Ван клиберн

И Н Т Е Р В Ь Ю

Видео

Loading video…

  • Презентация литературно-художественного проекта Геннадия Кацова СЛОВОСФЕРА в Центральной Нью-Йоркской Публичной Библиотеке на Пятой Авеню (The New York Public Library / Schwartzman Building / South Court Auditorium). Нью-Йорк, 25 Января, 2014 года
  • Видеозапись презентации проекта «Словосфера», в рамках фестиваля «Борислав Струлёв и друзья» в Нью-Йорке. Декабрь, 2013
  • ИГОРЬ ГАЗАРХ в ЭНЦИКЛОПЕДИИ РУССКОЙ АМЕРИКИ
  • Лола Астанова в ЭНЦИКЛОПЕДИИ РУССКОЙ АМЕРИКИ

Новостная лента

  • Microsoft рассматривает покупку Netflix

    У корпорации Microsoft есть планы по приобретению видеосервиса Netflix. Cделка оценивается в 190 миллиардов долларов с учетом выплат всех комиссий и бонусов. О договоренности может быть объявлено в 2023 году…

  • Харви Вайнштейна признали виновным еще в одном изнасиловании

    Суд в Калифорнии признал американского кинопродюсера Харви Вайнштейна виновным в еще одном эпизоде изнасилования модели из Италии в 2013 году…

  • В Стэнфордском университете рекомендовали не называть граждан США «американцами»

    Специалисты Стэнфордского университета предложили отказаться от использования пагубной терминологии. Среди прочего они рекомендовали отказаться от использования слова «американец» применительно к американским гражданам…

  • Двух жителей Нью-Йорка обвинили в киберпреступлениях и содействии «российским хакерам»

    Предполагается, что Дэниэл Абаев и Питер Лейман вступили в сговор с гражданами РФ, чтобы «взломать диспетчерскую систему аэропорта и вывести определенные такси в начало очереди в обмен на плату»…

  • Илон Маск: правительство США платило Twitter за сокрытие данных о ноутбуке сына Байдена

    Илон Маск заявил, что правительство США заплатило Twitter миллионы долларов за сокрытие сведений о ноутбуке сына президента США Хантера Байдена…

Все новости

Личная жизнь

В 1998 году в иске владельца похоронного бюро Томаса Зарембы Клиберн был назван его семейным партнёром на протяжении семнадцати лет. В иске Заремба заявлял права на часть дохода Клиберна и его активов. Претензии были отклонены судом первой инстанции, и это решение было затем подтверждено апелляционным судом, посчитавшим недопустимыми алименты для штата Техас, если отношения не основаны на письменном партнёрском соглашении.

Клиберн был известен как «сова». Он часто практиковался в игре до 4:30 или 5 утра, затем просыпаясь около 13:30. «Вы чувствуете, как вы одиноки и мир спит, и это очень вдохновляет».

Клиберн был баптистом и посещал церковь каждую неделю.

Ранняя жизнь [ править ]

Клиберн родился в Шривпорте , штат Луизиана , в семье Рильдии Би ( урожденной О’Брайан) и Харви Лавана Клиберна-старшего Когда ему было три года, он начал брать уроки игры на фортепиано у своей матери, которая училась у Артура Фридхейма , ученик Ференца Листа . Когда Клиберну было шесть лет, его отец, который работал в нефтяной промышленности, перевез семью в Килгор, штат Техас .

В 12 лет Клиберн выиграл конкурс пианистов в штате, что привело к его дебюту с Хьюстонским симфоническим оркестром . Он поступил в Джульярдскую школу в Нью-Йорке в 17 лет и учился у Розины Левинн , которая воспитала его в традициях великих русских романтиков . В 20 лет Клиберн получил премию Левентритта и дебютировал в Карнеги-холле .

Литература

  • Чэйсинс А., Стайлз В. Легенда о Вэнэ Клайберне (Chasins Abram with Villa Stiles. — New York, 1959) — Пер. с англ. О. В. Волкова под ред. М. А. Гринберга. Предисловие Д. Д. Шостаковича. — М.: Изд-во Иностранной литературы, 1959. — 223 с. — илл.
  • Чесинс А., Стайлз В. Легенда о Вэне Клайберне (перевод с английского О. В. Волкова). — М., 1959.
  • Хентова С. Вэн Клайберн. — М., 1959. — (3-е изд. — 1966).
  • Григорьев, Л., Платек Я. Современные пианисты : Биографические очерки / Рец. С. Доренский. — М.: Советский Композитор, 1985.
  • Клайберн (Клиберн) Харвей Лаван (Ван) // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII—XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.

Любимец русских

Русской публике Клиберн понравился с самого начала. Было нечто привлекательное и чарующее в контрасте между юношеской застенчивостью и неуклюжестью музыканта и его полным погружением в музыку во время исполнения. Сидя за фортепьяно, он отклонялся далеко назад от инструмента, смотрел завороженно в пространство, а голова его при этом склонялась вбок как бы в мучительном экстазе. Во время стремительных музыкальных пассажей он наклонялся вперед, близко приникая к клавишам и сердито глядя на свои пальцы. Во время финального выступления, когда Клиберн исполнял первый концерт Чайковского, сольное произведение Дмитрия Кабалевского (написанное как пробная работа для конкурса) и третий концерт Рахманинова, аудитория начала скандировать: «Главный приз! Главный приз!» Один из членов жюри Эмиль Гилельс даже ушел за кулисы, чтобы обнять его.

Жюри согласилось с мнением аудитории, и Москва начала праздновать. На приеме в Кремле Клиберна заключил в свои медвежьи объятия Хрущев. «Почему ты такой длинный?» — спросил он. «Потому что я из Техаса», — ответил Клиберн.

Его награда составила 25000 рублей (около 2500 долларов). Правда, из страны ему разрешили вывезти только половину этой суммы. И тут же на него посыпались концертные предложения с обещаниями огромных гонораров.

За концертный сезон 1958-59 годов его доход составил 150000 долларов. Его концерт в Карнеги-Холле с участием Кирилла Кондрашина и симфонического оркестра Symphony of the Air, состоявшийся 19 мая 1958 года, стал повтором программы финального тура конкурса, и его передала в эфир нью-йоркская радиостанция классической музыки WQXR. Клиберн подписал контракт с RCA Victor, и за год был продан миллион пластинок с записью первого концерта Чайковского в его исполнении.

Музыкальный критик Гарольд Шонберг (Harold C. Schonberg) в своем комментарии по поводу записи написал в 1958 году: «Клиберн проявил себя как пианист, чей потенциал превратился в сплав необыкновенной виртуозности и музыкального мастерства». Однако уже тогда у Шонберга были некоторые замечания к музыканту: «Чего ему не хватает в исполнении, так это доведенной до совершенства гибкости, которая приходит только с годами и с опытом выступлений».

В 1959 году была опубликована хвалебная биография Клиберна под названием «The Van Cliburn Legend» (Легенда о Вэне Клайберне), которую написал пианист и композитор Абрам Чейзинс (Abram Chasins) в соавторстве с Виллой Стайлс (Villa Stiles). Чейзинс воспользовался московской победой Клиберна как дубинкой для нападок на американскую систему культуры, которая пренебрегает собственным достоянием.

В конце 1950-х ничто не могло снизить популярность Клиберна. За пару концертов в «Голливуд Боул» он заработал ошеломляющий по тем временам гонорар в 5000 долларов. Он играл в «Мэдисон Сквер Гарден» вместе с Московским государственным симфоническим оркестром перед аудиторией более чем в 16000 человек.

Но его попытки расширить свой репертуар в 1959 году были восприняты не очень хорошо. Выступая в том году в Карнеги-Холле вместе с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под руководством Бернстайна, Клиберн исполнил концерт Моцарта для фортепьяно с оркестром № 25, концерт Шумана и третий концерт Прокофьева. Говард Таубман (Howard Taubman), выступая с обзором программы на страницах New York Times, назвал исполнение концерта Моцарта «почти полным разочарованием». Клиберну удался лишь концерт Прокофьева, написал он, похвалив музыканта за удаль, богатство и четкость исполнения.

В своем обзоре «императорского» концерта Бетховена в исполнении Клиберна с Филадельфийским оркестром под руководством Юджина Орманди (Eugene Ormandy) в 1961 году Шонберг написал: «Это была игра старого-молодого человека, но без напора молодости и без зрелости старости». Клиберн исполнил третий концерт Рахманинова еще раз в 1962 году, когда был открыт зал Эвери Фишера (тогда он назывался филармонический зал). Играл он вместе с Филадельфийским оркестром.

