Как научиться играть на губной гармошке?

Урок 2-2

Тема урока: Обучение интонированию звукоряда диатонической гармоники.

Задание урока

  • Внимательно посмотрите урок.
  • Скачайте десять файлов приложения к уроку
  • Отработайте и запишите упражнения, сыгранные на  каждой дырке вашей гармоники под предоставленные файлы (играя одновременно со звучанием этих файлов), предварительно запустив соответствующий номеру дырки файл, пропевая и проигрывая звучащие ноты, попадая в унисон со звучанием нот файла
    • Пропеть и проиграть ноты для каждого приведенного файла на соответствующих дырках губной гармошки.
    • Записать 10 файлов. На записи в каждом файле:
      • 1 пустой такт для привыкания исполнителя к темпу
      • 4 такта (1 такт = 4 удара метронома) слушаем ноты, готовимся их петь
      • 8 тактов пропеваем ноты (произносим слог “Ма” на каждую ноту, в унисон)
      • 2 такта готовимся играть на гармошке – берем гармонику, проверяем постановку рук и амбушур
      • 8 тактов играем ноты на гармошке вместе с фортепьяно (мягкий старт каждой ноты – ее  выведение по громкости – додержание – смена дыхания без поддергивания)
      • 8 тактов играем ноты без сопровождения фортепьяно, ориентируясь и попадая в метроном (мягкий старт каждой ноты – ее  выведение по громкости – додержание – смена дыхания без поддергивания)

Как играть соло на губной гармошке 12-тактового блюза?

Мне нравится думать о музыке как о языке. Точно так же, как вы должны учить словарный запас, когда хотите выучить иностранный язык, вы такжедолжны выучить музыкальный словарь любого музыкального жанра, который вы хотите играть, чтобы эффективно общаться.

Мне смешно, как некоторые люди так сильно хотят «быть оригинальными», что не хотят играть то, что играли другие люди. Можете ли вы представить себе человека, который не хочет использовать слово, потому что его используют другие люди?

Дело не только в слове, но и в эмоциональности голоса, в тоне голоса, в громкости голоса и, самое главное, в общей истории, котораярассказывается, и все это заставит вас «звучать как вы». Не верьте лжи о том, что изучение словарного запаса сделает вас «неоригинальным».

Импровизация блюзового соло на губной гармошке похожа на рассказ истории. Великие истории имеют начало, середину и конец. У великих историй есть кульминация. То же самое и с отличными блюзовыми соло на губной гармошке: вы можете использовать словарный запас, которому я научу вас здесь, чтобы рассказать отличную историю, когда придет ваша очередь играть соло.

Я научу вас трем простым фразам, которые вы можете использовать для создания потрясающего соло, а затем дам каждой название: «Вопрос», «Ответ» и «Трель».

Примечания о гармонике соло

1-й припев> 1-я 4-тактная фраза

Соло начинается перед первой долей первой 4-тактовой фразы формы (сразу после 3-й доли отсчета). Вопрос играется так, что последняя нота попадает прямо на долю 1 и удерживается долго. Далее прекрасный звук тишины. Начало соло — это особенно хорошее место, чтобы оставить пространство, чтобы вы могли создать волнение во время соло. После пробела я как бы соскальзываю в «Ответ», начиная тихо и становясь громче, а затем… большепространства! Наконец, я играю основную ноту чарльстонского ритма, как мы это делали ранее в разделе аккордов.

1-й припев > 2-я 4-тактная фраза

Вопрос воспроизводится снова, причем самая высокая нота заканчивается на первой доле 2- й 4-тактовой фразы, но на этот раз я играю верхнюю ноту дважды, оба раза сгибая ее. Помните, если вы не можете наклониться, просто скажите «ой». Тогда больше места! (Вы обнаруживаете закономерность?) Еще два раза на той же ноте «ой…ой», а затем «Ответ». После большего пространства я играю основную ноту в вариации чарльстонского ритма.

1-й припев > 3-я 4-тактная фраза

Вопрос воспроизводится снова, переходя в 3-ю фразу, точно так же, как и в 1-ю фразу, за исключением того, что я играю первую ноту дважды, а затем…больше места! Затем я как бы соскальзываю в «Трель», задерживаю ее на некоторое время и заканчиваю, играя «Ответ» и повторяя последнюю ноту.

В этом соло я использовал формы гласных «ой», но вам может показаться, что «у-ва» работает лучше. Большинство людей изгибаются, поднимая заднюю часть языка в положение, в котором он находится, когда вы говорите «кк». Суть в том, что The Trill и The Question можно играть вообще без изгибов. Для ответа, если вы еще не можете согнуться, попробуйте сказать «и-а-а» или «уа-оу» на рисунке 4 и используйте то, что вам больше нравится на ощупь/звук/на вкус!

Воспроизведение отдельных нот (лучший способ, использование блокировки губ)

Если вы пропустили последний раздел, вернитесь и проверьте его, потому что сохранение красивой расслабленной верхней губы с губной гармошкой глубоко внутри нее и раскрытой нижней губой с губной гармошкой внутри нее — это ваша основа для успеха.

Теперь давайте попробуем сыграть одну ноту, дующую на 4-е отверстие. Ваша нижняя губа сделает это за вас, если вы слегка соберете уголки рта так, чтобы нижняя губа изогнулась. Стороны его заканчиваются тем, что блокируют отверстия 3 и 5, так что все, что мы слышим, — это приятная четкая одиночная нота. Вы можете думать об этом как о полусморщенной губе, потому что ваша нижняя губа изгибается, но ваша верхняя губа просто остается расслабленной, а губная гармошка находится глубоко под ней.

Если вы вынете губную гармошку изо рта, ваши губы должны выглядеть так:

Теперь посмотрите на изображение ниже, вы никогда не захотите выглядеть так, когда играете на губной гармошке:

На первом снимке мои губы расслаблены, я сближаю уголки рта, челюсть также опущена и расслаблена.

На втором фото мои губы сжаты, челюсть сжата, а глаза косятся, потому что я очень стараюсь! Помните, не старайтесь больше, старайтесь легче!

Я хочу еще раз подчеркнуть, что ваша верхняя губа не участвует в выделении ноты. Он просто сидит там, наверху, весь прохладный и расслабленный, сохраняя хорошее воздушное уплотнение на губной гармошке из-за того, что губная гармошка находится глубоко внутри нее, и он просто плывет туда наверху, двигаясь вперед.

Если вы не уверены, берете ли вы одну ноту, вы можете буквально закрыть пальцами отверстия 3 и 5 и подуть в губную гармошку, чтобы четко слышать, как она должна звучать, например:


Звук одной ноты

Кто такие харперы?

В английском языке слово харп означает продолговатое отверстие с десятью отверстиями, из которого человек может извлекать различные мелодичные звуки. То есть харп – это губная гармоника, а харперы – это люди, которые всерьез увлекаются игрой на них.

Главный плюс гармоники – это то, что ее легко всегда носить с собой и играть в любом месте и ситуации. С помощью губной гармоники можно исполнять множество разнообразной музыки: и тягучий блюз, и романтический джаз, и энергичные фолк и кантри.

Губная гармоника может быть как главным инструментом, так и аккомпанементом для других. Игру на губной гармонике можно освоить всего за 3 месяца, а уже со второго или третьего занятия научится играть полноценные мелодии и композиции. Успехов!

Как научиться играть одну ноту, блокировка языком и губами

Чтобы научиться играть мелодии на гармошке, нет необходимости пользоваться элементарным методом блокировки дырочек указательными пальцами, чтобы произвести один звук. Вместо этого вы будете пользоваться тремя способами, т.е. техниками — способами постановки языка и губ, относительно гармошки: свист, блокировка языком, u-образная блокировка.

Техника воспроизведения одной ноты

Чтобы ее воспроизвести, необходимо:

  • Сожмите губы так, как будто вы свистите.
  • Прижмите гармошку к губам, и сохраните принятое до этого положение губ. Ваши губы должны быть сжаты, но не напряжены.
  • Определите пятую дырочку на гармонике, сфокусируйте на данной области губы, сделайте вдох и выдох. Направляйте поток воздуха от диафрагмы, через сжатые губы и прямо в пятую дырочку. Если ваши губы находятся в правильной позиции, то вы услышите чистый звук, который будет издавать только одна нота.

Сначала, покажется трудным произвести звук только одной ноты при помощи таких действий, но с практикой, будет становиться все легче и легче. После того, как у вас получится производить отдельные ноты, попробуйте играть мажорные гаммы вверх и вниз. Каждый раз, когда вы играете отдельную ноту, сохраняйте прежнее положение губ, при этом передвигая гармонику.

За и против этой техники:

За Против
  • Это самый легкий способ для новичков научиться играть короткие мелодии, которые состоят из отдельных нот.
  • Этот способ освобождает язык, чтобы в будущем использовать такой приём для различных эффектов, например «бендинг».
  • Звуки, которые издаются путём сморщивания губ, не звучат так плотно и звонко, как звуки, которые издаются при помощи метода блокировки языком.
  • Очень трудно найти правильную позицию для гармоники, в таком положении, чтобы добиться хорошего звука.

Метод блокировки языком

Для блокировки языком, используются губы и язык. Они изолируют отверстия от произведения звука. Опытные гармонисты, именно за этот приём блокировки, так как это самый легкий способ перестроиться с одной ноты на аккорд.

Чтобы создать блокировку языком необходимо:

  • Возьмите гармонику в губы. Она должна находиться настолько глубоко, на сколько это возможно, при этом позволяя вам нормально дышать.
  • Сделайте так, чтобы ваши губы покрывали 4 дырочки (1-4).
  • Высуньте язык, прижмите и отодвиньте его в угол, так чтобы он закрывал 1-2-3 отверстия. Создайте свободное для воздуха место вокруг четвертого отверстия правым краем губ.
  • Вдохните и выдохните. В данной позиции языка, воздух пройдет только через незакрытое отверстие. Если вы попробовали произвести такой звук, но он у вас не получился чистым, то расслабьте язык, и попробуйте еще раз. Если не получилось и в этот раз, то сузьте губы так, чтобы язык закрывал только два отверстия.

За и против данной позиции:

За Против
  • Это наиболее эффективный способ перепрыгивать с отдельно звучащих нот, на аккорды.
  • Так как гармоника находиться в крепко прижатом положении в губах, она издает очень хороший звук.
  • Гораздо труднее научиться воспроизводить одну ноту при помощи блокировки языком, чем сжиманием губ.
  • Очень тяжело применять такой метод блокировки звука, при использовании такой техники как «бендинг».

U-блокировка

Такой метод требует, чтобы вы свернули язык буквой. Затем вы используете правую и левую сторону вашего языка, для блокировки крайних отверстий. Этот метод включает в себя предыдущие методы: технику воспроизведения одной ноты при помощи губ и метод блокировки языком.

Гармонику необходимо поместить между губами, языком образовать. Такая позиция языка увеличивает поток воздуха и звук, который производится, в результате становиться более звонким. Если у вас не получается использовать технику блокировки языком, то стоит попробовать воспользоваться этой.

  • Поместите гармонику между губами. Чтобы использовать ?u? блокировку, не стоит помещать гармонику так глубоко, как при блокировке языком. Ваши губы должны покрывать 3 дырочки.
  • Поместите кончик языка в то отверстие, какое хотите сыграть.
  • Образуйте букву «u» при помощи языка, так чтобы его края блокировали дырочки справа и слева, а центральная дырочка была открыта.
  • Вдохните и выдохните в 5-ую дырочку.

За и против такой техники:

За Против
  • Но не так то просто пытаться произвести звонкие звуки.
  • Играть аккорды проще при блокировке языком, нежели u-образной.

Разновидности губных гармоник

Если вы решили освоить этот музыкальный инструмент, то вам необходимо определиться с тем, какую гармонику нужно приобрести. Существует несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга. Чем? Давайте разбираться.

Диатоническая гармоника

Диатоническая губная гармоника является самой популярной разновидностью данного инструмента, потому что на ней можно играть музыку практически в любом музыкальном стиле. Звук ее очень насыщенный и «густой».

Диатоническая гармоника

Гармоника этого типа имеет диатонический строй без полутонов. Для сравнения можете представить себе фортепиано, клавиатура которого имеет только белые клавиши. Таким образом, нужно овладеть определенными техниками, чтобы достойно играть на ней. Диатонические губные гармоники имеют диапазон от 1 до 4 октав. Именно такой инструмент лучше всего подходит для обучения и просто идеален для исполнения блюзовой музыки.

Хроматическая гармоника

Хроматические губные гармоники, в отличие от диатонических, позволяют воспроизводить все 12 нот в октаве, включая полутона. То есть снова проводя аналогию с фортепиано, вы играете на всех клавишах – и черных, и белых.

Научиться играть на ней сложнее

Например, для игры сложных музыкальных произведений на хроматической гармонике важно иметь хороший навык игры на диатонической, музыкальное образование и уметь читать ноты с листа..  

 

Хроматическая губная гармошка

В хроматической гармонике предусмотрена возможность только сольного исполнения всех нот гаммы в пределах трех октав (включая полутона). Именно возможность точного попадания в одиночные ноты сделала гармонику этого вида одним из любимых инструментов джазовых исполнителей.

Хроматические гармоники объединяют в одном корпусе две гармоники, переключение между которыми осуществляется использованием специальной кнопки, расположенной на одной из сторон инструмента. При вдувании воздуха в отверстия гармошки вы получаете чистые, полные ноты. Нажимая кнопку, вы перекрываете подачу воздуха на определенные каналы, включая полутона.

Блюзовая гармоника

Блюзовая губная гармоника обычно имеет десять отверстий, в каждое можно играть как на вдох, так и на выдох. На инструментах такого типа можно играть хроматически с помощью специальных приемов — передувов и бендов. 

Блюзовая гармоника

Тремоло-гармоника

Тремоло-гармоника имеет две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроенные относительно друг друга, за счет этого создается тремоло-эффект. На каждую ноту приходится два язычка, в результате чего звук получается более насыщенным.

Тремоло-гармоника

Эта губная гармоника довольно проста, и на ней очень легко научиться играть практически любому даже с минимальными музыкальными способностями. Но нужно помнить, данный вид довольно ограничен в возможностях, что связано с недостающими нотами. На тремоло-гармонике можно играть простые детские мелодии, русские и украинские народные песни, другие композиции.Тремоло-гармоника позволяет интерпретировать мелодии более эмоционально, создавая полновесное звучание.

Октавная гармоника

Октавная гармоника является разновидностью диатонической и представляет собой две звуковые пластины, звучащие одновременно и настроенные точно в октаву относительно друг друга. Это придает большую громкость и иной тембр звука.

Октавная гармоника

Басовая гармоника

В басовой гармонике каждое отверстие играет только на выдох, на каждую ноту приходится по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

 

Басовая гармоника

Аккордовая гармоника

Аккордовая гармоника состоит из двух подвижно закрепленных пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Губной инструмент – гармошка. Модель для начинающих: как правильно её выбрать

Какими могут быть губные гармошки

Губная гармошка – язычковый инструмент, который появился в Европе в XIX в. Стремительный рост его популярности случился в США. На гармошке играют блюз, кантри, фолк и музыку других направлений. Производство губных гармоней сосредоточено в Японии, Германии и Китае. Инструмент отличается по таким критериям:

  • материал;
  • тональность;
  • октавные характеристики;
  • качество;
  • профессиональная категория.

Губные гармошки могут предназначаться для любителей и для профессионалов. Вторая категория – редкие, иногда эксклюзивные инструменты. Если говорить о любительских губных гармошках, то они чаще всего делятся на:

  1. Диатонические.
  2. Хроматические.

Первые позволяют играть только основные ноты, вторые – ещё и полутоны (диезы и бемоли).

Визуально отличить два вида можно по специальной клавише сбоку, которая повышает ноту на половину тона. Начинающему, конечно, проще научиться играть на диатонической гармони.

Освоив её досконально, можно без труда перейти на хроматическую. Тональность – один из критериев выбора инструмента. Наиболее распространены гармошки со звучанием в тональности «До мажор».

Отдельные производители выпускают также гармонь в тональности «Соль мажор» и других.

Совет. Для новичков специалисты рекомендуют диатоническую гармошку (10 отверстий) исключительно в тональности «До мажор» (на латинице обозначается буквой «С»).

Губная гармошка может быть изготовлена из дерева, металла и пластика. Каждый из этих материалов имеет свои положительные особенности и недостатки. Например, деревянная чувствительна к влажности и требует большей тщательности в уходе. Однако в хороших руках такой инструмент даёт отличный звук.

Особенности выбора губной гармошки для начинающих

Специфика губной гармони такова, что если вы выберете не ту модель, можете вообще не научиться играть. Новичкам подходят инструменты лишь ограниченного круга брендов.

Неправильно выбранная модель в руках начинающего музыканта может не звучать так, как должна – например, не играют некоторые отверстия, что сразу вызывает подозрение о подделке или браке. Специалисты утверждают: губные гармошки не фальсифицируют, а их устройство не позволяет появляться заводским дефектам.

Зато на рынке полно вполне легальных моделей, которые непригодны для качественного исполнения музыки. Их количество даже среди качественных немецких и японских гармошек достигает 89%!

Внимание! Если у вас не играет 1-2-3 отверстие на вдохе или 7-8-9-10 на выдохе – это издержки неумелой игры, а не свидетельство брака гармошки. Хорошая гармонь стоит не менее 2 тыс

р. Качественные модели предлагают:

Хорошая гармонь стоит не менее 2 тыс. р. Качественные модели предлагают:

  1. Компания Hohner: Special 20, Golden Melody, Marine Band Deluxe и родственная ей Marine Band Crossover.
  2. Из линейки Seydel подойдут Classic, Silver, Session Steel и 1847.
  3. Пригодны для обучения Suzuki Olive и Manji, а также китайский Easttop T008K.
    Новички могут заблуждаться, рассчитывая, что для обучения подойдет дешевая китайская гармошка. Такие модели музыканты называют куском металла, но никак не инструментом.

Выбирайте инструмент надежного производителя

В процессе покупки гармошки в магазине продуйте каждое её отверстие. Вообще для этого есть специальные меха, но если в отделе они отсутствуют, вам не смогут отказать в продувании ртом.

Отверстия нужно проверить на вдох и выдох. Нежелательны посторонние звоны при звучании. Они не критичны, однако свидетельствуют о том, что язычок цепляется за крышку или плату.

Если вы выбираете гармонь тональности «С», то она должна звучать чисто.

После покупки тщательно ухаживайте за инструментом. Гармонь со временем может расстраиваться, требовать замены гребёнки и выходить из строя. Кроме того, её можно вручную улучшить и тем самым существенно повысить качество звука. Плохая гармонь своим звучанием может отбить всё желание учиться игре на ней, а хорошая станет надёжным другом начинающего музыканта.

Алгоритм обучения

Рассмотрим основные приемы игры на губной гармонике, которые необходимо знать начинающему музыканту.

Одиночные ноты и аккорды

В диатонической гармошке звуковой ряд образован так, что три отверстия, которые располагаются рядом, образуют созвучие. Аккорд на гармошке проще извлечь, чем отдельную ноту.

Для получения одиночной ноты нужно дуть в одно отверстие. Сделать это достаточно сложно, т.к. они расположены очень близко друг к другу. Новички могут действовать двумя путями:

  1. Простой метод, но непрофессиональный – закрыть все отверстия, кроме одного, пальцами.
  2. Правильная методика заключается в правильном положении губ. Их нужно сложить трубочкой так, чтобы воздух при выходе попадал только в одно отверстие, а два соседних были закрыты губами. Если с первого раза не выйдет, надавите на уголки губ пальцами.

Для начала получите нужный звук первым методом, чтобы услышать нужное звучание. После этого старайтесь добиться такого же звука без помощи рук.

Базовые техники и приемы игры

Освоив одиночные ноты и аккорды, можно переходить дальше и познакомиться с основными техниками. Сочетая их между собой, можно сыграть интересные мелодии и превратить обычную песню в яркое представление.

Трель

Чередуются ноты двух соседних отверстий инструмента. Голова покачивается горизонтально и энергично

Очень важно, чтобы сама гармошка оставалась неподвижной, а звук получался только за счет быстрого движения головой вправо-влево

Глиссандо

Глиссандо – скольжение от одного звука к другому. Часто используется для окончания композиции.

Здесь необходимо выбрать ноту и на одном вдохе или выдохе резко провести гармошку на несколько отверстий влево или вправо. В результате должен получиться плавный непрерывный звук.

Часто используется дроп-офф – скольжение гармошки до самого конца.

Тремоло

Звук получается за счет смыкания и размыкания ладоней сзади гармоники. При сомкнутых ладонях получается глухой и тихий звук, а если они открыты – громкий и звонкий.

Бэнд

Этот прием позволяет повысить или понизить высоту ноты. Это получается за счет изменения силы и направления потока воздуха. Обычно воздух идет параллельно накладке, но стоит лишь немного изменить его угол, и нота станет выше или ниже.

Сразу стоит понимать – прием очень сложный, и вам придется потратить многие недели или месяцы, чтобы научиться правильно извлекать звук. Но результат того стоит.

Различия губных гармошек | Лучшие модели для начинающих

Губная гармошка — один из самых популярных духовых язычковых инструментов в мире. Компактная, легкая, на ней  можно играть как сольно, так и в ансамбле, она дарит радость многим людям по всему свету. Уходя корнями в Китай, где был изобретен первый прототип духового органа, в Европе первая гармоника была изобретена  часовым мастером  Христианом  Бушманом в 1821 г.

Разновидности губных гармошек: Существует множество видов губных гармошек, в разных тональностях, но самые популярные из них это: диатонические и хроматические в до-мажоре.

  • Диатоническая —  у этой губной  гармошки  доступны только ноты диатонической гаммы. Несмотря на то что, такая гармошка имеет ограниченный звукоряд, с помощью различных приемов (бендов) можно  извлекать ноты, которые изначально не были заложены в строй губной гармошки. Овладев, этой техникой можно плавно научиться понижать ноты, что очень характерно для стиля блюз. Диатонические губные гармошки очень популярны среди новичков, так как их корпус в основном выполнен из пластика, они стоят относительно недорого и просты в эксплуатации.
  • Хроматическая —  эта гармошка обладает специальным механизмом (слайдером), который и позволяет брать полутона. Таким образом,  на ней можно извлекать все ноты из хроматического звукоряда.  Эти губные гармошки отличаются большими размерами, а количество отверстий достигает  от 10 до 16. Корпус  бывает выполнен  из пластика, или дерева. Чаще всего используются в таких стилях как джаз, блюз, классика.
  • Тремоло и октавная — эти губные гармошки, как правило,  имеют расширенный диапазон нот, и двойной ряд отверстий. У тремоло, один из  язычков настроен чуть выше второго, это и создает эффект  тремоло, звук более полный, а окраска становится слегка “расстроенной”. У октавной же гармошки язычки настраиваются  на одну и тоже ноту, но с интервалом в одну октаву, что придает инструменту эффект  звучания двух губных гармошек одновременно.Используются  для традиционных фольклорных мелодий:  польки, шотландских  мелодий, вальса и др.
  • Минорные и мажорные — как правило, любая губная гармошка имеет свою определенную тональность. Это не всегда удобно,  были придуманы двухсторонние гармошки. Конструкция этих   моделей, такова, что отверстия расположены слева и справа, и музыкант, поменяв сторону, может играть в другой тональности. Максимальное число может достигать шести вариантов.

Были рассмотрены  конструкции наиболее популярных моделей использующихся на сегодняшний момент.

Советы и уход: начинающим харперам (исполнителям на губной гармошке), подойдет диатоническая губная гармошка в C-до мажоре. Эта тональность наиболее удобна для изучения произведений, так как большинство самоучителей написано под эту тональность. Гармошка должна быть с пластиковым корпусом, он не разбухает как дерево, его не нужно пропитывать воском и  он не пропускает звук.

Если же вы решитесь на деревянный корпус, стоит рассмотреть губную гармошку Marin Band Crossover,ее резонатор выполнен из бамбука, и в отличие от груши оно не разбухает со временем. Обычно платы крепятся винтами к крышкам и со временем их можно разбирать и аккуратно чистить язычки от пыли и грязи.

Покупая детскую или дешевую гармошку, вы обрекаете свои легкие на не легкий труд с этими “тугими” инструментами.

Фирмы и модели: Наиболее популярным производителем губных гармошек во всем мире является фирма HOHNER. Наименее популярные Suzuki,Seydel.

Популярные модели:

Аккорды и приемы игры

Аккорды – это несколько нот, звучащих одновременно. На губной гармошке аккорды берутся за счет вдоха или выдоха не в одно отверстие, а сразу в несколько. При этом нужно учитывать, что игра только аккордами практически не используется.

Трель – это быстрое чередование двух духовых отверстий. Изначально трель появилась, как подражание птичьему пению. Для исполнения трели на гармонике нужно энергично перемещать инструмент между губами вправо-влево. При этом приеме можно двигать головой, главное, чтобы было четкое чередование двух звуков с одинаковым временным интервалом.

Глиссандо – это скольжение от ноты до ноты, часто на большом расстоянии друг от друга. Данный прием регулярно используется в джазовой музыке. Звучит глиссандо эффектно и исполняется достаточно просто: нужно выбрать ноту, с которой планируется начало и затем резким движением переместить инструмент вправо или влево.

Тремоло – еще один прием, схожий по своему звучанию с трелью, только в этот раз игра идет не с разными звуками, а с громкостью. Гармошка держится в левой руке за «заднюю» часть инструмента. Правая рука в это время максимально закрывает инструмент сверху, ладони рук должны быть прижаты друг к другу. При отклонении ладони правой руки назад происходит изменение звука.

Бенд – прием, с помощью которого можно повысить или понизить ноту. Прием трудный, если он не получается сразу – не стоит расстраиваться. Для изучения бенда нужно поэкспериментировать с углом струи воздуха, попадающего в отверстие инструмента. Обычная нота берется при условии, что поток направлен прямо. Бенд – это воздух, идущий по диагонали. 

Блокировка языком – наиболее сложная техника звукоизвлечения, поэтому приступать к ней лучше всего, когда вы сможете научиться играть на губной гармошке очень хорошо. Данный метод игры помогает быстро и точно перемещаться между отверстиями и гарантированно попадать в них, не задевая соседние. Суть техники tongue blocking заключается в том, чтобы закрыть языком два левых отверстия (если брать аккорд, то три). В результате получается звук, похожий на бульканье, как призвук

По-прежнему важно следить за чистотой каждого одиночного звука. 

И желаем успехов каждому, кто решит научиться играть на губной гармошке. Несмотря на простоту освоения, все же потребуется потратить некоторое время в самом начале пути, а уже дальше вы легко сможете овладеть этим небольшим духовым инструментом с красивым звучанием. 

Автор текста: Николай Емцев

Отредактировано: харпер Алекс Соловьев, артист Hohner

Рекомендуем: Интервью с Алексом Соловьевым

Как играть на губной гармошке минорный блюз

·

Эту статью мы хотим посвятить одной из самых красивых позиций игры на губной гармошке. Ее называют третьей позицией. Играя на гармошке «до мажор» вы сможете играть в тональности «ре минор».

Третья позиция, на самом деле, намного богаче и красивее, чем популярная и привычная всем «вторая позиция» на губной гармошке. Многие начинающие гармонисты, которые более-менее научились играть во второй позиции, на этом останавливаются и ленятся осваивать новые горизонты, а очень зря. К тому же, здесь нет ничего сложного.

В третьей позиции на губной гармошке очень хорошо играются все минорные блюзы, джаз, в этой позиции приятно слушается качественная популярная музыка, к примеру «Sting».

А начнем мы освоение этой позиции на губной гармошке тоже с блюзовой гаммы. В третьей позиции нам доступны полноценные две октавы, что и делает её богаче, чем игра во второй позиции.

Блюзовая гамма в третьей позиции на губной гармошке (т.е. в тональности «ре минор) выглядит так:

Гамма в среднем и верхнем регистре: -4-5+6-6’-6+7-8.

Блюзовая гамма в третьей позиции в нижнем регистре: -1-2”-2-3”’-3”+4-4.

Как и для второй позиции, мы распишем основные паттерны, которые чаще всего используются при импровизации в третьей позиции.

Первый паттерн:

Основным звуком в этой позиции является нота «ре», то есть первое и четвертое отверстие на вдох. А это значит, что как четверка на вдох, так и единица будут звучать очень хорошо, при игре в этой позиции. Также можно побендить эти ноты.

Итак: -4 и -4’, а также -1 и -1’.

Второй паттерн:

Добавим еще очень красивые ноты, которые всегда хорошо звучат, когда мы играем, например, минорный блюз в третьей позиции в тональности «ре минор»: -6 и -6’

Третий паттерн:

Заметьте, что в этой блюзовой гамме, как и во второй позиции, присутствуют четвертое и пятое отверстие на вдох, а это значит, что трель на этих отверстиях тоже будет очень выигрышно звучать в вашей игре.

Четвертый паттерн:

И еще один очень красивый паттерн, который всегда будет отлично звучать при игре минорных композиций, в том числе и минорного блюза. Для этого вам необходимо «потоптаться», покрутиться в нижнем регистре на следующих нотах: +1-1-2”-2.

А теперь предлагаем аудио пример с последующим описанием, какие паттерны мы здесь использовали.

 Комментарий к аудио примеру:

 Первый квадрат:

Единица (первый паттерн)
Четверка (первый паттерн)
Трель (третий паттерн)
Шестерка (второй паттерн)
Четверка (первый паттерн)
Трель (третий паттерн)
Потоптались внизу (четвертый паттерн)
Четверка (первый паттерн)
Шестерка (второй паттерн)

Второй квадрат:

Пример того, как можно отрабатывать блюзовую гамму в третьей позиции на губной гармошке под минус. Сначала мы сыграли гамму в среднем и верхнем регистре: -4-5+6-6’-6+7-8 и обратно, а затем блюзовую гамму в в нижнем регистре: -1-2”-2-3”’-3”+4-4 и сверху вниз.
Небольшая импровизация нотами блюзовой гаммы.

Третий квадрат минорного блюза:

Пример импровизации с использованием исключительно нот блюзовой гаммы, а также вышеописанных паттернов игры в третьей позиции.

А для того, чтобы вам легче было осваивать игру на губной гармошке в третьей позиции, предлагаем вам два минуса. Один медленный, а второй в среднем темпе.

  1. Медленный минус
  2. В среднем темпе

 Успехов вам в этом!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: