Отличия пианино и рояля
Подробно изучив строение и сущность инструментов, можно вывести их основные различия.
Внешний вид. По описанию рояля своей формой сверху он напоминает крыло, а пианино обладает обычной прямоугольной крышкой. Пианино имеет две колёсных или обычных ножки, которые поддерживают только клавиатуру. Ножки рояля всегда на колёсах, а также являются опорой для всего инструмента. Также инструменты отличаются габаритами: рояль всегда крупнее пианино, если только речь не идёт о его миниатюрной разновидности.
Ориентация струн. Струнные механизмы рояля и пианино рознятся по своему расположению. Это различие инструментов является ключевым, так как именно оно определяет их назначения. Так, горизонтальное расположение струн у рояля позволяет ему издавать более громкие, чёткие и чистые звуки, оттого его прямое назначение к игр в крупных концертных залах. Пианино же имеет вертикально расположенные струны и играет более тихо.
Количество педалей. Все рояли выпускаются с набором из трёх педалей, каждая из которых отвечает за определённую функцию:
- Удерживание звуков.
- Ослабление звуков.
- Удерживание лишь части звуков клавиатуры.
Пианино же не всегда оснащены тремя педалями, чаще всего они дают возможность лишь удерживать и ослаблять звуки.
Так, можно прийти к выводу, что рояль и пианино нельзя назвать одинаковыми инструментами. Хотя они и попадают под общую классификацию.
Устройство фортепиано[править]
Пианино изнутри: видны обитые войлоком молоточки, струны (в показанном диапазоне — по 2 струны на один звук) и вирбеля, на которые они натянуты (слева сверху).
Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме, проходя через дискантовый и басовый штеги, приклеенные к резонансной деке (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном).
Действие фортепианной механикиправить
Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).
Схема рояля: 1 — рама и вирбельбанк; 2 — откидная часть крышки; 3 — каподастр; 4 — демпфер; 5 — неподвижная часть крышки; 6 — контрклавиатура; 7,8,9 — передача от правой педали; 10 — педальный шток; 11 — педаль; 12 — штег; 13 — задний штифт; 14 — задняя пластина рамы; 15 — резонансная дека; 16 — струна.
Педалиправить
Педали фортепиано (рояль)
→ Педали фортепиано
В современных фортепиано присутствует две или три (реже ― четыре) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.
Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.
Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.
Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в отношении основной правой педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино. Встречаются пианино, в которых средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью. Так-же «средняя» педаль иногда применяется для имитации звука клавесина. Принцип работы такой же, но на ткань крепятся металлические «пятачки», которые ударяют по струнам в момент нажатия клавиши, и звук получается металлический, похожий на клавесин. В частности эта техника применялась на пианино «Аккорд», выпускавшемся в СССР.
История, происхождение
Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори около 1709 года, в его конструкции молоточки находились под струнами. Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда и пошло современное название инструмента. Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716 год) и Шрётером в Германии (1717—1721 годы). Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно).
Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него (в январе 1801 года) пианино также сконструировал австриец М. Мюллер. В ходе своего развития к инструменту были добавлены педали.
Современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, позднее — перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов).
В России производство фортепиано было связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818-1820-м годах.
Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики. В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.
Наиболее распространённые кабине́тные пиани́но имеют ширину корпуса по клавиатуре 1450—1500 мм и высоту около 1250—1400 мм; диапазон составляет 7 октав. У пианино есть цо́кольный пол — это узел щитовой конструкции, соединяющийся с корпусом пианино снизу и необходимый для крепления педального механизма. Вертикальная стойка корпуса, соединяющаяся с балкой и ножкой пианино, называется ко́нсоль.
На изображении пианино Schiedmayer (Штутгарт) на выставке в Лондоне в 1851 году.
Размеры и типы пианино
Можно выделить 4 группы:
- Домашнее (акустическое/цифровое). Весит примерно 300 кг, высота 130 см.
- Кабинетное. Самое маленькое по габаритам. Весит 200 кг, высотой 1 м.
- Салонное. Вес 350 кг, высота 140 см. Становится украшением интерьера школьных классов, небольших залов, ресторанов, разного рода центров развлечения.
- Концертное. Весит 500 кг. Высота 130 см, длина 150 см. Ими гордятся студии, оркестры за красочный объём тембра.
Самый популярный тип — кабинетный. Ширина измеряется по клавиатуре, которая может достигать 150 см. Выглядит довольно компактно.
Характерная разница между пианино и роялем заключается в том, что последний используют в больших залах из-за громкости его звучания и внушительных габаритных размеров, в отличие от пианино, использующегося в жилых домах. Внутренние механизмы пианино установлены вертикально, оно выше, устанавливается возле стены.
Сколько октав у пианино
В предыдущем разделе мы познакомились с термином, а теперь узнаем, как называются октавы, где какая расположена и выясним, как они звучат. Вся клавиатура любого стандартного фортепиано делится на 7 октав плюс несколько дополнительных клавиш по краям.
Сначала посмотрим на основные три, которые находятся в середине клавиатуры, поскольку они часто используемые. В самом центре расположена первая окатва со средней высотой нот (261,63 – 523,25 Гц) и нотационным обозначением (С4-В4). Ниже ее стоит малая октава, звучание которой можно охарактеризовать, как умеренно-низкое (130,81– 261,63 Гц). Вторая октава (С5-В5), наоборот, выше первой и звучит умеренно высоко (523,25 – 1046,5 Гц). Далее добавляем еще две по обе стороны: большая октава (С2-В2) с низким тоном (65,406 – 130,81 Гц) и с другой стороны третья октава(С6-В6) с высоким тоном (1046,5 – 2093,0 Гц). Из полных у нас осталась контроктава (С1-В1) с чрезвычайно низким звуком (32,703 – 65,406 Гц) и четвертая (С7-В7) с чрезвычайно высоким (2093,0 – 4186,0 Гц). В самом нижнем регистре есть еще две клавиши А0 и В0, которые называются субконтроктава (16,352 – 32,703 Гц).
нажмите на картинку для увеличения
Это простой, но достаточно эффективный способ представить себе октавы, где каждая имеет свою собственную территорию, а также понять, как они звучат, прежде чем есть возможность их услышать.
А вот как выглядят первая и малая октавы в нотной тетради:
Что такое октава на клавиатуре пианино?
Октава представляет собой тип музыкального интервала или расстояние между двумя нотами с одноименным названием. Например, найдите на клавиатуре ноту «до» и отсчитайте вверх или вниз восемь белых клавиш, то есть дойдите до следующей «до».
Термин «октава» заимствован от латинского слова «octavus», что означает восьмой.
Две соседние клавиши образовывают полутон и, соответственно, весь интервал составляет 12 полутонов. Каждая нота обладает своей собственной звуковой частотой, другими словами, скоростью колебания звука. Два звука, разделенных 8 ступенями, имеют частотное соотношение 2:1. Так, к примеру, нота «ля» содержит частоту 440 Гц, а на октаву выше она будет звучать на 880 Гц. Таким образом, это самый согласованный или приятно звучащий интервал.
Завораживающее зрелище
Каждый, кто учился в музыкальной школе, наверняка помнит, как здорово было приоткрыть крышку рояля и, опершись на 300-килограммовый инструмент, наблюдать, как бегают и бьют по струнам молоточки, пока учитель играет беглый этюд. Удивительно, но это завораживающее зрелище доступно и пользователям Casio Grand Hybrid. У подавляющего большинства цифровых пианино крышка клавиатуры сдвигается внутрь корпуса, перекрывая даже теоретически доступ к внутренностям инструмента. Крышка клавиатуры Grand Hybrid имеет складную конструкцию. Открыв инструмент сверху, вы увидите заветные молоточки. Кстати, открытие крышки влияет и на звук инструмента. Grand Hybrid хоть и зовется формально пианино, но его четырехканальная акустическая система, состоящая из шести динамиков, имитирует акустический рояль, направляя звук преимущественно вверх и вниз.
Октавы на фортепиано, их количество и название
Любое современное фортепиано, будь то пианино или рояль, имеют 2 неполные и 7 полных октав. Первая клавиша – нота «Ля» субконтр-октавы (эта октава не полная и состоит из трех нот). Последняя – нота, самая высокая, «До» пятой октавы. Октава эта тоже не полная, нота «До» в ней единственная.
Между этими октавами находится 7 полных, состоящих из 12 клавиш, октав. В эти 12 клавиш входят 7 основных тонов (белых клавиш) и 5 полутонов (черных клавиш).
Чтобы посмотреть полное изображение необходимо кликнуть на него.
Кстати, на пианино, выпускавшихся до 70-х годов количество клавиш меньше, соответственно 5 октава отсутствует, а четвертая не полная. Состоит она из 10 клавиш, последняя из которых – нота «Ля»
Таким образом диапазон пианино и роялей сделанных до середины 70-х годов составляет 7 полных октав от «Ля» субконтроктавы до «Ля» четвертой октавы. В более современных инструментах он расширен еще на 3 клавиши, до ноты «До» пятой октавы.
Место расположения
Расположение педалей на пианино было еще одним аспектом развития педалей, который сильно колебался в процессе эволюции инструмента. Создатели пианино проявили изобретательность в размещении педалей на пианино, что иногда придавало инструментам комичный вид по сравнению с тем, что обычно наблюдается сегодня. Самый старый из сохранившихся английских грандов, построенный Спонсоры в 1772 г. и многие Broadwood Grands имел две педали, una corda и damper, которые крепились к ножкам слева и справа от клавиатуры. Джеймс Паракилас описывает такое расположение педали как придающее пианино «косолапый вид». потому что они слегка повернули. Настольное пианино, построенное Жан-Анри Пап в середине 19 века педали были на двух передних ножках пианино, но в отличие от педалей Backers и Broadwood, эти педали были обращены прямо друг к другу, а не наружу.
Особенно необычный дизайн демонстрирует рояль «Dog Kennel». Он был построен Себастьян Мерсер в 1831 году и получил прозвище «Собачий питомник» из-за своей формы. Под пианино, где будут располагаться современные педали, есть полое полукруглое пространство, в котором могли бы отдыхать ноги игрока. Педали una corda и damper находятся слева и справа от этого места и обращены прямо, как педали настольного фортепиано. В конце концов, в 19 веке педали были прикреплены к раме, расположенной по центру под фортепиано, для усиления и стабилизации механизма. По словам Паракиласа, эта рамка на рояле «часто принимала символическую форму и название лиры», и сегодня он носит название «педальная лира».
Устройство пианино
1 — боковые стенки корпуса,2 — верхняя крышка,3 — чугунная рама,4 — вирбели,5 — резонансная дека,6 — молотки,7 — рулейстик,8 — фенгеры,9 — клавиатура, | 10 — бакенклёцы,11 — штеги,12 — рычаг левой педали,13 — педальные цуги,14 — педальные лапки,15 — цокольный пол,16 — ролики,17 – модератор. |
Как из пианино извлекается звук?
Клавиша является своеобразным рычагом, который приводит в действие механизм молоточка. Тот, в свою очередь, ударяет по нужной струне, а когда звук уже не нужен (вы отпустили клавишу), колебания струны моментально «гасятся» специальной подушечкой – демпфером.
В вашем инструменте всего 88 клавиш (белых – 52, черных – 36). Но струн при этом в несколько раз больше, 220! Для чего нужны «лишние»? За звук, исходящий при нажатии клавиши отвечают до 3 струн сразу (они вместе называются хором). Хочется отметить, что количество белых и черных клавиш у разных инструментов может отличаться как и количество струн.
Когда какая-то одна струна перестает звучать соответствующим образом и выходит из строя, звук становится «грязным». В такой ситуации и нужна помощь профессионального мастера-настройщика.
Как устроено пианино
Пианино представляет собой большой ящик. Корпус изготавливается из разных сортов дерева и составляет основную массу инструмента.
Внутреннее устройство любого пианино:
- акустический блок – это оркестр из деталей, которые воспроизводят ноты: струны, чугунная рама, резонансная дека;
- ударно-клавишная механика – система элементов, генерирующие нужный по тону и силе звук: клавиши, демпферы, молотки, педали пианино.
При удержании клавиши исполнителем, демпфер отталкивается от струны. Молоток быстро бьет по свободной нити – она начинает вибрировать и издавать протяженную ноту. Когда музыкант отпускает клавишу, демпфер возвращается в исходное положение – пианино не звучит.
Стальные проволоки удерживаются под сильным натяжением чугунной рамой. Детали протянуты по мосту, который контактирует с резонансной декой. Дека пианино – это пластина, которая регулирует громкость и тембр. При ее повреждении инструмент не будет играть.
Основные конструктивные элементы пианино
Спуск – механизм, заставляющий молотки отскакивать от струн. Двойная система внедрена в 21 году 19 века французским инструментальщиком Себастьяном Эраром. Молотки с войлочным покрытием касались нитей на тысячную секунды.
Чаще в пианино присутствуют 2 педали, реже 3. Рычаги позволяют исполнителю разнообразить мелодию. При нажатии правой педали все демпферы освобождают нити – ноты протягиваются. Механизм одновременно извлекает множество нот, что невозможно при использовании одних клавиш. Также правый рычаг повышает громкость.
Левая педаль приглушает ноты, что придает мелодии изыска. При взятии (профессиональный термин) левого рычага, расстояние между молотками и струнами сокращается. Сила удара снижается, как и громкость пианино.
Третья педаль – средняя, используется для задержки нот басового ключа. Выступает модератором (глушителем) – полезен на репетиции, чтобы не отвлекать других пианистов.
Можно ли заниматься на пианино с клавиатурой из 85 клавиш?
По количеству клавиш на инструменте можно примерно определить возраст инструмента и если покупается недорогое, советское пианино для ребенка, то лучше выбирать инструмент с 88 клавишами. Больше шансов, что у такого пианино еще остался ресурс для дальнейшей эксплуатации и ему не нужен будет дорогой ремонт.
Если же к покупке рассматривается инструмент с последующим ремонтом (к таким фортепиано относятся обычно старинные инструменты или инструменты высокого класса но изношенные), то количество клавиш значения не имеет.
Многие старинные или просто старые пианино звучат значительно лучше, чем новые, но часто требуют дорогостоящего ремонта.
В принципе, 85 клавиш или 88 у инструмента, разницы почти нет. Произведений, в которых используются 3 последние ноты не много.
На пианино с 85 клавишами успешно занимаются даже студенты, обучающиеся в специализированных школах, музыкальных училищах и высших учебных заведениях.
Занятия на таких фортепиано не мешают процессу обучения, главное чтобы сам инструмент был исправен и настроен.
P. S.
Ответов на вопросы связанные с пианино в Интернете довольно много. К сожалению далеко не все из них верные.
Например, на вопрос «Сколько клавиш у пианино?» не редко отвечают люди, у которых даже фортепиано нет.
Кто-то пытается вспомнить инструменты своего детства, кто-то считает клавиши на синтезаторе, после чего вводят в заблуждение тех, кто спрашивал. Поэтому вынужден сделать на этом акцент.
Синтезатор не является фортепиано, и для обучения или занятий необходим инструмент со стандартным количеством клавиш.
Стандартом же является клавиатура из 88 или 85 клавиш.
P. P. S.
Исключения встречаются, но они практически не несут в себе функции полноценного фортепиано.
Одним из таких примеров является детское пианино. Несмотря на то, что его урезанная механика практически полностью повторяет устройство обычного пианино, это скорей игрушка, чем музыкальный инструмент.
История пианино
1397 год – первое упоминание в Италии о клавесине с щипковым способом извлечения одинаково громких звуков. Недостатком устройства было отсутствие динамики в музыке.
С 15 по 18 века появились ударно-зажимные клавикорды. Громкость регулировалась в зависимости от силы нажатия клавиши. Но звук быстро затихал.
Начало 18 столетия — Бартоломео Кристофори изобрёл механизм современного фортепиано.
1800 год — Дж. Хокинс создал первое пианино.
1801 год — М. Мюллер создал такой же музыкальный инструмент и придумал педали.
Наконец, середина 19 века — инструмент приобретает классический вид. Каждый производитель немного меняет внутреннее строение, но основная задумка остаётся неизменной.
Описание и характеристики пианино «Аккорд»
Пианино«Аккорд» выпускается в разном архитектурном оформлении. Вы можете купить эту модель музыкального инструмента, к примеру, в стиле «Чипендейл» или в классическом стиле. Уменьшить силу звука в пианино можно через педальный механизм, соединенный с системой модератора, которой снабжен инструмент. Если вам нравится звук клавесинного эффекта, то по вашему желанию пианино «Аккорд» могут укомплектовать дополнительным съемным устройством, создающим при игре такой эффект. Данное устройство было разработано специалистами фабрики фортепиано «Аккорд» и можно встретить только в этом пианино. Максимальную прочность инструменту обеспечивают футор, чугунная рама и опорные конструкции. Все это позволяет пианино выдерживать огромные нагрузки от натяжения струн силой до 16 тонн.
Вирбельбанк – многослойная конструкция, переклеенная из древесины клена или бука, обеспечивает стабильное и надежное держание строя на долгие годы. Вирбельбанк состоит из 12 слоев древесины, склеенных под высоким давлением. Его толщина – 36 мм. Мягкая посадка вирбелей обеспечивается сверлением многоступенчатым сверлом. Резонансный щит изготавливается из отборной резонансной ели, которую поставляют на фабрику из лучших лесов России, а именно из Пермской, Вологодской и Архангельской областей. Применение такого материала обеспечивает высокое качество резонансного щита. Фортепиано «Аккорд» имеет также великолепные акустические свойства и все это благодаря подбору дощечек по годовым слоям, радиальной распиловки и созданию купола деки.
Струнная проволока изготавливается на Волгоградском сталелитейном заводе. Навивка басовых струн состоит из медной высококачественной проволоки, которая плотно прилегает к керну, что исключает призвуки. Надежная конструкция механизма обеспечивается алюминиевым гаммербанком.
Механика пианино изготовлена из отборной древесины твердолиственных пород (клена и граба). Молоточки механики изготовлены из качественного войлока английского производства. Фабрика закупает их напрямую у немецкой . Высокое качество молоточков механики инструмента во многом определяют его динамику, тембр и надежность звучания. Для изготовления щитовых элементов корпуса пианино используют специальные плиты МДФ, поставляемые немецкой .
Применение цветных лаков придает пианино «Аккорд» прекрасный внешний вид. В отделке корпусных деталей применяют полиэфирные лаки всевозможных расцветок, в том числе белый, черный и красный с глянцевым покрытием. Все это по желанию покупателя. Перед тем как принять инструмент, его испытывают на специальном проигрывающем стенде, повторно регулируют механизм и оценивают качество звучания. Только после этого Экспертный совет принимает пианино проигрыванием музыкальных произведений и выдает на него сертификат качества предприятия. Фабрика фортепиано «Аккорд» уже много лет экспортирует свою продукцию во Францию, Испанию, Италию, Канаду, Голландию, Польшу, Турцию, Иран и в другие страны Европы и Азии. Перевозкой пианино и роялей занимаются специальные фирмы, которые гарантируют сохранность и целостность музыкальных инструментов.
Устройство пианино
В устройство фортепиано входят четыре основные системы.1. Звуковой аппарат. ( струнная одежда и резонансный щит пианино.)2. Ударно-клавишный механизм. (Состоящий из клавиатуры и механики.)3. Педальный механизм.4.Корпус.
По каждой из этих систем планируется отдельная статья. Сегодня же я попытаюсь вкратце и, насколько это возможно, простым языком рассказать Вам об устройстве пианино.
Особенности устройства пианино
Пианино – это струнно клавишно-молоточковый музыкальный инструмент со звуковым диапазоном до 88 тонов, или 7/2 октав. Струны пианино расположены вертикально, и молоточки ударяют по ним спереди.
Футор пианино
Задняя часть корпуса пианино состоит из прочной деревянной рамы, или футора с распорками (шпрейцами). Футор придает пианино прочность.
К верхней, более широкой поперечной раме футора, спереди, приклеивают вирбельбанк (колковая доска). Вирбельбанк – это толстая многослойная доска из прочного, вязкого дерева (бука или клена), в которую вбиты стальные колки, натягивающие струны.
Две боковые и две передние стенки корпуса пианино изготавливаются из тонких досок, облицованных шпоном.
Дека пианино
Спереди на футор наклеена краями резонансная дека – это щит толщиной около 1 см, склеенный из нескольких досок отборного прямослойного елового дерева. На обратной стороне деки, перпендикулярно к волокнам дерева, наклеены бруски из высококачественной ели, называемые – рипками. Дека и рипки усиливают звук пианино.
Чугунная рама
Поверх резонансной деки по ее краям, к футору прочно привинчена большими шурупами литая чугунная рама, на которую натянуты струны.
В пианино применяется перекрестно – струнная система, в которой басовые струны, идут почти по диагонали из верхнего левого угла корпуса в его правый нижний угол, а струны среднего регистра, лежащие ниже басовых, идут под ними по направлению к нижнему левому углу корпуса.
Устройство пианино
1 — боковые стенки корпуса, 2 — верхняя крышка, 3 — чугунная рама, 4 — вирбели, 5 — резонансная дека, 6 — молотки, 7 — рулейстик, 8 — фенгеры, 9 — клавиатура, 10 — бакенклёцы, 11 — штеги, 12 — рычаг левой педали, 13 — педальные цуги, 14 — педальные лапки, 15 — цокольный пол, 16 — ролики, 17 – модератор.
Штеги пианино
В нижней части пианино струны проходят с двукратным изгибом около вбитых в штеги штифтов их устройство заставляет прижиматься струну к штегутем крепче, чем сильнее она натянута. Оканчиваются струны петлями или ушками на задних штифтах, вбитых в нижнюю пластину чугунной рамы.
Клавиатура выдвинута впереди корпуса на особой доске (штульраме), поддерживаемой боковыми наружными консолями.
Педальный механизм
Устройство педального механизма состоит из самих педалей, педальных цуг, штоков и регулировочных болтов. Встречаются пианино с двумя или тремя педалями.
Правая педаль
При нажатии правой педали все демпфера поднимаются, все струны освобождены для одновременного звучания.
Здесь можно увидеть основные операции изготовления пианино. Приклеивание деки к футору, установку чугунной рамы, сборку корпуса элементы регулировки и интонировки механики пианино.
Левая педаль
При нажатии левой педали отходит подвижной рулейстик, который придвигает все молотки к струнам, оставляя небольшой зазор между струнами и молоточками. Размах молоточков сокращается, при этом удар молоточков по струнам слабый, отчего звуки становятся слабыми.
Средняя педаль
Третья педаль располагается по середине и включает модератор пианино. Во время нажатия этой педали посредством рычагов между молоточками и струнами опускается планка с полоской тонкого мягкого войлока. Молотки ударяют по струнам через тонкую полоску, и сила звука уменьшается во много раз.
Детали корпуса
Спереди корпус пианино закрыт двумя филенками над и под клавиатурой. Клавиатура прикрывается вставленным в пазы боковых стенок бруском фигурного профиля (карнизом) с прикрученными к нему на петлях откидным клавиатурнымклапом.
На внутренней стороне клапа прикреплен – пюпитр для нот. Верхняя крышка корпуса прикреплена на откидных петлях. При игре эту крышку можно открывать для небольшого усиления звука. Снизу корпуса прикреплены ролики (4 шт.
) для более удобного передвижения пианино внутри помещения.
Хор резонансов
Те, кто считает, что при нажатии клавиши внутри рояля звучит струна, глубоко ошибаются. Звучит буквально весь рояль: резонирует дека, дерево и, конечно же, другие струны. Вторая функция процессора AiR Grand называется «Акустический симулятор». Если утопить пару клавиш настолько медленно, что молоточки не дотянутся до струн, а лишь поднимутся демпферы, а затем сыграть третью ноту, то зазвучат все три струны. Этот эффект называется струнным резонансом. Демпферный резонанс предполагает звучание всех струн, когда нажата правая педаль и все демпферы подняты. У струн верхнего регистра нет демпферов, и они резонируют всегда, что называется резонансом открытых струн.
Самый интересный резонанс, который тоже имитируется симулятором, — аликвотный. На некоторых (не на всех) роялях к струнам верхнего регистра добавляются дополнительные короткие струны, звучащие на октаву выше. Молоточки по ним не попадают, но они резонируют вместе с основными струнами, делая звук ярче.
Устройство пианино — из чего оно состоит
В устройство фортепиано входят четыре основные системы.1. Звуковой аппарат. ( струнная одежда и резонансный щит пианино.)2. Ударно-клавишный механизм. (Состоящий из клавиатуры и механики.)3. Педальный механизм.4.Корпус.
По каждой из этих систем планируется отдельная статья. Сегодня же я попытаюсь вкратце и, насколько это возможно, простым языком рассказать Вам об устройстве пианино.
Особенности устройства пианино
Пианино – это струнно клавишно-молоточковый музыкальный инструмент со звуковым диапазоном до 88 тонов, или 7/2 октав. Струны пианино расположены вертикально, и молоточки ударяют по ним спереди.
Футор пианино
Задняя часть корпуса пианино состоит из прочной деревянной рамы, или футора с распорками (шпрейцами). Футор придает пианино прочность.
К верхней, более широкой поперечной раме футора, спереди, приклеивают вирбельбанк (колковая доска). Вирбельбанк – это толстая многослойная доска из прочного, вязкого дерева (бука или клена), в которую вбиты стальные колки, натягивающие струны.
Две боковые и две передние стенки корпуса пианино изготавливаются из тонких досок, облицованных шпоном.
Дека пианино
Спереди на футор наклеена краями резонансная дека – это щит толщиной около 1 см, склеенный из нескольких досок отборного прямослойного елового дерева. На обратной стороне деки, перпендикулярно к волокнам дерева, наклеены бруски из высококачественной ели, называемые – рипками. Дека и рипки усиливают звук пианино.
Чугунная рама
Поверх резонансной деки по ее краям, к футору прочно привинчена большими шурупами литая чугунная рама, на которую натянуты струны.
В пианино применяется перекрестно – струнная система, в которой басовые струны, идут почти по диагонали из верхнего левого угла корпуса в его правый нижний угол, а струны среднего регистра, лежащие ниже басовых, идут под ними по направлению к нижнему левому углу корпуса.
Устройство пианиновирбели
Штеги пианино
В нижней части пианино струны проходят с двукратным изгибом около вбитых в штеги штифтов их устройство заставляет прижиматься струну к штегутем крепче, чем сильнее она натянута. Оканчиваются струны петлями или ушками на задних штифтах, вбитых в нижнюю пластину чугунной рамы.
Педальный механизм
Устройство педального механизма состоит из самих педалей, педальных цуг, штоков и регулировочных болтов. Встречаются пианино с двумя или тремя педалями.
Правая педаль
При нажатии правой педали все демпфера поднимаются, все струны освобождены для одновременного звучания.
Здесь можно увидеть основные операции изготовления пианино. Приклеивание деки к футору, установку чугунной рамы, сборку корпуса элементы регулировки и интонировки механики пианино.
Левая педаль
При нажатии левой педали отходит подвижной рулейстик, который придвигает все молотки к струнам, оставляя небольшой зазор между струнами и молоточками. Размах молоточков сокращается, при этом удар молоточков по струнам слабый, отчего звуки становятся слабыми.
Средняя педаль
Третья педаль располагается по середине и включает модератор пианино. Во время нажатия этой педали посредством рычагов между молоточками и струнами опускается планка с полоской тонкого мягкого войлока. Молотки ударяют по струнам через тонкую полоску, и сила звука уменьшается во много раз.
Детали корпуса
Спереди корпус пианино закрыт двумя филенками над и под клавиатурой. Клавиатура прикрывается вставленным в пазы боковых стенок бруском фигурного профиля (карнизом) с прикрученными к нему на петлях откидным клавиатурнымклапом. На внутренней стороне клапа прикреплен – пюпитр для нот. Верхняя крышка корпуса прикреплена на откидных петлях. При игре эту крышку можно открывать для небольшого усиления звука. Снизу корпуса прикреплены ролики (4 шт.) для более удобного передвижения пианино внутри помещения.
В следующих статьях:Об истории фортепиано и
О его го устройстве. — Эта статья расскажет о сходстве и различиях в устройстве пианино и рояля