Как научиться читать ноты для пианино

Новости музыкального оборудования

  • Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c
    09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet…

  • Дебютные микрофоны Universal Audio
    22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,…

  • Портативный рекордер Zoom F3
    21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых…

  • Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами
    20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком…

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс…

Нотные элементы

Сами ноты изображаются на пяти линях – это стан, они ведут отсчёт снизу вверх, и сами нотки тоже идут в таком порядке. Тем самым, показывается — выше нота на стане, её звучание будет выше, рисуются сами нотки на стане, или между ними.

  • Но в самой начале строчки, рисуется красивый, непонятный символ – Скрипичный ключ, это центральный элемент. С его помощью определяется принадлежность нот к первой октаве, то есть к основной. Происходит скрипичный ключ от латинской буквы G, от того и причудливая завитушка.
  • Противоположный ему элемент, в нотной грамоте – Басовый ключ. Он показывает принадлежность нот к более низкой октаве, соответственно звуки тоже ниже. Чаще всего, в басовом, играются партии для левой руки;
  • Одна из важных особенностей, помимо, какая нота играется, как долго она звучит. Все ноты обычно целые и идут на протяжении всего такта. Он является отрезком звучания мелодии, давая небольшую паузу и возможный переход на другую тональность, октаву. Также двойная более жирная тактовая черта, ставиться в конце произведения, тем самым сообщая о его окончании;
  • Размер такта – подобно пассажирскому вагону, в котором может поместиться только определённое количество людей. Взглянув на ноты, Вы увидите сразу после скрипичного ключа цифры, похожие на обозначения дробей. Они показывают частоту сильной доли произведения. Цифра вверху, говорит о том, сколько в такте долей, а нижняя, их длительность. Самый распространённый размер 4/4, но не будем перегружаться впервые уроки знакомства с музыкальной грамотой;

  • Кроме чистых нот, на белых клавишах, есть и их производные. Называются они – диез, бемоль. Обычно ставятся в начале строки, после ключей, или перед какой-либо определённой нотой. К примеру, этот диез относиться к фа и повышает данную ноту на пол тона вверх, на чёрную клавишу;
  • Аналогично с бемолем, его значок ставиться перед необходимой нотой, но звук понижается на пол тона вниз.

Дополнительные обозначения для нотации бас гитары

Обозначения для записи аппликатуры и позиций на грифе:

  1. Римскими цифрами над нотами обозначаются позиции. Позицией обозначается лад на грифе на который нужно поставить указательный палец левой руки . Например цифра означает третью позицию, — седьмую и т.п.
  2. Арабскими цифрами обозначается аппликатура левой руки (для правшей): — указательный палец (index finger), — средний (middle finger),  — безымянный (ring finger),   — мизинец (pinkie),  — открытая струна (open string).
  3. Обозначение пальцев правой руки (как и левой) полностью заимствовано из классической гитары: — большой палец, — указательный, — средний, — безымянный.

Стоит заметить, что предыдущие обозначения встречаются в основном в советских школах и учебных пособиях. Они будут полезны начинающим бас гитаристам для более точного описания приемов игры. Для более менее опытного бас гитариста они не несут особой ценности, и тем более вы не встретите их в профессиональных оркестровых партиях.

В зарубежных нотных изданиях вы можете встретить несколько непонятных обозначений. Давайте с ними разберемся:

— импровизированное заполнение на усмотрение исполнителя;

— не играть;

— припев;

— куплет;

(no chord) — аккорд отсутсвует;

На этом пока все! Надеюсь эта информация была для вас полезна. Если я что-то упустил, то оставляйте свои комментарии, а я дополню статью.

СохранитьСохранить

Табулатуры как вспомогательная нотация

Поскольку бас гитара является струнным инструментом, то возможно также использование вспомогательной записи, а именно табулатур. Табулатурный «нотоносец» — это графическое представление грифа. Он выглядит подобно стандартному, но имеет важные отличия. Каждая линейка обозначает отдельную струну. Обычно табулатура для бас гитары имеет четыре линейки, но может также иметь пять или шесть (по количеству струн). Также в табулатуре вместо нот используются цифры, которые обозначают лад, на котором следует прижимать струну.

Получите pdf файл с нотами и табулартурами партии бас гитары из вашей любимой песни в течение нескольких дней. Уже снято более 40 песен для довольных клиентов.

О достоинствах и недостатках табулатур можно почитать здесь.

Длительность нот и их звучание

Сама нотка состоит из основной части, это овал, который может быть прозрачным, либо заштрихованным, указывает на какую ноту играть. Приставленная тонкая вертикальная линия к головке, это есть штиль. Рисуется справа, если направлена линия вверх, и если вниз – слева от ноты, уменьшая загромождение знаков.

Все эти перечисленные элементы, сообщают музыканту о длительности нот, которые измеряются в тактах, долях. Разберём каждую единицу измерения:

  • Начнём с самой длительной и долгой ноты – целая. Она изображается в виде пустого овала без пририсованного штриха и приблизительная длительность его нажатия, звучания, около четырёх секунд.
  • Следующая по длительности после целой, идёт половинная и она в два раза меньше её, а именно, звучание равно двум секундам. Записывается прозрачным овалом, но уже со штилем.
  • Длительность в одну секунду – четвертная нота, изображается она, почти как половинная, но уже с закрашенным овалом.
  • Нотка с закрашенным овалом и штрихом, но с хвостиком, называется восьмая, её длительность составляет пол секунду, то есть за одну секунды, играется две восьмые.

Или для удобства, их объединяют таким образом:

Нотки, чья длительно ещё более короткая восьмых, именуются шестнадцатыми, за секунду, получается, сыграть четыре раз

Вы также можете обратить внимание на точки рядом с нотами, она свидетельствует о дополнительной длительности, и увеличивает в полтора раза её. Паузы в нотной грамоте также имеют длительность и обозначения

По аналогии длительности нот, на стане называются:

  1.  Целая ;
  2.   Половинная ;
  3. Четвертная;
  4. Восьмая;
  5. Шестнадцатая.

Откуда появились символы других ключей

Современная классическая пятистрочная нотация использует следующие типы ключей: солевой ключ, клавиша fa и клавиша to. Обозначающие их символы происходят от латинских букв, которые использовались для написания соответствующих примечаний.

Клавиша «соль» происходит от латинской буквы G, клавиша «fa» происходит от упрощенного обозначения латинского F, а клавиша «а» — от латинского C, обозначающего ноту «а».

Настоящее произведение искусства в мире аудиоплееров — FiiO X7 II

За вывод звука отвечает восьмиканальный ЦАП с компенсацией гармонических искажений. Три отдельных генератора кварцевой частоты обеспечивают бескомпромиссный звук. На выходе — совершенно новый усилитель с обычными и симметричными выходами.

Гаммы и аккорды

       Музыку сочиняют талантливые люди. Знают они ноты, или нет, никого не касается. Здесь же идет речь не о творчестве, а о записи. Прочитав эту страничку, Вы не научитесь писать музыку или придумывать аккомпанемент. Но Вы по крайней мере будете понимать, как строятся аккорды, из чего они состоят и как записываются. За более глубокими знаниями надо идти на более серьезные сайты.

C

C#

Dь

D

D#

Eь

E

F

F#

Gь

G

G#

A

B

H

C

C#

Dь

D

D#

Eь

E

F

F#

Gь

G

G#

A

B

H

До

До#

Реь

Ре

Ре#

Миь

Ми

Фа

Фа#

Сольь

Соль

Соль#

Ляь

Ля

Ля#

Сиь

Си

До

До#

Реь

Ре

Ре#

Миь

Ми

Фа

Фа#

Сольь

Соль

Соль#

Ляь

Ля

Ля#

Сиь

Си

Вы видите таблицу. На самом деле это не просто таблица, это кусок лестницы. Хроматической лестницы. Вы как бы смотрите на нее сверху. Каждая ступенька – нота. Каждая следующая нота выше предыдущей на полтона. Или ниже следующей на полтона. Поэтому некоторые ноты имеют по два названия.

Пример. Первая ступенька – до, третья – ре. Вторая – выше на полтона, чем до, т.е. до-диез, и ниже на полтона, чем ре, т.е. ре-бемоль.

До-диез и ре-бемоль – одна и та же нота.

У нот несколько названий. Можно сказать До, а можно C.  Можно сказать Си, а можно – Н. Американцы вместо H могут написать В. Это их дело.

Вы, наверное, замечали, что музыка каждого народа имеет свои отличия. Как бы на свой лад. Венгры поют не так, как грузины, арабы – не так, как корейцы. У каждого народа свой набор излюбленных, привычных для слуха нот. Этот набор так и называется – лад народной музыки. Если в каждом ладу его ноты поставить по порядку, будет гамма этого лада.

Некоторые лады из народных стали международными, например, мажор или минор. Причем и мажоров, и миноров несколько. Когда–то каждый лад принадлежал какому-то народу, потом пути их разошлись, сошлись, немножко изменились и стали общими.

Итак, гамм, то-есть упорядоченных наборов нот данного лада, довольно много. Гамму каждого лада можно представить как гребенку с частично выломанными зубьями. Иногда оставшихся зубьев семь, иногда пять. И расположены они по-разному.

Иногда в гамме ноты идут вверх по одной гребенке, а вниз – по другой.

Вот гребенка одного из мажорных ладов. Гамма натурального мажора. В отличие от нашей таблицы здесь ступени разные. Причем нумерованные. Первая ступень – тоника. К какой ноте на лестнице эту гребенку единичкой приложишь, так и будет называться и тоника, да и вся гамма. Еще раз прошу заметить, что расстояния между ступенями гаммы разные.  И еще раз напоминаю, что никто эту гребенку не изобретал, она сама такой стала. И то не сразу.

Гамма мажорного лада

Мажорная
гамма

1 2 3 4 5 6 7

Приложим эту гребенку к нашей лестнице, например, к ноте до. Получим гамму до мажор. Доремифасоль, как говорится. Лестница та же, что и наверху, только в ней меньше ненужной сейчас информации. Итак, прикладываем гребенку мажора:

Гамма мажорного лада

Мажорная
гамма

1

2

3

4

5

6

7

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

Теперь приложим приложим к ноте фа-диез. Получим гамму фа-диез мажор

Гамма мажорного лада

Мажорная
гамма

1 2 3 4 5 6 7

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

Обратите внимание: седьмая ступень гребенки попала на ноту фа. Но в данном случае это не фа, а ми-диез. Звучит, впрочем, одинаково

Даю еще несколько гамм для разных ладов. Просто для ознакомления

Звучит, впрочем, одинаково. Даю еще несколько гамм для разных ладов. Просто для ознакомления.

Гамма фригийского лада

1

2

3

4

5

6

7

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

Вот гребенка гаммы фригийского лада.

Гамма миксолидийского лада

1

2

3

4

5

6

7

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

Вот гребенка гаммы миксолидийского лада

Ну, и так далее. Следует помнить, что специальной гребенки для музыкальной рекламы памперсов пока нет. Хотя люди, которым другой музыки не требуется, уже есть.

Сейчас владеть разными ладами престижно. Некоторые успешные рок-музыканты похваляются, что знают все. И все употребляют.

В гамме не все звуки равны. Первый, нижний, – главный. Какой первый звук, такая и гамма. Между остальными звуками тоже есть иерархия. Одни звуки как бы тянутся к другим.

Про гаммы пока все. Играть их надо, но это – для особо продвинутых. Для тех, кто хочет уметь играть на гитаре.

Углубляясь в динамику

Теперь, когда мы знаем немного больше о ритме и мелодии, давайте рассмотрим, как мы можем использовать определенные символы для чтения нот и игры с динамикой.

Ритм и мелодия лежат в основе музыки, но динамика — это то, где живет
душа
.

Давайте посмотрим на фотографию выше. Мы видим, что под одной из нот в этой фразе стоит знак ударения (>). Этот знак ударения говорит нам о том, что на этой ноте нужно сделать немного больше акцента.

Мы также можем использовать различные буквы для обозначения динамики.

Динамические письма

При изучении нотной грамоты часто встречаются буквы, обозначающие динамику. Эти буквы говорят нам, насколько тихо или громко нужно играть в тот или иной момент времени. Обычно композитор пишет букву, чтобы сообщить музыканту о своем намерении.

Некоторые из наиболее распространенных динамических букв включают

F, M

, и

P

.

  • F
    означает «forte» или «громко».

  • P
    означает «piano» или «soft».

  • М
    означает «меццо» или «средний».

Вы также можете поставить
M
перед
F
или
P
, чтобы сказать игроку «средне-громкий» или «средне-мягкий».

Крещендо и декрещендо

Еще несколько важнейших динамических символов, на которые следует обращать внимание при чтении музыки, — это
крещендо
и
декрещендо
, иногда называемые «диминуэндо»

These stretched out «>» and»<» symbols represent gradual changes in volume over time.

Если при чтении музыки вы видите символ
крещендо
, это означает, что звук
постепенно
становится
громче
.

Когда при чтении музыки вы видите символ
decrescendo
, это означает, что вам нужно
постепенно смягчать
звук.

Связывая это с тем, что мы узнали выше, мы иногда видим символ форте
(F
) с декрещендо, которое переходит в символ пиано
(p
), что говорит о постепенном переходе от громкого к тихому. Вы также можете встретить такое расположение наоборот — от тихого к громкому.

Специальная маркировка

Иногда на музыкальных произведениях можно найти специальные пометки или инструкции. Пусть это вас не пугает.

Часто они появляются потому, что аранжировщик или композитор не смог найти правильный музыкальный символ, чтобы выразить то, что он хотел от игрока. Истинная красота музыки заключается в том, что у нас есть условные обозначения, позволяющие нам легко общаться друг с другом, а воображение не имеет границ.

Если вы хотите, чтобы саксофонист сыграл определенную ноту с
рычанием
, вы можете это записать.

Если вы хотите, чтобы скрипач прошел определенный пассаж
причудливо
, у композитора есть возможность сказать это!

По мере того, как вы будете все больше и больше совершенствоваться в умении читать музыку, вы столкнетесь с этими дескрипторами, которые можно интерпретировать, предлагая вам шанс вдохнуть жизнь в музыку, которую вы играете, своим собственным особым способом.

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать

Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.

Как считать длительности:

1

Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2

Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3

Четвертная – тянется на «раз и».
4

Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5

Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.

Длительности (обозначения):

  • Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
  • Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
  • Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
  • Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
  • Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
  • Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
  • Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.

Объединение нот в группу:

  • 1 ребро – восьмые.
  • 2 ребра – шестнадцатые.
  • 3 ребра – тридцать вторые.
  • 4 ребра – шестьдесят четвертые.

Вот как это выглядит:

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

  • Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
  • Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки .

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бумбокс студия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: