Оркестровое произведение
Для Равеля «Болеро» — это второе (после «Испанской рапсодии») произведение для оркестра на испанскую тему. Взаимное расположение отдельных частей и строгая последовательность, наблюдающаяся в развитии основной темы, позволили отразить танцевальную стихию, характерную для испанской музыки.
«Болеро» очень быстро стало составляющей репертуара самых крупных мировых дирижеров как развернутая оркестровая пьеса. Нужно отметить, что автор настаивал на том, чтобы она исполнялась как без ускорений, так и без замедлений.
Ученик и исследователь творчества М. Равеля Ролан-Манюэль вспоминал, что композитор дирижировал произведение сухими жестами, в строго выдержанном, очень умеренном темпе.
Одно из первых исполнений «Болеро» посетил выдающийся русский и советский композитор С. Прокофьев, который также отмечал медленный темп дирижирования, назвав его невозмутимым. В 1930 году это произведение в первый раз прозвучало в СССР. В свой репертуар «Болеро» Равеля включила А. Павлова, знаменитая русская балерина.
Гипнотическое воздействие
«Болеро» Мориса Равеля является оркестровым произведением, которое изначально было задумано как музыка для балета. Оно было навеяно народным испанским танцем с одноименным названием. Эта музыка была написана и впервые исполнена в 1928 году. Произошло это в театре «Гранд-Опера» в Париже. 22 ноября там состоялся антрепризный вечер балерины Иды Рубинштейн. Тогда дирижировал оркестром В. Страрам.
Как писал музыковед А. Майкапар, «Болеро» Равеля приобрело необычайную популярность по причине того, что оно оказывало на публику гипнотическое воздействие. А происходило это из-за того, что в произведении имеется неизменная ритмическая фигура, повторяющаяся множество раз. На ее фоне также проводятся не единожды две темы, при помощи которых демонстрируется нарастающее эмоциональное напряжение, и при этом вводится звучание все новых и новых инструментов.
Всего музыка «Болеро» Равеля звучит в продолжение примерно 15 минут. Хотя, если исполнять ее так, как требовал сам композитор (без ускорения, в одинаковом темпе), она может длиться до 18 минут.
Премьерные и ранние спектакли
Композиция имела сенсационный успех, когда ее премьера состоялась в Парижская опера 22 ноября 1928 г., хореография Бронислава Нижинская и дизайн и сценарий Александр Бенуа. Оркестром Оперы дирижировал Вальтер Страрам. Эрнест Ансермет изначально был приглашен дирижировать в течение всего балетного сезона, но музыканты отказались играть под его началом. В программе премьеры был напечатан сценарий Рубинштейна и Нижинской:
У самого Равеля, однако, была другая концепция работы: его любимый сценический дизайн представлял собой обстановку под открытым небом с фабрикой на заднем плане, что отражало механическую природу музыки.
Болеро стала самой известной композицией Равеля, к большому удивлению композитора, который предсказывал, что большинство оркестров откажутся играть ее. Обычно оно исполняется как чисто оркестровое произведение, лишь изредка ставится как балет. Согласно возможно апокрифический По сюжету премьерного спектакля, женщина кричала, что Равель сошла с ума. Говорят, что когда об этом рассказали, Равель заметила, что она все поняла.
Произведение было впервые опубликовано парижской фирмой Durand в 1929 году. Аранжировки произведения были сделаны для пианино соло и фортепианный дуэт (два человека играют за одним фортепиано), а сам Равель аранжировал версию для двух фортепиано, изданную в 1930 году.
Первую запись сделал Пьеро Копполав Париже[нужна цитата ] для Граммофонная Компания 8 января 1930 г. На записи присутствовал Равель. На следующий день Равель провела Lamoureux Orchestra в его собственной записи для Полидор. В том же году дальнейшие записи были сделаны Серж Кусевицкий с Бостонский симфонический оркестр и Виллем Менгельберг с Концертгебау оркестр.
Тосканини
Дирижер Артуро Тосканини дал американскую премьеру Болеро с Нью-Йоркский филармонический оркестр 14 ноября 1929 г. Спектакль имел большой успех, вызвав «крики и аплодисменты публики», согласно одному из Нью-Йорк Таймс обзор, в результате чего один критик заявил, что «именно Тосканини начал карьеру Болеро», а другой утверждал, что Тосканини превратил Равеля в «почти американского национального героя».
4 мая 1930 года Тосканини исполнил работу с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Парижская опера в рамках европейского турне этого оркестра. Темп Тосканини был значительно быстрее, чем предпочитал Равель, и Равель выразил свое неодобрение, отказавшись отвечать на жест Тосканини во время оваций аудитории. Между двумя мужчинами за кулисами после концерта произошел обмен. Согласно одному сообщению, Равель сказал: «Это слишком быстро», на что Тосканини ответил: «Вы ничего не знаете о своей собственной музыке. Это единственный способ сохранить работу». Согласно другому сообщению, Равель сказала: «Это не мой темп». Тосканини ответил: «Когда я играю ее в вашем темпе, это неэффективно», на что Равель парировал: «Тогда не играйте ее». Четыре месяца спустя Равель попытался уладить отношения с Тосканини, отправив ему записку, в которой объяснялось, что «я всегда чувствовал, что, если композитор не принимает участие в исполнении произведения, он должен избегать оваций», а десять дней спустя , пригласив Тосканини провести премьеру своего Концерт для фортепиано с оркестром для левой руки, приглашение, которое было отклонено.
Ранняя популярность
Дело Тосканини стало причина célèbre и далее увеличил Болеро‘слава. Другими факторами известности работы были большое количество ранних исполнений, граммофонных пластинок, в том числе собственных песен Равеля, транскрипции и радиопередачи вместе с фильмом 1934 г. Болеро в главных ролях Джордж Рафт и Кэрол Ломбард, в котором музыка играет важную роль.
Сочинение
Оценка для Болеро (67 страниц)
Произведение зародилось по заказу танцора. Ида Рубинштейн, который попросил Равель сделать оркестровую транскрипцию шести пьес из Исаак Альбенис набор пианино шт, Иберия. Во время работы над транскрипцией Равель узнал, что движения уже были оркестрованы испанским дирижером. Энрике Фернандес Арбос, и это Авторские права закон препятствовал заключению любых других договоренностей. Когда Арбос услышал об этом, он сказал, что с радостью откажется от своих прав и позволит Равель оркестровать пьесы. Однако Равель передумал и сначала решил оркестровать одну из своих работ. Затем он снова передумал и решил написать совершенно новое произведение, основанное на музыкальной форме и испанском танце под названием болеро.
Во время отпуска в Сен-Жан-де-Люз, Равель подошел к пианино и сыграл мелодию одним пальцем своему другу Гюстав Самазеуил, говоря: «Вам не кажется, что у этой темы есть настойчивость? Я попытаюсь повторить ее несколько раз без какого-либо развития, постепенно увеличивая оркестр, насколько это возможно». Было высказано предположение, что этот необычный интерес к повторению был вызван началом прогрессирующая афазия.
Первое исполнение
Как уже указывалось выше, первое исполнение «Болеро» М. Равеля было осуществлено во время выступления Рубинштейн в парижском «Гранд-Опера» в постановке Б. Нижинской. В главной роли была сама Ида, на которой были туфли на каблуках. Она напоминала мечущегося в клетке зверя — самоуверенная, гордая и неутомимая.
Все ее движения были с характерным испанским колоритом, имитировали народный танец и стиль фламенко. А танец, который исполнялся на столе, а также с кинжалами вступали в своеобразную перекличку с балетом «Дон Кихот» в постановке М. Петипа. Хореография в целом склонялась к минималистичности. Декорации к спектаклю были выполнены А. Бенуа.
Всеобщее достояние
Срок действия авторских прав на это произведение истек 1 мая 2016 года во многих странах, но не во всем мире.
Работа является общественным достоянием в Канаде, Китае, Японии, Новой Зеландии, Южной Африке и многих других странах, где срок действия авторского права — «Жизнь + 50 лет». Это также общественное достояние в Европейском Союзе (где срок жизни + 70 лет). В США произведение находится под авторским правом до 1 января 2025 года, поскольку оно было впервые опубликовано в 1929 году с установленным уведомлением об авторских правах.[нужен лучший источник ] Последний оставшийся правообладатель, Эвелин Пен де Кастель, подала ряд требований о том, что работа на самом деле была написана совместно с дизайнером Александром Бенуа. В результате действие авторских прав продлится до 2039 года. Жалобы неоднократно отклонялись французскими судами и французским обществом авторов. Sacem.
Прием
Равель был резким критиком собственной работы. В течение Болеро‘состав, он сказал Хоакин Нин что у произведения «нет формы, собственно говоря, нет развития, нет или почти нет модуляции». В газетном интервью с Дейли Телеграф в июле 1931 года он так отзывался о работе:
В 1934 г. в своей книге Музыка Хо!, Констант Ламберт писал: «Существует определенный предел времени, в течение которого композитор может писать в одном танцевальном ритме (этот предел, очевидно, достигается Равелем к концу La valse и к началу Болеро).»
Литературный критик Аллан Блум прокомментировал в своем бестселлере 1987 года Закрытие американского разума, «Молодые люди знают, что рок лучше половой акт. Вот почему Равель Болеро это единственное произведение классической музыки, которое им широко известно и нравится «.
В статье 2011 г. Cambridge QuarterlyМайкл Лэнфорд отметил, что «на протяжении всей своей жизни Морис Равель был очарован актом творения, описанным в Эдгар Аллан По с Философия композиции. «Поскольку, по его словам, Болеро « традиционным методам музыкального анализа из-за его мелодической, ритмической и гармонической повторяемости», — он предлагает анализ Болеро что «соответствует задокументированным размышлениям Равеля о творческом процессе и эстетических принципах, изложенных в книге По Философия композиции.» Лэнфорд также утверждает, что Болеро Вполне возможно, что Равель была глубоко личной работой. В качестве доказательства Лэнфорд цитирует признание Равель, что ритмы Болеро были вдохновлены машинами фабрики его отца, а мелодические материалы пришли из Berceuse спела Равель ночью его матерью. Лэнфорд также предлагает Болеро проникнуты трагедией, отмечая, что малый барабан «дегуманизирует один из самых чувственно коннотативных аспектов болеро», «инструменты, способные к мелодическому выражению, имитируют машины», и Болеро мелодия последовательно заканчивается нисходящим тетрахорд.
Презентация на тему: » О, болеро, священный танец боя!. Равель Морис Жозеф родился 7 марта 1875 года в небольшом французском городке Сибурне, недалеко от испанской границы.» — Транскрипт:
1
О, болеро, священный танец боя!
2
Равель Морис Жозеф родился 7 марта 1875 года в небольшом французском городке Сибурне, недалеко от испанской границы. Нет ничего удивительного в испанских привязанностях французского композитора. Ведь его мать Мария Делург была испанкой. Равель Морис Жозеф родился 7 марта 1875 года в небольшом французском городке Сибурне, недалеко от испанской границы. Нет ничего удивительного в испанских привязанностях французского композитора. Ведь его мать Мария Делург была испанкой.
3
«Болеро – испанский народный танец. Исполняется в умеренном темпе. Для Болеро характерен ряд постоянно возвращающихся ритмических фигур. Болеро танцуют в сопровождении гитары и барабана, сами танцующие поют и отбивают на кастаньетах сложные триольные ритмы» Из энциклопедии Искусства
4
«Болеро» Мориса Равеля – это симфонический шлягер ХХ века. «Болеро» появилось в 1928 году. На написание «Болеро» Равеля подвигнула Ида Рубинштейн — известная русская балерина, ученица Михаила Фокина, знаменитого русского балетмейстера- новатора. «Болеро» Мориса Равеля – это симфонический шлягер ХХ века. «Болеро» появилось в 1928 году. На написание «Болеро» Равеля подвигнула Ида Рубинштейн — известная русская балерина, ученица Михаила Фокина, знаменитого русского балетмейстера- новатора.
5
По замыслу композитора действие должно было проходить на открытом воздухе: на фоне стены… заводского корпуса! (композитор всегда питал пристрастие к индустриальному пейзажу). По замыслу композитора действие должно было проходить на открытом воздухе: на фоне стены… заводского корпуса! (композитор всегда питал пристрастие к индустриальному пейзажу).
6
Завод, рисовавшийся Равелю в «Болеро», существовал в действительности и находился неподалёку от того места, где композитор приобрёл небольшой дом под Парижем. Гуляя здесь с друзьями, Равель часто говорил, указывая на этот завод: «Завод из Болеро». Завод, рисовавшийся Равелю в «Болеро», существовал в действительности и находился неподалёку от того места, где композитор приобрёл небольшой дом под Парижем. Гуляя здесь с друзьями, Равель часто говорил, указывая на этот завод: «Завод из Болеро».
7
«Болеро» — настоящий композиторский фокус Равеля: из обворожительной темы вырастает образ грандиозный по своим масштабам танец, в котором ощутима «высвободившаяся энергия и воля огромной массы людей». «Болеро» — настоящий композиторский фокус Равеля: из обворожительной темы вырастает образ грандиозный по своим масштабам танец, в котором ощутима «высвободившаяся энергия и воля огромной массы людей».
8
Не случайно эта музыка приобрела национально-патриотическое звучание и стала своего рода «испанской марсельезой» в период гражданской войны в Испании 1936 года. Не случайно эта музыка приобрела национально-патриотическое звучание и стала своего рода «испанской марсельезой» в период гражданской войны в Испании 1936 года.
9
«Болеро» имело оглушительный успех в Европе. Тему «Болеро» напевали всюду – в коридорах отелей, в метро, на улице. Поистине это тема века. Её способен был напеть каждый любитель музыки. «Болеро» имело оглушительный успех в Европе. Тему «Болеро» напевали всюду – в коридорах отелей, в метро, на улице. Поистине это тема века. Её способен был напеть каждый любитель музыки.
10
В равелевском «Болеро» есть и нечто воинственное – в звучании малых барабанов. Барабаны – глашатаи войны. В равелевском «Болеро» есть и нечто воинственное – в звучании малых барабанов. Барабаны – глашатаи войны.
11
Танцуй, Равель, свой исполинский танец. Танцуй, Равель! Не унывай, испанец! Вращай, История, литые жернова, Будь мельничихой в грозный час прибоя! О, болеро, священный танец боя! Танцуй, Равель, свой исполинский танец. Танцуй, Равель! Не унывай, испанец! Вращай, История, литые жернова, Будь мельничихой в грозный час прибоя! О, болеро, священный танец боя! Н. Заболоцкий
12
Болеро Равеля – сочетание навсегда. Музыкальный памятник странному времени между двумя войнами. Нескончаемо текучая фраза, которая никогда не должна кончиться.
13
Спасибо за внимание!