«Русский след»
В 2002 году BLACKMORE’S NIGHT впервые выступили в России и обнаружили здесь такую благодарную публику, что стали наведываться регулярно. Это нашло отражение и в творчестве коллектива, хотя к русской классике дуэт обращался ещё до этого. Например, одна из самых бодрых песен дебютного альбома — «Writing On The Wall» («Надпись на стене») — открыто цитировала мотивы из «Лебединого озера» Чайковского.
А грозная «Gone With The Wind» («Унесённая ветром») из 2-го альбома обращалась уже к классике советской. Конкретно — к песне Л. Книппера «Степная кавалерийская» 1933 года, более известной под названием «Полюшко-поле». Ну, а мне ещё и вступительные трубы напомнили хит EUROPE «The Final Countdown»…
После концертов в России русские мотивы стали появляться ещё чаще. Лично меня особенно повеселила «Toast To Tomorrow», в которой без труда узнаётся мелодия русской народной песни «Виновата ли я…».
Есть в репертуаре BLACKMORE’S NIGHT и оригинальная песня с таким родным названием «Troika».
Да и «All Our Yesterdays» звучит, как настоящая русско-цыганская плясовая.
https://youtube.com/watch?v=G8gCGcSlRuw
Недаром в интервью Кэндис говорила, что чувствует генетическую связь с Россией (её предками были евреи-эмигранты из Российской империи), а Ричи шутил, что в одной из прошлых жизней был русским бандитом. На недавнем концерте RAINBOW в Питере он даже неожиданно «Калинку-малинку» спел…
Песни из прошлого
О том, как и когда он увлёкся средневековой музыкой, сам Блэкмор рассказывал по-разному. То говорил, что был очарован ей ещё в детстве. То относил увлечение к середине 1960-х, когда посетил немецкие замки и услышал там местные народные песни. То называл 1971 год, когда увидел по каналу BBC сериал «Жёны Генриха VIII».
Так или иначе, старинные мотивы стали проглядывать уже в песнях DEEP PURPLE (Ричи всерьёз говорил о «средневековой модальной шкале» в риффе «Smoke On The Water»). Ну, а в RAINBOW фэнтези-антураж (к которому питал слабость и вокалист Дио) проявился уже вовсю — пусть пока и в «хард-упаковке».
Обложка диска «Dancer And The Moon In Guildford»
Например, на первом альбоме мы можем услышать, наверное, самую энергичную версию знаменитой баллады XVI века «Greensleeves» («Зелёные рукава»). К тому времени песня существовала уже в сотнях разных вариантов — недаром её называют одной из самых навязчивых. «Зелёные рукава» разучивали в музыкальных училищах, играли симфонические оркестры и записывали такие поп-исполнители, как Мэрианн Фейтфул, Элвис Пресли (под названием «Stay Away»), Оливия Ньютон-Джон etc.
Впервые Ричи обратился к этой балладе ещё в RAINBOW. На дебютном альбоме группы можно встретить песню со знакомым названием «Sixteenth Century Greensleeves». Ну, а теперь, значит, Блэкмор решил воспроизвести оригинал.
По легенде, текст «Зелёных рукавов» сочинил, вышеупомянутый король-многожёнец Генрих VIII, когда ухлёстывал за строптивой Анной Болейн. Однако специалисты в этом сильно сомневаются. Баллада впервые документально зафиксирована лишь в сборнике 1566 года (т.е. уже после смерти короля) и вдобавок несёт в себе черты итальянского стиля, до этого в Англии малоизвестного.
Зато авторства другой знаменитой композиции «Pastime with Good Company» у Генриха VIII никто не оспаривает. Считают, что песня была сочинена вскоре после его коронации (1509 г.) и брака с Екатериной Арагонской. Содержание в полной мере соответствует названию — «Досуг в хорошем обществе» — и описывает привычные развлечения феодалов в мирное время. Версию этой торжественной композиции мы можем услышать на 2-м альбоме BLACKMORE’S NIGHT 1999 года.
Творческий подход BLACKMORE’S NIGHT к классике особенно хорошо виден на примере ещё трёх песен: «Fires At Midnight» (2001), «All For One» (2003) и «Darkness» (2010).
Основой для первой послужила мелодия, сочинённая кастильским королём — Альфонсо X. Кэндис сочинила на мелодию текст, а Ричи разукрасил её своим фирменным соло.
Ещё одним примером синтеза харда и фолка стала «All For One». По сути, это была обработка знаменитой бретонской «Песни о сидре», переигранной к тому времени множеством коллективов — от голландцев из BOTS до немцев из SCOOTER (подробнее о её истории можно прочесть здесь). Однако версия BLACKMORE’S NIGHT — у меня до сих пор одна из самых любимых. Ричи и Кэндис лишь немного подкорректировали оригинальный текст, повествующий о дружеской попойке, и окрестили песню мушкетёрским девизом «Все за одного».
Третья песня — «Darkness» — тоже изначально была старинной бретонской мелодией без слов. BLACKMORE’S NIGHT услышали её под названием «Britanish» от немецкой группы DES GEYERS. И снова Ричи сильно поработал над оригиналом, замедлил его темп, а Кэндис сочинила очередные мистические стихи о таинственной темноте.
Автор перевода — Анна Сибуль:
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
19.05.2009 23:51Читать только «Виновата ли я?» и… сектанты!
«Виновата ли я?» и… сектанты!
Казалось бы, причем тут сектанты? какое они имеют отношение к песне? Оказывается, самое прямое!
Эту песню написал композитор Алексей Алексеевич Муравлев для фильма «Тучи над Борском», который был поставлен на «Мосфильме» режиссером В. Ордынским. Фильм вышел на экраны в 1961 году. Не буду утомлять своими сентенциями и передам слово автору.
А.А. Муравлев:
— Важную драматургическую роль в фильме выполняет песня с повторяющимися словами «Виновата ли я?». Вот как она появилась. Один из эпизодов фильма был посвящен переживаниям героини в критический момент ее жизни. Этому эпизоду режиссер придавал особое значение, требовалась и соответствующая музыка. Решая поставленную задачу, я случайно услышал незатейливый напев со словами, как будто специально написанными автором для данного эпизода. Они, как, впрочем, и сама мелодия, идеально соответствовали ситуации, выражая ее смысл и настроение. Взяв за основу запомнившийся мотив, отшлифовав и гармонизовав мелодию, я обработал ее для нескольких мужских голосов и двух гитар. В таком варианте песня и прозвучала в фильме в роковой для его героини момент. Привожу содержание эпизода: школьница, полюбив молодого сектанта, который, ухаживая за ней, склонял ее к вступлению в зловещее братство, стояла однажды на мосту в глубоком раздумье. В это время с борта проплывавшего мимо буксира послышалась замирающая вдали песня. Под влиянием нахлынувших чувств и под впечатлением услышанной песни, запавшей ей в душу, девушка решила связать свою судьбу с сектой (роль девушки замечательно сыграла покойная Инна Гулая).
Браз С.Л. Симфоническая поэма «Азов-гора» Алексея Муравлева. — М.: Издательский дом «Композитор», 2008. — с. 122.
Хотите узнать о чем фильм? Нет проблем. Страницей раньше Алексей Алексеевич рассказывает и собственно о фильме:
— Поводом к его постановке послужил дикий случай, произошедший в конце 50-х годов в одном из провинциальных российских городови получивший широкую огласку: в религиозную секту экстремистского толка, а попросту говоря, фанатиков-изуверов, вовлекли молодую девушку, которая была распята на кресте и погибла. Темой фильма и стала тайная деятельность секты, именующей себя Пятидесятниками, и аналогичный случай, но с более благополучным концом: главную героиню, тоже молодую девушку, в последний момент спас влюбленный в нее комсомолец и вывел сектантов-преступников на чистую воду. Несмотря на относительно счастливый конец, тяжелый осадок от соприкосновения со зловеще-уродливым сектантским миром остался. Мрачное впечатление от него усугублялось контрастом: «черная месса» совершалась на фоне вполне нормальной, естественной иблагополучной жизни добропорядочных горожан города Борска, среди которых много жизнерадостной, умной и нравственно чистой молодежи. И никто не подозревал, что творилось у них под боком…
Там же. — с. 121