то, что он развивался параллельно с классицизмом, причём эти направления противоречили друг другу не так резко, как это было в других странах. Романтики создали много баллад и романтических драм, которые способствовали появлению драматургического стиля в литературе.

В русском романтизме писатели утвердили новую сущность и значение поэзии, которая стала самостоятельной областью искусства. В произведениях выражались высшие стремления и идеалы личности. Поэзия уже не казалась простым и забавляющим развлечением. Этот вид искусства начали воспринимать серьёзно, когда русские поэты начали писать об одиночестве и страданиях главных героев.

Основоположником романтизма в России стал В. А. Жуковский. В этом направлении также писали К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский. Нотки романтизма характерны для ранней поэзии А. С. Пушкина и трудов Н. В. Гоголя. Вершиной этого направления в России считались работы М. Ю. Лермонтова, которого называли «русский Байрон». Философские лирические произведения Ф. И. Тютчева завершили романтическую эпоху в русской литературе.

Романтизм захватил практически все виды искусства, включая архитектуру. Интерес писателей к природе, историческому прошлому своей страны и традициям помог разнообразить мировую литературу новыми жанрами и интересными произведениями. Работы писателей-романтиков заставили общество признать чувства и мысли отдельного человека высшей ценностью жизни.

В середине XIX века романтизм уступил место реализму. Однако до конца этого столетия многие литераторы продолжали писать в жанрах этого направления. К началу XX века сформировался неоромантизм. Это течение в искусстве стало реакцией на реализм и натуралистические тенденции. Неоромантизм продолжил традиции романтической эпохи, отрицая обыденность и обращаясь к иррациональному, но уже на новых, глубоко личных основаниях.

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

Музыкальное искусство эпохи романтизма

Ни одна эпоха до XIX века не подарила миру столько талантливых композиторов и исполнителей и столько выдающихся музыкальных шедевров как эпоха романтизма. В отличие от классицизма, в основе мировоззрения которого лежит культ разума, главное в искусстве романтизма – чувство.

В музыке, как ни в одном другом виде искусства, возможно выразить самые разнообразные чувства и эмоции. Поэтому именно музыка стала главным искусством в эпоху романтизма. Кстати, термин «романтизм» по отношению к музыке впервые употребил выдающийся писатель, художник, композитор Эрнест Теодор Амадей Гофман, жизнь и судьба которого может служить ярчайшим примером судьбы романтического героя.

Краткая биография

  1. 1828 — окончил школу с отличием. Но большой радости он не испытывал. Накануне умер его отец, и юноша лишился поддержки в творчестве. Мать Иоганна настаивала на том, чтобы Шумен шел учиться на юридический факультет. Согласившись с мнением матери, Робер поступает в Лейпцигский университет.
  2. 1829 — переводится в самый престижный университет Германии — университет Гейдельберга. Но доучиться и получить профессию юриста Шумен не смог. Молодой человек уговорил мать принять его решение забрать документы из университета и посвятить свою жизнь творчеству.
  3. 1830 — ушел из университета, вернулся в Лейпциг, где стал брать уроки фортепиано у лучших учителей. Шумен мечтал стать непревзойденным пианистом, но паралич среднего и указательного пальца не дал ему воплотить свою мечту. Проблемы со здоровьем не сильно расстроили Роберта, и он полностью окунулся в музыкальное сочинительство и критику.
  4. 1834 — основал «Новую музыкальную газету», где несколько лет был редактором и публиковал свои статьи. Большое количество работ, написанных Шуманом, были для игры на фортепиано. Зачастую это были «портретные» изобразительные и лирико-драматические циклы из нескольких маленьких пьес, которые были связаны сюжетной линией.
  5. 1838 — решил переехать жить в Вену.
  6. 1839 — вернулся в родной Лейпциг.
  7. 1840 — Роберту Шуману присвоили ученую докторскую степень в университете Лейпцигска. Год был самым богатым на положительные события в жизни Роберта — ученая степень, женитьба, творческий прорыв.
  8. 1843 — преподавал в новой высшей школе музыки Мендельсона.
  9. 1844 — отправился на гастроли вместе с супругой в Москву и Петербург, что обязало прервать преподавание. В России приняли очень радушно Роберта и Клару. Им запомнилось больше всего богатство Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге. По приезду домой, Роберт решил посвятить полностью себя музыке, перестал вести газету.
  10. 1844 — переехал вместе с супругой в Дрезден.
  11. 1850 — получил приглашение из Дюссельдорфа, где его звали занять место городского директора музыки. Роберт написал много композиций, например, «Рейнскую симфонию», «Мессинскую невесту», возглавлял симфонический оркестр.
  12. 1853 — начали конфликты с оркестром и не продлили контракт с композитором. Уехал путешествовать в Голландию, где стали сильнее проявляться его психическая болезнь. По приезду в Германию, его здоровье только ухудшалось и ухудшалось.
  13. 1854 — решил покончить жизнь самоубийством, сбросившись с моста в реку, но его успели спасти. Шумана поместили в психиатрическую лечебницу, где его навещали родные и друзья. Но позже медики заметили, что встречи с близкими негативно влияют на состояние композитора и запретили им приходить.
  14. 1856 — умер от полного истощения организма, отказавшись от еды и воды, страдая от галлюцинаций. Вскрытие коры головного мозга после смерти показало, что именно здесь находилась причина болезни. Переполненные кровеносные сосуды, настолько утолщились, что породили новую костную массу, которая своими острыми концами прорвала мозговой покров.

Роберт Шуман в 1850 г.

Философия

Революции, бурное развитие капитализма и перевороты кардинально изменили мировоззрение людей. Толпа стала воспринимать жизнь как игру, где нет места никому, кроме победителей и побежденных. В этой позиции уже ощущался дух романтизма, главной идеей которого была именно борьба человека с обществом, бесконечная игра одиночки с окружением, которое его не принимает. В романтических произведениях очень часто изображались такие герои-бунтари, ведущие свою игру против рока и судьбы. Это обреченная на провал драка против всех, но в этом можно увидеть трагический героизм непримиримого духа, мечту и ее победу над реальностью.

Суть романтизма основывалась на признании ценностей духовно-творческой жизни каждого человека и естественных прав личности, вне зависимости от ее статуса и богатства. Это было частью демократического движения в Европе, которая теряла королей и приобретала новых героев: авантюристов без рода и племени, которые добились своего ценой противостояния.

Русские писатели-романтики

Некоторые произведения русских поэтов, которые были выпущены в последнем десятилетии XVIII века, относят к раннему романтизму. Писатели отказались от сложившихся в обществе установок и использовали новые черты и элементы в своих произведениях. Главным отличием русского романтизма было то, что он развивался параллельно с классицизмом, причём эти направления противоречили друг другу не так резко, как это было в других странах. Романтики создали много баллад и романтических драм, которые способствовали появлению драматургического стиля в литературе.

В русском романтизме писатели утвердили новую сущность и значение поэзии, которая стала самостоятельной областью искусства. В произведениях выражались высшие стремления и идеалы личности. Поэзия уже не казалась простым и забавляющим развлечением. Этот вид искусства начали воспринимать серьёзно, когда русские поэты начали писать об одиночестве и страданиях главных героев.

Основоположником романтизма в России стал В. А. Жуковский. В этом направлении также писали К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский. Нотки романтизма характерны для ранней поэзии А. С. Пушкина и трудов Н. В. Гоголя. Вершиной этого направления в России считались работы М. Ю. Лермонтова, которого называли «русский Байрон». Философские лирические произведения Ф. И. Тютчева завершили романтическую эпоху в русской литературе.

Романтизм захватил практически все виды искусства, включая архитектуру. Интерес писателей к природе, историческому прошлому своей страны и традициям помог разнообразить мировую литературу новыми жанрами и интересными произведениями. Работы писателей-романтиков заставили общество признать чувства и мысли отдельного человека высшей ценностью жизни.

В середине XIX века романтизм уступил место реализму. Однако до конца этого столетия многие литераторы продолжали писать в жанрах этого направления. К началу XX века сформировался неоромантизм. Это течение в искусстве стало реакцией на реализм и натуралистические тенденции. Неоромантизм продолжил традиции романтической эпохи, отрицая обыденность и обращаясь к иррациональному, но уже на новых, глубоко личных основаниях.

Известные представители направления

Первыми представителями романтизма стали писатели и философы Йенской школы в Германии: В. Г. Ваккенродер, братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. Философия направления была отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. В дальнейшем немецкие романтики тяготели к мифологии и сказкам, что выразилось не только в работах братьев Гримм, но и в трудах Э. Гофмана. Г. Гейне тоже начинал своё творчество в рамках романтизма, однако позже раскритиковал это направление.

Развитие литературы в Германии повлияло и на английских поэтов Кольриджа и Вордсворта, которые относились к Озёрной школе. Когда они познакомились с философией и чертами романтизма, то установили свои рамки для этого художественного метода. Западноевропейские романтики интересовались проблемами общества. В своих произведениях они воспевали природу и простые чувства, а также критиковали современное буржуазное общество. Яркие представители английского романтизма:

  • Д. Байрон;
  • П. Шелли;
  • У. Блейк;
  • Д. Китс.

Среди французов, которые писали в романтическом стиле, следует отметить В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санда, А. Дюма, Ф. Шатобриана и А. Ламартина. Писатель Стендаль тоже относил себя к романтикам, но он понимал новое направление иначе. Он выбрал реалистичное исследование характеров и поступков людей. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности. Он считал, что она привносит в искусство элемент субъективизма, когда литературные произведения должны быть просты и понятны читателю.

Также было много достойных писателей-романтиков в США. Самыми популярными считаются Э. По, У. Брайант, Н. Готорн, Г. Лонгфелло, В. Ирвинг, Ф. Купер и Г. Мелвилл.

Музыкальный язык композиторов-романтиков

Синтез искусств, воспетый романтиками, повлиял на средства музыкальной выразительности. Мелодия стала более индивидуальной, чутко реагирующей на поэтику слова, а сопровождение перестало быть нейтральным и типичным по фактуре.

Гармония обогатилась невиданными красками, чтобы поведать о переживаниях героя-романтика.Так, романтические интонации томления отлично передавали альтерированные гармонии, усиливающие напряжение. Романтики любили и эффект светотени, когда мажор сменялся одноимённым минором, и аккорды побочных ступеней, и красивые сопоставления тональностей. Новые эффекты обнаруживались и в натуральных ладах, особенно когда требовалось передать в музыке народный дух или фантастические образы.

В целом мелодия у романтиков стремилась к непрерывности развития, отвергала любую автоматическую повторность, избегала регулярности акцентов и дышала выразительностью в каждом своём мотиве. А фактура стала настолько важным звеном, что её роль сравнима с ролью мелодии.

Послушайте, какая замечательная мазурка есть у Шопена!

История возникновения и определение

Грандиозные исторические события в конце XVIII века сначала обрадовали европейское общество, которое боролось за равенство и свободу. Однако через какое-то время люди разочаровались в новой культуре. Мир уже не представлялся идеальным и справедливым. Во всех сферах жизни начали появляться противоречия и контрасты. Творческие натуры говорили о духовном опустошении личности.

В начале XIX века философы открыто выражали сомнения в идеальности преобразованного мира. Они пытались осмыслить происходящее и в то же время уйти от действительности, что привело к формированию нового идейного направления — романтизма. Это определение возникло в Германии. С 1798 года немецкие писатели стали применять новое понятие в своих произведениях.

Слово «романтизм» происходит от французского romantisme, что в переводе означает «романтика», «романтичный». В XVIII веке понятие использовали, чтобы описать что-то странное и фантастическое. Именно эти слова отражали суть новой эпохи.

Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Писатели отошли от культа разума к культу чувств. Между классицизмом и романтизмом был плавный переход в виде сентиментализма. В этом направлении чувства становились рациональными и естественными. Сентиментализм стал своеобразным истоком романтизма, представители которого пошли дальше и полностью погрузились в свои размышления. Романтики нередко замыкались в себе и своих переживаниях.

Целью нового направления было изображение внутреннего мира человека. Романтики, разочарованные настоящим, начинали искать духовную опору в истории. В этом им помогали мотивы прошлого, культурные традиции, народная жизнь, песни и сказания. Романтизм также стал жанром живописи. Выбравшие это направление художники обычно изображали на картинах человека и разбушевавшуюся стихию. С помощью музыкальных средств композиторы выражали глубину и богатство внутреннего мира личности.

Средневековье

Основу музыкальной мысли средневековья составляет Григорианский хорал, который, образуя базу всей церковной католической музыки, складывается в результате отбора и переработки римской церквью множества местных христианских песнопений.

На рубеже 6-7 веков культовые напевы при непосредственном участии папы Григория 1 были окончательно канонизированы и строго распределены в пределах церковного года. Григорианский хорал исполнялся профессиональными певцами. После освоения церковной музыкой многоголосия, Григорианский хорал остался тематической основой (cantus firmus) полифонических культовых произведений (месс, мотетов и др.).

Временные рамки

Прежде чем определять основные черты романтизма, следует разобраться в том, когда же он был основным направлением в искусстве. Эстетика, характерная для этого периода, возникла в результате реакции на строго нормированный классицизм. Если говорить о временных рамках, стиль романтизм возник и утвердился во второй половине 18-го века. Как и другие направления, рассматриваемое нами начало формироваться в Европе, а именно в Германии, откуда распространилось на Англию, Францию, Италию и в конце концов Америку. После того как эстетика романтизма сформировалась окончательно, направление распространилось практически по всему миру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: