Taxman — из альбома Revolver (1966)
Официальный басист группы THEBEATLES Пол Маккартни впервые продемонстрировал свой шестиструнный талант на альбоме Help! 1965 года, где он сыграл соло-гитару на нескольких треках и исполнил на акустической гитаре свою песню Yesterday. Но ещё более реально он проявил себя как гитарист в этой песне из Revolver 1966 года.
Он сыграл соло на своем Epiphone Casino 1962 года через усилитель 1964 Bassman. Довольно-таки сложный наворот, сыгранный в основном в дорийском миноре с большим количеством pull-off и добавлением едва уловимых индийских интонаций.
Что-то подобное изобразил Джефф Бек в песне Shapes of Things группы THE YARDBIRDS, вышедшей ранее в том же году.
Сам факт, что соло сыграл Маккартни, а не Харрисон, который написал Taxman и был соло-гитаристом THEBEATLES, — это уже целая история.
По словам Джеффа Эмерика, Харрисон два часа изо всех сил пытался записать соло, пока наконец продюсер Джордж Мартин не предложил ему дать возможность попробовать Полу. Соло Маккартни, как объяснил Эмерик, «было настолько хорошим, что Джордж Мартин предложил мне поместить его в песню ещё раз во время фэйд-аута».
Его фрагменты, проигранные задом наперед, были также использованы в треке Tomorrow Never Knows из этого же альбома. Судя по всему, Харрисон не почувствовал себя обиженным. Во время записи Revolver он очень неоднозначно стал относиться к своим же музыкальным амбициям, размышляя о духовности и индийской философии, к которой он в конечном итоге и обратился.
Харрисон: «В те дни, когда мне позволили спеть одну мою песню на альбоме, я подумал: «Так. Отлично. Меня не волнует, кто что играет. Это мой большой шанс». И мне было приятно, что он именно так сыграл соло в Taxman. Если вы заметили, он добавил немного индийских мотивов для меня».
Blackbird — The Beatles (1968)
Маккартни записал красивый акустический аккомпанемент, играя пальцевой техникой на своей Martin D-28. Интересно, что он играет эту изящную последовательность аккордов в классическом гитарном стиле, используя формы аккордов только с двумя пальцами, которые прижимают вторую и пятую струну, двигаясь вдоль грифа и образуя интервалы децима (то есть терция через октаву). Звуки этих двух струн складываются с нотой соль на открытой третьей струне.
Его уникальная техника игры пальцами в значительной степени определяется работой большого пальца, извлекающего басовые ноты, и указательного пальца, который он использует почти что для всего остального, играя вниз и вверх по двум или более струнам. Такой подход приводит к появлению «призрачных», едва слышимых нот, которые эти легкие прикосновения к струнам добавляют в общее восприятие песни. На следующем видео хорошо видны все его технические изюминки.
The End — из альбома Abbey Road (1969)
Соло вопрос-ответ, которое подводит The End к ее эмоциональной кульминации, без сомнения, одно из самых сильных заявлений группы, выраженных через гитару.
Всего 35 секунд трое друзей детства и давних товарищей по группе — Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Джон Леннон — обмениваются гитарными фразами в песне, которая в музыкальном и буквальном смысле представляет собой финал BEATLES, официально распавшихся уже в следующем году.
The End — это грандиозное окончание медли, занимающего большую часть второй стороны Abbey Road. Максимальный эмоциональный всплеск, Маккартни, Харрисон и Леннон, качающие своими гитарами примерно так, как они это делали в своих первых попытках играть рок-н-ролл около 12 лет назад.
«Они знали, что хотят закончить альбом чем-то грандиозным», — вспоминает Джефф Эмерик, знаменитый инженер студии Abbey Road, работавший над альбомом 1969 года. «Первоначально они не могли решить, Джон или Джордж сыграют соло, и в конце концов они сказали: «А давайте все трое сыграют это соло». Это была песня Пола, поэтому Пол начал первым, а затем Джордж и Джон. Это было невероятно. И все было сделано вживую и за один дубль».
«Они примерно продумали, что собираются играть в соло, и исполнение было просто превосходным. Оно звучит абсолютно спонтанно. Когда они закончили, все засияли. Я думаю, что в их сознании они вернулись к своей юности и к тем прекрасным воспоминаниям о начале своей совместной деятельности».
Yesterday — из альбома Help! (1965)
Баллада Пола Маккартни в сопровождении акустической гитары и струнного квартета стала символическим поворотным моментом в карьере BEATLES как группы, поскольку это была их первая песня, в которой кто-либо из четверки (в данном случае — трое) не участвовал в исполнении.
Для этой песни Маккартни настроил свою гитару на один тон ниже (от низкой к высокой — D G C F A D) и исполнил ее, как если бы она игралась в тональности соль-мажор, получив реальный результат в фа-мажоре.
Это было сделано для того, чтобы вокальная мелодия прозвучала в более оптимальном для Маккартни диапазоне, в плане же гитары басовые ноты стали более глубокими и богатыми, а ослабление натяжения всех струн поспособствовало более плотной текстуре аккордов.
A Hard Day’s Night — из альбома A Hard Day’s Night (1964)
Он длится примерно три секунды, но этот вступительный аккорд классического трека эпохи битломании — один из самых узнаваемых музыкальных моментов в рок-н-ролле. Прозвучавший как колокол, он в 1964 году громко заявил не только о выходе нового альбомаTHE BEATLES, но и о начале всеобщей культурной трансформации, которая во многом произошла благодаря великолепной четверке.
Песня была написана для дебютного полнометражного фильма группы A Hard Day’s Night.
Джордж Мартин:
Аккорд сложился в результате одновременного звучания четырех инструментов: 12-струнного Rickenbacker Харрисона, акустической гитары Gibson J-160E Леннона (оба играли аккорд Fadd9 с нотой соль на первой струне), бас-гитары Hofner 500/1 Маккартни на ноте ре (по утверждению Пола, он сыграл её на 12-м ладу своей струны D) и рояля Мартина, игравшего низкие ноты ре и соль.
Получившийся аккорд был технически описан как G7add9sus4, но для миллионов слушателей в 1964 году это был просто звук новой эры.
Not Guilty — из сборника Anthology 1 (1995)
Записанная для Белого альбома 1968 года, но не выпускавшаяся до выхода Anthology 1 в 1995 году, песня Харрисона стала ответом его товарищам по группе, которые посчитали, что их поездка в Индию для изучения трансцендентальной медитации, состоявшаяся с его подачи, была пустой тратой времени.
Не совсем понятно, почему BEATLES, записавшие, по словам Джона Леннона, более 100 версий ритм-секции для этой песни, в итоге не включили её в альбом 1968 года. Гитарная игра Харрисона просто великолепна, от выразительных сольных фраз до звука его гитары, который был получен за счёт помещения его усилителя в одну из специальных эхо-камер студии Abbey Road.
В конце концов, Харрисон перезаписал эту песню для своего сольного альбома 1979 года.
All My Loving — из альбома With the Beatles (1963)
Для этой поп-песни, впитавшей в себя элементы джамп-блюза и рокабилли, Харрисон придумал очень убедительное аутентичное короткое соло в духе Чета Аткинса или Карла Перкинса, которое отчётливо продемонстрировало его знакомство с нэшвиллским стилем электрогитары 50-х годов.
Джордж использует гибридную технику звукоизвлечения (chicken picking — чередование медиатора и пальцев), активно эксплуатирует кантриевские «walk-up» и «walk-down» и рокабилльные дабл и трипл-стопы, красиво и эффектно отслеживая смену аккордов ритм-гитары.
Леннон записал энергичную ритм-гитарную партию, которой он, по его словам, очень гордился, заимствовав идею из песни Da Doo Ron Ron группы CRYSTALS. Но если у последних триольная пульсация ритм-гитары звучит фоном, то Джон вывел её на передний план и превратил в яркую основу.
Dear Prudence — из альбома The Beatles (1968)
Эта композиция 1968 года, возможно, одно из величайших достижений Леннона как гитариста, которое убедительно демонстрирует потрясающий уровень его акустического пальцевого стиля игры к тому моменту.
Узнав у британской поп-звезды Донована новый для себя паттерн, Леннон сходу применил его в таких композициях, как Julia, Happiness Is a Warm Gun и наиболее убедительно — в Dear Prudence, в которой он придумал «воздушную» модальную последовательность аккордов. Гитара Джона настроена в drop-D (от низкой струны к высокой — DADGBE), и он использует обе открытые струны ре (четвертую и шестую) на протяжении большей части песни.
Паттерн же представляет собой следующую комбинацию: пятая струна, четвертая струна, шестая струна, четвертая струна, и повторяется через всю смену аккордов, ненадолго прерываясь лишь в конце каждого куплета.
Let It Be — из альбома Let It Be(1970)
Как известно фанатам BEATLES, существуют три версии соло Джорджа Харрисона для этого трека: оригинал, который он записал в январе 1969 года на своем палисандровом Telecaster (можно послушать на альбоме Let It Be… Naked 2003 года); вторая версия, записанная в апреле следующего года на том же Tele, но через вращающийся динамик Лесли (вышла на сингле Let It Be в 1970 году); и третья, записанная в январе 1970 года на гитаре Gibson Les Paul (вышла на альбоме Let It Be в 1970-м).
При всей красоте первых двух, третья — просто великолепна, это соло, которое поднимает драматизм всей песни на значительно более высокий эмоциональный уровень.
«Let It Be» (1970)
К началу 1970 года участникам квартета стало окончательно ясно, что история BEATLES закончилась. Правда, остался музыкальный материал, который создавался для очередного «битловского» фильма еще в 1969-м (до «Abbey Road»), да так и не был реализован в виде альбома.
Красивым и грустным финальным аккордом легендарного коллектива стала песня под символическим названием «Пусть будет так». 4 января 1970 года к ней были дописаны последние партии бэк-вокала, исполненные Джорджем, Полом и его женой — Линдой.
В трудные минуты моей жизни ко мне приходит Мать Мария И говорит мудрые слова: «Пусть так и будет».
И хотя многие увидели в словах «Mother Mary» намек на Деву Марию, Пол Маккартни всегда говорил, что имел в виду свою мать — Мэри Маккартни — умершую от рака в 1956 году, когда Полу было всего 14 лет. Его брат Майкл считал, что именно смерть матери образовала в душе Пола ту пустующую воронку, которую заняла гитара и музыка.
П. Маккартни: «Перед тем как создать песню «Let It Be», у меня был период глубокой депрессии. Думаю, что в значительной мере из-за наркотиков. Я шатался по ночным клубам, цепляя девочек. Под верхним слоем такой бурной жизни была пустота. Вспоминаю одну ночь, когда я, лежа в кровати, почувствовал себя по-настоящему плохо. Потом мне приснился сон. Мне снилась мать, которая умерла много лет назад. Мама сказала: «Все будет хорошо, не волнуйся, все образуется». И на душе вдруг стало удивительно легко… После той ночи я и написал «Let It Be».
Спустя 27 лет эта мелодия будет сопровождать еще одну трагедию — церковный хор исполнит «Let It Be» на похоронах Линды Маккартни, которую свел в могилу всё тот же рак.
«Пусть так и будет» — под этим названием вышли последний сингл, последний альбом и последний фильм группы. Пути тех, кто навсегда изменил лицо рок- и поп-музыки, разошлись. Но BEATLES всегда останутся в истории великой группой — одним из главных детонаторов той музыкальной и культурной революции, которая произошла во второй половине 1960-х.
And I Love Her — из альбома A Hard Day’s Night (1964)
Этот трек порой оказывается в тени более новаторских песен BEATLES, но в And I Love Her группа продемонстрировала гармоническую изысканность и великолепную аранжировку. Харрисон, начиная со второго куплета, играет арпеджио на своей классической акустической гитаре Ramírez 1964 года с нейлоновыми струнами, а Маккартни очень тонко добавляет песне разгона своей басовой партией в стиле соул.
Модуляция на полтона вверх во время соло усиливает драматизм. Финальный аккорд ре мажор взамен ре-минора добавляет песне эмоционального подъема — в соответствии с оптимизмом её текста.
«Hey Jude» (1968)
«Это как две песни, старина. Сначала идет сама песня, а потом — „на-на-на“. Круто». Так сказал Мик Джаггер Полу Маккартни по поводу его новой песни «Hey Jude».
С названием песни была связана одна курьезная история. Как-то, прогуливаясь по Бейкер-стрит, Пол нацарапал «Hey Jude» на стене одного из магазинов — решил что-то вроде рекламы сделать (ну, пацан пацаном, право слово!). Каково же было его удивление, когда вскоре ему позвонил разъяренный хозяин магазина и сказал, что за подобные антисемитские надписи, он попросит сыновей хорошенько всыпать Маккартни, даром что тот знаменитость. Полу потребовалось немало усилий, чтобы убедить звонящего, что слово «Jude» никакого отношения к евреям не имеет.
На самом деле поводом для написания очередного хита стал широко освещаемый СМИ бракоразводный процесс Джона Леннона и его первой жены Синтии. Ситуация была малоприятная, и Маккартни, как старый друг семьи, всячески старался их поддержать. «Hey Jude» стала своеобразным обращением к наиболее пострадавшей стороне — маленькому Джулиану Леннону, и сначала называлась «Эй, Джул».
П. Маккартни: «Я считал, что как друг семьи я обязан бывать в Уэйбридже, и старался подбадривать их, навещать. От моего дома до них было около часа езды. Я всегда выключал радио и пытался сочинять песни, пока ехал. И как-то я начал петь: „Эй, Джул, не переживай, возьми печальную песню и сделай ее лучше…“ Это были оптимистичные, полные надежды слова, обращенные к Джулиану: „Да, дружище, твои родители развелись. Понимаю, тебе горько, но со временем тебе станет легче“. В конце концов, я поменял „Джул“ на „Джуд“. Одного из персонажей „Оклахомы“ звали Джудом, мне нравилось это имя».
Д. Леннон: «Он говорил, что это песня о Джулиане, моем сыне. Пол знал, что я развожусь с Син и расстаюсь с Джулианом. Он приехал, чтобы повидаться с Джулианом, он вел себя с ним, как добрый дядюшка. Пол всегда умел ладить с детьми. Вот он и привез песню „Hey Jude“. Но я всегда считал ее песней обо мне».
«Битлы» решили подойти к записи песни со свойственным им размахом. Для сопровождения финального «на-на-на» пригласили целый оркестр. Когда оркестр отыграл, продюсер Джордж Мартин попросил «классиков и современников» ещё и подпеть, и в ладоши похлопать. Сперва оркестранты возмутились — мол, мы музыканты, а не сводный хор баптистов. Но когда Мартин предложил заплатить за это сверхурочные, большинство музыкантов тут же уняли гордость, и хор состоялся.
Необычная песня с двумя куплетами, двумя припевами и длительным оркестрованным финалом в конце получилась, ни много ни мало, семь минут. В те времена такие длинные песни не годились ни для синглов, ни для ротаций по радио, что и поспешил объяснить «битлам» Джордж Мартин. На что Джон Леннон нагло заявил: «Куда эти ди-джеи денутся? Они будут крутить любой сингл, если это сингл BEATLES».
Оставалась проблема, как вместить длинную песню на сингл, рассчитанный на 4 минуты максимум. Звукоинженеры объяснили, что втиснуть-то можно и больше, но тогда будут потери в громкости.
«Hey Jude» вышел 26 августа 1968 года, и поначалу радио-диджеи действительно крутили сингл крайне неохотно. До тех пор, пока разгневанный народ не замучил их письмами и звонками. Леннон оказался прав — BEATLES теперь могли диктовать музыкальному бизнесу свои условия.
Спустя месяц «Hey Jude» привычно возглавил хит-парады по обе стороны Атлантики.
«Michelle» (1965)
На одной из пресс-конференций Пол Маккартни рассказал следующую байку о возникновении песни про прекрасную Мишель: «В те времена на вечеринках я любил представляться французом. Мне казалось, что так будет легче знакомиться с девушками». «И это помогало?» — спросили его. «Нет», — отвечал лукавый Маккартни.
В итоге французские забавы певца нашли воплощение в прелестной балладе, где герой-англичанин пытается очаровать француженку, а словарного запаса у него хватает ровно на то, чтобы проблеять «ма бэль» (фр. «Моя прекрасная»). Но герой уверен, что языковые проблемы — не препоны для любви, и если упорно повторять «ма бэль» и «ай ловью», девушка сдастся.
Какие только легенды не выдумывал народ, выискивая прототип «бэль Мишель»! То говорили, что это — актриса Мишель Мерсье («звезда» серии фильмов про Анжелику), то рассказывали леденящую душу историю о французской девушке, растоптанной толпой на концерте (другой вариант — стюардесса, тоже растоптанная фэнами BEATLES, но уже на аэродроме).
Конечно, не было ни актрис, ни затоптанных девиц. А Маккартни, как выяснилось, даже двух строчек по-французски сам не мог сочинить. И как это он раньше под француза «косил»?
П. Маккартни: «Мишель — всего лишь имя. Я чувствовал, что песня „Michelle“ должна звучать на французский манер (имитирует Шарля Азнавура). Жена моего друга преподавала французский язык, и я попросил ее наговорить несколько фраз, из которых выбрал наиболее удачные сочетания слов».
Д. Леннон: «Я написал восемь тактов в средней части „Michelle“, одной из песен Пола. Как-то он напел мне первые несколько тактов и спросил: „Ну и как мне быть дальше?“ Я слушал Нину Симон, кажется, песню „I Put A Spell On You“, и там была строчка, в которой повторялось: „Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя“. Я и предложил вставить это в середину: „I love you, I love you, I lo-o-ove you“. Моим вкладом в песни Пола обычно становились блюзовые интонации. В противном случае „Michelle“ стала бы чистой балладой. Он привносил легкость и оптимизм, а я — печаль, диссонансы, грустные блюзовые ноты».
На сингле «Michelle», как и «Yesterday», в Англии не выходила. Что не помешало ей получить в 1966 году «Грэмми», как лучшей песне года.
Here Comes the Sun — из альбома Abbey Road (1969)
Харрисон использовал для этой песни «ковбойские» аккорды с каподастром на седьмом ладу. Гитарист дублирует и обыгрывает свою же запоминающуюся синкопированную вокальную мелодию, вставляя ее в аккомпанемент, сыгранный на акустической гитаре.
Он применил здесь технику «picky-strummy», когда медиатор, не останавливаясь, мягко движется вдоль струн вверх-вниз-вверх и напоминает маятник, если смотреть сбоку.
Подобным образом позже сыграет Нил Янг в песне The Needle and the Damage Done.
Высокий тембр достигнут за счет использования каподастра. Песня играется так, как если бы она была в тональности ре-мажор, но при этом звучит в ля-мажоре, то есть на квинту выше. Гитара звучит почти как мандолина, такой эффект Боб Дилан задействовал в Blowin’ in the Wind (также с каподастром на седьмом ладу).
Girl — из альбома Rubber Soul (1965)
Джон Леннон поставил каподастр на восьмой лад своего Gibson J-160E, чтобы сделать звук похожим на итальянскую мандолу, придав песне цыганскую задумчивость. В третьем куплете Харрисон усилил этот эффект, добавив на ленноновской 12-струнке Framus Hootenanny мелодию, похожую на мандолинную.
Но завершающим штрихом стало финальное соло, когда вошла третья акустическая гитара, сыгравшая мелодию в греческом стиле со звуком, похожим на бузуку, и это еще больше подчеркнуло ретроспективную ауру песни. Британская группа THE HOLLIES скопировала идею в своем хите Bus Stop, который вышел примерно шесть месяцев спустя.
Michelle — из альбома Rubber Soul (1965)
Еще один яркий пример безусловного дара Пола Маккартни к сочинению песен. Он использовал во вступлении Michelle стандартную прогрессию «минор-дроп», которую также можно услышать в And Your Bird Can Sing и All My Loving.
Во втором такте куплета Джон играет аккорд 7 # 9, который Харрисон ранее задействовал в соло для Till There Was You.
Леннон, кстати, позже приспособил этот выразительно звучащий аккорд в песню Sexy Sadie. Он, Маккартни и Харрисон получили аккорд от их друга — местного ливерпульского гитарного героя по имени Джим Гретти и окрестили его «аккордом Гретти».
Сейчас 7 # 9 во многих учебниках и в интернете именуют «аккордом Джими Хендрикса», также его можно встретить и у Блэкмора в раннем DEEP PURPLE, например, в Wring That Neck или Strange Kind Of Women.
Helter Skelter — из альбома The Beatles (1968)
Не будет преувеличением сказать, что в этом треке Пол Маккартни изобрёл хэви-метал.
Для этого он снял с себя свои басовые обязанности и взял в руки гитару Fender Esquire, чтобы выдать по тем временам совершенно новую, не похожую ни на что доселе сыгранное, гитарную партию, а Харрисон добавил огня на Les Paul Standard 1957 года, подаренном ему Эриком Клэптоном.
Но, возможно, лучший здесь Леннон, сыгравший басовую линию на баритон-гитаре Fender Bass VI. Немного небрежная, но очень вдохновенная игра энергично толкает песню вперед и обеспечивает яркую ритмическую основу.
Revolution — би-сайд сингла Hey Jude (1968)
В 1968-м, когда был записан этот трек, эффект дисторшн уже хорошо зарекомендовал себя среди гитаристов, но никто до этого не использовал его, доводя до крайности, как это сделали в данном случае BEATLES.
Инженер Джефф Эмерик рассказывает, что Леннон пытался увеличить искажения, перегружая усилитель ещё во время сессий Revolution 1, более медленной версии песни, которую BEATLES записали в мае и июне 1968 года. Эмерик стал помогать ему, перегрузив микрофонный предусилитель, через который записывалась гитара Леннона, но даже этого было недостаточно для Джона, который сказал инженеру: «Нет, нет, я хочу, чтобы эта гитара звучала ещё грязнее!» Эта версия песни позже оказалась на альбоме 1968 года The Beatles.
К моменту июльской записи Revolution Эмерик сообразил, что он может еще больше исказить сигнал, подключив гитары Леннона и Харрисона без микрофонов прямо в микшерный пульт через директ-боксы, перегрузив входной предусилитель и послав затем сигнал на второй перегруженный предусилитель.
«Я помню, как я входил в диспетчерскую, когда они ее наяривали, — вспоминает инженер студии Abbey Road Кен Скотт. «И там были Джон, Пол и Джордж, все в диспетчерской, и все подключены напрямую — просто играли прямо в пульт. Все гитарные искажения были получены за счёт перегрузки микрофонных усилителей в рэке».
Как отмечает сам Эмерик в своих мемуарах 2006 года, это не было подвигом — перегруженные предусилители могли вызвать перегрев студийного микшера с ламповым питанием. «Я не мог не думать об этом: если бы я был менеджером студии и видел, как это происходит, я бы себя уволил за такие штуки».
Именно эта более поздняя запись на деле вышла раньше первой, став би-сайдом сингла Hey Jude.
Клип Michelle The Beatles
Давайте смотреть импровизированный видеоклип к песне Michelle легендарной рок-группы The Beatles.
Вопросы и ответы о Michelle
О ком песня Michelle группы The Beatles?
Вопреки расхожему мнению, у героини песни не было прототипа в реальной жизни. Это плод фантазии авторов. Назвать её Мишель предложила жена преподавателя французского языка, который помогал участникам группы работать над словами песни.
Интересные факты
- Маккартни до сих пор хранит гитару Zenith, на которой сочинил мелодию Michelle.
- Пол как-то сказал, что мелодия Michelle написана в стиле Чета Аткинса.
- В честь песни Michelle была названа американская певица Мишель Бранч (Michelle Branch).
I’m Only Sleeping — из альбома Revolver (1966)
Потрясающее гитарное соло Харрисона, записанное задом наперед в этой песне Леннона — один из его лучших гитарных моментов в Revolver 1966 года.
Ещё в предыдущем году он использовал педаль экспрессии для создания нарастающего звука, похожего на эффект ленты, проигранной на магнитофоне в обратном направлении, на нескольких треках, в том числе на Yes It Is и I Need You.
Но в I’m Only Sleeping Харрисон хотел услышать свою гитару полностью наоборот — идея, наверняка вдохновленная вокалом Леннона на Rain, записанным в конце песни подобным образом.
Но вместо того, чтобы просто импровизировать гитарное соло, пока трек воспроизводился задом наперед, он подготовил для песни соло на пять тактов и попросил Джорджа Мартина проиграть их для него в обратном направлении. Затем он выучил то, что получилось и исполнил вновь полученный вариант, в то время как лента двигалась задом наперед.
Получилось соло, которое как бы выползает из глубины песни, наполняя её размытой, сюрреалистической, сказочной атмосферой. После этого идею Харрисона скопировали психоделические рокеры ELECTRIC PRUNES в своем хите 1966 года Had Too Much to Dream (Last Night) и Джими Хендрикс, использовавший идею с ещё большим эффектом в Castles Made of Sand.