Как чиновники запретили, а народ одобрил
Знакомясь с обстоятельствами создания песни «Подмосковные вечера», современный читатель может решить, что композитор остался в истории культуры как автор одного хита. Категорически нет! Соловьев-Седой — эпоха в истории советской песни. Он написал более 400 песен, музыку к кинофильмам.
Многие его песни страна знала наизусть: «Первым делом, первым делом самолеты…», «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат…». А первой песней композитора, получившей всенародную славу, стала «Вечер на рейде», которую он написал в самом начале Великой Отечественной.
Причем сделал это, можно сказать, между делом. В 1941 г. Василий Павлович трудился на разгрузке барж в ленинградском порту. Вечером в момент отдыха он услышал с корабля, стоящего на рейде, звуки баяна. «В эти минуты, — вспоминал Соловьев-Седой, — у меня зародилась идея с описанием этого тихого чудесного вечера, выпавшего на долю людей, которым вскоре предстояло идти в бой». Композитор придумал фразу «Прощай, любимый город!», остальные слова сочинил поэт Александр Чуркин, который в тот день разгружал баржи вместе с Василием Павловичем. Однако чиновники в городском отделении Союза композиторов песню не одобрили, сочтя ее «упадочной и минорной», и разрешения на её исполнение авторы не получили. Но здесь, как в будущем с «Подмосковными вечерами», вмешался случай. Соловьёв-Седой показал песню своим друзьям из Центрального ансамбля Военно-морского флота. И те, разучив ее, под личную ответственность начали исполнять на концертах. Песня сама пробила себе дорогу — к началу 1942 года ее пела вся страна. О популярности песни говорит и тот факт, что на разных фронтах появились её переделанные варианты.
Парашютисты пели:
«Споёмте, друзья,Ведь завтра в полётЛетим мы во вражеский тыл…»
Крымские партизаны подхватывали:
«И ранней порой
мелькнёт за спиной
зелёный мешок вещевой…»
Как одна песня две жизни получила
Василий Павлович был автором музыки ко многим известным советским фильмам. В первую очередь это «Баллада о солдате» (1959) режиссёра Григория Чухрая, где звучала песня Соловьева-Седого «Шёл солдат» на стихи Матусовского. Эта картина в 1960-м получила специальную премию жюри на Каннском фестивале, а в следующие годы к этому прибавилось еще полсотни международных наград. А одна песня Соловьёва-Седого стала музыкальным мотивом для двух фильмов с временным разрывом в полвека. Это произошло с песней «Марш нахимовцев» на слова Глейзарова.
Она звучит в исполнении детского хора:
«Солнышко светит ясное
Здравствуй, страна прекрасная
Юные нахимовцы тебе шлют привет!»
в фильме «Счастливого плавания!» (1949), а через 50 лет, в 1989 г., эта же песня прозвучала в картине режиссера Сергея Соловьева «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви». И, конечно, нельзя обойти музыку композитора в фильме «Первая перчатка», это всем известная «Закаляйся».
Это еще раз доказывает, что мелодии, написанные гениальным композитором Соловьевым-Седым, вне времени. А сам он — народный композитор не по званию, а по призванию. О чем свидетельствуют прижизненные тиражи пластинок с песнями Соловьева-Седова — их вышло 2,5 млн (!) экземпляров.
Хотя заслуженных званий у композитора было множество, он был удивительно демократичен в общении. До конца дней сохранял в себе мальчишеский задор, в письме к друзьям мог подписаться как «Васолов» или нотными знаками: «Фа-си-ля Си-до» (Василий Седой).
История песни
Песня была написана в 1955 году Василием Соловьевым-Седым (1907–1979) и лириком Михаилом Матусовским (1915–1990) по заказу советского Министерства культуры. Из-за типичной русской звучащей мелодии, песню часто считают традиционной народной песней. Песня была впервые записана в 1956 году для документального фильма о Спартакиаде РСФСР с певцом Владимиром Трошиным. Он пел песню для спортивного документального фильма о Спартакиаде в сентябре 1955 года. Сингл был выпущен в 1956 году на монопольном государственном лейбле «Мелодия» и прославился в России многочисленными радиопередачами. В августе 1957 года он выиграл конкурс песни на Московском всемирном фестивале.
Популярность на Западе
Мелодия не доходила до Западной Европы до конца 1960 года. Голландский джаз-бэнд Ян Бургерс и его Новый Орлеан Синкопаторы записали мелодию как «Полночь в Москве» с Питером Босом (труба), Джорджем Каате (тромбон), Бертусом Круйтом (кларнет), Яном Бюргерсом (Фортепиано), Хенк Малдер (банджо), Руди Данкартс (бас) и Куук Грип (ударные) 4 января 1961 года в Амстердаме в качестве инструментальной музыки. Сингл Midnight in Moscow / Shine (Storyville Records A45042) был выпущен в феврале 1961 года. В авторском праве уже была ошибка («народная»), потому что люди считали Midnight in Moscow общедоступной русской народной песней.
С апреля 1961 года Кенни Болл вместе со своими джазменами выступал в студии звукозаписи London Pye Records (ATV House, Great Cumberland Place), чтобы записать LP. Диск получил название Midnight in Moscow от представителей звукозаписывающей компании Pye Records как «демо-запись голландской группы». Состав появился в тех же инструментах, что и голландская модель: Кенни Болл (труба), Джонни Беннетт (тромбон), Рон Уэтерберн (фортепиано), Пэдди Лайтфуд (банджо), Вик Питт (бас), Дэйв Джонс (кларнет) и Рон Боуден (барабаны). На диске немного увеличили темп, тромбонист Джон Беннетт сыграл приглушенный звук с пластиковым горшком в качестве демпфера.
После того, как в сентябре 1961 года была завершена запись альбома, участники решили запустить Single Midnight in Moscow / My Mother’s Eyes (Pye Jazz 7NJ 2049) в октябре 1961 года. Пластинка с таким же названием (Hallmark Records, HMA 212) не была выпущена до декабря 1961 года.
В Великобритании сингл достиг второго места 6 января 1962 года, в США он также достиг номера 2. 8 апреля 1962 года он достиг 1 недели № 1 в Австралии. Было продано 1 миллион копий по всему миру, что сделало его самой успешной кавер-версией песни и самым популярным хитом Ball.
Российские авторы не получали роялти, поскольку Советский Союз не присоединился к мировому соглашению об авторском праве. В 1964 году русская музыкальная радиостанция «Радио Маяк» взяла себе мелодию как заставку и все еще играет ее каждые 30 минут. 15 августа 1961 года Морис Цукерман получил авторское право США. Первоначальная русская версия Владимира Трошина была опубликована «Ориоль Интернэшнл» в сентябре 1962 года.
Как песня попала в «Книгу рекордов Гинесса»
Однако дальнейшая судьба песни показала, насколько для завоевания зрительских сердец важен исполнитель. За кадром фильма она звучала в исполнении актера и певца Владимира Трошина. И если вначале у создателей документальной ленты были сомнения, нужна ли им вообще эта композиция, то, услышав, как ее поет Трошин, решили непременно оставить в картине. А дальше слава песни нарастала лавинообразно. Ее начали ставить на радио, а в 1957 году, на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов, проходившем в Москве в 1957 году, творение Соловьева-Седового стало главным музыкальным хитом. Следующие годы песня триумфально шествовала по планете. В 1958 г. мелодию исполнял известный пианист Ван Клиберн, ее пел американский джазовый певец Луи Армстронг. В 1964 г. радиостанция «Маяк» взяла первые аккорды песни как свои позывные сигналы, а в 1980-м «Подмосковные вечера» были признаны в мире самой популярной русской песней и позднее вошли в «Книгу Гиннеса» как рекордсмен по количеству исполнений.
Варианты исполнения
Всего существует не менее 41 кавер-версии. Во Франции Le Temps du muguet (1959, Андре Клаво) появился как вокальная музыка, Макс Грегер (LP My Favorite Melodies; 1959) сыграл инструментально под названием «Полночь в Москве».
Александра спела русский текст в 1966 году во время своего первого появления на телевидении в шоу Гилберта Беко, ее версия с немецким текстом Джона О’Брайена-Докера (перевод Зигфрида Беренда) под названием «Московские ночи» появилась в 1968 году. Петер Александр (текст: Курт Фельц, 1969) и Иван Реброфф (русский, 1969). В 2008 году Moscow Nights была выбрана российской гимнасткой Евгением Канаевой для ее выступления на Олимпийских играх 2008 года, где она завоевала золотую медаль.
Как вечера подмосковными стали
Судьба «Подмосковных вечеров» удивительна и полна парадоксов.
Начиная с того, что сам композитор относился к своему творению весьма скептически. Недаром песня несколько лет пролежала в столе у него на даче в Комарово под Ленинградом, где, собственно, и появилась на свет. И называлась она тогда «Ленинградские вечера». Написав это лирическое произведение, Василий Павлович о нем благополучно забыл. И вспомнил из практических соображений, когда в 1956 г. ему предложили написать несколько песен для документального фильма по следам 1-й летней Спартакиады народов СССР. Композитор решил использовать уже готовую мелодию. Текст песни, по собственным словам Соловьева-Седого, «состряпал на скорую руку» поэт Михаил Матусовский. В будущем, когда песня стала популярной, Матусовский сильно переживал из-за слов коллеги. А тогда песне пришлось поменять название на «Подмосковные вечера», ведь Спартакиада проходила в столице, а не в Ленинграде. Авторы не возлагали на «Подмосковные вечера» особых надежд.
Впечатления
Словосочетание «Подмосковные вечера» широко используется в настоящее время, без отсылки к песне. В 2018 году по инициативе Максима Дунаевского в Новом Иерусалиме был проведен первый open-air фестиваль «Подмосковные вечера. Лето. Музыка.Музей». Также «Подмосковные вечера» — это название международного театрального фестиваля в городе Мытищи, телевизионного шоу, которое шло на Первом канале в 2016-2017 годах, конгресс в сфере IT (проходит в Домодедово), турнира по конному спорту, агентства недвижимости, ресторана на Рублевском шоссе, гостиницы в Люберцах и многих других объектов.
История песни «Подмосковные вечера»
Нетленный шедевр создан поэтом Михаилом Матусовским и композитором Василием Соловьевым-Седовым ещё в 1955 году. Песня оказалась заказной, поскольку для документального фильма о Спартакиаде народов РСФСР, по замыслу создателей, требовалась лирическая композиция.
Как утверждается в многократно пересказанной с тех пор истории, авторы сочиняли песню на даче в Комарово. Соловьев-Седой предложил взять за основу готовую мелодию двухгодичной давности, а Матусовский на скорую руку набросал слова. Так появилась на свет песня «Ленинградские вечера». Но поскольку звучать ей предстояло на фоне подмосковных кадров, то пришлось внести в текст соответствующие изменения.
Худсовет киностудии воспринят будущий шлягер скептически, но времени было в обрез, поэтому пришлось ее одобрить. Марк Бернес, которому предложили спеть «Подмосковные вечера», отказался, так как ему категорически не понравились слова композиции.
В итоге, первым исполнителем песни стал актер Московского худтеатра Владимир Трошин. Фильм предсказуемо оказался посредственным, а вот песня попала на радио и наделала шороху. Слушатели завалили студию просьбами ставить ее в эфир снова и снова.
Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский о популярности «Подмосковных вечеров» сказал:
В 1957 году песня в исполнении В.Трошина стала визитной карточкой фестиваля молодежи и студентов в Москве. Соловьев-Седой получил Большую Золотую медаль конкурса, заняв первое место.
Исполнители песни
«Подмосковные вечера» подвергались многочисленным аранжировкам в различных жанрах. Самой известной, пожалуй, является джаз-версия Кенни Бола под названием «Midnight in Moscow». Музыка «Подмосковных вечеров» в качестве соло звучит, например, в песне «Shout it Out», которая входит в альбом группы U.D.O. Holy (Германия).
https://youtube.com/watch?v=2SD6qQWxMrM
Песня «Подмосковные вечера» хорошо известна и за рубежом. Ее перепели на английском и испанском, французском и итальянском, шведском и венгерском, китайском и японском, иврите и финском языках.
Для сотен тысяч, а то и миллионов поклонников знаменитой композиции вечера уже стали настолько родными, что они считают их и ленинградскими, и волгоградскими, и минскими, и киевскими. Не это ли пример всенародной искренней любви к песенному произведению?!
Интересные факты
- Мелодия «Подмосковных вечеров» используется как позывные радиостанции «Маяк», а также заканчивала каждый час вещания английской редакции «Голоса России».
- Песня была главной в репертуаре Краснознаменного Ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова во время выступления на различных мировых и отечественных мероприятиях.
Вопросы и ответы
Кто автор песни «Подмосковные вечера»?
Текст написал Михаил Матусовский, а музыку сочинил Василий Соловьёв-Седой.
Кто первым спел «Подмосковные вечера»?
Эта честь выпала Владимиру Трошину из Московского художественного театра.
Марк Бернес пел «Подмосковные вечера»?
Говорят, ему предложили исполнить песню, но он отказался.