Несмотря на критику, Клиберн пытался расширить свой репертуар, исполняя концерты Макдауэлла и Прокофьева, а также сольные произведения Сэмюэла Барбера (Samuel Barber) (очень непростая соната для фортепьяно), Шопена, Брамса, Бетховена и Листа. Но долгожданное творческое мастерство и зрелость так к нему и не пришли в полной мере. Даже как личность Клиберн, казалось, шел не в ногу. В конце 1950-х этот благодетельный техасец с детским лицом, ведущий трезвый образ жизни и посещающий церковь, соответствовал времени. Но молодым американцам конца 1960-х годов он казался чопорным и занудным представителем ненавистного истэблишмента.

Новый конкурс

Впоследствии многие пианисты пытались повторить путь Клиберна к успеху, участвуя в международных музыкальных конкурсах и стараясь одерживать в них победы. Но многие критики и педагоги начали осуждать такую практику и выражать сомнения в ценности конкурсов, называя их стимулом для развития безликой виртуозности, поверхностного великолепия и безобидных и пресных интерпретаций. Тем не менее, в 1962 году покровители искусств и ведущие бизнесмены из Форт-Уэрта и его окрестностей в честь своего местного героя начали проводить международный конкурс пианистов имени Вана Клиберна. Он остается самым прибыльным и заметным мероприятием такого рода.

В 1978 году Клиберн, которому тогда было 44 года и который к тому времени стал весьма состоятельным человеком, объявил о своем уходе с концертной сцены. Он вместе с матерью переехал в роскошный особняк в окрестностях Форт-Уэрта, где часто устраивались поздние обеды и приемы.

В молодости у Клиберна был непродолжительный роман с однокашником-вокалистом из Джульярдской школы. Но уже тогда он старался не афишировать свою гомосексуальность

В 1966 году он заметно ослабил меры предосторожности, когда в возрасте 32 лет познакомился с Томасом Зарембой (Thomas E. Zaremba), которому в то время было 19

Детали их романтической связи выплыли на всеобщее обозрение в 1996 году, когда Заремба подал на Клиберна в суд, требуя от него выплаты алиментов по гражданскому браку на «многие миллионы долларов», как писала в то время местная газета Форт-Уэрта The Fort Worth Star-Telegram. Заремба, переехавший в Мичиган и ставший распорядителем похорон, утверждал, что за время их длившейся 17 лет связи он был деловым партнером Клиберна и его промоутером, а также помогал ухаживать за его матерью, которая скончалась в 1994 году в возрасте 97 лет. В итоге в иске было отказано.

В 1987 году Клиберн вернулся на концертную сцену, правда, выступал он уже не так часто. Сказывалось напряжение, и стресс дал о себе знать 21 мая 1998 года, когда Клиберн, выступая с местным симфоническим оркестром на открытии концертного зала в Форт-Уэрте и исполняя второй концерт Рахманинова, в конце выступления потерял сознание и упал прямо на сцене. Медики за кулисами дали ему кислород и отвезли в больницу.

«Это был момент страшной паники, — сказал тогда его друг Джон Ардоин (John Ardoin), работавший критиком в The Dallas Morning News. – Причиной стало страшное переутомление и повышенная возбудимость. За два дня до этого Ван давал сольный концерт, и это было первоклассное выступление. Официальное, со смокингами и бабочками, на котором присутствовало все политическое и культурное руководство Техаса. Это сказалось на его самочувствии».

Последний раз Клиберн появился на публике в сентябре. Тогда он выступил в исполнительском зале Форт-Уэрта с речью на концерте, который был посвящен 50-й годовщине создания Фонда Ван Клиберна. Его пережил Томас Смит (Thomas L. Smith), с которым музыкант жил в своем доме много лет.

Клиберн оставил после себя основательное, хотя и не очень обширное музыкальное наследие в виде записей. Критик Шонберг особенно хвалит одну из них. Речь идет о записи третьего концерта Рахманинова, сделанной в Карнеги-Холле во время концерта после конкурса имени Чайковского. Шонберг восхищается техникой исполнения, музыкальной уравновешенностью и «мужественной лиричностью без ненужной эксцентричности».

В своем отзыве Шонберг довольно пророчески заявил: «Что бы ни делал Клиберн дальше, это будет один из величайших моментов в его карьере. И если по какой-то причине он не проявит в полной мере свои потенциальные возможности, ему всегда будет о чем с гордостью вспомнить».

Энтони Томмасини (ANTHONY TOMMASINI)

  1. ИноСМИ.Ru

Примечания

  1. Сам пианист настаивал на таком написании его имени на русском языке. См.
  2. Также встречается написание Вэн Кла́йберн
  3. Jennifer Maloney. . Wall Street Journal on line (February 27, 2013, 12:21 p.m. ET). Дата обращения: 28 февраля 2013.
  4. . Дата обращения: 10 марта 2022.
  5. . Первый канал (22 сентября 2004). Дата обращения: 24 июня 2018.
  6. . Правда.ру (23 сентября 2004). Дата обращения: 24 июня 2018.
  7. . Дата обращения: 17 сентября 2009.
  8. . Дата обращения: 27 февраля 2013.
  9. Van Cliburn (1 марта 2008), . c Scott Simon, Weekend Edition Saturday. National Public Radio. Ft Worth / New York. Проверено 1 марта 2008..

Цена их успеха

О некоторых вундеркиндах неизвестно ничего. Они словно канули в Лету или, спрятав, как страусы, головы в песок, живут тихо. Савелий Косенко в 7 лет писал компьютерные программы, в 11 окончил школу. Сейчас живёт с семьёй в Канаде, возглавляет маркетинговые компании. О родине, где его гнобили учителя и одноклассники, вспоминать не хочет. Обида осталась и у сестёр Анжелы и Дианы Князевых. Школьную программу они освоили за 5 лет, окончили Финансовую академию. Но на работу малолеток не брали, и девушки снова пошли грызть гранит науки. Позже учились в Стэнфорде, Нью-Йорке. Теперь работают обычными финансистами. Ни друзей, ни мужей, ни детей… 

В США также уехал нейрохирург Константин Славин – в 12 лет он поступил в мед, а несколько лет назад возглавил Русско-американскую медицинскую ассоциацию. И Гата Камский, 12-летний чемпион СССР по шахматам и самый молодой (16 лет) гроссмейстер. После проигрыша Анатолию Карпову он десять лет не садился за шахматную доску. Стал юристом, открыл фирму. Юный астроном, автор четырёх научных гипотез Андрей Хлопин в 10 лет попал в Книгу рекордов Гиннесса. Однако это помогало лишь налаживать отношения с девушками. Он же ушёл в юриспруденцию. Ирина Полякова в 5 лет прочитала 26 томов Жюля Верна, в 13 окончила школу и по­ступила на экономфак МГУ. Потом были успешная карьера, неудачи в личной жизни, нарушенная психика. Сегодня она одна растит сына и рада, что он обычный подросток. 

Музыкант-вундеркинд. Скрипач Адам Балдых — о своих творческих поисках
Подробнее

Отдельная глава — о музыкантах. Алёша Султанов уже в год пытался сесть за пианино. В 2 года он начал сочинять мелодии, в 5 – целые композиции. По настоянию родителей-музыкантов Алёша не отходил от инструмента. Позже победил на конкурсе им. Вана Клиберна, много гастролировал. Но после удаления аппендицита стал бояться умереть от… инсульта. Фобия превратилась в паранойю. Перенеся пять приступов, ослепнув на один глаз, в 35 лет Султанов умер от того, чего боялся. 

Наследие

The Wall Street Journal сказал после его смерти, что Клиберн был «культурным героем», который » взлетел до неслыханной славы для классического музыканта в США » Назвав его «редким классическим музыкантом, обладающим статусом рок-звезды», Associated Press после его смерти отметило обложку журнала Time 1958 года, в которой он сравнивался с «Горовицем, Либераче и Пресли в одном лице ».

Спустя год после смерти Клиберна 27 февраля 2014 года в его честь в центре Форт-Уэрта был проведен бесплатный юбилейный концерт. «Это часть идеологии Клиберна — делиться музыкой с широкой аудиторией», — сказал Жак Маркиз, президент Фонда Клиберна. Клиберн дал свое имя Международному конкурсу пианистов, который он рассматривал как собрание классических шедевров, сыгранных молодыми одаренными артистами.

Изюминкой наследия Клиберна был глубоко положительный прием его личности и выступлений в Советском Союзе. во время и после конкурса Чайковского. То же самое можно сказать и о его приеме во время и после холодной войны в Советском Союзе. Согласно Life (1958), ажиотаж и шумиха вокруг новостей о дебюте Клиберна в Москве были для некоторых слишком сильными. Они увлеклись им и не пытались скрыть это. «В отборочных турах, в которых приняли участие 50 молодых пианистов из 19 разных стран, Ван очень понравился публике. Поклонники назвали его Ванюшей. Девочки сопровождали его до отеля. Советские звукозаписывающие компании умоляли его воском что-нибудь. В финале, когда он выбил последние аккорды Третьего концерта Рахманинова, восторженная публика в Москве скандировала «первый приз — первый приз».

Марк Макнамара из San Francisco Classical Voice написал: «Шесть Четырехфутовому 4-дюймовому парню из Шривпорта было 23 года, он был сыном нефтяного директора и выпускником Джульярда, и, судя по всему, в его теле не было ни малейшей кости. Действительно, большая часть его обаяния тогда и во всем его жизнь заключалась в том, что он, казалось, искренне не подозревал об интригах и вражде. Таланты Клиберна были поразительны, и его сердце любило людей и музыку. Это наследие, которое длится долго «.

Что касается последнего Международный конкурс им. П.И. Чайковского (2019), Ван Клиберн по-прежнему остается единственным американцем, выигравшим конкурс по игре на фортепиано. Интересно, что только двое коренных американцев выиграли Международный конкурс пианистов Ван Клиберна за его 58-летнюю историю.

Длительное воздействие

Клиберн внес большой вклад в развитие общества, и одним из его самых больших вкладов стал Международный конкурс пианистов Ван Клиберна.

Лиза Маккормик в журнале Sage Journals (2009) так объясняет конкурс:

Основанный в 1958 году, Cliburn проводится раз в четыре года и открыт для пианистов в возрасте от 18 до 30 лет. Благодаря отборочным прослушиваниям, проводимым в пяти городах мира, 35 пианистов выбираются для участия в конкурсе в Форт-Уэрте, штат Техас, где их выступления открыты для публики и оцениваются авторитетным международным жюри. Начиная с третьего цикла, Клиберн получил право стать членом Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов. (Sage Journals 2009)

Для многих молодых пианистов Клиберн является не только символом таланта и вдохновения, но и другом искусства, который показывает, насколько сильна любовь к музыке и что его влияние на напряженность холодной войны было безусловно, одно из отличительных и уникальных достоинств.

Конкурс имени Чайковского

Широкая и душевная исполнительская манера Вана Клиберна покорила сердца русских слушателей

В роли доброго ангела снова выступила Розина Левина, его преподаватель. Однажды позвонив бывшему ученику, она рассказала ему о готовящемся международном конкурсе музыкантов в Москве. Более того, она предложила Клиберну подготовить с ним программу выступления, и даже смогла выбить ему именную стипендию для поездки в Россию.

Ван Клиберн сразу загорелся идеей поехать в Москву. Сам он рассказывал об этом так:

Победа Вана Клиберна на конкурсе имени Чайковского стала поворотным моментом его музыкальной карьеры. Он просто покорил московскую публику и жюри своим исполнением музыки Рахманинова и Чайковского. Газеты запестрели хвалебными отзывами. Эмиль Гилельс назвал Клиберна «музыкантом редкого дарования и поистине неограниченных возможностей».

П.Владигеров писал о нем:

Фортепианную школу Вана Клиберна с полным правом можно назвать русской, ведь он, как мы помним, учился у выпускницы Московской Консерватории. Может быть, поэтому в полной мере оценить его исполнительское дарование смогли именно русские слушатели. Выразительность и певучесть игры Клиберна, тонкая и искренняя манера исполнения, широта и напевность – все это оказалось понятно и близко русской душе. Ван Клиберн приехал в Москву восторженным юношей, мечтающим увидеть знаменитый собор, а покинул ее известным на весь мир пианистом, любимцем публики. Его триумфальное возвращение в Нью-Йорк, когда толпа устроила ему восторженный прием с дождем из конфетти, навсегда вошло в мировую музыкальную историю.

Дальнейшая судьба

Вся последующая жизнь Вана Клиберна – это попытка угнаться за собственной славой. Он давал огромное количество сольных концертов по всему миру. Чем больше у него было выступлений, тем сильнее становилось общее напряжение. Финансовая и эмоциональная зависимость от музыкального мира требовали почти ежедневного подтверждения права на то, чтобы называться одним из самых знаменитых музыкантов мира. В итоге Клиберн оказался между двух огней: с одной стороны он очень боялся потерять свое по праву занятое место, лишиться известности, с другой – мечтал о расширении своих пианистических возможностей, а для этого нужно было много времени отводить занятиям, работе над техникой, разучиванию нового репертуара.

Финал

Ван Клиберн: «Музыка духовна. Она облагораживает душу. В ней и философия, и драма, и литература, даже математика»

Ван Клиберн очень рано завершил свою концертную деятельность. Несколько лет он вовсе не выходил на сцену. Затем дал несколько концертов в родной Америке, совершил гастрольную поездку в СССР.

В последние годы жизни Клиберн еще несколько раз приезжал в Москву, проводил мастер-классы, был председателем жюри на конкурсе имени Чайковского.

Ван Клиберн умер в феврале 2013 года. Ему было 78 лет.

В заключение приведем фразу знаменитого пианиста Нейгауза, который очень точно подметил все особенности игры Клиберна, а также разгадал, под чьим влиянием сформировался этот музыкальный талант:

Не выдержал организм

До сих пор Ландау – самый титулованный вундеркинд СССР. А ведь «соперники» у него были. Паша Коноплёв в 3 года решал в уме сложные примеры, в 10 как орехи щёлкал физические задачи. А ведь, едва появившись на свет, мальчик подхватил инфекцию, и доктора боялись… слабоумия. Однако из первого класса он перешёл сразу в четвёртый, в 15 лет уже учился в МГУ, в 18 участвовал в создании программы для компьютера БК-0010. Ему предрекали блестящее будущее. Но организм не выдержал нагрузок. Паша пытался покончить с собой. Попал в психбольницу. Там и умер. В 29 лет. 

Ника Турбина в 1980-е годы была едва ли не самой известной девочкой в стране. Она начала писать стихи в 4 года, по ночам, не в силах уснуть из-за астмы. Благодаря поддержке Евгения Евтушенко в 9 лет у неё вышел первый сборник, переведённый на 12 языков. Спустя полгода Ника получила «Золотого льва» на поэтическом фестивале в Венеции. А в 16 лет, после нервного срыва, вдруг сошлась с 76-летним психиатром из Швейцарии. Она пробовала учиться – бросила. Потом были увлечение алкоголем, неудачная попытка свести счёты с жизнью, после чего она заново научилась ходить. Трагедия всколыхнула интерес к поэтессе. Но ненадолго. В один из чудесных майских дней Ники не стало. Говорили: несчастный случай. Но смысла в жизни 27-летняя Турбина, кажется, уже не видела. Восемь дней её неопознанное тело пролежало в морге Склифа… 

Девочка, читающая стихи. Николь Плиева о том, тяжела ли жизнь вундеркинда
Подробнее

В 3 года начала писать картины Саша Путря. Яркие сюжеты придумывала сама, от академической школы живописи, которой её хотел обучить отец, отказалась. Девочка сочиняла стихи, лепила фигуры из пластилина, выжигала по дереву, вышивала. Придумала, как построить дороги без трещин. И даже сделала чертёж, который помог бы людям добраться до Луны… У неё могло быть большое будущее. Но в 5 лет у девочки начались проблемы со здоровьем. Приговор врачей был жесток: острый лейкоз, осталось два месяца. Родители боролись за жизнь Саши, а она в перерывах между больницами рисовала, иногда по 10 часов в день. И прожила ещё шесть лет. Создав в общей сложности 2000 работ. Чтобы в разных странах прошла сотня её персональных выставок. Посмертно… 

Надя Рушева успела сделать больше. Взяв кисть в 5 лет, она могла за вечер нарисовать 36 иллюстраций к сказке о царе Салтане. Девочка не делала эскизы, не пользовалась ластиком. В 12 лет состоялась её первая выставка. Рушева нарисовала эскизы балета «Анна Каренина», иллюстрировала книги 50 авторов. Успешная карьера художника-графика 17-летней девушке была обеспечена. Но однажды она наклонилась, чтобы завязать шнурки, и упала замертво. О врождённом дефекте сосуда головного мозга у Нади не знал никто… 

Статья по теме

«Топливо» для гениев. Как накормить вундеркинда?

Одиночество, неприкаянность, проблемы со здоровьем, сверстниками и родителями, ранний уход из жизни – вот что такое за редким исключением судьба вундеркинда… Максим Трошин из православной семьи с 2 лет страдал от астмы. Помогало справиться с приступами только… пение. С ранних лет он пел в церковном хоре, в 9 стал писать музыку к своим текстам и стихам известных поэтов. Много выступал. В 16 лет посвятил рано ушедшему отцу песню «Погребальный звон», а вскоре тело самого Максима нашли в реке…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: