О жизни, творчестве и предсмертном подвиге писателя-земляка бориса петрова

Смерть

Андрей Павлович скоропостижно скончался в феврале 2006 года. Причина смерти — инсульт. За 6 месяцев до кончины композитор написал произведение «Прощание с…». Когда журналисты попросили музыканта объяснить название, Петров ответил, что человеку на протяжении жизни постоянно приходится прощаться — с былыми страстями и увлечениями, с людьми, которых он больше никогда не увидит.

Композитор похоронен на втором по престижности погосте Санкт-Петербурга — «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Надгробие на могиле выполнил архитектор Вячеслав Бухаев, соавтор Чижика-Пыжика на Фонтанке. Открытие памятника Андрею Павловичу состоялось в день рождения музыканта — 2 сентября 2007 года. В тот же день стартовал первый Всероссийский конкурс имени композитора, который с тех пор ежегодно проходит в Санкт-Петербурге.

Память об авторе мелодичной музыки увековечена в названии театрально-концертного зала Гуманитарного университета профсоюзов, с которым сотрудничал мужчина. Именем Андрея Петрова названы сад, возникший на Петроградской стороне на месте безымянного сквера, и Малая планета.

Реалистический этап:

Период Описание периода
1824 — 1826 гг.
Ссылка в Михайловское: переход от романтической лирики к реалистической и любовной В 1824 году Пушкин был отправлен в очередную ссылку в село Михайловское. Одиночество, давление со стороны властей, отчуждение от общества — все это стало причиной тяжелого подавленного состояния.

В этот период Пушкин дорабатывает свое последнее произведение романтической лирики (поэма «Цыганы») и окончательно утверждается как поэт-реалист.

Пушкин погружается в крестьянскую жизнь, его волнуют темы власти и народа, в результате рождается трагедия «Борис Годунов».

Здесь же он обращается к любовной лирике («Я помню чудное мгновенье…», «Пророк») и работает над романом «Евгений Онегин».

1826 — 1830 гг.
Московский период: преданность вольным идеалам и философские произведения В 1826 году Пушкин вызван на личную встречу с императором Николаем I, в результате чего был «помилован» и освобожден от ссылки.

Однако он оставался под тщательным надзором властей из-за преданности вольным идеалам (он не скрывал, что поддерживал декабристское восстание), а потому не мог публиковаться без дозволения свыше.

Несмотря на давление, Пушкин усердно работает и пишет множество философских произведений: «Поэт», «Воспоминание», «Я вас любил», «Анчар», «Дар напрасный, дар случайный».

Осень 1830 г.
Период «Болдинской осени»: философская лирика Осень 1830 года, которую поэт провел в селе Болдино, выделяют отдельным периодом в его творчестве. Здесь за короткий период он создал большое количество прекрасных произведений.

Часть из них посвящены теме поэзии и своего предназначения: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Поэт и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк».

Был закончен роман «Евгений Онегин». Выпущены «Повести Белкина», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и его работнике Балде»

1831 — 1837 гг.
Последние годы творчества: противопоставления народа и власти, личности и власти Заключительный этап жизни поэта был омрачен материальными трудностями, давлением царского двора, а также скандальной историей с Дантесом, которая позже вылилась в дуэль.

Несмотря на тяжелое положение, Пушкин продолжает усердно работать. Он совершает поездку в Оренбург и на Урал для сбора материала. Результатом стало произведение «История Пугачева».

Осенью 1833 года снова приезжает в село Болдино и много работает — этот период назовут «Второй Болдинской осенью». Его волнует тема народа и власти, и он противопоставляет эти понятия в своей поэзии («Медный всадник», «Дубровский»).

Через три года он выпускает свой собственный журнал «Современник». Пушкин вынужден опубликовать в нем роман «Капитанская дочка» без своей подписи, так как в отдельную печать произведения поэта не допускались.

Роман был благосклонно принят публикой, однако поэт не успел получить признание.

10 февраля 1837 года Александр Сергеевич Пушкин скончался.

Примечания[править]

  1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.92.
  2. Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.371, 376, 377-381, 391.
  3. Изотова М. Д. Петров Борис Степанович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014. Т.2. С.178.
  4. Центральный Государственный Архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф.78. Оп.5. Д.165. Л.17.
  5. Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М.: СХ России, 2000. С.215.
  6. Третья выставка работ художников ленинградского фронта. Л..: Военное издательство Наркомата обороны, 1945. С.25.
  7. Центральный Государственный Архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф.78. Оп.5. Д.165. Л.17.
  8. Изотова М. Д. Петров Борис Степанович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014. Т.2. С.179.
  9. Третья выставка работ художников ленинградского фронта. Л..: Военное издательство Наркомата обороны, 1945. С.25.
  10. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959. С.21.
  11. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1963. С.15.
  12. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.31.
  13. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1965 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1970. С.24.
  14. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1973. С.13.
  15. Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.21.
  16. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.20.
  17. Воспоминания о горах // Ленинградская правда. 1963, 27 марта.
  18. Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб.: Ф.78. Оп.5. Д.165. Л.34.
  19. Выставка произведений художника-альпиниста Петрова Бориса Степановича. Л.: 1975. С.3.
  20. Русские художники — Peinture Russe. Catalogue. Arcole / Etude Gros-Delettrez. Paris, Drouot Richelieu, 18 Fevrier, 1991.
  21. Peintures Russes — Русские художники. Catalogue. Palais Des Beaux-Arts. Bruxelles, 17 Fevrier, 1993. Р.46.

Интересные факты

  • Каждый раз, когда Дмитрий Шостакович собирался жениться, непременно вмешивалась его мама. Так, она не позволила ему связать свою жизнь с Таней Гливенко, дочерью известного лингвиста. Не нравилась ей и вторая избранница композитора – Нина Вазар. Из-за её влияния и своих сомнений он не появился на собственной свадьбе. Но, к счастью, через пару лет они помирились и вновь пошли в ЗАГС. В этом браке родились дочь Галя и сын Максим.
  • Дмитрий Шостакович был азартным карточным игроком. Он сам говорил, что однажды в молодости выиграл крупную сумму денег, на которую потом приобрел кооперативную квартиру.
  • Перед смертью великий композитор болел много лет. Врачи не могли поставить точный диагноз. Позже оказалось, что это была опухоль. Но лечить было уже поздно. Умер Дмитрий Шостакович 9 августа 1975 года.

Краткая биография

  1. В 1954-1957 годах Борис Тищенко учился в Музыкальном училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, где прошел три курса с руководителем по композиции Галиной Ивановной Уствольской, советским композитором. Уствольская была известна как очень требовательный преподаватель, которая любые произведения ее подопечных называла ерундой. Также Борис занимался по классу фортепиано с другим композитором Верой Леонтьевной Михелис.
  2. Затем следующие 5 лет начинающий композитор успешно учился на факультете композиторов. Профессора Вадим Николаевич Салманов, артист и композитор, и Орест Александрович Евлахов, заслуженный деятель и тоже композитор, принимали участие в учебе Тищенко, играли роли наставников.
  3. В 1961 году Тищенко познакомился с известнейшим советским композитором Дмитрием Дмитриевич Шостаковичем. Уже после обучения Борис продолжал лучшие традиции исполнения своего наставника, стал его последователем. Спустя год Тищенко также познакомился с поэтессой Анной Андреевной Ахматовой. Затем, намного позднее, он написал на стихи Ахматовой известную композицию под названием «Реквием».
  4. В 1962 году в том же учебном заведении Борис Тищенко обучался фортепианному мастерству под началом Абрама Давыдовича Логовинского, строгого, жестокого педагога.
  5. Следующие три года заняла аспирантура под руководством Шостаковича. Впоследствии Борис посвятил своему педагогу Симфонии под номерами 3 и 5.
  6. В 1965 году после успешного прохождения всех этапов учебы молодой композитор отправился работать в бывший альма-матер. Под его опытным педагогическим началом было выпущено множество известных, талантливых композиторов, музыкантов. За это время успел заниматься не только музыкальным искусством, но и выпуском различного рода письменных произведений: рецензий и аннотаций, статей и публикаций и многих других. За время работы педагогом успел стать доцентом (1980 год), а затем профессором (1986).
  7. Учениками великого композитора Бориса Тищенко стали начинающие гении (например, Аметов, Баскин, Геккер, Толстой), будущие дирижеры (Алексеев, Вайс, Зива). Также в числе подопечных оказались высококлассные музыковеды (Назарова, Соловьева, Шарапова), балетмейстеры (Атаев, Вагабов), оперные режиссеры (Аверьянов, Исаханов, Усубов, Шкаровский, Яслынь).
  8. В 1963 году Борис Тищенко дебютировал на сцене Колонного зала Дома союзов. Затем композитор плодотворно трудился над своими произведениями. Он написал 8 симфоний, 11 фортепианных сонат, 6 струнных квартетов, составил композиции для 3 балетов и 9 концертов. На этом список его творческих достижений не заканчивается.
  9. Спустя три года Борис Тищенко участвовал в Международном конкурсе для молодых композиторов под названием «Пражская весна-1966» и одержал победу.
  10. В 1966-1985 годах идет плодотворная работа, Тищенко активно пишет музыкальные сочинения и концентрирует по всей стране. Одними из работ стали музыка к кинокартине «Гибель Пушкина», Четвертая и Пятая Симфонии и другие.
  11. В 1978 году Тищенко получил Государственную премию РСФСР имени М. И. Глинки и звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
  12. В 1987 году было первое выступление на Западе, которое состоялось в Гамбурге. Данное событие стало отправной точкой для дачи крупных концертов в развитых странах. Также Тищенко стал Народным артистом РСФСР.
  13. В 1988-1992 годах были совершены несколько поездок в США, где состоялись персональные концерты композитора.
  14. С 1989 года главный дирижер Большого зала Ленинградской Филармонии ввел запрет на произведения Тищенко, который спустя 7 лет был снят под влиянием общественных сил.
  15. Затем до конца прошлого столетия Борис продолжал упорную работу над музыкальными сочинениями и концертами. В 1999 году был поставлен концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, посвященный 60-летию Тищенко.
  16. В 2002 году композитор стал обладателем ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, который выдается за стабильные достижения конкретных областей. Данную премию Борису Ивановичу выдали за успешное развитие искусства, а именно за музыкальное творчество.
  17. В 2008 году получил премию Правительства РФ за развитие области культуры страны. Все полученные награды, премии свидетельствовали о высоких талантах, плодотворной работе композитора, который занимался созданием великолепных музыкальных произведений, написанием полезных для обучения статей, обучением начинающих профессионалов.
  18. Борис Тищенко страдал онкологическим заболеванием, с которым долго боролся. К сожалению, попытки были тщетны, и великий композитор умер 9 декабря 2010 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Знаменитый композитор Борис Тищенко

Творчество

Для детей первое знакомство с музыкальным наследием и краткой биографией Дмитрия Шостаковича происходит ещё в школе. Из уроков музыки им известно, что симфония – это один из сложнейших жанров инструментальной музыки.

Дмитрий Шостакович сочинил свою первую симфонию в 18 лет, и в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А еще через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. Это был невероятный успех.

Однако, после консерватории перед Шостаковичем всё ещё стоял вопрос о его дальнейшей судьбе. Он не мог определиться с будущей профессией: автор или исполнитель. Какое-то время он старался совмещать одно с другим. Вплоть до 30-х годов он выступал сольно. В его репертуаре нередко звучали Бах, Лист, Шопен, Прокофьев, Чайковский. А в 1927 году он получил почётный диплом на Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве.

Но с годами, несмотря на возрастающую славу талантливого пианиста, Шостакович отказался от этого рода деятельности. Он справедливо полагал, что она реальная помеха композиции. В начале 30-х он искал свой неповторимый стиль и много экспериментировал. Он попробовал свои силы во всём: в опере («Нос»), песнях («Песня о встречном»), музыке для кино и театра, фортепианных пьесах, балетах («Болт»), симфониях («Первомайская»).

Музыка

Шостакович, биография которого полна взлетов и падений, учился отражать свои эмоции посредством музыки. На его творчество значительное влияние оказали такие деятели, как И. Стравинский, А. Берг, Г. Малер и т. д. Сам композитор все свободное время посвящал изучению авангардных и классических традиций, благодаря чему сумел создать собственный неповторимый стиль. Его стиль очень эмоционален, он трогает сердца и побуждает к мысли.

Наиболее яркими в его творчестве считаются струнные квартеты и симфонии. Последние писались автором на протяжении всей жизни, а вот струнные квартеты он сочинял только в последние годы жизни. В каждом из жанров Дмитрий написал по 15 произведений. Считается, что Пятая и Десятая симфонии — самые популярные.

В его творчестве можно заметить влияние композиторов, которых Шостакович уважал и любил. Сюда относятся такие личности, как Л. Бетховен, И. Бах, П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Берг

Если брать во внимание творцов из России, то наибольшую преданность Дмитрий питал к Мусоргскому. Специально для его опер («Хованщина» и «Борис Годунов») Шостакович написал оркестровки

Влияние этого композитора на Дмитрия особенно ярко проявляется в некоторых отрывках оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и в разных сатирических произведениях.

В 1988 на экране вышел художественный фильм под названием «Свидетельство» (Британия). Он был снят по мотивам книги Соломона Волкова. Как утверждает автор, книга написана на основе личных воспоминаний Шостаковича.

Дмитрий Шостакович (биография и творчество кратко изложены в статье) – это человек необычайно судьбы и большого таланта. Он проделал долгий путь, но слава никогда не была его первостепенной целью. Он творил только из-за того, что эмоции переполняли его и молчать было невозможно. Дмитрий Шостакович, биография которого дает много поучительных уроков, — настоящий пример преданности своему таланту и жизненной стойкости. Не только начинающие музыканты, а все люди должны знать о таком великом и удивительном человеке!

М. П. Мусоргский (1839—1881 гг.)

Великий композитор-реалист, создатель яркого самобытного новаторского искусства. Его художественные взгляды сложились под воздействием революционно-демократических идей 1860-х гг. Музыкант видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении социальных уродств самодержавно-крепостнического строя. Эту цель он преследовал и при обращении к переломным периодам русской истории. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — говорил Мусоргский. Он обладал даром исключительно глубокого и чуткого проникновения в психологию народа, позволившим ему создать галерею живых, неповторимо своеобразных национальных характеров.

Новизна замыслов заставляла Мусоргского искать оригинальные формы и средства музыкальной выразительности, обогатившие мировое искусство. Вершиной творчества композитора стала музыкальная драма «Борис Годунов» (1868—1872 гг.). Над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю) композитор работал до конца жизни. В 1870-х гг. были созданы также баллада «Забытый» на сюжет одноименной картины В. Верещагина, цикл «Песни и пляски смерти» на слова А. Голенищева-Кутузова и фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874 г.).

Оперы С.С.Прокофьева

Тематика оперных сюжетов охватывает образцы русской и европейской классической литературы; временной диапазон от эпохи Средневековья вплоть до периода Советского Союза. Помимо завершенных, немало оперных замыслов осталось нереализованными; некоторые приводит в пример Н. Лобачевская:

  • «Рассказ о простой вещи» (по повести Б. Лавреньева), существующий в виде краткого плана оперы;
  • «Расточитель» (по пьесе Н. Лескова), представляющий собой пространное изложение сюжета;
  • «Вас вызывает Таймыр» (по пьесе А. Галича и К. Исаева) – здесь разработаны отдельные характеры и сцены;
  • замыслы опер «Хан Бузай» и «Далекие моря» (сохранилась 1-я картина).

Среди завершенных опер:

  • «Пир во время чумы», родившийся в результате занятий композитора с Глиэром;
  • «Маддалена» (1911, 2-я ред. 1913) – одноактная лирико-драматическая опера;
  • «Игрок» (1916, 2-я ред. 1927), где зарождается тип конфликтной драматургии;
  • «Любовь к трем апельсинам» (1919), восходящая к традициям dellarte;
  • «Огненный ангел» (1919-1927/1928, по одноименному роману В. Брюсова), сочетает черты камерной лирико-психологической оперы и социальной трагедии;
  • «Семен Котко» (1939), сочетающий черты любовной драмы, комедии, социальной трагедии;
  • «Дуэнья» (или «Обручение в монастыре», 1946) – синтезирует жанры лирической комедии и социальной сатиры;
  • «Война и мир» (1941-1952) – опера-дилогия по роману Л. Толстого;
  • «Повесть о настоящем человеке» (1948, 2-я ред. 1960) — посвящена одной из важнейших проблем советского искусства: национальный характер в период Великой Отечественной войны.

В целом для оперного творчества Прокофьева характерно господство игровой стихии, тенденция к усилению роли оркестровых эпизодов, стремление  воплотить  современные идеалы и  отразить особенности воссоздаваемой в конкретном сюжете исторической эпохи.

Прокофьев в музыкальных текстах своих произведений – сторонник рационального использования музыкально-выразительных средств; как драматург, обновляет оперный жанр введением в него элементов драматического театра и кинематографа. Так, специфику прокофьевской монтажной драматургии  охарактеризовал М. Друскин: «прокофьевская драматургия – это не простая смена «кадров», не калейдоскоп чередующихся эпизодов, а музыкальное перевоплощение принципов то «замедленной», то «убыстренной» съемки, то «наплыва», то «крупного плана». Также оперы Прокофьева отличают многоплановость образов и сценических ситуаций, полярность в отражении действительности.

Д. Д. Шостакович (1906—1975 гг.)

Один из крупнейших композиторов современности, выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог. В его творчестве представлены все жанры музыкального искусства: опера и балет, симфония и концерт, инструментальный ансамбль и романс, песня и оратория, оперетта и музыка для кино и театральных постановок. Творениям Шостаковича свойственны высокая гражданственность, острота конфликтов, эмоциональная напряженность. Потрясающие, порой трагические противоречия современного мира, неутихающая борьба созидательных и разрушительных сил жизни, светлые гуманистические идеалы свободы и справедливости нашли в его лице талантливейшего толкователя.

Музыкальный стиль Шостаковича ярок и самобытен. Велико влияние на его творчество Мусоргского и Чайковского, а из зарубежных композиторов — Малера. Также огромную роль в творчестве играет творчески постигнутая русская народно-песенная традиция. Опера «Нос» (по Гоголю, 1927—1928 гг.), балеты «Золотой век» (1930 г.) и «Болт» (1931 г.), Вторая («Посвящение Октябрю», 1927 г.) и Третья («Первомайская», 1929 г.) симфонии, музыка для драматического театра и кино говорили о тяготении к злободневным темам и идеям, о стремлении к новизне музыкального языка. Наиболее крупные произведения — опера «Леди Макбет Мценского уезда» (1932 г.; во второй редакции — «Катерина Измайлова», 1956 г.), Концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра (1933 г.), Четвертая симфония (1936 г.).

Биография[править]

Борис Петров родился 10 июля 1910 года в Орле. Окончив в 1929 году в Ленинграде школу-девятилетку работал плотником в Стройтресте, не оставляя мечту стать художником. В 1931 году поступил в Институт пролетарского изобразительного искусства, но проучившись два года после очередной реорганизации института оставил учёбу.

В 1933-1941 годах Б. Петров работал художником-оформителем в Горкоме Ленизо. Активно участвовал в общественной жизни, возглавлял комсомольскую организацию Ленизо, был выдвинут депутатом Смольнинского райсовета и членом Володарского исполкома райсовета Ленинграда.

Петров Б. Альпийский лагерь. 1969

Одновременно продолжал работать творчески преимущественно в жанре пейзажа. Во второй половине 1930-х годов участвовал в ряде выставок ленинградских художников, на которых показал 17 пейзажей.

В первые дни Великой Отечественной войны Б. Петров записался добровольцем в Красную Армию, служил в морских частых Балтийского флота, участвовал в строительстве оборонительных сооружений в осаждённом Ленинграде. До 1945 сражался на Ленинградском фронте, награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

В 1943-1945 годах участвовал в выставках художников Ленинградского фронта. В 1945 году был откомандирован из воинской части в Музей обороны Ленинграда, где проработал художником около года.

После демобилизации в 1946 году Б. Петров работал художником в Ленизо, а после расформирования организации в 1953 году в творческой группе Комбината живописно-оформительского искусства (КЖОИ) ЛО ХФ РСФСР. Одновременно продолжал работать творчески и регулярно участвовать в выставках. В 1960 году по результатам выставок был принят кандидатом в члены Ленинградского Союза художников, в 1965 году был переведён из кандидатов в члены ЛОСХ.

В 1955 году Б. Петров впервые побывал на Кавказе. С этого времени и до конца жизни горы Кавказа и горный пейзаж стали не только главной темой его творчества, но и изменили образ жизни. В возрасте сорока пяти лет он овладел альпинизмом и слаломом, месяцами в одиночку жил и работал в горах в тяжелейших условиях. Совершал восхождения на вершину Эльбруса, был на Памире и Тянь-Шане, привозя из поездок работы, необычный колорит которых вызывал много споров у коллег.

Среди основных произведений, написанных Б. Петровым, картины «Буксиры», «Финский залив», «Дзот» (все 1944), «Ветреный день» (1946), «Черёмуха в цвету» (1953), «Кировский проспект» (1958), «Весной у Летнего сада», «Стоянка барж» (обе 1959), «Ночью на пике Терском», «Чегет» (обе 1961), «Эльбрус» (1962), «Лунное безмолвие», «Новогодняя ночь в горах» (обе 1970), «Праздничные огни»(1961), «Рассвет», «Погода портится» (обе 1975), «Таинство горной ночи» (1978), «Моя зимовка» (1980) и другие.

За годы восхождений Б. Петров написал множество полотен, создав целую галерею горных пейзажей, разнообразных и необычных по колориту. Выставки произведений художника состоялись в 1960 году в Нальчике, в 1963 году в Ленинграде во Дворце Культуры им. Ленсовета и в 1975 году в Дворце Культуры им. Газа. Их освещали газеты, сюжеты о выставке 1963 года были показаны 11 мая 1963 года по ленинградскому телевидению и 20 мая 1963 года по Центральному телевидению. Цвет и свет на высокогорье отличны от тех, к которым привык глаз в обычных условиях. Не случайно на выставках художника разгорались споры о необычности колорита того или иного пейзажа. Уже после смерти художника в начале 1990-х годов работы Б. Петрова в составе экспозиций произведений ленинградских художников впервые были представлены европейским зрителям.

Борис Степанович Петров скончался 6 августа 1981 года в Ленинграде на шестьдесят втором году жизни. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии и других странах.

Интересные факты

  • Петров проводил свои исследования в те времена, когда приборов было очень мало, что делало очень сложным отслеживание результатов работы. В этом случае Василий Владимирович опирался на собственные ощущения, вызываемые электротоком в его пальцах. Чтобы повысить чувствительность конечностей он удалял с их кончиков верхнее наслоение кожи. Это позволяло обнаруживать даже незначительные заряды тока.
  • До наших дней не дошло ни одного прижизненного портрета Василия Владимировича. Во многом это связано с гонениями, которые санкционировал в отношении ученого руководивший просвещением граф Уваров. После его смерти Петрова ограничения коснулись его дочерей, которые были лишены пенсионных выплат.
  • Наряду с научными открытиями, Петров запомнился новаторским подходом к преподаванию физики. Он нередко сопровождал свои лекции многочисленными опытами, настояв на включение в образовательный процесс специального практикума. Его кабинет физики превратился в передовую для своего времени учебно-исследовательскую лабораторию.
  • Существует версия, по которой Василий Владимирович проигнорировал похороны Александра I, за что позднее подвергся опале.
  • Одним из самых ценных приобретений физического кабинета Петрова стало редкое собрание приборов, которым некогда владел столичный меценат Д. Бутурлин. Оно хранилось во дворце хозяина в Лефортове и при его жизни служило для развлечения гостей, изумлявшихся от вида эффектных опытов.
  • После смерти имя Петрова было быстро предано забвению. В самом конце XIX века студент Петербургского университета А. Гершун нашел его книгу «Известие о гальвани-вольтовских опытах», которая получила высокую оценку в это время. Стало ясно, что этот электротехник совершил свои открытия раньше тех, кому они были приписаны. Однако все это никак не повлияло на развитие мировой науки, так как его опыты и эксперименты были многократно продублированы другими исследователями.

Обложка книги «Известие о гальвани-вольтовских опытах, которые производил профессор физики Василий Петров» (1936 год). Сборник был выпушен к столетию со дня смерти академика В.В. Петрова

Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
 Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора. 

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».

Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Творчество русских композиторов конца 19-го — первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к «национальной» принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.

Личная жизнь

Первой женой Бориса Ивановича была Анастасия Исаевна Браудо, 1942 года рождения, дочь знаменитого советского органиста и исследователя органной музыки Исайи Александровича Браудо. Она родилась в Ленинграде, также окончила консерваторию. Органистка и клавесинистка, широко и много гастролировавшая по Советскому Союзу. Наряду с классикой (Бах, Лист, Боэльман, Вьерн) она первая исполнила органную музыку своего супруга и других современных композиторов (Г. Белова и С. Слонимского). После развода с Тищенко с конца 1970-х годов Анастасия проживает на Западе, концертирует в европейских странах, является Почётным членом жюри Международного конкурса органистов имени И. А. Браудо в Санкт-Петербурге.

Вторая супруга Бориса Ивановича – Ирина Анатольевна Донская, родилась в Ленинграде, окончила консерваторию. Арфистка, является солисткой Санкт-Петербургской Академической капеллы имени Глинки. Занимается преподавательской деятельностью в музыкальном училище имени Мусоргского, также ведёт класс арфы в государственной консерватории Санкт-Петербурга.

Ирина Анатольевна была надёжной опорой своему мужу в тяжёлые годы его жизни. Борис Иванович долгое время боролся с онкологическим заболеванием, но 9 декабря 2010 года его сердце остановилось.

Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857)

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.

Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».  

Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата М.И.Глинки: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»

Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: