Гениальная посредственность
Он ничего и никого не боялся, верил в свою удачу, и удача в ответ благоволила ему. Ведь ничего не имелось: ни большого актёрского дара, ни приличных вокальных данных. Ничего «великого», кроме… обаяния. И ещё — авантюризма. Бернес умел «делать дела» — не опасаясь никаких уголовных статей, занимался бизнесом, ну или как тогда говорили — фарцовкой. Обожал машины, и немногие посвящённые клялись: не было в СССР человека, который достал и загнал столько авто, сколько Марк Наумович. А из-за границы он привозил чемоданы, набитые «фирмой». Особенно успешными были «коммерческие туры» в Югославию — дважды в год он выезжал в Белград за «дефицитом». И югославы прекрасно знали, у кого в Москве можно обменять динары на рубли по выгодному курсу. А ведь в СССР это было смертельно опасно…
И в любви Бернес был авантюристом — будучи женат дважды, он оба раза «уводил» своих жён. В Театре Корша, куда Марк устроился вскоре после приезда в Москву, работала 19-летняя артистка Полина Линецкая — друзья звали её Паолой. У красавицы имелся муж — обеспеченный и надёжный, но… Два месяца ухаживаний, и Паола ушла к Бернесу — почти нищему, безвестному!
Впрочем, скоро он сыграл Костю Жигулёва в «Человеке с ружьём» и фантастически прославился, а его песню «Тучи над городом встали» запела страна. В общем, Паола не прогадала: у них с Бернесом началась приятная жизнь опекаемой властью богемы. Страну накрывали волны репрессий, вчерашние баловни судьбы исчезали в одночасье, но Бернеса судьба хранила. На картине «Истребители» он подружился с записным остроумцем Никитой Богословским (в этом фильме Бернес исполнил его песню «В далёкий край товарищ улетает»). Они принялись шутить дуэтом. Забавы порой носили сомнительный характер. Как-то в ресторане одной из московских гостиниц за их столик подсел знаменитый московский баритон, известный дамский угодник. О том, что Паола — жена Бернеса, баритон не подозревал и тут же принялся ухаживать. Улучив момент, Богословский шепнул ему: «Хороша? Лучшая московская проститутка! Хочешь, я все устрою? Приходи в 412-й номер — дверь не будет заперта…» И вот глубокой ночью трепещущий баритон проникает в номер. На постели возлежит прекрасная Паола. Баритон срывает с себя одежды… и вдруг из ванной комнаты в чём мать родила появляется Бернес и грозно вопрошает: «А что это вы, любезный, тут делаете с моей супругой?!»
https://youtube.com/watch?v=xREcw6b9c7c
«Любимый город» в исполнении Бернеса
Марк Бернес и фильмы о войне
Впоследствии славу актеру принесли фильмы о Второй мировой войне. Однако и это все было лишь только началом большого пути в искусстве. Переломным моментом в творчестве нашего сегодняшнего героя стал фильм «Два бойца» (с Яниной Жеймо, Верой Шершневой, Борисом Андреевым и другими легендами советского кино), в котором Марк Бернес не только сыграл одну из главных ролей, но и спел его основную песню – «Темная ночь». Тёмная ночь Поёт Марк Бернес Tiomnaya Noch Mark Bernes Два Бойца Данная композиция разделила жизнь актера на «до» и «после». Мягкий проникновенный голос Марка Бернеса настолько понравился зрителям, что впоследствии талантливый уроженец Украины стал часто исполнять данную композицию в рамках различных концертов. Не менее успешной стала также и другая композиция из фильма «Два бойца» — . Во многом именно благодаря этим двум композициям, наш сегодняшний герой сумел впервые прославиться не только как актер, но также и как талантливый музыкант. Впоследствии Марк Бернес часто исполнял песни из кинофильмов, в которых снимался. Среди его наиболее известных шлягеров были такие хиты как «Любимый город» (из фильма «Истребители»), «Три года ты мне снилась» («Большая жизнь. 2 серия»), «Тучи над городом встали» («Человек с ружьем») и другие. Эти и многие другие композиции, исполненные изначально для тех или иных кинофильмов, впоследствии были выпущены отдельными изданиями и стали настоящими шлягерами на советском телевидении и радио. Таким образом, уже в сороковые годы наш сегодняшний герой стал не только популярным актером, но и популярным певцом.
Марк Бернес. Журавли… В дальнейшем эти две ипостаси очень органично сочетались в жизни и творчестве Марка Бернеса. Он продолжал сниматься в кино, а также записывать музыкальные композиции (многие из которых теперь уже были никак не связаны с миром кинематографа). Нередко бывало так, что Марк Бернес участвовал в создании кинофильмов лишь только в качестве исполнителя музыкальных композиций для той или иной ленты.
История создания песни «Тёмная ночь» Марка Бернеса
Зачастую лучшими эпизодами военных драм становились музыкальные сцены, в которых исполнялись трогательные, искренние песни. Ярким тому примером служит композиция «Тёмная ночь» из картины «Два бойца». Даже если вам не довелось посмотреть от начала до конца фильм режиссера Леонида Лукова, вы наверняка слышали, как герой Марка Бернеса поет о жене и ребенке, ждущих его дома.
«Темная ночь» была написана специально для картины, снимавшейся в эвакуации, на Ташкентской киностудии, в 1943 году. Музыку сочинил Никита Богословский.
Рассказывая об истории создания произведения, он вспоминал, как однажды режиссер сказал ему:
Далее он подробно разъяснил композитору свою задумку. Богословский тут же, сев за рояль, написал мелодию. Автором слов песни «Темная ночь» стал поэт Владимир Агатов, которому на работу понадобилось пару часов.
В фильме композицию великолепно исполняет Марк Бернес, но еще до выхода драмы на экран, ее также спел Леонид Утёсов.
У советских зрителей «Тёмная ночь» пользовалась бешеной популярностью. В период с 1943 по 1967 годы Марк Бернес сделал несколько студийных записей, разошедшихся на грампластинках и магнитозаписях.
«Темная ночь» является классикой жанра песен о Великой Отечественной войне, которую не забывают современные артисты, творящие в разных жанрах. Помимо корифеев советской эстрады, ее исполняли многие рок-музыканты, включая группу «Би-2», Земфиру, Андрея Макаревича и Федора Чистякова.
Интересные факты
- Первый оттиск пластинки с версией песни Ивана Козловского был испорчен слезами работницы, которую песня зацепила за душу.
- Читатели «Русского репортера» поставили «Темную ночь» на 25-ое место рейтинга самых известных в РФ стихотворений.
Смерть
Казалось, жизнь наладилась. Бернес был полон творческих планов. Но однажды после концерта ему вдруг стало дурно. За кулисами артист потерял сознание. В больнице ему диагностировали рак лёгкого.
Незадолго до смерти Марк Бернес записал одну из лучших своих песен – «Журавли». История её появления заслуживает особого внимания. Расул Гамзатов написал эту песню, посвятив гордым джигитам, которые после смерти превращаются в птиц. Но Марк Наумович убедил его изменить стихи. Так появилась песня-плач о погибших на фронтах солдатах.
Марк Бернес
Марка Наумовича Бернеса не стало 16 августа 1969 года. На похоронах артиста по его последней просьбе не было ни речей, ни траурных маршей. Он отпевал себя сам. На панихиде, как и просил артист, прозвучали 4 его любимые песни: «Я люблю тебя, жизнь», «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина» и «Журавли».
Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище, так и не успев присвоить звание Народного артиста СССР. Хотя для миллионов поклонников он и так давно был народным.
Могила Марка Бернеса
Смерть Бернеса стала страшным ударом для его жены. Когда Марка Наумовича не стало, Лилия осталась одна с двумя 16-летними подростками. Ни о какой личной жизни речи не шло. И даже когда дети выросли и создали собственные семьи, женщина так и осталась одна.
Наталья так и осталась в Америке, с Лилией не общалась. В октябре 1997 года Жан начал судиться с матерью из-за квартиры Марка Наумовича. К этому времени вдова Бернеса организовала в помещении музей, что крайне не нравилось Жану. А Лилию не устраивало, как жил ее сын – менял жен одну за другой. После этого скандала мать и сын общаться перестали.
Памятник Марку Бернесу
Лилия Бодрова умерла в августе 2006 года. Оказалось, что незадолго до своей смерти женщина продала двухкомнатную квартиру в центре Москвы некоему Дмитрию Пашкову за 1 миллион 723 тысячи рублей. Сделала Лилия Михайловна это с той целью, чтобы мужчина ухаживал за ней и скрашивал ее одиночество.
Правда, вскоре после ее кончины объявились и Наталья, и Жан. Они подали в суд, чтобы их признали законными наследниками недвижимости. Тяжба длилась год, адвокатам удалось доказать, что сделка была совершена мошенническим путем. И суд сохранил за наследниками права на жилплощадь. Всю мебель и архивы Марка Наумовича Лилия Бодрова завещала внучке Людмиле.
Когда национальность не помеха
В Москву в 1957 году приехали на фестиваль студентов пять французов-композиторов, писавших песни, в том числе и для Ива Монтана. Их опекать пришлось Никите Богословскому, во-первых, потому что он был членом Союза композиторов, во-вторых, прекрасно знал французский. И вот как рассказывал Зиновий Ефимович Гердт, он видит, что стоят и живо разговаривают французы и Богословский, а рядом сиротливо молчит Марк Бернес. Биография, национальность исполнителя ему очень помогли затем. Богословского кто-то отзывает, и все неловко молчат.
И тут Бернес глубоко вздыхает и что-то произносит на идиш. Восторгу французов не было конца. «Неужели ты еврей?!» Оказалось, что композиторы – французские евреи. Разговор активно продолжился, а подошедший Богословский теперь сам не понимал ни одного слова. И когда умолял перевести разговор, то Бернес весело шутил: «И где тебя только воспитывали, Никита? Почему ты вмешиваешься в чужую беседу?»
Текст песни «Тёмная ночь» Н. Богословский, В.Агатов
Тёмная ночь, только пули свистят по степи, Только ветер поёт в проводах, тускло звезды мерцают В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз, Как я хочу к ним прижаться сейчас губами Темная ночь разделяет, любимая, нас, И тревожная, черная степь пролегла между нами
Верю в тебя, в дорогую подругу мою, Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила Радостно мне, я спокоен в смертельном бою, Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи Вот и сейчас надо мною она кружится Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь, И поэтому знаю: со мной ничего не случится
«Запасной игрок»
Через несколько лет, когда Великая Отечественная война уже достаточно давно подошла к концу, кинематографисты наконец получили возможность привнести в советские фильмы жанровое разнообразие. Вновь начал возрождаться некогда популярный жанр комедии. И «Запасной игрок» — один из ярчайших представителей данного жанра. Марку Бернесу досталась второстепенная роль, в то время как на главном плане был небезызвестный Георгий Вицин. В фильме рассказывается история одной популярной футбольной команде, в которой главный герой являлся ключевым игроком. Они уверенно идут к победе в чемпионате, однако перед решающей игрой самый важный игрок начинает паниковать, не веря в возможную победу. И тогда тренер решает заменить труса на запасного игрока. Но справится ли он с поставленной задачей?
Как Бернес испугался
В 1954 году Паола родила Бернесу дочку. Они были счастливы, хотя Марк время от времени и огорчал жену — что он мог поделать со своим неимоверным обаянием, сводившим женщин с ума?! Однажды приятель спросил Бернеса: «Вот ты приходишь домой утром — похмельный, весь в помаде. Что говоришь Паоле?» Бернес ответил: «Я говорю: «Здравствуй!» Остальное говорит она».
И тем не менее, он любил Паолу и, когда случилась беда, испытал шок. Паола заболела, когда маленькой Наташе ещё не исполнилось трёх лет. Диагноз прозвучал как приговор — рак. Через два месяца она умерла. Поразительно, но Бернес не простился с Паолой, он вообще ни разу не навестил её в больнице. Он… безумно испугался, в первый и в последний раз в жизни. Причём не столько за жену, сколько за самого себя. Он так боялся подхватить смертельно опасную болезнь, что заставил домработницу перемыть в квартире всё, к чему могла прикоснуться Паола.
Друзья были шокированы, говорили, что Бернес сломался… Но однажды пережитый страх, как ни странно, заставил его стать ещё более бесшабашным. Он словно хотел что-то кому-то доказать. В 1958 году он отбил молоденькую актрису Изольду Извицкую, на которую положил глаз сам Алексей Аджубей, могущественный главный редактор «Комсомольской правды», зять Хрущёва. Аджубей затаил обиду, и случай расквитаться с соперником вскоре представился.
Однажды Бернес и Извицкая мчались на его «Волге» по площади Дзержинского. На «красный» останавливаться не стали, постовой милиционер засвистел, но Бернес только прибавил газу. Тогда милиционер бросился наперерез машине! Дальше события развивались, как в приключенческой ленте: постовой запрыгнул на капот «Волги», а Бернес вместо того, чтобы ударить по тормозам, продолжал кружить вокруг памятника «железному Феликсу»… Когда начальство узнало, что в происшествии замешан не кто-нибудь, а сам Бернес, дело положили «под сукно», но протокол на всякий случай не уничтожили. Через несколько недель на концерте, посвящённом закрытию съезда комсомола, Бернес исполнил две песни, но на бис петь не стал (в «Москонцерте» его предупреждали о строгом регламенте — две песни, значит, две). В зале сидел Хрущёв. «Не может спеть народу лишнюю песню, — хмуро проворчал он. — Зазнался!» Аджубей, сопровождавший тестя на концерт, понял: пора! Вскоре в «Правде» появилась статья «Пошлость на эстраде» — Бернеса упрекали в «дурном музыкальном вкусе» и пении с использованием микрофона — без голоса, а туда же! А следом «Комсомолка» опубликовала фельетон «Звезда на «Волге» — о том, как зазнавшийся артист едва не задавил милиционера. После выхода статьи протокол происшествия на площади Дзержинского был извлечён на свет, на Бернеса было заведено уголовное дело. Все могло кончиться судом, но помогли многочисленные связи — дело удалось замять.
Бернеса оставили в покое, но вокруг образовалась тишина: его перестали приглашать сниматься, начались проблемы с концертами. Спустя несколько лет Аджубей извинился перед ним за всю эту историю, но в кино Бернес уже так и не вернулся. Единственную роль — в фильме Владимира Мотыля по сценарию Булата Окуджавы «Женя, Женечка и «катюша» — он сыграл в 1966 году. Окуджава писал специально для него, в сценарии так и значилось: полковник, похожий на Бернеса…
https://youtube.com/watch?v=kptjco_j9mM
«Песенка военного шофёра» в исполнении Бернеса
Приметы, запреты и ритуалы на зимнее солнцестояние
Считается, что Зимнее солнцестояние несет очень сильную энергетику, а значит, в этот день можно заниматься любыми начинаниями – карьерой, личной жизнью. Составляйте новые планы, выбрасывайте старые вещи, наводите порядок. Последний пункт касается не только домашнего быта, а и мыслей. Отпустите давние обиды и загадайте желания. Ведь по существующему поверью все загаданное в этот день обязательно сбывается.
1. Семя намерения
В цветочном магазине покупаете семя любого растения, приносите домой, кладете в смоченную водой тряпочку и шепчете слова старинного заговора:
«Семечку да по семечку, мне да по правде, намереваюсь (что вы хотите сделать в следующем году, например, купить квартиру), да так чтобы намерение мое сбылось, проросло, корнями крепко в землю впилось. Так же будет так же си, и тако быть. Аминь».
После этого пересаживаете отросток в горшок и поливаете каждый день в течение недели. Весной же пересаживаете семя под любое не засохшее дерево и ждете… Древние славяне утверждали, что через месяц желание должно сбыться.
2. Исцеляющая ванна
Наберите полную ванную воды, зажгите свечи и потушите основной свет. Ложитесь туда, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте все ваши негативные потоки в физическом смысле. Представили? Сожмите их сильно-сильно в кулаки и выбросите вон. Через некоторое время по телу пойдет тепло, станет легче на душе. Только после этого можно спустить воду, при этом нужно все еще лежать и представлять, что вместе с ней утекает все плохое.
3. Заветное желание
Вспомните свое самое заветное желание. Напишите его на чистой бумаге и сверните лист в трубочку. Далее зажгите свечу и подожгите листок с одного конца. Пока он будет гореть, надо произнести слова:
«Молчаливое, и в том заветное, то, что в тайном уголке – что в душе моей, всё то в огне – всё то пламя поглотит, все, что в космос пойдет, всё, то до высших сил дойдет. А от них назад придет – да исполненное, да такое что довольствие придет. Да такое что недовольство уж уйдет. Пусть идет – исполнится, сбудется, да силам не забудется».
Оставшийся пепел соберите в мешочек и распылите на улице при сильном ветре. После этого желание должно сбыться.
Помимо плюсов, Зимнее солнцестояние тянет за собой некоторые табу на:
- Шумные гуляния.
Алкогольные напитки.
Тяжелую пищу.
Не стоит в этот день декабря 2022 года жадничать. Когда у вас что-то попросят, то поделитесь в ответ. А если есть долг – отдайте его до начала Зимнего солнцестояния.
Лучший вариант проведения указанного декабрьского дня – дома с родными.
Дуэль на колёсах
Его последняя авантюра тоже была связана с женщиной. 1 сентября 1960 года Бернес повёл дочку в первый класс и в толпе родителей заметил красивую молодую даму. Её держал под руку красавец в «фирменном» пиджаке и умопомрачительных штиблетах. Его Бернес знал — это был фотокорреспондент журнала «Пари матч» Люсьен Но, владелец единственного в столице «Шевроле», известный московский плейбой. «Марк Наумович, позвольте вам представить мою супругу. Лиля, это Марк Бернес», — так состоялось знакомство. Они поболтали и раскланялись. А через месяц Марк Наумович и Лиля оказались за одной партой — на родительском собрании их посадили на места Наташи и маленького Жана
Бернес вполуха слушал, что говорила у доски учительница, — все его внимание занимала соседка по парте. Наклонившись к Лиле, он шепнул: «Хотите послушать Азнавура? Я привёз из Парижа его новую пластинку»
Лиля согласилась. Бернесу тогда было 49, он был старше своей новой знакомой на 18 лет.
https://youtube.com/watch?v=jdfvd934y2I
«Разные судьбы» в исполнении Бернеса
Они стали звонить друг другу. Каждый вечер на пороге её квартиры возникал рассыльный с букетом. А уже в ноябре Бернес сказал: «Переезжай ко мне!» Но Лиля сомневалась. Она даже советовалась с врачом, присматривавшим за её здоровьем. Тот качал головой: «Ну, милочка, это не по моей части!» В результате Лиля всё же сказала Люсьену: «Я ухожу!» Объяснять, к кому, не было необходимости. Люсьен позвонил Марку и помчался выяснять отношения.
с женой Лилей
Они встретились во дворе дома Бернеса на Самотёке. «Не будем спорить, — ледяным тоном заявил Бернес. — Поедем к ней, пусть решит сама». Они мчались по Садовому кольцу — каждый на своей машине. Это были сумасшедшие гонки — как будто тому, кто приедет первым, в награду и достанется эта женщина. На светофорах останавливали машины окно в окно.
— Это вы присылали цветы? — кричал Люсьен, опустив стекло.
— Я!
Стремительный старт, рывок до следующего светофора…
— Вы спали с ней?
— Да!
Это было блефом, но Бернес вообще легко блефовал.
Люсьен вошёл в квартиру и, не глядя на жену, произнёс единственную фразу: «Иди. Он тебя ждёт».
На следующий день Наташу и Жана они забрали из школы вместе. Жан к новой реальности привык быстро, обожал Бернеса, считал отцом и даже некоторым образом пошёл по его стопам, связав свою жизнь с кинематографом (он окончил операторский факультет ВГИКа). А вот с родной матерью отношения не сложились — Жан даже попытался отсудить у неё квартиру Бернеса. Наталья в конфликте не участвовала. Выучившись на востоковеда, она предпочла жить в Америке.
Похоронив Бернеса, Лиля замуж больше не вышла: «За кого же можно выйти после Марка?» Их семейной жизни было отмерено недолгих девять лет…
С дочерью Наташей с приёмным сыном Жаном
Театр и голуби
Городок Нежин Черниговской губернии, в котором обитало семейство Наума Неймана, представлял собой глухое захолустье и ничем, кроме знаменитых огурцов, не славился. Марк почти не запомнил этого городишки — в 1916 году, когда ему исполнилось пять лет, семейство перебралось в Харьков. Наум был старьёвщиком. Более презренными людьми, если не считать церковных нищих, были только бродячие шарманщики — их дворникам вообще строго-настрого запрещалось пускать в приличные дворы.
И в Харькове жизнь не налаживалась — отец словно родился под какой-то бесконечно несчастливой звездой. Мать изводила его упреками. И мечтала, чтобы хотя бы сын выучился на бухгалтера, — в 13 лет Марка отдали в торгово-промышленное училище. На этом все могло бы и закончиться. Не было бы никакого Марка Бернеса, а был бы скромный бухгалтер Марк Нейман, если бы не голуби.
Харьков был городом голубятников. В небе носились тысячи стай, на рынках шла бешеная — с криком и драками — торговля и обмен голубями. Марк мечтал о голубятне, но птицы стоили денег, а денег не было. Вот он и устроился на работу расклейщиком афиш в театрик с загадочным названием «Миссури». А через месяц купил себе пять сизарей. Но с театром не распрощался. Теперь он стал по вечерам подрабатывать зазывалой — приглашал публику на спектакль. Это были маленькие представления — настолько яркие, что однажды к нему подошел староста театральных статистов и предложил попробовать себя в массовке. Почему нет? Как и полагается актеру, Марк придумал себе псевдоним — Бернес (откуда взялась эта фамилия, ни тогда, ни много лет спустя он никому так и не объяснил). За участие в массовке платили больше, чем за афиши, и вскоре в небе над его двором уже носились два десятка голубей.
Когда Марку исполнилось семнадцать, вопрос встал ребром — учёба на бухгалтера подходила к концу, впереди все отчётливей маячили пыльные гроссбухи, костяшки счетов и сатиновые нарукавники. А тут ещё мать «показала характер» — однажды, когда он отправился на занятия, собрала голубей в авоськи и отнесла на базар. Обнаружив пустые клетки, Марк пришел в ярость. А через день он не вернулся со спектакля — ночью, когда мать произносила перед Наумом грозную речь на тему «Где шляется твой бестолковый сын?», поезд увозил Марка на север. Решение возникло на чердаке, у разоренной голубятни: он уедет в Москву и начнет новую жизнь — весёлую и увлекательную. Вот и вся бухгалтерия!
Так в ясный московский полдень артист Марк Бернес оказался на Курском вокзале. Будущее представлялось простым — он устроится в театр. Какие в Москве существуют театры, он выяснил в очереди за кипятком — разговорился с носильщиком и узнал, что главные театры в Москве — Большой и Малый в Охотном ряду. Переночевав на вокзале, Бернес отправился наниматься на работу — хоть в Большой, хоть в Малый и… был принят в оба. Это была авантюра, но театры находились в двух шагах один от другого, и Бернес решил не упускать возможности заработать. И вот подобно плуту Труффальдино (пьесу про расторопного слугу, пытавшегося угодить двум хозяевам, Марк смотрел в Харькове) он носился по вечерам через площадь: из Малого, отыграв безмолвную роль лакея, спешил в Большой — изображать столь же молчаливого секунданта Онегина. В театральном общежитии Марку выделили угол — судьба явно благоволила к сыну харьковского старьевщика…
«Три года ты мне снилась» в исполнении Бернеса
Песенный репертуар
Как исполнитель песен Бернес стал знаменит в конце 40-х. Сначала его песни звучали в Домах творческих союзов и на радио. Не переставая сниматься, Марк Наумович всё больше времени уделял эстраде. Многие авторы песен мечтали, чтобы он исполнял их композиции. Потому что песни, которые пел артист, быстро становились шлягерами, а композиторы и поэты просыпались знаменитыми.
Исполнитель, не имея музыкального образования, предъявлял высокие требования к текстам и музыкальному сопровождению. При этом его коллеги вспоминали, что нотной грамоты певец не знал. Среди авторского цеха ходили легенды о несносном характере исполнителя. Как правило, он звонил им ночью или под утро и требовал переписать, непонравившуюся часть текста, либо элементы мелодии. После долгих споров созидатели сдавались. Спустя время они понимали, что Марк был прав, именно его вариант полюбился слушателю.
Последние фото
Расцвет карьеры на музыкальном поприще пришёлся на 50-60 гг. В эти годы в его репертуаре появились хиты: «Москвичи», «Если бы парни всей земли», «Я люблю тебя жизнь».
Песня «Враги сожгли родную хату», исполненная Бернесом на стадионе в Лужниках в 1960 г., обрела вторую жизнь. До него, в 1945 г. её однажды спел В. Нечаев, но раскрыть трагического смысла не смог. Марк Наумович так интерпретировал композицию, что она стала популярной.
Впоследствии вышли другие песни, которые напевала вся страна: «Хотят ли русские войны», «Я спешу, извините меня», «Я работаю волшебником». Композиция «С чего начинается Родина», прозвучала в 4-х серийном фильме «Щит и меч».
Репертуар Бернеса состоял из 82 песен, половина из них была написана по заказу исполнителя и под его неусыпным контролем. Пластинки с его композициями выходили миллионными тиражами и быстро раскупались. С появлением CD проигрывателей, записи были переведены в цифровой формат. В альбом «Неизвестный Марк Бернес» включены дубли фонограмм, которые ранее никогда не публиковались.
Артист много гастролировал по своей стране, а также давал концерты в Болгарии, Румынии, Польше, Чехословакии, Польше.
Почётный одессит
Все киногерои Бернеса обязательно пели. И эти песни часто сочинялись либо по заказу Марка Наумовича, либо при его непосредственном участии. В частности, его знаменитая «Тёмная ночь» для фильма «Два бойца» возникла так: Никита Богословский просто сел однажды к роялю и от начала до конца наиграл мелодию. Поэт Владимир Агатов послушал и почти без помарок сочинил стихи. Бернес, для которого предназначалась песня (он играл в фильме роль одессита Аркадия Дзюбина), разыскал гитариста. Вчетвером помчались на студию, как-то упустив из виду, что на дворе уже ночь и павильон давно заперт. Но если Бернес что задумал, его трудно было остановить каким-то там замком! Он взломал дверь, и «Тёмная ночь» была записана — с одного дубля.
Правда, первый тираж пластинок с «Тёмной ночью» ОТК отправил в «переплавку» — в одном месте слышался шорох. Стали выяснять причину брака. Оказалось, что работница фабрики звукозаписи слушала эту песню и плакала. И одна слезинка попала на восковую матрицу, с которой печатается тираж…
«Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» в исполнении Бернеса
Марк Бернес не воевал и даже, в отличие от многих артистов, той же Руслановой, не ездил с фронтовыми концертами. Всю войну он то снимался в «Двух бойцах», то гастролировал по Уралу. Но его «Тёмная ночь» стала чуть ли не главной песней Отечественной войны. Как позже его «Журавли» стали главной песней памяти…
Второй же хит из «Двух бойцов» — песенка «Шаланды, полные кефали» — едва не принёс серьёзные неприятности. Богословский тогда дал объявление в газете — попросил одесситов помочь с песенным фольклором. Что тут началось! Знатоки фольклора пошли на студию косяком, как черноморская скумбрия. Богословский наслушался одесских песен на всю жизнь и сочинил свою стилизацию. Это был фурор — положительный герой с экрана поёт практически блатную песню. В газетах появилась пара ругательных статей, но народ песню подхватил. И если бы в те годы существовали хит-парады популярной музыки, «Шаланды» вместе с «Тёмной ночью» лет на десять заняли бы в них первые строчки.
https://youtube.com/watch?v=videoseries
«Шаланды полные кефали» в исполнении Бернеса
После «Двух бойцов» Бернес стал почётным гражданином Одессы и «коренным одесситом». Открещиваться было бесполезно. Как-то на концерте он в сотый раз объяснял, что не имеет к Одессе отношения, что бывал здесь разве что проездом… После выступления к нему подошёл человек и сказал с упреком: «Эх, Марк Наумович, стоит человеку выйти в люди, и он уже отказывается от родного города!»