История «песенки о медведях» (к/ф «кавказская пленница»)

Причастные

Мелодию для фильма Леонида Гайдая сочинил замечательный композитор Александр Зацепин. Родился он 10 марта 1926 года в Новосибирске, сейчас проживает попеременно во Франции и в Москве.

Александр Сергеевич Зацепин — композитор-песенник, подаривший нам то, что до сих пор у многих на слуху. Музыка к кинофильмам — это особый жанр, который требует исключительного мелодического таланта и точечной образности.

Все фильмы, над которыми работал Зацепин, физически невозможно здесь перечислить, можно лишь частично указать: «Где находится нофелет?», «Остров погибших кораблей», «Спортлото-82», «Женщина, которая поёт», «31 июня», «Капитан Немо», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев», «Бриллиантовая рука», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Красная палатка», «Земля Санникова»…

Без этой музыки (ее и киномузыкой не назовешь, это просто музыка) и фильмы были бы совсем другими, не теми, которые помнятся долго. Не случайно музыка Зацепина к некоторым кинофильмам живет отдельно — вероятно, любой человек может с ходу подхватить: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».

«Песенка о Медведях» тоже зажила самостоятельной жизнью вне фильма, благодаря удивительной «непростой простоте», а также голосу не указанной в титрах певицы. Эту песенку спела в фильме Аида Ведищева.

Аида Семёновна Ведищева (Вайс) родилась 10 июня 1941 года в Казани. Жила в Иркутске, Харькове, пела в оркестрах в оркестре О. Лундстрема и Л. Утёсова. С 1980 года Аида Ведищева живет в США, продолжает творческую деятельность. А нам остались записи ее чудного голоса — «Помоги мне!» (знаменитое танго из «Бриллиантовой руки»), «Чунга-Чанга», «Лесной олень» и «Песенка о медведях».

Заглавную роль «спортсменки, комсомолки и просто красавицы», станцевавшей твист под эту песенку, сыграла Наталья Варлей.

Наталья Владимировна Варлей родилась 22 июня 1947 года в Румынии, город Констанца. Жила в Мурманске, затем — в Москве. Замечательная актриса, просто красавица и неординарный человек.

Где-то на белом свете, там где всегда мороз Трутся спиной медведи о земную ось…

Если музыка А. Зацепина довольно долго вызывала неприятие у режиссера, то слова вызвали бурю возмущения у худсовета. Слова к песенке написал замечательный поэт (переводчик, а по профессии — юрист) Леонид Петрович Дербенев. К сожалению, он умер в 1995 году.

Исключительное поэтическое дарование позволяло Леониду Дербеневу сразу писать текст на уже существующую мелодию. И не просто «Ты меня любишь, я тебя лЮблю», а то, что называется настоящей поэзией. «Есть только миг» — это ведь тоже стихи Л. Дербенева, как и многие-многие другие, до сих пор звучащие и на эстраде, и в жизни.

Что касается слов «Песенки о медведях», то изначальное недоумение они вызвали у режиссера («Лето на дворе, при чем здесь мороз?») и некоторое негодование у худсовета. Худсовет в те времена — орган культурной власти с функциями цензуры, оцениваемый сегодня неоднозначно. Запрещали многое, часто «с водой» выкидывая новорожденные шедевры. В данном случае — обошлось, попросили поменять первоначальное «Чешут медведи спины о земную ось». Негигиенично звучит, неэстетично смотрится, разве у них блохи, зачем чешутся? Видимо, у наших медведей блох быть не может из принципа.

Слова немного поменяли, оставив нам трущихся о земную ось белых медведей, что образно мы прекрасно воспринимаем.

Шестнадцатые ноты, “Песня кавказской пленницы”.

В предыдущей части учебника мы использовали для игры целые, половинные, четвертные и восьмые ноты.

В этой части добавим шестнадцатые. Шестнадцатые ноты в два раза короче восьмых. Пишутся они как и восьмые, но имеют два флажка на штиле.

Некоторым очень тяжело понять, как можно вести счёт шестнадцатыми нотами. Если две восьмые ноты, стоящие рядом, ещё можно посчитать, например как “ра-аз“, или как “раз-и” (кому как удобно), То как считать шестнадцатые? Ведь они в два раза короче!

Ответ прост. Прослушайте два примера. В первом, дан ритмический рисунок с использованием восьмых и четвертных нот, а во втором, с использованием восьмых и шестнадцатых.

Пример No2

А теперь ответьте на два вопроса:

  1. Есть ли разница между двумя темпами?
  2. Есть ли разница между двумя ритмами?

Ответ на первый вопрос – да. На второй – нет. Вы наверное уже поняли почему. Конечно-же, оба примера звучат в различных темпах. Темп второго гораздо быстрее темпа первого. Ведь первый записан восьмыми и четвертными, а второй шестнадцатыми и восьмыми нотами. А вот ритм – ритмический рисунок обоих примеров, абсолютно идентичен. Если второй пример замедлить в два раза, мы получим точную копию первого. Отсюда можно сделать вывод: Ритм, записанный восьмыми нотами, вперемешку с четвертными, можно считать точно так-же, как и ритм записанный шестнадцатыми нотами, вперемешку с восьмыми. Давайте прослушаем известную мелодию. В первом случае прибегнем к записи восьмыми нотами, а во втором, шестнадцатыми:

И нет между этими двумя мелодиями абсолютно никакой разницы!

Конечно-же, при определённо заданном темпе композиции, второй пример должен звучать в два раза быстрее. Но в данном случае темп не был задан. Да и кто вообще задаёт темп? Как нужно играть, быстро или медленно?

Темп, конечно-же задаёт композитор, а затем дирижёр, ну или…барабанщик) В предыдущей части учебника мы говорили о том, что в нотной записи темп обозначается , (такими, как например allegro – быстро, или largo – протяжно), а может обозначаться метром метронома, который являет собой более современный и точный метод. Но ведь когда мы лишь учимся играть, или разбираем какое нибудь новое произведение, нам совершенно не нужна реальная скорость! Поэтому, исходя из всего вышесказанного, давайте условимся считать ритмические рисунки “шестнадцатая – восьмая“, точно так-же как и “восьмая – четвертная“. Ну а целые и половинные ноты выдерживать не сложно. Для тех, кто сыграл хотя-бы половину упражнений из предыдущей части учебника, счёт, скорее всего уже не является необходимостью. Проиграв определённое количество произведений, начинаешь чувствовать ритм и без счёта.

А теперь, для закрепления материала, сыграем одну известную мелодию:

Скачать PDF

Обратите внимание на то, что во втором такте песни, диез, стоящий перед первой нотой соль, распространяется как на вторую, так и на третью ноту соль данного такта. Вспомните правило о том, что действие знака альтерации в такте распространяется на все одноимённые ноты данного такта, вплоть до его окончания или до появления знака бекар! В данном случае все три ноты соль, второго такта будут диезными, и играть их нужно первым пальцем левой руки, на первом ладу, третьей струны

Кроме этого, в пятом такте присутствует новая нота. Это нота ля второй октавы. Эту ноту мы не учили в предыдущей части учебника. Её головка расположена над всеми линиями нотного стана и имеет одну добавочную линию внутри. Запомните её. Играется она на пятом ладу первой (самой тонкой) струны гитары. В пятом такте её необходимо сыграть мизинцем левой руки. В девятом такте вы встретите две ноты ля, первая ля – со знаком диез, то есть, повышенная на пол тона, (соответственно играть мы её будем на шестом ладу первой струны). Вторая ля этого такта – со знаком бекар. Значит её мы сыграем уже на пятом ладу первой струны, согласно правилу отмены бекаром предшествующих ему знаков альтерации.

Обратите внимание на четвертные ноты с точкой. Точка увеличивает длительность ноты в полтора раза, поэтому выдерживайте четвертные с точкой чуть дольше обычных четвертных

Можете добавлять “и“, если играете со счётом.

Итак, начните разбирать “Песенку о медведях” и обязательно посмотрите видео с её исполнением:

Песенки для тренировок

Теоретическая часть закончилась и теперь можно сыграть песни на синтезаторе для начинающих. Ниже приведен список простеньких мелодий, которые хорошо подойдут для обучения.

Ну вот пришла лягушка

С этой песни по цифрам на синтезаторе начинают все дети. Куплет играется всего на 4 клавишах первой октавы. Мелодия простая, но зато она учит чувству ритма и помогает научиться быстро перемещать пальцами.

Мелодия из Гравити фолз

Конечно, кроме классики по нотам-цифрами для синтезатора можно играть и современные песни. Например, вступительная мелодия из мультика «Gravity Falls».

Здесь подключены аккорды, записанные в столбик. Они как-бы соединяются в один звук, поэтому их зажимают быстро и последовательно.

Играется мелодия аж на 4 октавах: малой, первой, второй и контроктаве, поэтому на тренировку понадобится больше времени. К тому же, здесь нужно быстро нажимать по клавишам.

С Днем Рождения Тебя (Happy Birthday To You)

Красивая и простая песенка, которой можно поздравить с Днем Рождения друзей или родственников. Не сложнее кузнечика, но здесь уже включены сразу 2 октавы: первая и вторая.

В лесу родилась ёлочка

Традиционная новогодняя песенка, которую можно исполнить на утреннике. В усвоении она чуть сложнее «Кузнечика», зато —  циклична. Последующие куплеты играются точно также, как и первый.

Используется 2 октавы: первая и малая. Она научит малыша быстро играть двумя руками.

Песня из мультфильма «Фиксики»

Красивая детская песня из «Фиксиков» легко играется на синтезаторе. Хоть она и кажется сложной, используется всего 3 октавы: первая, вторая и малая.

Облака, белогривые лошадки

Песенка из старого советского мультика «Трям-здравствуйте» до сих пор преподается в большинстве музыкальных школ. Она простенькая, но для развития способностей подходит отлично. Хоть мелодия и простая, одна партия включает от 10 нот. Ребенок научится дольше играть без перерывов. А вот гармония легкая: всего 3 октавы.

Улыбка (из мультфильма Крошка Енот)

Еще одна советская классика, которая подойдет для «продвинутых» пианистов. Песенка богатая на ноты и партии быстро сменяют друг друга. К тому же она длинная, что хорошо развивают сенсорную и механическую память.

А вот октав всего 2: первая и вторая. С ее изучением не возникнет проблем, если ребенок осилил «Облака, белогривые лошадки».

Пусть всегда будет солнце!

Настоящий гимн человеческому счастью, который часто поют на утренниках и детских праздниках. Песенка была написана так, чтобы ее смело могли играть дети, хоть нот здесь и много.

Играется на первой, второй и третьей октаве. Хоть она и кажется сложной, здесь куплет и припев повторяются несколько раз, поэтому достаточно выучить небольшой отрывок.

«Маленькая страна» (Николаев)

Милая песенка за авторством Игоря Николаева. Почти вся мелодия играется на контроктаве с небольшим включением третьей.

Так как интервалы между нотами короткие, придется быстро перемещать пальцы по клавишам. А учитывая, что контроктава предназначена для левой руки – это хорошая тренировка.

«Спят усталые игрушки» колыбельная из передачи «Спокойной ночи, малыши!»

Под эту песню засыпали миллионы детей в СССР. Она медленная, размеренная и очень простая в усвоении. Целиком играется на контроктаве.

Ноты для синтезатора по цифрам представлены ниже.

«Пусть бегут неуклюже» из мультфильма про Крокодила Гену и Чебурашку

Одна из самых грустных и красивых советских мелодий. Композитором Шаинским были задуманы красивые переходы на полутонах из третьей октавы, когда основная часть играется на контроктаве.

«Прекрасное далеко» ноты песни из фильма «Гостья из будущего»

Очень простая в усвоении песенка, практически полностью играющаяся на контроктаве. Дети с ее помощью могут развить хорошее чувство ритма, так как в припев построен на повторяющихся нотах.

«Лесной олень» ноты для синтезатора, фортепиано цифрами

И напоследок, настоящая классика советской эстрады – «Лесной олень» Крылатова. Мелодия с резкими, неравномерными интервалами и плавными переходами из третьей октавы.

«Место действия» песенки

Сцену с песенкой снимали в Крыму — где гора Демерджи (Демирджи) и Долина Привидений (памятник природы). У места есть своя легенда о злобном кузнеце (Демирджи и есть кузнец на крымско-татарском языке), похитившем селянку. Бог горы рассердился, сотряс гору, и, все сметая на своем пути, покатились огромные валуны.

На одном из этих валунов Наталья Варлей и станцевала под «Песенку о медведях». Там же путникам с удовольствием и сейчас демонстрируют «Орех Никулина».

Земля продолжает вертеться, медведи продолжают тереться. Задача у медведей простая и понятная:

Судя по всему — не зря все же стараются эти медведи. Где-то на белом свете, в самых разных странах, живут люди, которые хорошо помнят эту песенку.

Где-то на белом свете, в самых разных странах, живут люди, создающие некий нематериальный продукт, который оказывается нужным. Где-то на белом свете продолжают рождаться дети, которые будут распевать свои песенки — хотелось бы, чтобы они оказались такими же симпатичными.

Нотный архив

Блокфлейта — инструмент несложный сам по себе. Но с ограниченным диапазоном. Не все ноты можно взять и просто так сыграть, некоторые нужно странспонировать, то есть сдвинуть выше или ниже, чтобы они вписались в диапазон флейты. Ноты для блокфлейты, выложенные ниже, специально адаптированы, чтобы было удобно играть. И по высоте звука, и по количеству встречающихся диезов и бемолей. Приятного музицирования! :)

Чистые нотные листы:

  • cо скрипичными ключами
  • со скрипичными и басовыми ключами
  • без ключей, просто линейки

Мелодии для начинающих

Мелодия Скачать ноты Послушать мелодию (миди)
Ёлочка
Jingle Bells
Кузнечик
Happy Birthday
Во поле берёза стояла
Ах вы сени мои, сени
Pain — Shut Your Mouth
Чижик-Пыжик
Говорит Москва (радиопозывные)
Старинный танец
Калинка (русская народная песня)
Ой, то не вечер (русская народная песня)

Популярные мелодии

Мелодия Скачать ноты Послушать мелодию (миди)
Careless Whisper (George Michael)
Улетай на крыльях ветра (хор невольниц из оперы «Князь Игорь» Бородина)
песня «Стаканы» из альбома «Беспечный русский бродяга» (Б. Гребенщиков)
Burre (Бурре) И.С. Баха в интерпретации Яна Андерсона (Jethro Tull)
Одинокий Пастух (Lonely Shepherd)
House of the Rising Sun (Дом Восходящего Солнца)
Hot Butter — Popcorn (Воздушная кукуруза)
El Condor Pasa (Полет кондора)
Loituma — Ievas Polka (финская полька)
Europe — The Final Countdown
Гимн Российской Федерации
Manchester Et Liverpool (Мелодия из «Прогноза погоды» )
Love Me Tender (из репертуара Элвиса Пресли)
Take Five из альбома «Time Out» Дейва Брубека (Dave Brubeck)
Hava Nagila
Yesterday (The Beatles)
Over The Rainbow (из репертуара группы «Telenn Gwad»)

Мелодии из кинофильмов и мультфильмов

Мелодия Скачать ноты Послушать мелодию (миди)
Мелодия из телесериала «Улицы разбитых фонарей»
Мелодия из к/ф «Крестный Отец» («The Godfather»)
Мелодия из к/ф «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»
Мелодия из к/ф «Собака Баскервилей»
Chi Mai (тема из к/ф «Профессионал»)
Мелодия из к/ф «Зверобой»
Мелодия из м/ф «Падал прошлогодний снег»
Легенда из к/ф «Собака Баскервилей»

Классические мелодии

Мелодия Скачать ноты Послушать мелодию (миди)
Танец Маленьких Лебедей из балета «Лебединое Озеро»
Полонез Огинского («Прощание с Родиной»)
К Элизе (Людвиг ван Бетховен)
Турецкое Рондо (В.А. Моцарт)
Итальянская полька (С. Рахманинов)
Шутка (Скерцо) (И. С. Бах)
Вальс из муз. иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» (Г. Свиридов)

Песни группы «Мельница»

Мелодия Скачать ноты Послушать мелодию (миди)
Зима (из репертуара группы «Мельница»)
Дорога Сна (из репертуара группы «Мельница»)
Невеста Полоза (из репертуара группы «Мельница»)

Средневековые мелодии

Мелодия Скачать ноты Послушать мелодию (миди)
Король Артур (английская народная песня)
Green Sleeves (Зелёные Рукава) — старинная английская мелодия
Сборник средневековых мелодий с текстами. Англоязычный.

Этнические мелодии

Мелодия Скачать ноты Послушать мелодию (миди)
Ниточка с иголочкой (английский танец)
Session Tune Sets — сборник ирландских мелодий в архиве

Большое количество ирландских нот с midi можно найти на сайтах http://www.tinwhistler.com и http://www.tinwhistle.ru

На форуме принимаются заявки на пополнение нотного архива ;)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: